Основные определения и параметры двигателя
Верхняя мертвая точка (ВМТ) — крайнее верхнее положение поршня. В этой точке поршень наиболее удален от оси коленчатого вала.
Нижняя мертвая точка (НМТ) — крайнее нижнее положение поршня. Поршень наиболее приближен к оси коленчатого вала.
В мертвых точках поршень меняет направление движения, и его скорость равна нулю.
Ход поршня (S) — расстояние между мертвыми точками, проходимое поршнем в течение одного такта рабочего цикла двигателя.
Каждому ходу поршня соответствует поворот коленчатого вала на угол 180° (пол-оборота).
Такт — часть рабочего цикла двигателя, происходящего при движении поршня из одного крайнего положения в другое.
Рабочий объем цилиндра (Vh) — объем, освобождаемый поршнем при его перемещении от ВМТ до НМТ.
Объем камеры сгорания (Vc) — объем пространства над поршнем, находящимся в ВМТ.
Полный объем цилиндра (Va) — объем пространства над поршнем, находящимся в НМТ:
Va=Vh+Vc
Рабочий объем (литраж) двигателя — сумма рабочих объемов всех цилиндров двигателя, выраженная в (см3).
Степень сжатия (ε) — отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания, т.e. ε = Va/Vc = (Vh+Vc)/Vc.
Степень сжатия показывает, во сколько раз сжимается смесь в цилиндре двигателя при ходе поршня из НМТ в ВМТ.
При повышении степени сжатия увеличивается мощность двигателя и улучшается его экономичность.
Однако повышение степени сжатия ограничено качеством применяемого топлива и увеличивает нагрузки на детали двигателя.
Степень сжатия для бензиновых двигателей современных легковых автомобилей составляет 8— 10, а для дизелей 15 — 22. При таких степенях сжатия в бензиновых двигателях не происходит самовоспламенение смеси, а в дизелях, наоборот, самовоспламенение смеси обеспечивается.
Ход S поршня и диаметр D цилиндра определяют размеры двигателя. Если отношение S/D < 1, то двигатель является короткоходным. Большинство двигателей легковых автомобилей короткоходные.
Механизмы и системы двигателя
Двигатель автомобиля состоит из целого ряда механизмов и систем.
Бензиновый двигатель и дизель имеют кривошипно-шатунный механизм, газораспределительный механизм, смазочную систему, систему охлаждения и систему питания, а бензиновый двигатель — еще и систему зажигания.
Кривошипно-шатунный механизм осуществляет рабочий процесс двигателя.
Газораспределительный механизм производит открытие и закрытие впускных и выпускных клапанов двигателя.
Смазочная система подает масло к трущимся деталям двигателя.
Система охлаждения отводит теплоту от сильно нагретых деталей двигателя.
Система питания готовит горючую смесь для двигателя и обеспечивает выпуск из двигателя отработавших газов.
Система зажигания производит воспламенение горючей и рабочей смеси в цилиндрах двигателя.
Кривошипно-шатунный механизм
Назначение и характеристика. Кривошипно-шатунным называется механизм, осуществляющий рабочий процесс двигателя.
Кривошипно-шатунный механизм предназначен для преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала.
Кривошипно-шатунный механизм определяет тип двигателя по расположению цилиндров.
В двигателях автомобилей применяются различные кривошипно-шатунные механизмы (рис.): однорядные кривошипно-шатунные механизмы с вертикальным перемещением поршней и с перемещением поршней под углом применяются в рядных двигателях; двухрядные кривошипно-шатунные механизмы с перемещением поршней под углом применяются в V-образных двигателях; одно- и двухрядные кривошипно-шатунные механизмы с горизонтальным перемещением поршней находят применение в тех случаях, когда ограничены габаритные размеры двигателя по высоте.