10.1 основная литература:
История европейского искусствознания. От античности до конца XVIII века, М., 1963.
История европейского искусствознания. Первая половина XIX века, М., 1965
История европейского искусствознания. Вторая половина XIX века, М,, 1966
Базен Жермен. История истории искусства. От Вазари до наших дней, М.,1995
Арсланов В. Г. Теория и история искусствознания. Античность. Средние века. Возрождение. М., 2015. – 436 с.
Арсланов В. Г. Теория и история искусствознания. Просвещение. Ф. Шеллинг и Г. Гегель. М., 2013 – 421 с. (в электронном виде).
Арсланов В. Г. Теория и история искусствознания. Формальная школа. М., 2014 – 344 с. (в электронном виде).
Арсланов В. Г. Теория и история искусствознания. Духовно-исторический метод. Социология искусства. Иконология. М., 2014 – 274 с. (в электронном виде).
Арсланов В. Г. Теория и история искусствознания. Постмодернизм. М., 2014. – 257 с. (в электронном виде).
Гильдебранд А, Проблема формы в изобразительном искусстве и собрание статей. М., 1914. (есть переиздание 1991 года)
Вельфлин Г. Основные понятия истории искусства. М., 1930 (переиздание- М., 2002)
Вельфлин Г, Истолкование искусства. М., 1922
Дворжак М. Очерки по искусству средневековья. М., 1934
Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. М., 1998
Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб., 1999.
Зедльмайр X. Проблемы интерпретации// Искусствознание 1/98. 1998 Зедльмайр Х. Искусство и истина //Искусствознание 2/98. 1998
Зедльмайр Х. Искусство и истина: Теория и метод истории искусства. СПб., 2000.
История европейского искусствознания. Вторая половина XIX еека — начало XX века, т. 1-2, М., 1969.
Современное искусствознание Запада о классическом искусстве. Очерки. Под ред. А.Д Чегодаева. М, 1977.
Современное искусствознание за рубежом. Очерки. Под ред. Б.Р.Виппера, М., 1964
Базен Жермен, История истории искусства. От Вазари до наших дней, М., 1995.
Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства, М., 1985. Арсланов В.Г Западное искусствознание ХХ века. М., 2005
Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. Под общ. ред. А.М.Кантора, М.,1997.
Арсланов В.Г. Западное искусствознание ХХ века. М., 2005
Арсланов В.Г. Постмодернизм и русский «третий путь». Tertium datur российской культуры ХХ века. М., 2007
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996
Шапиро М. Стиль//Советское искусствознание 24. М., 1988
Либман М.Я. Иконология // Современное искусствознание за рубежом. М., 1964
Арсланов В.Г. Миф о смерти искусства. Эстетические идеи Франкфуртской школы от Беньямина до «новых левых». М., 1983
Аронов В.Р. “Конкретная эстетика” А. Гильдебрандта в худож. культуре рубежа XIX-XX веков // Эстетика и жизнь. Вып. 7. М., 1982.
Тасалов В.И. Ханс Зедльмайр. Дилемма хаоса и порядка в постмодернизме 70-х годов // Искусствознание Запада об искусстве XX века. М., 1988
Hamann R., Theorie der bildenden Kuenste.. В.. 1980
Critical Terms fruer Kunstgeschichte, ed. R.S, Nelson. Chicago. 1995
The Art of Art History: A Critical Anthology. Oxford., New York, 1998
Mitchell W.J.T., Iconology: image, text, ideology. — Cbcago. 1986
Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. М.. 1994
Павсаний, Описание Эллады (разные издания)
Вазари Дж., Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (разные издания)
Леонардо да Винчи. Трактат о живописи (разные издания)
Винкельман И. История искусства древности. М.; Л., 1933
Винкельман И. Избранные произведения и письма. М,, 1935
Гете И -В. Винкельман и его время. // Гете И.-В. Собрание сочинений. Т. 10. М..19ВО
Лессинг Г.Э. Лэокоон, или О границах живописи и поэзии. — М., 1957 Дидро Д. Салоны, тт.1-2. М., 1989
Дидро Д. Эстетика и литературная критика. М., 1980
Гете И-В. «Опыт о живописи» Дидро // Гете И.-В, Собрание сочинений, т. 10-М., 1980
Шиллер Ф. О грации и достоинстве. // Шиллер Ф. Статьи по эстетике. М. -Л., 1935
Шеллинг В, Ф. Философия искусства. М, 1966
Гегель Г.-В.-Ф. Эстетика, т. 3. М., 1971
Кант И. Критика способности суждения. Кн. вторая. Аналитика возвышенного. // Кант И., Сочинения в 6-ти томах, т. 5, М., 1966.
Земпер Г. Практическая эстетика. М., 1970
Тэн И. Философия искусства (разные издания)
Буслаев Ф.И. Общие понятия о русской иконописи. // Буслаев Ф.И. О литературе: Исследования. Статьи. М., 1990
Флоренский П.А. Иконостас. М., 1995
Лифшиц Мих. Почему я не модернист? Философия. Эстетика. Художественная критика. М., 2009.
Лифшиц Мих. Реализм древнерусского искусства. // «Художник", 1988, №6
Лазарев В.Н. Никодим Павлович Кондаков. М., 1925
Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. Спб., 1999.
Дворжак М. История искусств как история духа. Спб., 2001.
10.2 Дополнительная литература:
1 Аристотель. Поэтика (разные издания)
2 Витрувий Десять книг об архитектуре. М., 1936
3 Леонардо да Винчи. Избранные произведения, т.11. М., 1935 (репринтное издание — М,, 1995)
4 Альберти Л.-Б. Десять книг о зодчестве. — М., 1935 Эстетика Ренессанса, тт. I-II. М., 1981
5 Всеобщая история архитектуры, т.5. М., 1967 Мастера искусства об искусстве, т. 2. М., 1966.
6 Шиллер Ф. О наивной и сентиментальной поэзии. // Шиллер Ф. Статьи по эстетике. М.— Л., 1935
7 Гете И.-В, О правде и правдоподобии в искусстве // Гете И.-В. Собрание сочинений, т. 10 — М., 1980
8 Гете И. -В. Коллекционер и его близкие // Гете И.-В. Собрание сочинений, т. 10 —М., 19S0
9 Геге И.-В. Простое подражание природе, манера, стиль // Гете И.-В. Собрание сочинений. Т. 10 —М., 1980
10 Гете И.-В. О немецком зодчестве //Гете И.-В. Собрание сочинений, т. 10 —М., 1980
11 Гете И.-В. Об искусстве. — М., 1975