Интернет-ресурсы: (перечень адресов интернет-ресурсов с кратким описанием)




ОП.11 Ценообразование

Тема: «Основные ценообразующие факторы»

Цель: изучить конкуренцию и монополию как ценообразующие факторы, дать им сравнительную характеристику.

План:

Конкуренция и монополия как факторы ценообразования

Литература

Основная

1 Баздникин А. С. Цены и ценообразование; Юрайт, Высшее образование - Москва, 2010. - 384 c.

2 Деева А.И. Цены и ценообразование: Учебное пособие / А.И. Деева. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 288 с.

3 Иванченко В.В., Чечетов М.В. Ценообразование: Учебное пособие. – изд. 3-е, доп. – Х: издательский Дом «ИНЭЕК», 2004. – 224с. Русск. яз.

4 Тарасевич В.М. Ценовая политика предприятия. – СПб: Питер, 2001. – 272 с.: ил. (Серия учебники для вузов)

5 Шуляк П. Н. Ценообразование; Дашков и Ко - Москва, 2011. - 196 c.

6 Тормоса Ю.Г. Цены и ценовая политика: Учеб. – метод. пособие для самост. изуч. – К.: КНЭУ, 2003. – 91 с.

Дополнительная

1 Закон Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» № 99-IНС от 25.12.2015г.

2 Закон Донецкой Народной Республики «О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности» № 6-IНС 21.08.2015г.

3 Закон Донецкой Народной Республики «О международных договорах Донецкой Народной Республики» № 66-IНС 29.06.2015г.

4 Постановление Совета Министров №10-41 от 03.06.2015 г. «Об утверждении Порядка регулирования и контроля цен (тарифов) на территории Донецкой Народной Республики».

5 Пинишко В.С. Цены и ценообразование. Учебное пособие. – Львов: «Интелект-Запад», 2006. – 488 с.

Интернет-ресурсы: (перечень адресов интернет-ресурсов с кратким описанием)

1 https://glavstat.govdnr.ru/ (Главное управление статистики ДНР)

2 https://mdsdnr.info/index.php/kontakty/ministerstvo-dokhodov-i-sborov-dnr (Министерство доходов и сборов ДНР)

3 https://minfindnr.ru/ (Министерство финансов ДНР)

4 https://crb-dnr.ru/ (Центральный республиканский банк ДНР)

5 https://mer.govdnr.ru/ (Министерство экономического развития ДНР)

6 https://dnr-sovet.su (Официальный сайт Народного Совета ДНР)

Домашнее задание:

Изучите лекционный материал в виде печатной и видеолекции. Составьте краткий опорный конспект по теме, приведите примеры фирм, работающих на том или ином типе рынка (не представленные в видеоролике). Дайте сравнительную характеристику типам рынков, заполнив таблицу, приведенную после лекции.

Оценивание задания:

2 «неудовлетворительно» – Задание не предоставлено
3 «удовлетворительно» – Составлен опорный конспект
4 «хорошо» – Наличие опорного конспекта и заполненная таблица, но допущены некоторые неточности
5 «отлично» – Задание выполнено в полном объеме, без ошибок.

 

Выполненное задание прислать до 16.00 05.10.2020г. в «ВК». Файлы подписывать в формате Иванова 05.10.

 

Тема: «Основные ценообразующие факторы»

Конкуренция – это столкновение интересов, возникающее там, где количество благ и потребительский спрос ограничены. Конкурировать могут как фирмы, так и потребители. Степень конкуренции различна различна на разных рынках.

В основу определения того, к какому типу относится та или иная рыночная структура, положены следующие критерии:

Ø количество фирм, представленных на рынке той продукции, которая выпускается данной отраслью;

Ø характер производимой продукции (стандартная или дифференцированная);

Ø наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в данную отрасль или выхода из нее;

Ø степень доступности экономической информации.

Некоторые отрасли производят одинаковую, т. е. стандартизированную продукцию (например, металл, древесина, зерно). В других случаях продукция является дифференцированной (например, различные марки автомобилей или различные виды стирального порошка).

При типе рынка называемом «совершенной конкуренцией» существует множество мелких фирм, которые:

1) достаточно малы, чтобы изменение их предложения не повлияло на рыночную цену;

2) могут свободно входить на рынок и покидать его в зависимости от уровня цен.

При монополии продажу товара осуществляет один продавец. Выделяют естественную монополию и искусственную.

Естественная возникает в двух случаях:

1) когда производство продуктов требует уникальных природных условий, которые невозможно воссоздать в другом месте;

2) в некоторых отраслях экономики, где трудно признать целесообразным существование более одного производителя.

Пример: Донбассгаз, ж/д транспорт, почта Донбасса.

Искусственная монополия возникает когда несколько крупных фирм объединяются и полностью контролируют рынок (нефть). Если крупные продавцы договариваются между собой о разделении рынка и единой цене, такое соглашение называют картелем.

Монополисты обычно стараются поддерживать относительно высокую цену на свой товар. Монополист выбирает сам тоску на кривой спроса, которая для него наиболее выгодна.

Если на рынке существует монополия, цена на нём как правило, выше, а объём производства – ниже, чем там где совершенная конкуренция. При этом власть монополиста регулируют платёжеспособность спроса и его эластичность.

Противоположную монополии ситуацию, когда многим продавцам противостоит один покупатель, экономисты называют монопсонией. (Рынок труда: «закрытый» город – военный завод)

Между монополией и конкуренцией находится олигополия: господствует несколько крупных продавцов (чёрная металлургия, автопром, авиационный транспорт и т.д.). Силы конкурентов примерно равны, фирмы стремятся избегать ценовой конкуренции. Участники этого рынка в неформальной форме (запрещено законодательством) согласовывают цены на свою продукцию друг с другом. Соревнуют друг с другом повышением качества, послепродажного обслуживания, рекламы и т.д.

В тех отраслях, где сравнительно много производителей, но их продукция защищена патентом или торговой маркой и не может быть произведена другими фирмами существует «монополистическая конкуренция » (модная одежда, духи и т.д.) Большое значение имеет интенсивная реклама, которая должна подкрепить престиж данной торговой марки.

 

Таблица 1 – Типы рыночных структур

 

Типы рыночных структур Количество фирм Характер продукции Наличие рыночных барьеров Доступность экономической информации Контроль над ценами
Совершенная конкуренция          
Монополистическая конкуренция          
Олигополия          
Монополия          

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: