ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ




· Настроение ребенка постоянно меняется. Вспомним, к примеру, начало повести Л.Н.Толстого «Детство». Николенька Иртеньев просыпается оттого, что Карл Иванович ударил над ним хлопушкой и на голову мальчика упала муха. Он чувствует раздражение, но вскоре его отношение к учителю меняется, и Николенька думает о своем наставнике с благодарностью и любовью. Доброта и любовь к окружающим людям, чистота и искренность маленького героя Толстого помогают ему справиться с отрицательными эмоциями.

· Дети способны переживать так же сильно, как и взрослые. 1) В качестве примера можно привести эпизод из повести Л.Н.Толстого «Отрочество». Автор с присущим ему психологизмом предает глубину переживаний подростка, подробно рассказывая об одном из самых грустных дней в жизни Николая Иртеньева, когда тот получил единицу, нагрубил учителю, открыл портфель отца и сломал ключ. Подросток находится в таком отчаянии, что нельзя не проникнуться сочувствием к его душевным мукам.

2) Мне запомнился эпизод из повести Константина Паустовского «Далекие годы». Маленький гимназист, стоя у здания гимназии, плакал так горько, что в ранце за его спиной подпрыгивал пенал. Наверное, он понимал, что окончилось его детство и теперь его жизнь будет совсем другой.

ПУТЕШЕСТВИЯ

· Тема путешествия очень популярна в русской литературе. К ней обращались Радищев, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Гоголь, другие известные писатели. В путевых заметках описываются открытия, наблюдения и впечатления путешественника, передаются его мысли и чувства. Писатель анализирует жизнь, которая постепенно открывается перед героем.

· Известный ученый, академик Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном», адресованных молодежи, говорит, чтопоездки по своей стране и по чужим странам – одна из самых больших ценностей жизни, потому что путешествия многое нам открывают, о многом заставляют думать, мечтать, а главное, воспитывают любовь к родному, «нравственную оседлость».

ПУШКИН (см. к нига)

· В рассказе Евгения Носова «Варька» есть эпизод: о Пушкине беседуют птичница Варька, закончившая девять классов и читающая наизусть стихотворение «Памятник», и цыган Сашка, проучившийся в школе всего два года и не расстающийся с книгой Пушкина, которого он считает цыганом и называет Сандро. Варька не стала разрушать его веру и сказала: «Пушкин для всех!»

· О Пушкине сказано много лучшими умами России. В его творчестве нашли отражение богатство, гибкость и сила нашего языка. Пушкинские стихи развивают ум, дарят красоту, укрепляют веру. Они не просто легкие, изящные и красивые, в них – чувства, понятные всем. Пушкин - глубоко национальный поэт, поэтому сейчас, много лет спустя, мы повторяем вслед за Тютчевым:

Тебя ж, как первую любовь,

России сердце не забудет!

· Известный ученый, академик Д.С. Лихачев в «Письмах о добром», адресованных молодежи, говорит, что Пушкин стал знаменем русской культуры, как Шевченко - украинской, Шекспир – английской. Без этого великого поэта нельзя понять русский характер. Пушкин – это гений, сумевший создать идеал нации. Его поэзия мудра, потому что каждое слово в его стихах требует раздумий. «Пушкин – это наше все», - сказал о нем Аполлон Григорьев. И это правда, потому что в самые главные моменты нашей жизни с нами возвышающая сила поэзии Пушкина.

РАВНОДУШИЕ

· «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть», - писал А. Чехов. Об этом же говорится в его рассказе «Баран и барышня». Бедная девушка пришла к чиновнику с просьбой о помощи, но по ошибке зашла в другой подъезд. Скучающий чиновник развлекает себя беседой с барышней, подробно расспрашивает о ее жизни, но когда у девушки появляется надежда, что ей помогут, чиновник равнодушно заявляет ей, что она ошиблась.

· О равнодушии к близким говорится в повести Владимира Тендрякова «Расплата». Случилось непоправимое: девятиклассник застрелил своего отца, долгое время издевавшегося над матерью мальчика. И только тогда все, кто был рядом, понимают, что ничего не сделали, чтобы помочь подростку: ни словесник, учивший их следовать литературным идеалам, ни одноклассники, знавшие о семейных проблемах мальчика, ни девушка, которую он полюбил, ни даже родная бабушка – никто ему не помог. И мне кажется, что название повести не случайно. Именно об этом говорит учитель: «Это всем нам расплата…»

· Я убежден, что все подлые поступки совершаются при нашем попустительстве. Вспомним, к примеру, рассказ Фазиля Искандера «Золото Вильгельма». Молодого историка Заура в электричке провоцируют на драку только потому, что он кавказец, а пассажиры прикрываются газетами, отстраняясь от происходящего.

· Когда мы видим, как респектабельный мужчина выгуливает на детской площадке собаку без намордника, а жильцы многоэтажного дома бросают с балконов горящие окурки, когда мы сталкиваемся с хамством в общественном транспорте, магазинах, больнице, мы закрываем на все это глаза. Можно ли обвинять в душевной черствости других, если мы сами равнодушно проходим мимо?

РАДОСТЬ

· Егор Полушкин, главный герой романа Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», говорит своему сыну, что радостной ложкой и пустые щи хлебать весело, а когда Колька не понимает его, поясняет: «Есть для живота веселье, а есть для души». Я думаю, что радость – веселье «для души».

РАСКАЯНИЕ

· Каждый из нас может совершить дурной поступок, но только нравственный человек способен к раскаянию. 1) Вспомним, к примеру, повесть Ирины Грековой «Вдовий пароход». Вадим принимал любовь матери как должное, сам же ни во что ее не ставил. Когда же мать тяжело заболела, он бросил работу, чтобы ухаживать за нею. Вадим глубоко сожалеет о своем поведении и о том, что не смог сберечь самого дорогого ему человека.

2)

РЕВНОСТЬ

· «Ревность – это одна доля любви и 99 долей самолюбия», - сказал Ларошфуко. Я думаю, что ревностьэто проявление собственнического инстинкта и низкой самооценки человека. Любовь нельзя выпросить – ее можно только заслужить.Преодолеть ревность, боязнь одиночества и страх потерять любимого можно только тогда, когда научишься доверять человеку, которого любишь, и если будешь постоянно совершенствоваться, чтобы быть достойным того, кого любишь.

· Ревность – проявление собственнического инстинкта, желание безраздельно распоряжаться жизнью другого человека. Арбенин, герой драмы М.Ю. Лермонтова «Маскарад», подозревает свою жену Нину в измене. Его терзают сомнения, в душе его ад: он любит и ненавидит, боится выглядеть смешным и не желает слушать никаких объяснений; мучается, плачет от злобы и стыда и не может простить Нине своих слез. В приступе ревности Арбенин отравил жену. Несмотря на то что он погубил ни в чем не повинную Нину, мне жаль его: он и преступник, и жертва своих страстей.

· Ревность – это разрушающее чувство, преодолеть которое очень сложно. Вспомним, к примеру, как изменились отношения Анны Карениной и Вронского, героев романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Анна ревнует Вронского, и все, что не связано с ней, вызывает у нее жгучую, постепенно принимающую патологические формы ревность. Вронский воспринимает эту ревность болезненно: он любит Анну и не изменяет ей, но желание Карениной поглотить его всего вызывает у Алексея протест, поэтому он пытается доказать Анне свое право заниматься другими делами. Это превращается в постоянную борьбу между ними, борьбу, которая сопровождается сценами, оскорблениями, потом страстными примирениями, но которая при этом медленно убивает само их чувство.

· Надо верить тому, кого любишь, - нет высшего доказательства любви. (А.Грин)

· В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность. (Ф.М. Достоевский)

· Ревность легковерна, как дитя, и бешена, как дикое животное. (Н.А. Некрасов)

· Ревность…свойственна или людям по своей натуре эгоистическим, или людям неразвитым нравственно. Считать ревность необходимою принадлежностью любви – непростительное заблуждение. (В.Г. Белинский)

РЕЧЬ (см. слово)

· Известный ученый, академик Д.С. Лихачев в «Письмах о добром», адресованных молодежи, говорит, что речь больше характеризует человека, чем его внешность или поведение: в языке сказывается интеллигентность человека, его умение мыслить и уважать других.

· Кто ясно мыслит, тот ясно и излагает (Н. Буало, франц. поэт, критик)

· Разговор – это здание, которое строят совместными усилиями (А. Моруа, франц. писатель)

РОДИНА (см. любовь к родине, Россия)

· Родина – это место, где ты родился и вырос, провел лучшие годы своей жизни, это люди, близкие тебе, и народ, к которому ты чувствуешь свою причастность. Разлуку с родиной тяжело перенести любому человеку, но для истинного художника эмиграция – настоящая трагедия. Проблема отношения к родине человека, вынужденного уехать из страны, является одной из главных в предложенном нашему вниманию тексте.

Творчество Сергея Довлатова пришлось на трудной время: после окончания «оттепели» усилились политические гонения на литературу и искусство. В сложившихся условиях писатель, несмотря на то что он осознавал отъезд из страны величайшим несчастьем своей жизни, считал, что рассказать о родине, «потерявшей, загубившей и отвергнувшей своих лучших сыновей» можно только в эмиграции. Америка признала Довлатова, его публиковали, он стал известен, но родина у него осталась одна: «Матерей не выбирают. Это моя единственная родина».

Позиция автора однозначна: благородный человек не отворачивается от неверных друзей, поэтому от родины не отказываются, даже если она тебя отвергла и предала. Родина – это то, о чем нельзя забыть: «Все, что с нами было, - родина! И все, что было, - останется навсегда…».

Я согласен с точкой зрения автора: благородство – одно из главнейших человеческих качеств. Известно много примеров, когда дети, от которых отказались их матери и которые выросли в детских домах, разыскивают потом своих беспутных родительниц, чтобы поддержать их в старости.

Родину, как и мать, не выбирают. К примеру, И.А. Бунин, уехавший из России после революции 1917 года, до эмиграции часто использовал «зарубежный» материал, но вдали от родной страны почти все свои произведения он пишет о России. В его рассказе «Холодная осень» мы видим не только трагедию войны, разрушающей жизни людей, но и драму человека, потерявшего родину. Героиня долго скиталась за границей, тяжелым трудом зарабатывая на жизнь себе и племяннице умершего мужа, а девочка, единственное близкое существо, стала взрослой и совершенно равнодушной к женщине, вырастившей ее.

Сам Довлатов в книге «Марш одиноких» пишет, что ему пришлось уехать, потому что он писал идейно чуждые рассказы. Он благодарен Америке, принявшей его, он полюбил эту страну, но никогда не забудет, откуда он родом. Именно поэтому свою работу мне хочется завершить словами И.С. Тургенева: «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись».

· Всякая благородная личность глубоко сознает свои кровные связи с отечеством" (В.Г. Белинский).

· Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. (К. Паустовский)

· Защита Родины есть защита и своего достоинства (Н.К. Рерих )

· Отечество-пирог – вот идеал, дальше которого не идут нахальные умы. Отечеству надлежит служить, а не жрать его. (М. Салтыков-Щедрин)

· Ты должен посвятить Отечеству свой век,

Коль хочешь навсегда быть честный человек. (Д.И. Фонвизин)

РОССИЯ (см. эмиграция)

· Мы, россияне, не можем оставаться равнодушными к судьбе своей родины и своего народа. Я совершенно согласен с известным журналистом Вячеславом Костиковым, считающим, что главной целью государственной политики должно быть национальное возрождение. Когда-то Белинский мечтал увидеть Россию во главе образованного мира, но сегодня наша страна по качеству жизни занимает сто пятнадцатое место. Русских называют «нацией Обломовых», совками, азиатами. А мы не бездельники и не дикари! И мы не хоти быть «поколением пепси»! чтобы доказать это, нужно не только ликвидировать бедность в нашей стране, но и устранить дефицит нравственности!

· Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить. (Ф. Тютчев)

· Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись (И.С. Тургенев)

САМООБРАЗОВАНИЕ (см. образование, познание, самореализация, совершенствование)

· В становлении личности человека большую роль играют такие факторы, как наследственность, воспитание, окружение. Однако то, какими мы станем, во многом зависит и от нас самих. Можно привести немалопримеров, когда люди всего добивались сами: это и великий М.В. Ломоносов, и ученый-химик Д.И. Менделеев, и писатель Максим Горький.

САТИРА

· Недостатки и пороки общества можно обличать, а можно высмеивать. Смех – это мощное оружие, к которому прибегает Михаил Зощенко, мастер сатиры. Основные темы его творчества – самодурство и непрофессионализм чиновников, неустроенный быт и пустота жизни обывателя. В борьбе с бытовыми неурядицами нет места благородству и состраданию, ложь становится нормой: управдом обманывает жильцов, чиновник – посетителей, пациент – врача. Мы смеемся над бескультурьем героев Зощенко, но это смех сквозь слезы.

· Смех - действенное оружие, способное заставить измениться подлеца и мошенника. В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь высмеивает не только пороки государственной бюрократической системы, но и человеческую глупость, бездуховность.

СВОБОДА

· Свободу можно понимать по-разному. К примеру, герои рассказа М.Горького «Макар Чудра» Радда и Лойко Зобар любят друг друга, но настолько дорожат свободой, что даже не допускают мысли о добровольном подчинении любимому человеку. Это гордые и сильные люди, которые стремятся к безграничной свободе и приносят в жертву гордости и своему пониманию свободы собственную жизнь.

· Свободой дорожат не только люди, но и животные. Вспомним, к примеру, купленного на Птичьем рынке клеста из «Капитана Клюквина» Юрия Коваля. Птице создали все условия, герой рассказа привязался к клесту, полюбил его пение. Но весной клест затосковал, его не радовали ни шишки, ни ягоды, ни звучание гитары – он выбрал свободу!

· Общеизвестно, что свобода является непреходящей социальной ценностью. В современном мире, когда права человека ценятся очень высоко, мы много говорим о свободе выбора, свободе в отношениях, свободе поступать по собственному усмотрению, наконец, о свободе слова. Но главная проблема, на мой взгляд, состоит в следующем: как отличить свободу от безответственности и вседозволенности? Например, свобода слова иногда приводит к распространению недостоверной информации, а публикации в «желтой» прессе о личной жизни публичных людей иногда переходят все мыслимые и немыслимые границы. Поэтому я глубоко убежден, что каждый человек имеет право на свободу выбора, но при этом должен быть готовым ответить за совершенные действия.

· Я могу категорически не соглашаться с вашим мнением, но я готов отдать жизнь за ваше право высказывать ее. (Вольтер)

· Великое счастье свободы не должно быть омрачаемо преступлениями против личности, иначе - мы убьем свободу своими же руками… (М. Горький)

· Совесть, благородство и достоинство - вот оно, святое наше воинство (Б. Окуджава).

· Свобода - это ответственность. Вот почему все ее так боятся. (Бернард Шоу)

СЕМЬЯ (см. отцы и дети)

· Тема семьи всегда была одной из главных в творчестве русских писателей. Л.Н.Толстой свой идеал семейной жизни представляет на примере Ростовых, которые живут «жизнью сердца», относятся друг к другу с любовью и пониманием. Дети в семье Ростовых наследуют от родителей лучшие качества – искренность, открытость, бескорыстие. Поэтому Наташа Ростова, выйдя замуж за Пьера, находит в супружестве и материнстве смысл своей жизни.

· На становление характера большое влияние оказывает те отношения, которые складывается в семье. В своей книге Борис Васильев «Летят мои кони…» вспоминает о бабушке, никогда не унывающей фантазерке с детской душой, и о маме, вся жизнь которой была примером любви и самоотречения, и об отце, который был для него непререкаемым авторитетом, и о том, как в их дома читали книги. Только любовь и уважение в семье являются, на мой взгляд, основным фактором, определяющим нравственный облик человека.

· Не надобно другого образца,

Когда в глазах пример отца. (А.С. Грибоедов)

СИЛА

· Сила жизни (см. жизненные силы)

· Сила физическая: 1) С одной стороны, сильный человек всегда пользуется среди людей уважением. Вспомним, к примеру, русских богатырей Илью Муромца и Добрыню Никитича. А с другой стороны, народная мудрость гласит: «Сила есть – ума не надо». Значит, сила, применяемая безрассудно, бесполезна и даже вредна.

2) О необходимости физического развития, которое, как и духовный рост, является способом самосовершенствования, писал Л.Н. Толстой. Мне кажется, не случайно герои, близкие ему по духу, наделены не только умом и лучшими душевными качествами, но и силой. Например, Пьер Безухов – человек богатырского телосложения, очень выносливый и закаленный: в октябре он с группой плененных французами русских проходит большую часть пути босиком, ночуя под открытым небом. Константин Левин, герой романа Толстого «Анна Каренина», чтобы преодолеть в себе чувство унижения после отказа любимой женщины, прибегает к испытанному средству – физическим упражнениям: он хватает пудовые гири и начинает поднимать их.

Физическую силу нельзя не уважать, но сама по себе сила ничего не значит, если она не подкреплена силой духа.

· Цивилизованный мир не должен мириться с насилием. Об этом говорится в статье известного писателя Владимира Войновича, которая так и называется «Сила против насилия». Автор с сожалением отмечает, что очень часто непротивление злу делает насильников еще более наглыми. Поэтому, по мнению писателя, к тем, кто никакого языка, кроме языка силы, не понимает, нужно применить все меры воздействия: политические, экономические и, если нужно, военные. Виновные в убийстве людей должны привлекаться к ответственности, кем бы они ни были. Нужно стремиться к созданию мира без насилия!

· Быть сильным хорошо,

Быть умным лучше вдвое. (И.А. Крылов)

СКАЗКА

· Сказки знают все. Это забавные и мудрые истории, прославляющие народ, его ум, смекалку, доброту и достоинство. Петр Павлович Ершов, автор сказки «Конек-Горбунок» подтвердил известную истину: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

СЛАБОСТЬ ДУШЕВНАЯ

· Душевная слабость, на мой взгляд, объясняется эгоизмом: человек в ответственный момент делает выбор в пользу личных интересов, не думая о других. Так, например, в повести Альберта Лиханова «Благие намерения» бездетные муж и жена берут из детдома девочку, покупают ей вещи, игрушки, обещают удочерить, но через какое-то время, поняв, что покой им дороже, отказываются от своего решения, не думая о том, что будет с ребенком, который им поверил.

СЛОВО (см. речь)

· Известному писателю М. Сервантесу принадлежат слова о том, что говорить не думая – это все равно, что стрелять не целясь. Всегда ли мы помним об этом? Вспомним, к примеру, эпизод из повести Б. Васильева «Завтра была война». Директор школы, потрясенный смертью Вики Люберецкой, обращаясь к школьникам, говорит, что убивает не только пуля – убивает дурное слово, <равнодушие, трусость и подлость >

· Человеческое слово стрелы острее (В.Г. Белинский)

СЛУЧАЙ

· Случай может изменить жизнь человека. Вспомним, к примеру, рассказ А.И. Куприна 1) «Тапер»: четырнадцатилетнего мальчика, приглашенного тапером в богатый дом, заметил один из гостей, известный композитор. Эта случайная встреча оказалась для юноши из бедной семьи подарком судьбы: много лет спустя он стал знаменитым музыкантом;

2) «Чудесный доктор». Бывший управляющий Мерцалов, лишившись работы, доведен до отчаяния: он думает о голодных детях и жене, больной дочери и решает, что единственный выход для него – уйти из жизни. Однако случай свел его с незнакомцем, оказавшимся доктором, который выписал больному ребенку рецепт, оставил деньги и посоветовал никогда не падать духом. Чудесным доктором, даже не назвавшим своего имени, оказался профессор Пирогов. Случайная встреча изменила жизнь Мерцаловых: глава семейства нашел работу, дочь выздоровела, детей устроили в гимназию.

СМЕРТЬ

· Жизнь человека не прекращается, не исчезает, а продолжает жить в его детях и делах. Об этом говорится в рассказе В. Астафьева «Капля»: смерти нет, и в мире ничто не проходит бесследно. Капля – это отдельная человеческая жизнь. Она, сливаясь с другими, продолжает существовать, образуя поток – реку жизни.

· Смерть самых лучших намечает –

И дергает по одному. (В.С. Высоцкий)

СМЕХ (см. сатира, юмор)

· Смех объединяет людей, избавляет их от отрицательных эмоций. Психологи установили, что в одиночку человек смеется в 30 раз реже, чем в компании с другими людьми.

СМЫСЛ ЖИЗНИ (см. жизнь)

· Жизнь человека бесценна, и никто не имеет права ею распоряжаться даже во имя самых благородных и высоких идей. К такому выводу после долгих поисков правды приходит Григорий Мелехов – герой романа М.Шолохова «Тихий Дон». Смысл человеческой жизни – в труде, любви, заботе о детях.

· Вспомним о гордеце Ларре из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»: сын орла и смертной женщины, он презирает людей, их законы и образ жизни. Люди отвергают Ларру за убийство отказавшей ему девушки. Сначала он не чувствует себя наказанным. Жизнь в одиночестве заставляет его просить о смерти, но даже земля не хочет принимать его. Так превращается он в вечного скитальца, в тень, и нет ему нигде приюта и покоя. Жизнь, прожитая ради удовлетворения своих амбиций, не имеет смысла.

· Вспомним о Данко из рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль». Вся его короткая жизнь отдана людям: из топких болот он выводит отчаявшихся соплеменников к свету, а чтобы осветить путь и поддержать сомневающихся, он вырывает из своей груди сердце. Смысл человеческой жизни – в служении людям.

· Известный ученый, академик Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном», адресованных молодежи, говорит, чтосмысл жизни в том, чтобы прожить ее достойно. Природа создавала человека миллионы лет, и нужно уважать эту работу, а значит, поддерживать все созидательное и противостоять всему разрушительному, что есть в жизни.

· Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека - участвовать в этом движении, подчиняться и содействовать ему. (Л.Н. Толстой)

· Без пользы на свете жить – лишь землю тяготить (посл.)

· Смысл жизни – красота (см. Духовность)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ (см. познание)

· Человек, его внутренний мир и способность совершенствоваться – наивысшая ценность. Трагедия современного мира состоит в том, что большинство людей проживает свою жизнь, так и не реализовав своих возможностей, не раскрыв своих талантов и не найдя своего места в жизни. Каждый человек должен осознавать свою неповторимость и стремиться к самосовершенствованию.

· Федор Углов, старейший хирург, проживший 103 года и до конца своих дней сохранивший ясность ума, последнюю свою операцию провел, когда ему было сто лет. Сам хирург объяснял это тем, что он всю жизнь учился чему-то новому, продолжая совершенствоваться.

· Человек сам способен совершенствовать то, что заложено природой. Подтверждение этому можно найти и в русской литературе, и в жизни. Например, такие выдающиеся ученый, как Ломоносов и Менделеев, достигли высот науки, начав буквально с нуля и рассчитывая только на себя. Левша, герой одноименной повести Лескова, нигде не учась ремеслу, сумел без микроскопа подковать блоху. Нельзя не вспомнить о людях с ограниченными возможностями, которые находят в себе силы для занятий спортом и принимают участие в параолимпийских играх. Это ярчайшее доказательство того, что не все в жизни человека определено наследственностью и каждый должен развивать свои способности.

СОВЕСТЬ (см. честь)

· Совесть – одно из самых важных человеческих качеств, которое в современном обществе, к сожалению, обесценивается. Мне запомнилось опубликованное в газете «АиФ» интервью с Даниилом Граниным, который с горечью говорит о том, что в нашей стране стало слишком много людей, которые могут договориться со своей совестью.

· Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую совесть. (Б. Франклин)

· Живи по правде – вот самая лучшая проповедь. (М. Сервантес)

· Да, жалок тот, в ком совесть нечиста. (А.С. Пушкин)

· Достойно, главное достойно

Любые встретить времена,

Когда эпоха то застойна,

То взбаламучена до дна. (Е.Евтушенко)

· Если руки сложа

Наблюдал свысока

И в борьбу не вступал

С подлецом, с палачом –

Значит, в жизни ты был

Ни при чем, ни при чем! (В.Высоцкий)

· Для писателя полная радость наступает только тогда, когда он убеждается, что совесть его находится в соответствии с совестью ближних. (М.Салтыков-Щедрин)

· В ком есть и совесть и закон,

Тот не украдет, не обманет,

В какой бы нужде ни был он;

А вору дай хоть миллион –

Он воровать не перестанет. (И.А. Крылов)

· Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно (А.С. Пушкин)

СОГЛАСИЕ

· Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука (И.А.Крылов)

СОСТРАДАНИЕ (см. сочувствие, милосердие)

· Когда главный герой повести Владимира Амлинского «Жизнь Эрнста Шаталова» в двенадцать лет стал инвалидом, он возненавидел слово «сострадание». Он считал, что должен быть твердым, мужественно переносить боль, а сострадание унижает человека. С годами он изменил свое мнение, поняв, как важно сострадание для больного человека и как ранит профессиональное равнодушие, когда лечат по обязанности, не испытывая к пациенту ничего, кроме равнодушия. Беда может случиться с каждым, поэтому никогда нельзя отказывать человеку в помощи и сострадании.

· Вспомним, к примеру, повесть Анатолия Приставкина «Солдат и мальчик». Детдомовец Васька, которого никто никогда не жалел, которого били часто и сильно, заплакал, когда солдат погладил его по голове. Всем своим маленьким сердцем он прикипел к бойцу, поняв, что он больше не сам по себе, что он кому-то нужен, а потому никогда в жизни не возьмет чужого, лишь бы его считали настоящим человеком.

· По законам совести поступают в сложных жизненных ситуациях герои Анатолия Алексина. Это неравнодушные к чужой боли люди, которые всегда готовы прийти на помощь. Заведующая детским садом Алена, героиня повести «Третий в пятом ряду», даже не имеет специального образования, но она настоящий педагог: она понимает, что дети должны уметь плакать не только тогда, когда ушибли коленку, но и тогда, когда колено болит у другого.

· Герой рассказа Владимира Амлинского «Дети и раненые бойцы» вспоминает, как во время войны школьники приходили в госпиталь к раненым, читали им стихи, писали за них письма, просто беседовали. Став взрослым, он понимает, что это общение было важно и для них, детей, потому что приобщало их к состраданию, пониманию чужого горя. Жалея раненых, помогая им, они сами становились лучше и добрее.

· Известный ученый, академик Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном», адресованных молодежи, говорит, что с острадание – это проявление нравственности. В сострадании есть сознание своего единства со всем миром, не только с людьми, но и с природой. Именно это чувство заставляет нас помогать другим людям, <бороться за сохранение природы, памятников культуры>.

· Нужно, чтобы о ком-нибудь болело сердце. Как это ни странно, а без этого пуста жизнь (писатель и философ Розанов)

· Сострадание есть высочайшая форма человеческого достоинства (Ф.М. Достоевский)

СОЧУВСТВИЕ (см. сострадание)

· В лирической миниатюре Виктора Астафьева «Ягодка» автор вспоминает о встрече с безногой девушкой, нарядно одетой и ярко накрашенной. Перебираясь через рельсы, девушка-инвалид выпала из корзины, а кто-то в толпе рассмеялся. Ее взгляд, презрительный и в то же время по-детски растерянный, автор не может забыть. Он сочувствует девушке, похожей на осенний цветок земляники, который никогда не станет ягодой.

СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО

· С давних времен люди мечтали о социальном равенстве. Возможно ли это? Захочет ли сытый, благополучный человек расстаться с тем, что имеет? Герою рассказа Владимира Солоухина «Комбинированный вагон», который не успел приобрести билет в спальный вагон, досталось место в общем вагоне, да и то его заняла старуха. Он устал, ему хочется спать, а попутчики смотрят на него, модно и дорого одетого, с осуждением. К счастью, для него нашлось место в другом вагоне и, выпив пива и засыпая на чистых простынях, он не хочет думать о том, что в этом же составе есть вагон, где люди будут всю ночь сидеть на жестких полках.

· Социальное положение родителей не имеет значения для детей. Вспомним рассказ Аркадия Аверченко «Три желудя»: трех мальчишек, несмотря на разницу их происхождения, объединяет крепкая детская дружба. Но дети выросли, и вот уже Мотька, ставший писцом в конторе, отказывается от встречи с друзьями. Мне запомнилось рассуждение автора: только дети и философы не обращают внимания на различия между людьми. Желуди все одинаковые, но из одного дуба сделают кафедру для ученого, из другого – рамку для портрета любимой девушки, а из третьего дубка смастерят виселицу…

СПОР (см. общение)

· Известный ученый, академик Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном», адресованных молодежи, говорит, что в споре лучше всего проявляется воспитанность человека. Умный спорщик внимательно выслушивает противника, спор ведет вежливо и спокойно, не злорадствует над побежденным в споре и не боится, если необходимо, признать правоту оппонента. Только так можно завоевать уважение окружающих.

СПОРТ

· Люди всегда придавали большое значение своему физическому развитию. Еще в Древней Греции одним из самых популярных занятий у греков был спорт, который позволял всегда находиться в хорошей физической форме и в случае войны быть в боевой готовности.

Спортивные соревнования: Самыми древними и главными соревнованиями, как известно, были Олимпийские игры, проводившиеся в честь бога Зевса каждые четыре года. На время игр прекращались все войны, чтобы люди могли попасть на эти состязания.

· О необходимости физического развития, которое, как и духовный рост, является способом самосовершенствования, писал Л.Н. Толстой. В трилогии «Детство. Отрочество. Юность» говорится об увлечении Николая Иртеньева гимнастикой. Спортом занимается Константин Левин, один из героев романа «Анна Каренина», а Каренин в светской беседе говорит, что считает кулачный бой и корриду варварством, но не отрицает того, что спорт имеет большое значение.

СТРАХ

· Герой рассказа А.П. Чехова «Страхи» вспоминает, как, возвращаясь ночью домой, он услышал странный, все нарастающий звук и увидел, как из темноты появился огромный предмет, оказавшийся товарным вагоном. Появление ночью вагона без локомотива вызвало страх. Как потом выяснилось, вагон оторвался от поезда и понесся под уклон. Я думаю, что страх возникает тогда, когда неожиданно сталкиваешься с тем, что не поддается объяснению.

· Мне кажется, каждому человеку знакомо чувство страха. К примеру, лейтенант Николай Плужников, герой романа Бориса Васильева «В списках не значился», долго не мог забыть липкий, лишающий рассудка страх, который охватил его в первом бою. Поначалу он боялся темноты подвалов, в которой ему мерещились всякие ужасы: крысы, гигантские пауки, скелеты.

· Быть рабом страха – самый худший вид рабства. (Бернард Шоу, англ. писатель)

· Нет ничего страшнее самого страха (Фрэнсис Бэкон, англ. философ)

СТЫД (см. поступок)

· Наверное, каждому человеку приходилось совершать поступки, за которые потом приходилось краснеть. 1) В качестве примера приведу рассказ Виктора Астафьева «Постскриптум». Автор со стыдом вспоминает о том, как когда-то, услышав по репродуктору арию, выдернул вилку из розетки. Много лет спустя он наблюдает, как ведут себя на концерте симфонической музыки отдыхающие, и ему хочется попросить прощения у артистов и у той великой певицы, чей голос звучал в репродукторе.

· Мне кажется, если человеку бывает стыдно за свой поступок, это значит, что он уже наказал себя. Так, к примеру, Лена Бессольцева, героиня повести В. Железникова «Чучело» признается дедушке, что не защитила его, когда одноклассники смеялись над ним и называли Заплаточником, стыдилась его, пряталась, встретив на улице. Она чувствует себя предательницей, и ей горько и стыдно за свое поведение.

СУДЬБА

· Характер – это и есть судьба. (М. Плисецкая)

СУМАСШЕДШИЙ

· Герой рассказа Фазиля Искандера «Мой дядя самых честных правил…» вспоминает о своем душевнобольном дяде. Мальчишке доставляло удовольствие его дразнить. Став взрослым, он вспоминает, как счастлив был дядя, когда пел свои романсы без слов. Он понимает, что его сумасшедший родственник был очень добрым, верным, способным на глубокие чувства.

СЧАСТЬЕ

· В своей последней книге, которая называется «Что такое счастье?», Сергей Михалков дает ответ на этот непростой вопрос: «Счастье – это не разочаровываться в том, что ты делал».

· Счастье часто появляется, а люди его не замечают и лишь спустя какое-то время понимают, что были счастливы. Герой рассказа Василия Белова «Бобришный угор» считает, что счастье заключается в простых вещах: усталости от ходьбы, ломте ржаного хлеба, запахе травы. Только приходишь к этому не сразу: свист рябчика не понять, пока не устанешь от телефонных звонков, не понять красоты букета полевых цветов, пока не надоест покупать мимозы без запаха, а прелести ходьбы по лесным тропинкам не поймешь, пока не налетаешься на самолетах.

· Счастье – понимание того, что ты кому-то нужен. Вспомним, к примеру, повесть Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая…». Воспитательница Регина Петровна устроила братьям Кузьменышам, детдомовцам, которые не помнили своего дня рождения, настоящий праздник с пирогами и подарками. Никогда ничего подобного с ними не происходило: было и грустно, и тепло, душевно. Это было счастье!

· На меня большое впечатление произвела повесть Виталия Закруткина «Матерь человеческая». Все, что происходило с Марией до войны, - это счастье: любимая семья, работа, новый дом. Каратели сожгли хутор, повесили ее сына и мужа, угнали всех жителей. Беременная женщина осталась одна на пепелище: «Я не могу так жить… Разве можно так жить?» И все же Мария нашла в себе силы не только выжить, но и сохранить в себе веру, душевное тепло, человеческое достоинство. Она не обагрила свои руки кровью немецкого солдата, приютила семерых детдомовских детишек, родила сына. Я увере



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: