Коллекция Матисса в собрании ГЭ
Анри Матисс (1859-1954). В коллекции Эрмитажа представлены около 40 его работ (некоторые натюрморты из собрания Морозова; многие работы из собрания Щукина, дары Лидии Делекторской, а также работы из коллекций Кребса и Герстенберга), относящихся к раннему периоду и периоду расцвета его творчества. В работах художника прежде всего отражены поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения. От реальности – к схеме и упрощению. В период 1905-1907 – лидер движения фовистов (в Эрмитаже работа «Дама на террасе»), максимально исследовавших возможности цвета (насыщенные формы с цветными контурами)
Основные работы Матисса в ГЭ:
· «Разговор» (из собрания Щукина). Ярким синим цветом фона выражена напряженность и то, что интерьер помещён в тень. Фигуры противопоставлены друг другу.
· «Танец» и «Музыка»(из собрания Щукина). Истоки "Танца" Матисса лежат в народных плясках, сохраняющих, может быть, уже не всегда читаемый код ритуального действа языческих времен. Красный, синий и зелёный цвета объединяют между собой Человека, Небо и Землю. В работе на «Танцем» выбирает только самые выразительные линии. Пять фигур очерчены четко и выразительно, их деформация - выражение страстного возбуждения и власти всепоглощающего ритма. Стремительное совместное движение наполняет тела неукротимой жизненной силой.
"Музыка" строится из тех же элементов, что и "Танец". Тот же экспрессивный аккорд зеленого, красного, синего. Матисс стремится изобразить ритмичность: фигуры напоминают нотные знаки по своему расположению, между ними – паузы.
|
Картины были предназначены для особняка Щукина.
·
«Арабская кофейня». После посещения Марокко – убеждается, что яркий свет делает цвета менее интенсивными – отсюда приглушенные цвета картины.
· «Портрет Мадам Матисс»
· Несколько портретов Лидии Делекторской (секретарь и в дальнейшем модель). Лидия все имеющиеся у неё портреты руки Матисса передала в дар Пушкинскому музею в Москве и Эрмитажу.
Коллекция Пикассо в собрании ГЭ
В коллекции Эрмитажа представлены 37 картин периода с 1907 по 1914 гг., работы в основном из собрания Щукина.
Манера письма Пикассо постоянно претерпевает изменения, художник находится в постоянном развитии и пробует новое.
В целом его творчество можно разделить на несколько периодов:
· 1902-1904 гг. Голубой период. В это время в используемой цветовой гамме преобладают холодные голубовато-синие оттенки. В ГЭ наиболее примечательная работа данного периода – «Свидание» (или её ещё называют «Две сестры»). Художник руководствуется принципом «от конкретизации к обобщению»: мы не можем понять к какому историческому периоду относятся персонажи. "Искусство проистекает из боли и печали" - вот внутренняя установка Пикассо, которую он реализует с чисто испанским максимализмом. Через призму несчастья и скорби художник преломляет свои жизненные наблюдения, в круг которых попадают его друзья, слепые и нищие, печальные матери и проститутки. Безусловно, не случайно Пикассо посещал парижскую больницу Сен-Лазар для проституток, делая там наброски. Темой для картины стала встреча проститутки из тюремной больницы с ее сестрой-монахиней. Женские фигуры образуют собой очеловеченную арку архитектурно оформленного и вместе с тем таинственного, космически бездонного мира. Они не поглощаются им, но с "высокотрагедийным достоинством" несут крест своей судьбы.
|
· 1905-1907. Розовый период. Единственная работа данного периода в Эрмитаже – «Натюрморт с посудой»
· 1907-1914 – переход к кубизму и кубизм.
«Танец с покрывалами». Заметно влияние африканской культуры, также художник черпает вдохновение в скульптуре. Танец передан через формы, а не через условное движение.
«Молодая дама» (1909 г.). Художник уходит от традиционных представлений о красоте. Почему? – 20 век – время новых идеалов, иная социо-культурная ситуация, художник больше не может изображать красоту так, как это делали столетия назад.
Он будто бы осматривает объект с разных ракурсов и затем объединяет увиденное в своей картине. Форма важнее цвета. Однако при всём его интересе к изображению форм, в работах Пикассо всегда присутствует элемент реальности – он никогда не переходит к абсолютному абстракционизму.
Натюрморт «Музыкальные инструменты». Относится к позднему кубизму Пикассо. Задачей является не передать предмет, а написать картину: распределить геометрические фигуры, наделить их цветом и объединить их гармонично между собой. Вопрос для художника – не «что» изображать, а «как».
Помимо живописи Пикассо в ГЭ представлена также керамика и графика Пикассо.