Спортивный травматизм
Травма – это повреждение с нарушением или без нарушения целостности тканей, вызванное каким-либо внешним воздействием. Различают следующие виды травматизма: производственный, бытовой, транспортный, военный, спортивный и др.
Спортивная травма – это повреждение, сопровождающееся изменением анатомических структур и функции травмированного органа в результате воздействия физического фактора, превышающего физиологическую прочность ткани, в процессе занятий физическими упражнениями и спортом. Среди различных видов травматизма спортивный травматизм находится на последнем месте как по количеству, так и по тяжести течения, составляя всего около 2%.
Основной признак травмы – боль.
Травмы различают по наличию или отсутствию повреждений наружных покровов (открытые или закрытые), по обширности повреждения (макротравмы и микротравмы), а также по тяжести течения и воздействия на организм (легкие, средние и тяжелые).
При закрытых травмах кожные покровы остаются целыми, а при открытых повреждены, в результате чего в организм может проникнуть инфекция. Для спортивного травматизма характерно преобладание закрытых повреждений: ушибов, растяжений, надрывов и разрывов мышц и связок.
Распределение различных видов спортивных травм
Характер травм | Всего случаев (в %) по данным различных авторов | |||
В.К. Добровольского | А.М. Ланда | В.Л. Серебренниковой | Центрального института травматологии и ортопедии (ЦИТО) | |
Ушибы | 40,1 | 37,0 | 46,3 | 40,5 |
Растяжения, надрывы и разрывы связок | 29,1 | 31,0 | 11,9 | 26,4 |
Разрывы мышц | 15,1 | 4,0 | – | – |
Потертости и ссадины | 5,0 | 3,0 | 21,3 | 10,0 |
Ранения | 2,6 | 4,0 | — | 14,2 |
Переломы и трещины костей | 2,5 | 11,0 | 11,8 | 2,1 |
Вывихи | 0,8 | 6,0 | 7,9 | 2,9 |
Прочие | 4,8 | 4,0 | 0,8 | 3,9 |
Итого: | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Число открытых повреждений невелико, их составляют в основном потертости и ссадины. Соотношение вывихов и переломов в спортивном травматизме составляет по данным разных авторов 1:3, 1:1,8; 1:1,5. Во всех других видах травматизма вывихи наблюдаются в 8 – 10 раз реже, чем переломы.
Макротравма характеризуется довольно значительным разрушением тканей, определяемым визуально. При микротравме повреждение минимально и часто визуально не определяется. При микротравмах боль появляется лишь во время сильных напряжений или больших по амплитуде движений. Поэтому спортсмен, не чувствуя боли в обычных условиях и при выполнении тренировочных нагрузок, обычно продолжает тренироваться. В этом случае заживления не происходит, микротравматические изменения суммируются и может возникнуть макротравма.
Легкими считают травмы, не вызывающие значительных нарушений в организме и потери общей и спортивной работоспособности; средними – травмы с нерезко выраженными изменениями в организме и потерей общей и спортивной работоспособности (в течение 1 – 2 недель); тяжелыми – травмы, вызывающие резко выраженные нарушения здоровья, когда пострадавшие нуждаются в госпитализации или длительном лечении в амбулаторных условиях.
По тяжести течения легкие травмы в спортивном травматизме составляют 90%, травмы средней тяжести – 9%, тяжелые – 1%.
Травматизм в различных видах спорта неодинаков. Естественно, что чем больше людей занимаются тем или иным видом спорта, тем относительно больше в нем травм. Чтобы нивелировать различия в количестве занимающихся, принято рассчитывать число травм на 1000 занимающихся – это так называемый интенсивный показатель травматичности.
Интенсивные показатели травматизма в различных видах спорта
(3. С. Миронова, Л. 3. Хейфец)
Вид спорта | Интенсивный показатель |
Бокс | 158,1 |
Борьба | 103,0 |
Конный спорт | 101,1 |
Фехтование | 64,2 |
Парусный, буерный | 50,0 |
Теннис | 48,3 |
Мотоспорт | 41,4 |
Гимнастика | 29,0 |
Хоккей | 25,7 |
Лыжный спорт | 22,4 |
Стрельба | 20,0 |
Тяжелая атлетика | 19,1 |
Гребля | 18,3 |
Самбо | 17,1 |
Плавание | 13,2 |
Баскетбол | 8,1 |
Волейбол | 5,5 |
Футбол | 5,0 |
Легкая атлетика | 2,0 |
Среднее число спортивных травм на 1000 занимающихся составляет 4,7. Частота травм во время тренировок, соревнований и на учебно-тренировочных сборах неодинакова. Во время соревнований интенсивный показатель равен 8,3, на тренировках – 2,1, а на учебно-тренировочных сборах–2,0.
На занятиях, на которых по каким-либо причинам отсутствует тренер или преподаватель, спортивные травмы встречаются в 4 раза чаще, чем в присутствии преподавателя или тренера, что подтверждает их активную роль в профилактике спортивного травматизма.
Профилактика спортивного травматизма
Независимо от вида спорта, имеются правила профилактики спортивного травматизма – это общие инструкции, пренебрежение которыми может в значительной степени повысить риск получения травм. Во все правила соревнований внесены пункты по охране здоровья спортсменов. Меры предупреждения травм преподаются в учебных заведениях. Введены для всех спортивных организаций и других общественных организаций обязательные санитарно - гигиенические требования к содержанию мест занятий и соревнований и условиям их проведения с целью предупреждения травм. Большое значение для предупреждения травм имеют тщательный учет, расследование и анализ причин травм. В обеспечении мер по предупреждению травм должны участвовать руководители организаций, сами спортсмены, но основная роль отводится тренеру.
Что же нужно учесть, чтобы избежать спортивных травм, и какие правила необходимо соблюдать?
1. Внимательность и собранность. Если вы пришли на тренировку, думайте только о ней и ни о чем другом. Сосредоточьте все свои мысли на действиях, правильной технике выполнений, не отвлекайтесь на посторонние мысли и разговоры.
2. Техника безопасности. Решив заняться тем или иным видом спорта, изучите технику безопасности. Не пренебрегайте простыми, на первый взгляд правилами. Например, если вы занимаетесь на тренажере и поднимаете тяжелые веса, вам обязательно должен подстраховывать партнер, если вы находитесь в борцовском зале, не садитесь спиной к ковру и т.д.
3. Соответствующая форма и обувь. Спортивная форма должна быть удобной и комфортной, не сковывающей движения, она должны хорошо впитывать влагу, желательно быть облегающей.
4. Правильная разминка и разогрев мышц. Перед любой тренировкой очень важно размять и разогреть мышцы и связочный аппарат.
5. Правильная техника. Если вы работаете над новым упражнением, начинать следует с освоения правильной техники его выполнения. Ни в коем случае не спешите увеличивать скорость или амплитуду движений. Дайте своему организму возможность освоить новые движения и их биомеханику.
6. Адекватный расход энергии. Не переоценивайте свои возможности и не старайтесь посетить тренировку, во что бы то ни стало, даже если вам пришлось провести бессонную ночь или напряженно работать весь день.
7. Долечивайте старые травмы. Если вы получили небольшую травму и продолжаете заниматься, обязательно снизьте нагрузку, вплоть до полного излечения, иначе рискуете приобрести дополнительную травму.
8. Работайте с тренером. Желательно, чтобы во время тренировки рядом с вами находился тренер и контролировал сам процесс. Согласно статистическим данным вероятность получения травмы в отсутствие тренера увеличивается в 4 раза.
9. Несоблюдение методики тренировки. Если вы пренебрегаете принципом постепенности увеличения нагрузки последовательности, то неизбежно столкнетесь с травмами.
10. Финальный этап тренировки. После активной спортивной деятельности нельзя сразу же переходить к состоянию покоя. Мышцы должны охлаждаться постепенно, это будет способствовать восстановлению нормального кровообращения. Растягивания, которые следует выполнять во время заключительного этапа тренировки, предотвратят мышечную боль и уменьшат усталость, а кроме того будут способствовать развитию гибкости.
11. Врачебный контроль. Если ваше здоровье не идеальное, особенности нужно учесть при планировании тренировок и их интенсивности.
12. Баланс между силой и гибкостью. Регулярные тренировки позволяют уменьшить туго подвижность мышц и увеличить гибкость, улучшить координацию движений и амплитуду движения в суставах.
Заключение
Подводя итоги работы, следует отметить, что не всегда причиной травматизма является не компетентность преподавателя, многое зависит и от предоставленных условий, в которых приходится работать учителям физической культуры образовательных учреждених.
Во-первых, недостаточность учебных площадей. Во многих учебных заведениях педагоги вынуждены проводить в одном спортивном зале занятия с несколькими группами одновременно. Отсюда скученность, невозможность отследить сразу всех учащихся, подстраховать их при выполнении особенно рискованных упражнений, вовремя обратить внимание на их самочувствие.
Многозначительной причиной физкультурного травматизма является - физический износ спортзалов, учебных помещений, оборудования, инвентаря. Ветхие полы, протечки, старый инвентарь, не прошедшие испытания снаряды не обеспечивают должной степени надежности и безопасности.
И наконец, причина – медицинская. Врачебное обслуживание во многих учебных заведениях находится в неудовлетворительном состоянии.
Профилактика спортивного травматизма – одна из важнейших задач современного общества, которая должна быть достигнута, в первую очередь, соблюдением техники безопасности при занятиях спортом.
Используемая литература
1. Квартовкин К. К., Мандриков В. Б. Первая доврачебная помощь при спортивных травмах, внезапных заболеваниях и воздействии других неблагоприятных факторов: Методические рекомендации. Волгоград: ВМА, 1997. – С. 16.
2. Башкиров В. Ф. Возникновение и лечение травм у спортсменов. – М.: ФиС, 1981.
3. Васильева В. Е. Врачебный контроль и лечебная физкультура. – М.: ФиС, 1988.
4. Величко В. К. Физкультура без травм. Просвещение, 1993. – С. 46
5. Годик М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. – М.: ФиС, 2003.
6. Грачев О. К. Физическая культура: учебное пособие для студ. мед. и фармацевт. вузов – М.; Ростов н / Д, 2006.
7. Демин Д. Ф. Профилактика спортивного травматизма. / Д. Ф. Демин – М: Физкультура и спорт, 1959.
8. Дубровский В. И. Лечебная физическая культура. Владос, 1999. – С. 126.
9. Кузнецов В. С. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003.
10. Максимова М.В. Травматизм у школьников. – М.: Медицина, 1988.
11. Мартынов С.В. Предупреждение травм у детей. – М.: Медицина, 1995.
12. Меры безопасности на уроках физической культуры: Учебно-методическое пособие / В. Ю. Давыдов, Т. Г. Коваленко, П. А. Киселев, Г. Н. Попова. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003.– С.68