СОСТАВИТЕЛЬ: САВИНОВА СВЕТЛАНА ФЁДОРОВНА – музыкальный руководитель «МДОУ №18 комбинированного вида МОГО г. Ухта»




В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека, физическое развитие ребёнка дошкольного возраста занимает особое место. Одной из самых важных составляющих успеха физического развития у детей в дошкольном учреждении является утренняя гимнастика.

Утренняя гимнастика – система специально подобранных упражнений, направленных на укрепление крупных групп мышц и оздоровление организма. Свое значение утренняя гимнастика приобретает в том случае, если проводится систематически.Также она создает организованное начало, ровное, бодрое настроение у занимающихся: сильно возбужденных детей успокаивают действия в заданном темпе, а малокровные дети втягиваются в определенный ритм работы. Поэтому после утренней гимнастики дошкольники более уравновешены. Повышая жизненный тонус организма, утренняя гимнастика создает благоприятные условия для дальнейшей деятельности, благотворно влияет на развитие организованности, дисциплинированности, выдержки.

Роль музыкального руководителя в решении задач физического воспитания детей в дошкольном учреждении очень важна. Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых упражнений, организует коллектив. Основные задачи утренней гимнастики и физкультурных занятий - способствовать укреплению детского организма, формировать двигательные умения и навыки, развивать физические качества: выносливость, быстроту реакции, ловкость. Музыкальное сопровождение подчиняется выполнению этих задач. Также, музыкальное сопровождение повышает выразительность двигательных действий, способствует согласованию действий коллектива, увеличению амплитуды, пластичности движений. Музыка дисциплинирует занимающихся, повышает их внимание и работоспособность. Положительные эмоции, возникающие при выполнении упражнений под музыку, усиливает их физиологический эффект.

Выполнение упражнений под музыку помогает создать правильное представление о характере упражнений, их темпе, ритме. Дети хорошо воспринимают характер своих движений. При звучании бодрой музыки марша они подтягиваются, идут живо и весело, подняв головы и выпрямив спины. Упражнение становится для них привлекательным и эмоционально окрашенным. Под воздействием музыки бег, поскоки, ходьба становятся более чёткими, ритмичными, координированными. При помощи музыки можно менять виды бега или ходьбы, чередовать ходьбу с бегом, менять направление движения. Под музыку проводятся подвижные игры, которые строятся на движениях шага, бега, поскоков, а так же элементы танцевального шага и танца.

Плавная, тихая музыка побуждает идти спокойно, широким шагом. Быстрая, громкая музыка побуждает детей к бегу, поскокам. Внезапное окончание музыки или выразительный аккорд служит сигналом к остановке, или смене движения.

Так как музыкальный руководитель подбирает музыкальное сопровождение к каждому движению на гимнастике, ему необходимо учитывать возрастные особенности детей. Подбирая музыкальное сопровождение, следует учитывать физиологическую нагрузку, возрастные особенности детей, соответствие характеру движений, условия детского сада. Элементы упражнений должны быть предварительно выучены на занятиях (физкультурных, музыкальных).

Младшим дошкольникам труднее выполнять упражнения в едином темпе. Поэтому проведение утренней гимнастики под музыку возможно в том случае, если все движения хорошо усвоены детьми. Например, у малышей, физиологические возможности достаточно ограничены (короткий шаг, относительно умеренный темп передвижения и т.д.), и это, конечно, учитывается педагогом. Соответственно, музыкальное сопровождение у младших групп детского сада будет гораздо медленней, чем в старших группах.

Помимо оздоровительной, утренняя гимнастика может решать образовательные и воспитательные задачи. К образовательным задачам можно отнести закрепление двигательных навыков и умений. Необходимо уточнить, что это более характерно для детей старшего дошкольного возраста, так как двигательный опыт ребенка 3-4 лет очень мал, в то время как дети 5-7 лет уже знакомы с многими видами ходьбы, бега, прыжков, изучаемых ими на физкультурных занятиях. А вот закрепление понятий из других областей знаний вполне может осуществляться и для малышей. Например, закрепление счета (подсчет прыжков: «Один, два, три, четыре, пять – будем прыгать мы опять»; «Один, два, три - замри»; «Один, два, три, четыре, пять, шесть – нам хочется присесть»; «Один, два, три, четыре, пять – лучше будем мы шагать»), знаний о животных, явлениях природы, профессиях и т.д., если ребенок, при выполнении упражнения находится в соответствующем образе. Формирование потребности к ежедневным занятиям физическими упражнениями, развитие эстетического вкуса ребенка, при условии красивого и правильного показа взрослым и, конечно, музыкального сопровождения, подобранного в соответствии с характером движений и возрастными возможностями детей, - задачи воспитательного характера.

На утренней гимнастике, звучание музыки организует весь комплекс упражнений. Музыка помогает лучше организовать занятие, повысить его плотность. Освобождая воспитателя от регулирования темпа и ритма упражнений, счёта, она позволяет сконцентрировать его внимание на педагогическом процессе: объяснении, индивидуальных указаниях и помощи, исправление ошибок по ходу выполнения упражнений. Музыкальное сопровождение позволяет добиться не только высокой чёткости и правильности, но и пластичности, выразительности движений. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок ежедневно присутствовал на утренней гимнастике. Это поможет ему быстрей овладеть ритмикой, успешней справляться с физической нагрузкой и повысить эмоциональный тонус организма.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: