Профилактика спортивного травматизма




Спортивный травматизм

Травма – это повреждение с нарушением или без нарушения целостности тканей, вызванное каким-либо внешним воздействием. Различают следующие виды травматизма: производственный, бытовой, транспортный, военный, спортивный и др.

Спортивная травма – это повреждение, сопровождающееся изменением анатомических структур и функции травмированного органа в результате воздействия физического фактора, превышающего физиологическую прочность ткани, в процессе занятий физическими упражнениями и спортом. Среди различных видов травматизма спортивный травматизм находится на последнем месте как по количеству, так и по тяжести течения, составляя всего около 2%.

Основной признак травмы – боль.

Травмы различают по наличию или отсутствию повреждений наружных покровов (открытые или закрытые), по обширности повреждения (макротравмы и микротравмы), а также по тяжести течения и воздействия на организм (легкие, средние и тяжелые).

При закрытых травмах кожные покровы остаются целыми, а при открытых повреждены, в результате чего в организм может проникнуть инфекция. Для спортивного травматизма характерно преобладание закрытых повреждений: ушибов, растяжений, надрывов и разрывов мышц и связок.

Распределение различных видов спортивных травм

Характер травм Всего случаев (в %) по данным различных авторов
В.К. Добровольского А.М. Ланда В.Л. Серебренниковой Центрального института травматологии и ортопедии (ЦИТО)
Ушибы 40,1 37,0 46,3 40,5
Растяжения, надрывы и разрывы связок 29,1 31,0 11,9 26,4
Разрывы мышц 15,1 4,0
Потертости и ссадины 5,0 3,0 21,3 10,0
Ранения 2,6 4,0 14,2
Переломы и трещины костей 2,5 11,0 11,8 2,1
Вывихи 0,8 6,0 7,9 2,9
Прочие 4,8 4,0 0,8 3,9
Итого: 100,0 100,0 100,0 100,0

 

Число открытых повреждений невелико, их составляют в основном потертости и ссадины. Соотношение вывихов и переломов в спортивном травматизме составляет по данным разных авторов 1:3, 1:1,8; 1:1,5. Во всех других видах травматизма вывихи наблюдаются в 8 – 10 раз реже, чем переломы.

Макротравма характеризуется довольно значительным разрушением тканей, определяемым визуально. При микротравме повреждение минимально и часто визуально не определяется. При микротравмах боль появляется лишь во время сильных напряжений или больших по амплитуде движений. Поэтому спортсмен, не чувствуя боли в обычных условиях и при выполнении тренировочных нагрузок, обычно продолжает тренироваться. В этом случае заживления не происходит, микротравматические изменения суммируются и может возникнуть макротравма.

Легкими считают травмы, не вызывающие значительных нарушений в организме и потери общей и спортивной работоспособности; средними – травмы с нерезко выраженными изменениями в организме и потерей общей и спортивной работоспособности (в течение 1 – 2 недель); тяжелыми – травмы, вызывающие резко выраженные нарушения здоровья, когда пострадавшие нуждаются в госпитализации или длительном лечении в амбулаторных условиях.

По тяжести течения легкие травмы в спортивном травматизме составляют 90%, травмы средней тяжести – 9%, тяжелые – 1%.

Травматизм в различных видах спорта неодинаков. Естественно, что чем больше людей занимаются тем или иным видом спорта, тем относительно больше в нем травм. Чтобы нивелировать различия в количестве занимающихся, принято рассчитывать число травм на 1000 занимающихся – это так называемый интенсивный показатель травматичности.

Интенсивные показатели травматизма в различных видах спорта

(3. С. Миронова, Л. 3. Хейфец)


Вид спорта Интенсивный показатель
Бокс 158,1
Борьба 103,0
Конный спорт 101,1
Фехтование 64,2
Парусный, буерный 50,0
Теннис 48,3
Мотоспорт 41,4
Гимнастика 29,0
Хоккей 25,7
Лыжный спорт 22,4
Стрельба 20,0
Тяжелая атлетика 19,1
Гребля 18,3
Самбо 17,1
Плавание 13,2
Баскетбол 8,1
Волейбол 5,5
Футбол 5,0
Легкая атлетика 2,0

Среднее число спортивных травм на 1000 занимающихся составляет 4,7. Частота травм во время тренировок, соревнований и на учебно-тренировочных сборах неодинакова. Во время соревнований интенсивный показатель равен 8,3, на тренировках – 2,1, а на учебно-тренировочных сборах–2,0.

На занятиях, на которых по каким-либо причинам отсутствует тренер или преподаватель, спортивные травмы встречаются в 4 раза чаще, чем в присутствии преподавателя или тренера, что подтверждает их активную роль в профилактике спортивного травматизма.

Профилактика спортивного травматизма

Независимо от вида спорта, имеются правила профилактики спортивного травматизма – это общие инструкции, пренебрежение которыми может в значительной степени повысить риск получения травм. Во все правила соревнований внесены пункты по охране здоровья спортсменов. Меры предупреждения травм преподаются в учебных заведениях. Введены для всех спортивных организаций и других общественных организаций обязательные санитарно - гигиенические требования к содержанию мест занятий и соревнований и условиям их проведения с целью предупреждения травм. Большое значение для предупреждения травм имеют тщательный учет, расследование и анализ причин травм. В обеспечении мер по предупреждению травм должны участвовать руководители организаций, сами спортсмены, но основная роль отводится тренеру.

Что же нужно учесть, чтобы избежать спортивных травм, и какие правила необходимо соблюдать?

1. Внимательность и собранность. Если вы пришли на тренировку, думайте только о ней и ни о чем другом. Сосредоточьте все свои мысли на действиях, правильной технике выполнений, не отвлекайтесь на посторонние мысли и разговоры.

2. Техника безопасности. Решив заняться тем или иным видом спорта, изучите технику безопасности. Не пренебрегайте простыми, на первый взгляд правилами. Например, если вы занимаетесь на тренажере и поднимаете тяжелые веса, вам обязательно должен подстраховывать партнер, если вы находитесь в борцовском зале, не садитесь спиной к ковру и т.д.

3. Соответствующая форма и обувь. Спортивная форма должна быть удобной и комфортной, не сковывающей движения, она должны хорошо впитывать влагу, желательно быть облегающей.

4. Правильная разминка и разогрев мышц. Перед любой тренировкой очень важно размять и разогреть мышцы и связочный аппарат.

5. Правильная техника. Если вы работаете над новым упражнением, начинать следует с освоения правильной техники его выполнения. Ни в коем случае не спешите увеличивать скорость или амплитуду движений. Дайте своему организму возможность освоить новые движения и их биомеханику.

6. Адекватный расход энергии. Не переоценивайте свои возможности и не старайтесь посетить тренировку, во что бы то ни стало, даже если вам пришлось провести бессонную ночь или напряженно работать весь день.

7. Долечивайте старые травмы. Если вы получили небольшую травму и продолжаете заниматься, обязательно снизьте нагрузку, вплоть до полного излечения, иначе рискуете приобрести дополнительную травму.

8. Работайте с тренером. Желательно, чтобы во время тренировки рядом с вами находился тренер и контролировал сам процесс. Согласно статистическим данным вероятность получения травмы в отсутствие тренера увеличивается в 4 раза.

9. Несоблюдение методики тренировки. Если вы пренебрегаете принципом постепенности увеличения нагрузки последовательности, то неизбежно столкнетесь с травмами.

10. Финальный этап тренировки. После активной спортивной деятельности нельзя сразу же переходить к состоянию покоя. Мышцы должны охлаждаться постепенно, это будет способствовать восстановлению нормального кровообращения. Растягивания, которые следует выполнять во время заключительного этапа тренировки, предотвратят мышечную боль и уменьшат усталость, а кроме того будут способствовать развитию гибкости.

11. Врачебный контроль. Если ваше здоровье не идеальное, особенности нужно учесть при планировании тренировок и их интенсивности.

12. Баланс между силой и гибкостью. Регулярные тренировки позволяют уменьшить туго подвижность мышц и увеличить гибкость, улучшить координацию движений и амплитуду движения в суставах.

Заключение

Подводя итоги работы, следует отметить, что не всегда причиной травматизма является не компетентность преподавателя, многое зависит и от предоставленных условий, в которых приходится работать учителям физической культуры образовательных учреждених.

Во-первых, недостаточность учебных площадей. Во многих учебных заведениях педагоги вынуждены проводить в одном спортивном зале занятия с несколькими группами одновременно. Отсюда скученность, невозможность отследить сразу всех учащихся, подстраховать их при выполнении особенно рискованных упражнений, вовремя обратить внимание на их самочувствие.

Многозначительной причиной физкультурного травматизма является - физический износ спортзалов, учебных помещений, оборудования, инвентаря. Ветхие полы, протечки, старый инвентарь, не прошедшие испытания снаряды не обеспечивают должной степени надежности и безопасности.

И наконец, причина – медицинская. Врачебное обслуживание во многих учебных заведениях находится в неудовлетворительном состоянии.

Профилактика спортивного травматизма – одна из важнейших задач современного общества, которая должна быть достигнута, в первую очередь, соблюдением техники безопасности при занятиях спортом.

Используемая литература

1. Квартовкин К. К., Мандриков В. Б. Первая доврачебная помощь при спортивных травмах, внезапных заболеваниях и воздействии других неблагоприятных факторов: Методические рекомендации. Волгоград: ВМА, 1997. – С. 16.

2. Башкиров В. Ф. Возникновение и лечение травм у спортсменов. – М.: ФиС, 1981.

3. Васильева В. Е. Врачебный контроль и лечебная физкультура. – М.: ФиС, 1988.

4. Величко В. К. Физкультура без травм. Просвещение, 1993. – С. 46

5. Годик М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. – М.: ФиС, 2003.

6. Грачев О. К. Физическая культура: учебное пособие для студ. мед. и фармацевт. вузов – М.; Ростов н / Д, 2006.

7. Демин Д. Ф. Профилактика спортивного травматизма. / Д. Ф. Демин – М: Физкультура и спорт, 1959.

8. Дубровский В. И. Лечебная физическая культура. Владос, 1999. – С. 126.

9. Кузнецов В. С. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003.

10. Максимова М.В. Травматизм у школьников. – М.: Медицина, 1988.

11. Мартынов С.В. Предупреждение травм у детей. – М.: Медицина, 1995.

12. Меры безопасности на уроках физической культуры: Учебно-методическое пособие / В. Ю. Давыдов, Т. Г. Коваленко, П. А. Киселев, Г. Н. Попова. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003.– С.68

 

 


 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: