Революционные отклонения в поведении людей




ПИТИРИМ СОРОКИН

Сорокин Питирим Александрович (1889 - 1968) – российский и американский философ, социолог. Родился в России (Коми край), где провел первые 15 лет своей жизни (1889-1904). Учился в Петербурге. В годы русской революции 1905-1906 гг. участвовал в революционной деятельности в партии эсеров. Более трех месяцев провел в царской тюрьме. Его становление как социолога прошло в Санкт-Петербурге. Здесь он окончил вечернюю школу (Черняевские курсы). В 1909 г.(же в 20-летнем возрасте) сдал экзамены за гимназический курс. В 1909 г. поступил в Психоневрологический институт в С.-Петербурге, где проучился один год. В 1910 г. поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Будучи студентом третьего курса, опубликовал свою первую книгу "Преступление и кара, подвиг и награда" (1913). Систему своих взглядов этого периода он сам позже охарактеризовал как "разновидность эмпирического неопозитивизма".

В 1917 г. он принял активное участие в революции на стороне партии эсеров. В 1917 работал в Госдуме, личный секретарь А.Ф. Керенского. После Октября 1917 г. встал в оппозицию советской власти. В 1918 г. дважды арестовывался большевиками и находился на грани расстрела. В конце 1918 г. он прекратил активную политическую деятельность и 23 декабря 1918 г. был восстановлен в числе преподавателей юридического факультета Петроградского университета, где начал чтение курса "Уголовной социологии".

П.Сорокин в 1919-1922 гг. был руководителем межфакультетской кафедры, затем - отделения социологии Петроградского университета. В сентябре 1922 г. П.Сорокин с группой других ученых, не принимающих марксистскую идеологию, был выслан из Советской России. Жил и работал в Праге. В конце 1923 г. был приглашен для чтения лекций в США. Первые курсы читались в университетах Иллинойса и Висконсина, затем получил предложение занять место штатного профессора в Миннесотском университете. Сорокин - критик господствующей в США эмпирической тенденции, родоначальник теорий социальной стратификации и мобильности.

1955 г., когда П.Сорокину исполнилось 66 лет, он вышел на пенсию, но остался директором Гарвардского исследовательского центра по созидательному альтруизму до конца 1959 г. В последнее десятилетие своей жизни он продолжал активную научно-преподавательскую работу, выступая с лекциями в разных университетах. Им опубликовано более 30 книг. П.Сорокин пользовался большим влиянием в мире социологии уже при жизни. С начала 1990-х гг. появляется интерес к П.Сорокину в России, что проявилось в публикации целого ряда его работ и исследований, посвященных его жизни и творчеству.

Основные работы: "Система социологии", "Социальная мобильность", "Современная социологическая теория", "Социальная и культурная динамика", "Основные черты русской нации в двадцатом столетии", "Социология революции" и др.

 

ПИТИРИМ СОРОКИН. СОЦИОЛОГИЯ РЕВОЛЮЦИИ

Революционные отклонения в поведении людей

[…] Пять лет кряду автору этих строк довелось прожить в круге русской революции. День за днем он наблюдал за всем происходящим. Результатом этих наблюдений является эта книга. Читатель не найдет в ней идеографического описания русской революции. Скорее это социологическое эссе, в котором анализируются само явление и его черты, так или иначе присущие всем значительным и великим революциям. Задача историка – обрисовать портрет, дать строгое описание конкретного исторического события во всем его своеобразии и неповторимой уникальности. Задача социолога совершенно иная: в совокупности социальных феноменов его интересуют лишь те черты, которые схожи во всех однотипных явлениях, когда бы и где бы они не происходили. […] русская революция с присущими ей деталями и подробностями – объект историка, а русская революция как тип – объект социолога. […]

Давайте теперь зададимся вопросом: "Что такое революция?" […]

[…] Некоторые […] пытаются избавиться от противоречий, указывая, что все негативные элементы революции не принадлежат ее сущностным характеристикам, а представляют в ней случайные элементы и соотносятся скорее с тем, что именуется "реакцией", а не "революцией". В этом аргументе скрыт все тот же "иллюзионизм". Если почти все революции, как правило, сопровождаются подобными негативными явлениями (пытки, ограничение свободы, пауперизация населения, рост зверств и т.п.), тогда какой резон считать их "случайными и сопутствующими"? […]

Возможно, их удивит, что каждый революционный период неизменно распадается на две стадии, неразрывно связанные друг с другом. "Реакция" не есть феномен, лежащий за пределами революции, а суть ее имманентная часть – вторая стадия. Диктатуры Робеспьера или Ленина, Кромвеля или Жижки вовсе не означает закат революции, а свидетельствуют о ее трансформации во вторую стадию – стадию "реакции" или "обуздания", но никак не ее конца. Лишь после того как "реакция" сходит на нет, когда общество вступает в фазу нормальной эволюции, лишь после этого можно считать, что революция завершена. Наши "иллюзионисты", проклиная "реакцию", и не подозревают, что тем самым они хулят не что иное, как саму революцию на ее второй стадии.

Схематично изобразим это следующим образом.

Революционный период



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: