Вопрос к учащимся: Откуда растение получило 64 кг 950 г питательных веществ?
Ответ: Растение приобрело 64 кг 950 гр питательных веществ за счёт образования органических веществ (например, глюкозы) на свету в зелёных листьях растений. Это удивительное биологическое явление, которое обеспечивает жизнь всему живому на Земле.
Что такое фотосинтез? Слайд 5 «Фото» - от греческого «свет» и «синтез» - образование.
Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света в зелёных клетках растений.
Где происходит фотосинтез? (работа со схемой) В зелёных листьях, зелёных стеблях растений.
Что обеспечивает их зелёный цвет?
Ответ: Зелёный цвет обеспечивает зелёный пигмент растений – хлорофилл, который находится в хлоропластах растений. (Можно вспомнить и фотосинтезирующую ткань растений: столбчатую и губчатую паренхиму.) Именно хлорофилл играет главную роль в процессе фотосинтеза.
Как происходит процесс фотосинтеза? Процесс фотосинтеза проходит в две фазы.
Световая фаза:
А) Начинается с того, что частица света (фотон) падает на хлорофилл, с которым начинают происходить превращения. Также начинаются превращения с водой.
Б) В результате всех превращений образуется энергия и выделяется кислород в окружающую среду.
Темновая фаза: (более длительная). Образуется глюкоза, которая превращается в сахар, а он в крахмал.
Историческая справка: Немецкий ботаник Юлиус Сакс продемонстрировал образование зерен крахмала при фотосинтезе.
Вывод: Листья на свету образуют крахмал.
Историческая справка:
Английский химик Джозеф Пристли искал разрешения загадки, каким образом улучшается воздух, испорченный дыханием человека и животных. Он поставил опыт с мышонком: посадил под стеклянный колпак, опущенный краями в воду. Мышонок жил под колпаком недолго. Он задохнулся в испорченном от собственного дыхания воздухе.
После этого Пристли решил испробовать растение.
“Я взял, - писал он, - некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нём погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевёл в сосуд, погружённый в воду, а в другую часть, также заключённую в сосуд с водою, посадил ветку мяты.
Это было сделано в августе 1771 года. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой его части. В течение семи дней пребывания в сосуде с испорченным дыханием воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых”.
Таким образом, растение как бы питалось испорченным воздухом, то есть углекислым газом.
Оно росло, очищало воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород. Открытие Пристли произвело большое впечатление в учёном мире. Лондонское королевское общество ученых присудило Пристли большую золотую медаль и чествовало на торжественном собрании.
Что же происходило под колпаком с мятой?
поглощается | СО2 и Н2О |
выделяется | О2 |
образуется | крахмал |
Как доказать, что в процессе фотосинтеза выделяется кислород? Работа с текстом, с. 99
Мы знаем, что кислород поддерживает горение. …
Вывод: Зелёные растения выделяют кислород только в процессе фотосинтеза, т.е. на свету.
Задача: 1 га леса вырабатывает за час столько О 2, сколько нужно для дыхания 200 человек. В лицее обучается 800 учащихся. Сколько га леса будут обеспечивать их дыхание в этот час?
Ответ: 4 га леса, что соответствует территории 2-х наших лицеев.
Для чего необходим фотосинтез?
Космическая роль растений:
• Ежегодно образуют более 100 млрд. тонн органических веществ.
• 80% О 2 выделяется водорослями и 20% наземными растениями.
• Затраты О 2 на дыхание человека, животных, растений компенсируются фотосинтезом, поэтому в атмосфере содержание О 2 всегда 21%.
Какие условия необходимы для фотосинтеза?
• Энергия Солнца. Н 2 О. СО 2. Оптимальная температура
Изучение процесса дыхания.
Создание проблемной ситуации: Вернёмся к опыту Д. Пристли.
После опытов Пристли с колпаком и мышью всё высшее общество заговорило об очищающем воздух действии растений. В моду вошло ставить больше цветов в комнатах: ведь они “исправляют” воздух.
Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому поставить в комнату на ночь больше растений. Наутро дама проснулась с сильной головной болью и в тот же вечер на приёме рассказала всем, что Пристли плут и обманщик. В Швеции жил аптекарь Карл Вильгельм Шееле. Он решил повторить опыты Пристли. Проводил их Шееле по ночам в каморке при аптеке, пользуясь огарком свечи. Результаты он получил противоположные тому, что наблюдал Пристли. Мышь погибала, мята засыхала. Как разрешить спор Шееле и Пристли? Почему у богатой женщины болела голова?
Ответ: Растения у богатой женщины ночью в спальне не выделяли кислород. Мята у Карла Шееле также не выделяла кислород, т.к. он проводил опыты по ночам… Но в это время растения дышали и выделяли углекислый газ, повышенное содержание которого привело к появлению головной боли у богатой дамы и гибели мышонка.
Что же такое дыхание? Посмотрите на схему, изображённую на слайде, и дайте сами определение этому процессу.
Дыхание – это процесс поступления кислорода в организм, использование его в обмене веществ, а также выделение углекислого газа из организма во внешнюю среду.
Где происходит дыхание, в каких органах растения? Работа с учебником стр. 108
Дыхание происходит во всех органах растения. (Вспомним строение устьиц листа)
Когда происходит дыхание у растений, в какое время суток? Ответ: днём и ночью, всегда.
Какие превращения происходят:
поглощается | О2 |
выделяется | СО2 |
Органические вещества | разлагаются |