И древнеримских мыслителей




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТОРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Методические указания и контрольные задания предназначены для студентов заочной формы обучения по специальности 38.02.04 «Коммерция» (по отраслям) при освоении программы дисциплины ОГСЭ. 01 Основы философии.

Основной целью данных методических рекомендаций является методическое обеспечение реализации ФГОС СПО по специальности в части освоения студентами заочной формы обучения дисциплины ОГСЭ. 01 Основы философии.

Результатам освоения дисциплины является приобретение студентами следующих знаний и умений:

знать:

З.1 основные категории и понятия философии;

З.2 роль философии в жизни человека и общества;

З.3 основы философского учения о бытии;

З.4 сущность процесса познания;

З.5 основы научной, философской и религиозной картин мира;

З.6 об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

З.7 о социальных и этнических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

уметь:

У.1 ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

 

Студентам следует помнить, что все требования ФГОС СПО к результатам освоения учебной дисциплины и к его содержанию является обязательными для изучения и освоения. Содержание этих требований отражено в данных методических рекомендациях.

Приступая к изучению дисциплины, необходимо ознакомиться с её содержанием, уяснить объем, основополагающие вопросы, руководствуясь приведенным списком информационных источников. Учебно-методические материалы по дисциплине изучаются студентами в межсессионный период самостоятельно в соответствии с рабочими программами и графиком учебного процесса.

Согласно учебному плану студентами выполняется домашняя контрольная работа. Контрольная работа является одной из форм проверки и оценки усвоенных студентом знаний и умений, а так же средством самоконтроля. Выполнять её следует в соответствии с установленными учебным планом и графиком учебного процесса сроками сдачи. В этом случае, если по тем или иным причинам работа не будет зачтена, у студентов останется достаточно времени, чтобы выполнить рекомендации рецензента по устранению недостатков и представить ее в новом варианте на повторное рецензирование. Работа, выполненная не по своему варианту, не зачитывается и возвращается без оценки.

Для выполнения домашней контрольной работы необходимо:

- ознакомиться с общими вопросами организации и выполнения самостоятельной работы студентов заочной формы обучения;

- ознакомиться со структурой и содержанием данных методических указаний;

- выполнить все задания по всем пунктам.

Домашняя контрольная работа должна быть выполнена письменно, оформлена в соответствии с установленными требованиями и сдана на заочное отделение для проверки преподавателем.

В случае возникновения вопросов при изучении курса и подготовке контрольной работы студенты могут обратиться за консультацией к преподавателю.

 

При выполнении контрольной работы необходимо

- записать тему и цели работы;

- на все вопросы дать письменные аргументированные ответы;

- дать письменные ответы на вопросы для самоконтроля.

 

 

Вариант № 1

Анализ философских учений древнегреческих

и древнеримских мыслителей

Цели работы:

1. Научиться сравнивать и делать анализ философских учений античности и учений отдельных древнегреческих философов.

2. Научиться ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания и смысла жизни, раскрываемых античными философами.

3. Научиться анализировать материал первоисточников, критически осмысливать информацию, чётко и аргументировано излагать собственную точку зрения, приводя собственные примеры.

Задания:

1. Прочитайте внимательно отрывки из философских текстов античных мыслителей.

2. Дайте письменные аргументированные ответы на вопросы после текстов и вопросы заданий, опираясь на знания философского мировоззрения античных мыслителей, свой кругозор и жизненный опыт.

4. Заполните сравнительно-обобщающую таблицу «Древнеримские философы».

3. Обдумайте вопросы для самоконтроля и ответьте на них письменно.

Литература:

1. Горелов А.А. Основы философии. -9-е изд. - М.: 2010. - с.37-48.

2. Руденко А. М. Философия в схемах и таблицах: учеб. пособие / А.М. Руденко.- Изд. 2-е, испр. - Ростов н/ Д: Феникс, 2013. - с.70-85

3. Отрывки из произведений античных авторов: Платон. Собрание соч. в 4-х т. – М., 1990. т. 1. Менон, 88 d – c; Аристотель. Политика. Извлечения. Соч. Т. 4. – М.; Мысль, 1984. (Филос. наследие) с. 375-645.

4. Отрывок из произведения древнеримского философа: Лукреций Кар. О природе вещей: в 2 т.-М., 1946.- Т.1.-II, 16

 

Последовательность выполнения работы:

Задание 1. Прочитайте отрывок из философского произведения Платона о воззрениях Сократа и ответьте на вопросы.

«Вот, например, - пояснял Сократ, - мужество, когда оно не имеет ничего общего с разумом, а подобно простой дерзости: разве человек, если он дерзок не по разуму, не несет ущерба, а если отважен с умом, не получает пользы?

А разве не то же самое с рассудительностью и понятливостью? С умом и образование, и воспитание приносят пользу, а без ума – вред. Одним словом, разве не все, к чему стремится душа и что она претерпевает, оканчивается счастливо, если ею управляет разум, и несчастливо, если – безрассудство?

Так вот, если добродетель– это нечто обитающее в душе, и если к тому же она не может не быть полезной, то, значит, она и есть разум: ведь все, что касается души, само по себе не полезно и не вредно, но становится вредным или полезным благодаря разуму или безрассудству. В согласии с этим рассуждением добродетель, коль скоро она полезна, и есть не что иное как разум. Добродетель есть знание, мудрость. …Дурные поступки порождаются только незнанием, и никто не бывает злым по доброй воле».

1. Как раскрывается в данном фрагменте соотношение разума и морали?

2. Как вы понимаете философский принцип Сократа «Познай самого себя!» и его знаменитые фразы: «Я знаю только то, что ничего не знаю. Другие же не знают даже этого»?

3. Можно ли считать рассуждения Сократа актуальными и сегодня или они утопичны?

Задание 2. Ответьте на вопросы:

1. В чём суть учения Платона об идеях?

2. В чём суть учения Платона о душе человека? Как вы понимаете выражение Платона: «Душа должна вспомнить»?

3. Как вы понимаете понятие «платоническая любовь»?

Задание 3. Прочитайте отрывки из учения о государстве Аристотеля и ответьте на вопросы.

1. «…Та жизнь блаженная, при которой нет препятствий к осуществлению добродетели, а добродетель есть середина между двумя крайностями».

2. «…В каждом государстве мы встречаем три класса граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и третьи, стоящие в середине между теми и другими.

…Умеренность и середина – наилучшее между двумя крайностями, и средний достаток из всех благ всегда лучшее…».

 

3. «…Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй…».

4. «…Эти–то средние граждане и остаются в государствах целыми и невредимыми. Они не стремятся к чужому добру, как бедняки, а другие люди не посягают на то, что им принадлежит…».

5. «Итак, ясно, что наилучшее государственное общение – то общение, которое достигается через посредство среднего элемента. Очевидно, что средняя форма есть форма идеальная, ибо не только она не ведет к партийной борьбе, в иных случаях возникает либо крайняя демократия, либо олигархия в чистом виде, либо тирания, из-за крайностей в имущественном отношении граждан.

 

1. Какую роль играли философы в общественной жизни греческого полиса?

2. Какую форму государственного устройства Аристотель считал наилучшей, а какие худшими?

3. Почему, по мнению Аристотеля, «…Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй…»?

4. В чём, по мнению Аристотеля, состоит «высшее благо человеческой жизни»?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: