А. А. ФЕТ ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ 66 глава




Каково же отношение к Базарову основных героев романа? Николай Петрович — добрый и мягкий человек, поэтому он относится к Базарову несколько отчужденно, с непониманием и даже боязнью: «Николай Петрович побаивался молодого «нигилиста» и сомневался в пользе его влияния на Аркадия». Чувства Павла Петровича сильнее и определеннее: «.„Павел Петрович всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем». Окончательно утвердился в своей неприязни к Базарову и «по-своему... аристократ не хуже Павла Петровича» старик Прокофьич. Он называл Базарова живодером и прощелыгой и уверял, что он «с своими бакенбардами — настоящая свинья в кусте».

Зато простые люди всей душой тянутся к Базарову. Застенчивая и робкая Фенечка «до того с ним освоилась, что однажды ночью велела разбудить его», когда заболел ее сын. А «дворовые мальчишки бегали за «дохту-ром», как собачонки». Симпатизируют ему и горничная Дуняша, и Петр, они чувствовали, что он «все-таки свой брат, не барин».

Столкновение Базарова и Павла Петровича как представителей не только разных поколений, но и людей разных убеждений, было неизбежным. Павел Петрович «ждал только предлога, чтобы накинуться на врага». Базаров же считал бесполезным тратить порох на словесные битвы, но уклониться от схватки не мог, Страшные слова о том, что он все отрицает, Базаров говорит с «невырази-

 

 

мым спокойствием». Душевная сила, уверенность в своей правоте, глубокая убежденность звучат в самом голосе его, в кратких, отрывочных репликах.

Образ Евгения Базарова более полно раскрывается именно в сравнении с Павлом Петровичем. В словах последнего чувствуется аристократизм. Он постоянно употребляет выражения, подчеркивающие благовоспитанность истинного аристократа («чувствительно вам обязан», «честь имею кланяться»...). Обилие в речи этого героя иностранных выражений раздражает Базарова: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы... подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны». Речь же самого Базарова отличают остроумие, находчивость, великолепное знание народного языка и умение владеть им. В речи Базарова проявляется свойственный ему склад ума — трезвый, здравый и ясный.

В спорах «господина нигилиста» Базарова и «феодала» Кирсанова затрагиваются почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы с либералами: о путях дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о значении науки, понимании искусства и об отношении к народу. Мы видим, что все принципы Павла Петровича сводятся в сущности к тому, чтобы защитить старый порядок, а взгляды Базарова—к обличению этого порядка.

Когда спор зашел о народе, они будто бы сошлись во взглядах. Базаров согласен с Павлом Петровичем, что народ «свято чтит преданья, он патриархальный, он не может жить без веры». Но если Кирсанов убежден в ценности этих качеств, то Базаров придерживается противоположного мнения. Главный герой романа, казалось бы, пренебрежительно говорит о русских мужиках. Но он выступает не против них самих, а против умиления перед их отсталостью, суеверием, невежеством.

Порой позиция Базарова, «который ко всему относится с критической точки зрения», отличается крайностью. Это можно сказать о его эстетических взглядах. Так, Базаров насмешливо относится к Пушкину, отрицает живопись, поэзию. Он не замечает красоты окружающей природы, хотя по-своему любит ее, считая, что в ней — огромные ресурсы, которые

 

можно использовать на благо человека («природа не храм, а мастерская»).

Когда пишешь о Евгении Базарове, нельзя не сказать главного — того, что этот человек крайне одинок. В Марьине Базаров — гость, резко отличающийся от хозяев-помещиков. И для слуг, и для хозяев там он чужой. В деревне же своего отца Базаров в глазах крепостных — барин. На деле он далек и от помещиков, и от простых людей. Он одинок.

Он одинок еще и потому, что в романе мы не видим ни одного единомышленника Базарова. Есть только его мнимые ученики. Это прежде всего «маленький либеральный барин» Аркадий. Однако его увлечение Базаровым — не более чем дань молодости. При этом он все-таки лучший из изображенных в романе учеников Базарова. Другие его «последователи» изображены сатирически. Ситников и Кукши-на видят в нигилизме отрицание всех старых нравственных норм и с восторгом следуют этой «моде». Базаров одинок не только в дружбе, но и в любви. В своем горьком чувстве к Одинцовой он раскрывается как глубокая, сильная натура.

Сам Тургенев понимал, что этот герой «все-таки стоит еще в преддверии будущего». Автор «Отцов и детей» в письмах признается: «Я хотел сделать из него лицо трагическое... Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполовину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная, — и все-таки обреченная на погибель». Мне кажется, что Тургеневу удалось создать именно такой образ. И он занял свое достойное место в ряду литературных героев XIX века. Д. И. Писарев дал такую оценку главному герою «Отцов и детей»: «.„у Печориных есть воля без знания, у Рудиных — знание без воли; у Базаровых есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое».

ОБРАЗ БАЗАРОВА В РОМАНЕ

И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫИ ДЕТИ»

(вариант 3)

При чтении романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» не слишком вдумчивый читатель

 

 

может задаться вопросом: «Базаров — герой положительный или отрицательный?». Но, разумеется, на вопрос этот нельзя ответить однозначно. Образ Базарова гораздо сложнее. С одной стороны, он временами бывает высокомерен, не стесняется в выражениях, если не согласен с чем-либо или с кем-либо, не всегда задумывается о последствиях своих слов и поступков. Например, когда он, поддавшись минутному капризу, поцеловал Фенечку, этот поступок привел в дальнейшем к дуэли, которая вполне могла окончиться трагически.

Базаров любит то и дело подчеркнуть свое превосходство над другими людьми. Он осознает свою исключительность, но при этом надо отметить, что «высший балл» своей личности поставил, прежде всего, он сам. При этом последователи нигилизма, такие, как Аркадий Кирсанов, Ситников и Кукшина, не дают забыть Базарову, что он их «духовный наставник и лидер». Таким образом, честолюбие Базарова постоянно подпитывается обожанием его окружения.

Впрочем, высокомерие Базарова имеет и более глубокие причины. Оно по сути является для него способом защиты от внешнего мира, от реалий современного ему общества. Ведь кто такой Базаров по социальному положению? Он сын отставного военного лекаря, семья его с трудом сводит концы с концами. Выйдя в отставку, Базаров-отец стал помещиком, да только богатым его имение не назовешь, и с крестьянами он общается по-свойски и, разумеется, не отказывает по старой памяти во врачебной помощи даже крестьянам из других деревень.

Демократизм в общении с представителями простого народа унаследовал от отца и Евгений. При этом, что примечательно, Базаров-сын никогда не заигрывает с крестьянами, не прикидывается своим, не играет перед ними в «добренького барина» (отметим, что для крестьян он все-таки остается «барином», правда, «чудным»). За это крепостные крестьяне и уважают Базарова, и даже немного побаиваются.

Жизненная перспектива Базарова такова: он должен закончить медицинский факультет и стать врачом, скорее всего, земским лекарем. Должность земского лекаря не счита-

 

лась в обществе слишком уважаемой, что также не могло заранее не угнетать Базарова.

Итак, дворянство Базарова — относительно, перспективы также не слишком-то обнадеживают, но сам он понимает, что достоин большего, что способности его едва ли реализуются в системе современного ему общества. Кроме того, хозяевами жизни в России остаются дворяне, например, такие, как Павел Петрович Кирсанов. Для Кирсанова Базаров — личность весьма сомнительная. Павел Петрович, едва лишь увидев Евгения, сразу же невзлюбил его. Взаимная неприязнь Базарова и Кирсанова глубоко символична; это не лично Павел Петрович не жалует Евгения, это все «кирсановское» поколение не приемлет поколение «база-ровское».

В итоге мы получаем следующую схему российского общества: внизу находится забитый, бесправный и неимущий простой народ; вверху — дворянство, обладающее богатством, а также всеми мыслимыми и немыслимыми правами и привилегиями. А между этими общественными слоями уже практически сформировалось и набирается силы третье сословие — разночинцы, то есть «ба-заровское» поколение. Оно не желает быть бесправным, подобно простому народу, и масштабность его амбиций во многом даже больше, чем у дворян. Но у разночинцев нет тех привилегий, которыми обладают дворяне в силу одного лишь своего происхождения. И несправедливость данной ситуации раздражает представителей «базаровского» поколения, в том числе, разумеется, и самого Евгения Базарова.

Поэтому, прибыв в имение Кирсановых, Базаров не считает нужным скрывать свое пренебрежительное отношение ни к Павлу Петровичу, ни к Николаю Петровичу. И если Николай Петрович, обладая более мягким характером, изо всех сил старается сгладить «острые углы», но Павел Петрович с готовностью вступает в бой с новыми веяниями, выразителем которых, без сомнения, является Базаров.

Дуэль по сути закончилась фарсом: после легкого ранения Павел Петрович теряет сознание, а его недавний противник, повинуясь долгу врача, оказывает ему первую помощь.

 

 

Павел Петрович оценил душевные качества Евгения (заметим, что Кирсанов все-таки рассмотрел их под «волосатой» внешностью Базарова) и простил его полностью. Да вот только оказалось, что самому Базарову плевать на его прощение. Его ум и душу занимают куда более серьезные переживания: Евгений начинает понимать, что созданная им рациональная схема окружающего мира не срабатывает. Тому подтверждением становится история его несостоявшейся любви к Одинцовой.

Но и отказаться открыто от исповедуемых и проповедуемых им взглядов он не может — это выше его сил. В конце романа Базаров совершенно опустошен духовно и физически. Смерть его, случайная и нелепая, ставит крест на всех его планах и надеждах. И, когда он умирает, то оказывается, что никому на свете, кроме своих родителей, он так и не был по-настоящему нужен, никто, кроме них, не сожалеет о нем. Даже бывший его друг Аркадий стесняется произнести вслух слова поминовения за общим столом.

ОБРАЗ БАЗАРОВА В РОМАНЕ

И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫИ ДЕТИ»

(вариант 4)

Роман «Отцы и дети» писался на стыке двух эпох, и в нем отражены основные идеи дворян и разночинцев-демократов и разделяющие их противоречия. Главный герой романа — Базаров — представляет собой новое поколение демократов, которые впоследствии должны стать революционерами. Сам Тургенев говорит, что под демократами надо понимать революционеров. В самом деле, многие взгляды Базарова указывают на его революционную сущность. И хотя в романе его активная деятельность как революционера не показана, сам герой в спорах с Павлом Петровичем замечает: «Нас не так мало, как вы полагаете» и: «От копеечной свечки... Москва сгорела».

Образ Базарова наиболее полно раскрывается в его взаимоотношениях с другими героями романа. Тургенев рисует сливки выс-

 

шего общества — семью потомственных дворян-аристократов Кирсановых— и противопоставляет их взгляды взглядам и убеждениям Евгения Базарова. Даже при первом знакомстве бросаются в глаза различия между этими людьми. Одежда, внешний вид, манеры, речь выдают в Павле Петровиче аристократа-англомана. Его взгляды и убеждения соответствуют взглядам всего дворянства в целом. Он подсознательно боится Базарова, видит в нем разрушителя нравственных устоев теперешнего общества. На каких же позициях стоит Базаров? Он считает себя нигилистом, следовательно, человеком, отрицающим все, в первую очередь старый порядок, старые авторитеты и принципы. «В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем», — говорит Базаров. Он утверждает, что старый мир, а вместе с ним и его представители, дворяне, изжили себя, поэтому им требуется замена, а эту замену надо начинать с полного разрушения: «сперва надо место очистить». Здесь в идеологии Базарова намечается важный пробел. Что будет после того, как все разрушится? На этот вопрос у Базарова нет конкретного ответа, будущее для него неясно.

Базаров глубоко сочувствует русскому народу, мужикам. Он сожалеет о его невежестве, темноте, отсталости и ищет способы, как можно помочь простым людям. Для начала, он считает, надо исправить общество.

У Базарова мало практических знаний, его позиция — это позиция теоретика. Несовершенство общества и общественные болезни он объясняет характером самого общества. «Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги; а нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества... — говорит Базаров. — Исправьте общество, и болезней не будет». Что касается воспитания, о котором здесь говорит тургеневский герой, то воспитывать, на его взгляд, каждый должен сам себя, так, как он и поступает. Тургенев не показывает, как и под влиянием чего происходило воспитание Базарова^ но в романе он представлен как человек сильной воли, умный и деятельный. Даже в' имении Кирсановых он не сидит на

 

 

месте, проводит физические и химические опыты, занимается естествознанием.

В спорах с Павлом Петровичем были затронуты вопросы, касающиеся литературы, поэзии и искусства в целом. Базаров полагает, что искусство ничего не значит и ничего не дает человеку, скорее приводит к бесплодным мечтаниям.

Природа для Базарова только «мастерская», и он считает, что «человек в ней работник». Нигилизм Базарова базировался не на пустом месте. Молодежь 60-х годов в основном уповала на естественнонаучную и практическую деятельность, полагая, что лишь точные знания и практические действия помогут в переустройстве мира. Далеко не все в эту эпоху понимали истинный преобразующий смысл искусства.

Как и во многих других произведениях, Тургенев проводит испытание героя любовью. Здесь характер Базарова предстает еще с одной стороны, надо сказать с лучшей. Мы привыкли считать героя романа человеком с холодным рассудком, которому чужды всякие чувства, в том числе и любовь. Это подтверждает его высказывание о женщинах как о существах довольно глупых. Одинцова была женщиной умной, красивой, но эгоистичной и холодной. Любовь к ней не принесла Базарову счастья.

Остаток жизни Базаров провел в имении своих родителей. Тургенев описывает родителей Базарова как чутких, добрых, глубоко любящих своего сына и трагически переживающих его смерть. На примере семьи Базаровых Тургенев также показал конфликт поколений. Суть его в том, что Базаров, несмотря на то что любит своих родителей, идет по другой дороге, не той, которая была у старшего поколения. Родителям, прожившим другую жизнь, трудно понять своего сына. Но сын не может жить так, как жили его родители. Базаров одинок в своей семье. И не только в семье. Он вынужден расстаться и со своими учениками. Аркадий женится и отходит от взглядов своего учителя. Ситников и Кукшина не столько последователи демократов, сколько спутники, каждой новой идеи.

И вот уже в конце концов Базаров горько говорит о том, что он не нужен своей родине.

 

Базаров — самый яркий из героев романа «Отцы и дети». Это сильный, смелый, мужественный человек, но человек будущей России. Настоящее общество не готово принять этого человека. Даже Аркадий предпочитает демократическим взглядам Базарова тихую жизнь отцовского поколения. Но физическая смерть не означает смерть духовную. Дело Базарова продолжат те, кто придет следом за ним.

БАЗАРОВ — ПРЕДСТАВИТЕЛЬ

РАЗНОЧИННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

(по роману И. С. Тургенева

«Отцы и дети»)

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» отразил общественную атмосферу, сложившуюся накануне крестьянской реформы 1861 года, когда в России появилась разночинная интеллигенция. Это были люди, вышедшие из небогатых слоев общества: врачи, священники, мелкие чиновники. Это поколение «детей» было настроено чрезвычайно критически к опыту и социальной деятельности дворян-либералов 40-х годов, которых условно можно отнести к лагерю «отцов». В 50-х годах дворяне-либералы сблизились с консерваторами, поэтому поколение «детей» отходит от них.

Действие романа происходит в имении Кирсановых, куда приезжает со своим приятелем на каникулы молодой врач Базаров. Идейное содержание романа выявляется в его спорах с «отцами», в частности с Павлом Кирсановым.

Главный герой романа представляет поколение революционно-демократической интеллигенции. Тургенев не случайно сделал его врачом. Увлечение естественными науками было характерной особенностью культурной жизни России 60-х годов. Прогрессивная молодежь считала естественные науки фундаментом всех знаний. С позиций материализма она критиковала взгляды либералов,

Базаров — сильная и активная личность. Он гордится тем, что «его дед землю пахал». Знания он приобрел благодаря собственному

 

 

труду. Его цель — принести как можно больше пользы людям. Стремясь найти истину в жизни, он беспощадно отрицает старые авторитеты, старую идеологию, старую мораль.

В романе мы не видим конкретной общественной деятельности Базарова, но писатель дает понять, что она связана не только с его занятиями естественными науками. Сам Тургенев не мог принять многое из взглядов революционера Базарова, но как писатель-реалист он, вопреки своим политическим убеждениям, делает его привлекательной фигурой. Нас привлекают смелость и независимость взглядов Базарова, его ум и огромная внутренняя сила. Он побеждает в спорах с аристократом Павлом Кирсановым, завоевывает уважение крестьян.

И все же политическая позиция Тургенева сказалась в характеристике Базарова. Писатель заставляет своего героя резко высказываться против значимости поэзии Пушкина, отрицать живопись, музыку, семью и даже любовь. Кроме того, он сделал Базарова трагически одиноким. Его университетский товарищ Аркадий Кирсанов, несмотря на молодость, находится скорее в лагере «отцов», чем «детей», то есть в лагере Кирсановых. Однако отрицание искусства и поэзии бьшо свойственно лишь небольшой части разночинцев, да и в своей деятельности они не были одиноки. Опровергая убеждения своего героя, Тургенев заставил Базарова испытать то, что он отрицал — любовь. Базаров влюбляется в умную, обаятельную, но холодную и эгоистичную Одинцову. Но даже несчастная любовь не унижает Базарова, он и в любви выше «уездных аристократов».

В финале романа Базаров умирает от заражения крови, происшедшего во время операции. Страницы, рисующие болезнь и смерть Базарова, отчетливо показывают отношение автора к своему герою. Тургенев восхищается мужеством, душевной стойкостью Базарова, а смерть Базарова в романе мы воспринимаем как трагическое событие.

Тургенев не верил, что люди, подобные Базарову, найдут путь обновления России, но он признавал их нравственную силу и общественное значение.

О своем герое он писал: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью,

 

бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю — я виноват, я не достиг своей цели».

Публикация романа вызвала большие споры. Они приобрели не только литературное, но и политическое значение. Если консервативная критика считала, что Тургенев создал искаженный образ молодого поколения в лице Базарова, то революционно-демократическая — видела в Базарове идеал будущего активного деятеля, борца против консервативных устоев жизни. Именно так писал о Базарове и Д. И. Писарев. Споры вокруг романа свидетельствовали о его политической актуальности. «Отцы и дети» — это характерный пример социально-политического романа в русской литературе.

ЕВГЕНИИ БАЗАРОВ — ЧЕЛОВЕК НОВОГО ВРЕМЕНИ

Всякий человек сам себя воспитывать должен.

И. С. Тургенев

Роман Тургенева «Отцы и дети» создавался в 60-х годах XIX века. Это время и отражено в романе. Как это происходило и в общественной жизни той эпохи, в романе развивается конфликт между разночинной и либеральной дворянской идеологией. Разночинцы-демократы — это молодежь того времени, которая должна была прийти не смену старшему поколению дворян. Они несли в себе зачатки революционной идеологии. Недаром Тургенев так сказал о своем герое: «...и если он называется нигилистом, то надо читать: революционером». Базаров — типичный представитель молодежи, отстаивающий позицию разночинцев-демократов. Все те проблемы, вокруг которых возникали разногласия между либералами и демократами, — отношение к реформе, вопросы науки, искусства, философии, истории — явились предметом горячих споров в романе. Тургенев стремился показать не только борьбу основных направлений общественной мысли 60-х годов, но и характерные особенности ее выражения.

 

17 Зак. 269

 

 

Образ Базарова наиболее полно раскрывается через взаимоотношения этого человека с другими героями романа. Действие романа происходит в родовом поместье Кирсановых. Именно сюда привозит погостить Базарова его ученик Аркадий Кирсанов. Отец и дядя Кирсанова — аристократы, которые отстаивают либеральные взгляды. Уже с первых строк мы видим, что конфликт неминуем. Особенно ожесточенные споры возникают между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым. В этих спорах сталкиваются две различные позиции, две точки зрения: Базарова и Кирсанова. Базаров считает себя нигилистом, его главная идея: «В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем, чтобы как-то наладить в обществе порядок». Но Базаров, как и другие разночинцы-демократы, не имеет какой-либо определенной позитивной, созидательной программы. Необходим ответ на вопрос, что будет построено на развалинах старого мира. По этому поводу у Базарова нет никаких определенных планов, и поэтому сама судьба лишает его будущего. В этом трагизм героя. В спорах о русском народе правда, безусловно, на стороне Базарова. Базаров говорит на равных с мужиками, его речь близка к народной. Есть все основания думать, что герой хорошо понимает народ и знаком с его нуждами. Да и сами люди тоже тянутся к Базарову. Дуняша, Петр, Фе-нечка — все они принимали Евгения за своего человека. Это впечатление усиливает тот факт, что Базаров не праздный гуляка, который приехал просто погостить. Он в имении работает: проводит опыты, занимается естествознанием, даже микроскоп с собой привез. Его поведение, речь, манера разговаривать, одежда — все это выделяет его из среды потомственных аристократов вроде Кирсановых.

Во взглядах и рассуждениях Базарова много противоречий. Он полагает, что читать Пушкина вредно и что это «никуда не годится», «пора бросить эту ерунду», что играть на виолончели мужчине «смешно», что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

Но Базаров — личность более сложная и противоречивая, чем это можно вывести только из его взглядов и споров. На первый взгляд

 

Базаров лишен всяких чувств, у него трезвый, холодный взгляд на вещи. Он придерживается материалистических взглядов, в отличие от идеалиста Кирсанова. Базаров отрицает и преклонение перед красотой природы: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Но ведь Базаров сам не раз любовался природой. Противоречие у Базарова можно заметить и во взглядах на искусство. Он рекомендовал «не говорить красиво» и высказывался в адрес Рафаэля, что тот «гроша медного не стоит». А перед смертью этот же человек скажет: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Истинный Базаров скорее всего второй. А его «нигилизм» и отрицание всего прекрасного не более чем маска. Я не берусь оспаривать его взгляды и опровергать их, но замечу, что этот человек вместе с тем способен глубоко чувствовать природу, понимать поэзию и любить. Несмотря на его слова: «Мы, физиологи, знаем,.какие это отношения» (имеются в виду взгляды Базарова на отношения между мужчиной и женщиной) и «свободно мыслят между женщин только уроды», Базаров способен на искренние чувства. Он глубоко любит Одинцову и тем самым перечеркивает свои грубые слова. Одинцову писатель изобразил как женщину незаурядную, умную, пытливую, внешне привлекательную, даже красивую, с аристократическими манерами. Такая женщина оказалась способной увлечь «нигилиста». Базаров глубоко переживает отказ Анны Сергеевны. У него уже нет того оптимизма и той уверенности, которыми он так гордился. Потеря любимой женщины заставила его многое понять и взглянуть на мир другими глазами. Он говорит Аркадию, что человеческая личность представляется ему теперь чем-то ничтожным в бесконечном пространстве и времени. Базаров изменился, это видят даже глубоко любящие его родители, но не могут понять причину. В это время он принимает нелепый вызов Павла Петровича на дуэль, но и это не спасает его от душевной травмы.

В романе Базаров одинок, и в этом еще одна его трагедия. У него есть ученики, — правильнее будет сказать, были. Аркадий увлекся его взглядами, только отдавая дань молодости. В конечном результате он остал-

 

 

ся верен аристократическим взглядам, заложенным в него с детства. В конце романа он женится и начинает по-новому вести хозяйство. Ситников и Кукшина — это скорее пародия на демократов, чем настоящие демократы. Одни только родители любят своего сына таким, какой он есть.

В. конце романа Базаров умирает. Такой финал был неизбежен. Перед смертью Базаров переосмысливает свою жизнь и находит, что он ненужный человек для России.

Долгие годы шли споры об отношении Тургенева к своему герою. Они продолжаются и в наше время. Тургенев считал, что каждый писатель должен сделать все возможное для того, чтобы читатели полюбили его героя. На мой взгляд, он решил сформулированную таким образом задачу. Базаров для многих является одним из любимых литературных героев.

КОНФЛИКТ БАЗАРОВА

И КИРСАНОВА - КОНФЛИКТ

ДВУХ ЭПОХ

И. С. Тургенев отразил в своем романе «Отцы и дети» конфликт, возникший между двумя социально-политическими лагерями в России 60-х годов XIX века. Выразителем идей разночинцев-демократов стал у писателя Евгений Базаров. Ему в романе противопоставлено либеральное дворянство, наиболее ярким представителем которого является Павел Петрович Кирсанов. Для того чтобы отразить конфликт переломного в жизни России времени во всей его полноте, Тургенев сталкивает этих двух героев.

«Кто есть Базаров?» — спрашивают Кирсановы у Аркадия и слышат ответ: «Нигилист». Взгляды «нигилиста» и Павла Петровича Кирсанова были совершенно противоположными. С первой же встречи они почувствовали друг к другу неприязнь. Павел Петрович, узнав, что Евгений будет гостить у них, спросил: «Этот волосатый?» А Базаров вечером заметил Аркадию: «А чудаковат у тебя дядя». Между ними всегда возникали противоречия. «У нас еще будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую», — говорит Кирсанов.

 

Давайте ближе познакомимся с главными героями романа. Павел Петрович Кирсанов — сын боевого генерала 1812 года. Окончил пажеский корпус. Внешне это человек с красивым лицом, юношески стройный. Аристократ, англоман, он был самоуверен, сам себя баловал. Живя в деревне у брата, Павел. Петрович сохранил аристократические привычки (носил английский костюм и лаковые, полусапожки). Базаров — внук дьячка, сын уездного лекаря. В этом человеке чувствуется сила, энергия. Говорит он «мужественным голосом», ясно и просто. Походка Базарова «твердая и стремительно смелая». В целом во внешности Базарова Тургенев подчеркивает его интеллектуальное начало.

Каково же мировоззрение этих героев романа? Павел Петрович Кирсанов глубоко убежден, что право на ведущее положение в обществе аристократы завоевали не происхождением, а нравственными достоинствами и делами («Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее»), т. е. нравственные нормы, выработанные аристократами, — опора человеческой личности.

Кирсанов считает, что без принципов могут жить лишь безнравственные люди. Вместе с тем мы видим, что принципы Павла Петровича никак не соотносятся с его делами — жизнь типичного представителя аристократического общества проходит в праздности.

В отличие от него Базаров принимает только то, что полезно («Мне скажут дело — я соглашусь». «В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем»). Непрерывный труд на благо общества является содержанием жизни Базарова. Тургенев раскрывает характер его работы: «Базаров привез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился», он проводит «физические и химические опыты», то есть продолжает в Марьине свои естественнонаучные занятия. Важными чертами мировоззрения Базарова являются его атеизм и материализм.

В спорах с Павлом Петровичем Базаров доказывал необходимость отрицания образа жизни. На вопрос, что же он отрицает, последовал краткий ответ: «Все». Кирсанов не признавал такой жизненной позиции, что и явилось основой неприязни героев. Моло-

 

 

дежь пришла разрушать и обличать, а построением займется кто-то другой. «Вы все отрицаете, или, выражаясь вернее, вы все разрушаете. Да ведь надобно и строить», — говорит Евгению Кирсанов. «Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить», — отвечает Базаров.

При некоторой внешней схожести во взглядах Павла Петровича и Базарова на народ, в главном они расходятся. Павлу Петровичу религиозность народа, жизнь по заведенным дедами порядкам кажутся исконными и ценными чертами народной жизни, умиляют его. Базарову же эти качества ненавистны: «Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согласиться с ним?» Одни и те же черты, присущие народной жизни, и называются героями романа по-разному, и по-разному оцениваются. Павел Петрович говорит: «Он (народ) не может жить без веры». Базаров же считает, что «грубейшее суеверие его душит».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: