Послевоенное восстановление




После окончания ВОВ к руинам дворца пришли архитекторы-реставраторы, музейные работники.

В 1947 г. в мастерской арх. проф. А. А. Оля был составлен проект воссоздания внешнего облика здания.

В 1948 г. Советское правительство приняло решение о восстановлении Большого дворца.

Восстановление фасадов началось в 1952 г.

Работы были завершены к 1958 г.
Начался 2-й этап работ - воссоздание внутренней отделки дворца.

Углубленное изучение памятника сопровождалось рядом открытий.

Впервые были названы имена многих мастеров, работавших в Большом дворце.

При восстановлении отдельных помещений были удалены наслоения более позднего времени.

Нередко реставраторам приходилось заново возрождать некоторые практически уже забытые виды искусства, секреты которых были утрачены, так позолотчики вернули к жизни старинный способ золочения деревянной резьбы.

В 1963 г. в помещениях Большого дворца разместилась выставка, рассказывающая об истории создания Петергофского ансамбля.

В мае 1964 г. (в день 250-летия основания Петергофа) распахнулись двери первых воссозданных интерьеров - Картинного зала, Куропаточной, Диванной и Коронной.

В 1965 г. были закончены работы в Белой столовой, а в 1969 - в Тронном и Чесменском залах.

В 1971-1972 гг. восстановлены оба Китайских кабинета, в 1975 - Голубая приемная, в 1978 - Большая (Голубая) гостиная и Дубовая лестница.

В 1979 г. восстановлены растреллиевские интерьеры Аудиенц-зала.

В 1985 г. завершено воссоздание парадной лестницы.

 

За огромную работу по воссозданию Большого дворца ряд реставраторов получил высокие награды и звания.

 

Собор Воскресения ХристоваСмольного монастыря (1748-1754) — шедевр Растрелли, жемчужина ансамбля Смольного монастыря.

 

 

Сегодня это центр ухоженного квартала рядом с резиденцией губернатора в здании Смольного института, а при Петре I тут находились «смоляные дворы» — филиал адмиралтейской верфи, где варили смолу для постройки кораблей. Рядом стоял скромный деревянный дворец «Смоляной дом», позже перестроенный в камне. Императрица Елизавета Петровна жила там в юности, а в зрелые годы выбрала это место для постройки монастыря, куда предполагала удалиться от мира в старости. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей. Собор был заложен в октябре 1748 года, возведение начато в мае 1751 г.

Обитель строили как дворец, и Смольный собор до сих пор остается самым нарядным и изящным из главных петербургских храмов. Бело-голубой храм с позолоченными главами настолько совершенен и гармоничен, что создает оптические эффекты. Он как будто плывет в воздухе, уменьшается по приближении,при этом не теряя своей величественности.

Растрелли предполагал возвести в центре комплекса одноглавый храм европейского типа, но Елизавета настаивала на традиционном для русских церквей пятиглавии. 12 июля 1749 года поступил указ переделать проект. Собор было велено строить по образу и подобию Успенского собора в Московском Кремле, а колокольню - "такой, как здесь Ивановская бывшая колокольня". Таким образом, Елизаветой Петровной было поручено создать храм по православным канонам, то есть так, как не строили со времён Петра I. У Смольного собора в обязательном порядке должны были теперь появиться не только массивный главный купол, но и четыре малых.

Растрелли удалось соединить обе традиции: по виду собор пятиглавый, а на самом деле у него один купол, окруженный четырьмя вспомогательными главками-звонницами.

Создавая комплекс Смольного монастыря Растрелли одновременно и создал свою интерпретацию архитектурного стиля барокко. В Европе барочным делался лишь главный фасад зданий. Смольный собор же предназначен для осмотра со всех сторон.

Центральный купол расположен на барабане и по размерам значительно больше остальных, он имеет шлемовидную форму, сверху его венчает расположенная на фонаре луковичная главка, имеющая при этом большой размер.

Вливаясь в хор корпусов Смольного института, фасад нижней части собора по стилю архитектуры гораздо больше напоминает дворец, нежели храм. Вторая часть собора с пятиглавием, по сравнению с ним выглядит лёгкой и устремлённой ввысь.

С началом Семилетней войны в 1757 году денег в казне стало не хватать. Проект Растрелли завершён не был. После победного окончания войны с Пруссией желание императрицы уйти в монастырь угасло. А в 1761 году Елизавета Петровна умерла, так и не успев увидеть освящение Смольного собора.

Существует легенда, гласящая о том, что архитектор Кваренги, автор здания Смольного института, не оставался равнодушным к творению Франческо Бартоломео Растрелли. Проходя мимо Смольного собора он снимал шляпу, восклицая: "Вот это храм!"

Как все главные петербургские храмы, Смольный строили очень долго — почти сто лет, с 1748 до 1835 год. Проект Растрелли продолжил Юрий Фельтен, а закончил Василий Стасов. По стилю классицист Стасов был почти антагонистом барочного гения Растрелли, однако он сохранил растреллиевский дух и совершенство пропорций, но добавил простоты и лаконичности. Бело-голубые стены с высокими окнами, вазы и гирлянды, головки херувимов — церковь красива особой хрупкой красотой, напоминающей и о «женском правлении», и о воспитанницах Смольного института по соседству.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: