Изучение процесса дыхания.




Вопрос к учащимся: Откуда растение получило 64 кг 950 г питательных веществ?

Ответ: Растение приобрело 64 кг 950 гр питательных веществ за счёт образования органических веществ (например, глюкозы) на свету в зелёных листьях растений. Это удивительное биологическое явление, которое обеспечивает жизнь всему живому на Земле.

Что такое фотосинтез? Слайд 5 «Фото» - от греческого «свет» и «синтез» - образование.

Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света в зелёных клетках растений.

Где происходит фотосинтез? (работа со схемой) В зелёных листьях, зелёных стеблях растений.

Что обеспечивает их зелёный цвет?

Ответ: Зелёный цвет обеспечивает зелёный пигмент растений – хлорофилл, который находится в хлоропластах растений. (Можно вспомнить и фотосинтезирующую ткань растений: столбчатую и губчатую паренхиму.) Именно хлорофилл играет главную роль в процессе фотосинтеза.

Как происходит процесс фотосинтеза? Процесс фотосинтеза проходит в две фазы.

Световая фаза:

А) Начинается с того, что частица света (фотон) падает на хлорофилл, с которым начинают происходить превращения. Также начинаются превращения с водой.

Б) В результате всех превращений образуется энергия и выделяется кислород в окружающую среду.

Темновая фаза: (более длительная). Образуется глюкоза, которая превращается в сахар, а он в крахмал.

Историческая справка: Немецкий ботаник Юлиус Сакс продемонстрировал образование зерен крахмала при фотосинтезе.

Вывод: Листья на свету образуют крахмал.

Историческая справка:

Английский химик Джозеф Пристли искал разрешения загадки, каким образом улучшается воздух, испорченный дыханием человека и животных. Он поставил опыт с мышонком: посадил под стеклянный колпак, опущенный краями в воду. Мышонок жил под колпаком недолго. Он задохнулся в испорченном от собственного дыхания воздухе.

После этого Пристли решил испробовать растение.

“Я взял, - писал он, - некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нём погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевёл в сосуд, погружённый в воду, а в другую часть, также заключённую в сосуд с водою, посадил ветку мяты.

Это было сделано в августе 1771 года. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой его части. В течение семи дней пребывания в сосуде с испорченным дыханием воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых”.

Таким образом, растение как бы питалось испорченным воздухом, то есть углекислым газом.

Оно росло, очищало воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород. Открытие Пристли произвело большое впечатление в учёном мире. Лондонское королевское общество ученых присудило Пристли большую золотую медаль и чествовало на торжественном собрании.

Что же происходило под колпаком с мятой?

поглощается СО2 и Н2О
выделяется О2
образуется крахмал

Как доказать, что в процессе фотосинтеза выделяется кислород? Работа с текстом, с. 99

Мы знаем, что кислород поддерживает горение. …

Вывод: Зелёные растения выделяют кислород только в процессе фотосинтеза, т.е. на свету.

Задача: 1 га леса вырабатывает за час столько О 2, сколько нужно для дыхания 200 человек. В лицее обучается 800 учащихся. Сколько га леса будут обеспечивать их дыхание в этот час?

Ответ: 4 га леса, что соответствует территории 2-х наших лицеев.

Для чего необходим фотосинтез?

Космическая роль растений:

• Ежегодно образуют более 100 млрд. тонн органических веществ.

• 80% О 2 выделяется водорослями и 20% наземными растениями.

• Затраты О 2 на дыхание человека, животных, растений компенсируются фотосинтезом, поэтому в атмосфере содержание О 2 всегда 21%.

Какие условия необходимы для фотосинтеза?

• Энергия Солнца. Н 2 О. СО 2. Оптимальная температура

Изучение процесса дыхания.

Создание проблемной ситуации: Вернёмся к опыту Д. Пристли.

После опытов Пристли с колпаком и мышью всё высшее общество заговорило об очищающем воздух действии растений. В моду вошло ставить больше цветов в комнатах: ведь они “исправляют” воздух.

Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому поставить в комнату на ночь больше растений. Наутро дама проснулась с сильной головной болью и в тот же вечер на приёме рассказала всем, что Пристли плут и обманщик. В Швеции жил аптекарь Карл Вильгельм Шееле. Он решил повторить опыты Пристли. Проводил их Шееле по ночам в каморке при аптеке, пользуясь огарком свечи. Результаты он получил противоположные тому, что наблюдал Пристли. Мышь погибала, мята засыхала. Как разрешить спор Шееле и Пристли? Почему у богатой женщины болела голова?

Ответ: Растения у богатой женщины ночью в спальне не выделяли кислород. Мята у Карла Шееле также не выделяла кислород, т.к. он проводил опыты по ночам… Но в это время растения дышали и выделяли углекислый газ, повышенное содержание которого привело к появлению головной боли у богатой дамы и гибели мышонка.

Что же такое дыхание? Посмотрите на схему, изображённую на слайде, и дайте сами определение этому процессу.

Дыхание – это процесс поступления кислорода в организм, использование его в обмене веществ, а также выделение углекислого газа из организма во внешнюю среду.

Где происходит дыхание, в каких органах растения? Работа с учебником стр. 108

Дыхание происходит во всех органах растения. (Вспомним строение устьиц листа)

Когда происходит дыхание у растений, в какое время суток? Ответ: днём и ночью, всегда.

Какие превращения происходят:

поглощается О2
выделяется СО2
Органические вещества разлагаются


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: