Ничего из того, что действительно ценно, не находится в теле вещества, оно лишь проявляется посредством его, и это есть принцип Квинтэссенции, который уменьшает, скажем, 20 фунтов данного вещества до одной унции, и эта унция в потенции намного превышает 20 фунтов. Следовательно, чем меньше тело, тем в большей степени оно обладает указанным свойством.
Парацельс сказал:
«Маги согласно своей мудрости утверждают, что все вещества могут быть сведены к единой субстанции, эту субстанцию они усиливают, путем очищения и ректификации оно может стать настолько неуловимым, получить столь невероятные оккультные и божественные свойства, что может достигнуть чудесных результатов. Ибо они полагали, что, вернувшись на землю посредством некого высшего магического отделения, оно появится таким образом, и, наконец, путем длительных и трудоемких операций поднимается вверх и становится выше прочих растительных субстанций, становясь минералами, из минералов оно переходит в металлы, из совершенных металлических субстанций возвышается до вечной и божественной квинтэссенции, включающей в себя всю сущность земных и небесных существ».
Эта квинтэссенция или quintum esse для Парацельса означала ядро эссенции и свойств всех вещей универсального мира.
В «Золотом ларце» Бенедикта Фигулуса мы встречаем следующее:
«Элементы и их соединения, в дополнение к грубой материи, состоят из тончайшей субстанции, или внутренней коренной влажности, рассеянной по всем элементарным частям, простой и совершенно неподверженной разрушению, долго сохраняющейся во всех предметах в виде энергии, она призвана Мировым Духом, берущим начало в Мировой Душе, одной определенной жизни, наполняющей и познающей все вещи, так что из трех родов или существ, Разумных, Небесных и Подверженных Тлению, образуется единое устройство всего мира. Дух своим свойством оплодотворяет все вещи, природные и рукотворные, помещая в них те скрытые свойства, которые мы привыкли называть пятой сущностью или Квинтэссенцией. Но это и есть корень жизни, эта Пятая сущность, она создана Всемогущим для сохранения свойств человеческого тела, как и небеса для сохранения Вселенной. Таким образом, Пятая сущность и Природное лекарство есть природа и сердце небес, ее сущность поистине не является природной и подверженной тлению. Это основа медицины, сохранение жизни, восстановление здоровья, в ней можно обрести заветное возрождение вечной молодости и крепкое здоровье».
|
Переходя от высказываний алхимиков пятнадцатого и шестнадцатого века к словам алхимиков двадцатого века, позвольте мне процитировать еще раз «Эфир и реальность» сэра Оливера Лоджа:
«Говорят, что как-то раз Аполлоний Тианский спросил брахманов, из чего, как они полагают, состоит космос.
«Из пяти элементов»
«Что же может быть пятым, – ответил Аполлоний, – кроме воды, воздуха, земли и огня?»
«Есть эфир, – ответил брахман, это элемент, из которого мы должны полагать, созданы боги, как все смертные создания вдыхают воздух, так и бессмертные и божественные существа вдыхают эфир».
И вот еще:
«То, как вы хотите назвать Что-то, что все объединяет, не имеет никакого значения. Древние иногда говорили об «Эфире», возможно, в дополнение к четырем прочим элементам, и сэр Исаак Ньютон использовал этот термин для обозначения связывающей среды. Оптическая среда соединяет частицы вместе в нечто твердое или жидкое, и тот же самый посредник связывает небесные тела вместе в системы, скопления звезд, созвездия, туманности и Млечный Путь».
|
«Все части материи и все частицы связаны между собой эфиром, и ничем более. Они двигаются в нем свободно, они могут состоять из него. Мы должны изучать этот вид связи между материей и эфиром».
«Частицы встроены в эфир, они не являются независимыми от него, они тесно с ним связаны, возможно, что они из него образуются, они не похожи на песчинки в воде, скорее, они напоминают мелкие кристаллики в исходном растворе».
И снова
«спекулятивно и интуитивно мы чувствуем, что находимся более в контакте с эфиром, нежели с материей. Как мы можем действовать на материю – для нас является тайной. Мы не знаем, как мы создаем и движем наши тела. Мы склонны отождествлять себя со своим телом. Но есть доказательства того, что мы поистине независимы, мы продолжаем существовать и можем оставить свое тело. Возможно, мы во всех отношениях прямо не действуем на материю. Наша воля, наш разум, наша психическая жизнь непосредственно воздействуют на эфир, и только посредством его, уже косвенно, на материю. Эфир является нашим изначальным и постоянным средством. Наше бытие заключается именно в связи с эфиром, и посредством его мы можем воздействовать на атомы материи, чтобы перемещать их, перестраивать их и таким образом использовать их для выражения наших мыслей и чувств и выделения нас среди прочих индивидуальностей, которым в ходе длительной эволюции были предоставлены подобные оригинальные, хотя и несовершенные, средства выражения. Так мы можем получить сведения о множестве существ, царстве растений и животных, в противном случае мы бы о них не ведали, таким образом наши представления о существующем развиваются и расширяются, улучшаются дружеские отношения, достигается восприятие царства закона и порядка. И таким образом обогащается сама наша природа в результате этих попыток и опыта, принадлежащего к новому и наиболее интересному, хотя бы и несовершенному и мятежному на наш взгляд, физическому способу существования».
|
И его заключительные слова:
«Это основное средство разума, движущая сила душа, обитель Духа. Поистине можно его назвать Живым Одеянием Бога».
Сравнение трудов ученых, принадлежащих к различным эпохам, интересно, мне кажется, хотя словесное выражение может быть различным, они относятся к одному и тому е принципу.