Кафедра психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По выполнению рейтинговой работы
По дисциплине «Философия»
Уровень высшего образования
Бакалавриат/Специалитет
Москва 2017
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 3
2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕЙТИНГОВОЙ РАБОТЫ... 3
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕЙТИНГОВОЙ РАБОТЫ4
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕЙТИНГОВОЙ РАБОТЫ... 4
5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЙТИНГОВОЙ РАБОТЫ... 5
6. ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………...8
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Рейтинговая работа по дисциплине выполняется обучающимся в ходе самостоятельной работы и является обязательным элементом балльно-рейтинговой системы (БРС) Университета.
Рейтинговая работа по дисциплине представляется в виде домашнего творческого задания, которое выполняется студентами самостоятельно в форме проекта-презентации.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕЙТИНГОВОЙ РАБОТЫ
Студенту предоставляется возможность самостоятельно выбрать тему для проекта-презентации из следующего списка.
1. Роль философии в жизни человека и общества: как расценивалось значение философии в различные исторические эпохи?
2. Кто такие философы и что значит – быть философом? Рефлексия этого вопроса в классической и неклассической философии
3. Философ и его ответственность перед человечеством.
4. Философия и наука. Точки соприкосновения и принципиальные различия.
5. Философия как искусство и философия в искусстве.
6. Философия и религия как формы мировоззрения: диалектика взаимоотношений в историко-философском ракурсе.
7. Вечный спор между материалистами и идеалистами: историко-философский экскурс.
8. Миф и зарождение философии.
9. Софизмы, софистика и софисты в прошлом и настоящем.
10. Аристотель – великий систематизатор античной философии и науки.
11. Бытие мира и бытие человека: историко-философский экскурс.
12. Идея материального единства мира в прошлом и настоящем.
13. Метафизическое одиночество человека: рефлексия человеческого бытия в неклассической философии.
14. Бегство человека от самого себя: романтизм, философия жизни, экзистенциализм, анархизм как «тектонический» сдвиг философского мышления на рубеже эпох (XIX-XX вв.).
15. Парадокс человеческого существования и проблема смысла жизни: основные идеи экзистенциальной философии.
16. Конформизм и нонконформизм как ценностные и мировоззренческие установки: конформисты и нонконформисты в истории философии.
17. Познаваем ли мир? Историко-философский экскурс.
18. Образ науки в современных философских концепциях.
19. Роль скептицизма, релятивизма и агностицизма в философии и философском мышлении: историко-философская ретроспектива.
20. «Как возможно общество?» Ключевые проблемы социальной философии.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕЙТИНГОВОЙ РАБОТЫ
Гуманитарный проект-презентация отражает одну из актуальных проблем современного общества.
Проект должен иметь теоретическую значимость, которая состоит в уточнении каких-либо понятий и (или) систематизации каких-либо данных, теоретического материала. Проект должен мотивировать к философской и социально-гуманитарной и задавать векторы для более глубоких исследований в рамках данной и смежных тем.
Практическая значимость проекта презентации заключается в возможном его применении студентом в последующей профессиональной деятельности.
В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественнойпроекта-презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.
Схема сочетаемости цветов для проекта-презентации
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕЙТИНГОВОЙ РАБОТЫ
Содержание информации | - Используйте короткие слова и предложения. - Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. - Заголовки должны привлекать внимание аудитории. |
Расположение информации на странице | -Предпочтительно горизонтальное расположение информации. - Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. - Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней. |
Шрифты | - Для заголовков – не менее 24. - Для информации не менее 18. - Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. - Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. - Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. - Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных). |
Способы выделения информации | Следует использовать: - рамки; границы, заливку; - штриховку, стрелки; - рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов. |
Объем информации | - Не следует заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. - Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. |
Виды слайдов | Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: - с текстом; - с иллюстрациями. |
5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЙТИНГОВОЙ РАБОТЫ
Название критерия | Оцениваемые параметры |
Тема проекта-презентации (10) | - Соответствие темы программе учебного предмета, раздела |
Дидактические и методические цели и задачи проекта-презентации (10) | - Соответствие целей поставленной теме - Достижение поставленных целей и задач |
Выделение основных идей проекта-презентации (10) | - Обоснованность выделения данных идей в качестве основных - Вызывают ли интерес у аудитории - Количество (рекомендуется для запоминания аудиторией не более 4-5) |
Содержание: философские и общекультурные аспекты (10) | - Актуальность содержания для современного этапа развития философии и культуры в целом - Достоверная информация об историко-философских феноменах и идеях современных мыслителей - Внутренняя логика проекта-презентации, теоретико-философский стиль изложения содержания - Подтвержденность всех заключений надежными достоверными источниками - Точность изложения основных философских идей, концепций, используемых в проекте-презентации - Использование цитат великих философов; соответствие данных цитат проблематике презентации, их общая значимость для проекта - Полезность содержания в теоретико-философском и практическом плане. |
Уровень философской рефлексии в представленном проекте (10) | - Наличие в проекте ярко выраженной точки зрения его автора по основным рассматриваемым проблемам - Степень философского осмысления ключевых идей и выводов проекта-презентации его автором - Корреляция основных теоретико-философских результатов проекта с личной мировоззренческой позицией автора проекта |
Подбор текстовых материалов философской направленности (10) | - Соответствие использованных источников теме и содержанию проекта-презентации - Содержательная адекватность и надежность текстовых материалов - Стилистическаяразноплановость текстов (философские, научно-философские, художественно-философские, философско-публицистические) - Использование текстовых Интернет-ресурсов |
Подбор графической, аудио- и видео-информации для создания проекта-презентации (5) | - Соответствие графического материала содержанию презентации. - Наличие и необходимость аудио- и видео-фрагментов, их соответствие содержанию проекта-презентации. |
Подача материала проекта – презентации (5) | - Хронология - Приоритет - Тематическая последовательность - Структура по принципу «проблема-решение» |
Логика и переходы в процессе защиты проекта-презентации (10) | - От вступления к основной части - От одной основной идеи (части) к другой - От одного слайда к другому - Гиперссылки |
Заключение (10) | - Яркое высказывание - переход к заключению - Повторение основных целей и задач выступления - Выводы - Подведение итогов - Короткое и запоминающееся высказывание в конце |
Дизайн презентации (5) | - Шрифт (читаемость) - Корректно ли выбран цвет (фона, шрифта, заголовков) - Элементы анимации |
Техническая часть (5) | - Грамматика - Стилистика - Наличие ошибок правописания и опечаток |
В скобках указано максимальное количество баллов за соответствие социального проекта-презентации тому или иному критерию. По усмотрению преподавателя количество баллов за критерий может быть снижено в случае неполного соответствия. Максимальное количество баллов, которое студент может набрать за рейтинговую работу – 100.
ПРИЛОЖЕНИЕ