Типы уроков по ФГОС
Разработчики новых образовательных стандартов предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей:
Тип №1
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Алгоритм конструирования урока открытия нового знания:
1.Выделить и сформулировать новое для обучающихся знание. 2.Смоделировать способ открытия нового знания.
3.Выделить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.
4.Определить необходимые знания, умения и навыки, а также способы их повторения.
5.Подобрать упражнения для этапа актуализации, опираясь на перечень необходимых мыслительных операций и знаний, умений и навыков. 6.Смоделировать затруднение и способ его фиксации.
7.Смоделировать проблемную ситуацию и диалог.
8.Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон. 9.Определить приемы организации и проведения первичного закрепления. 10.Подобрать задания для этапа повторения по уровням.
11.Провести анализ урока по конспекту.
12.Внести при необходимости коррективы в план конспекта.
Тип №2
Урок отработки умений и рефлексии
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Структура урока отработки умений и рефлексии по ФГОС.
• Мотивационный этап (самоопределение) к коррекционной деятельности.
• Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
• Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
• Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
• Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
• Обобщение выявленных затруднений во внешней речи.
• Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
• Включение в систему знаний, умений и повторение.
• Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений.
Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.
Тип №3
Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Структура урока систематизации знаний следующая:
• Самоопределение.
• Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
• Постановка учебной задачи, целей урока.
• Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
• Реализация выбранного плана действий.
• Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
• Этап рефлексии деятельности.
Тип №4
Урок развивающего контроля
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Структура урока развивающего контроля
• Мотивационный этап (самоопределение) к контрольно-коррекционной деятельности.
• Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
• Фиксирование локальных индивидуальных затруднений.
• Создание плана по решению проблемы.
• Реализация на практике выбранного плана.
• Обобщение видов затруднений во внешней речи.
• Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.
• Решение задач творческого уровня.
• Рефлексия контрольно-коррекционной деятельности.
Уроки развивающего контроля проводятся в два этапа:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
№ | Тип урока по ФГОС | Виды уроков |
1. | Урок открытия нового знания | |
2. | Урок рефлексии | |
3. | Урок общеметодологической направленности | |
4. | Урок развивающего контроля |
Структура ФГОС основывается на понятии — «учебная ситуация».
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
О.Е. Лебедев утверждал, что «Ситуационная задача представляет собой описание конкретной ситуации, более или менее типичной для определенного вида деятельности. Это описание включает изложение условий деятельности и желаемого результата. Решение задачи заключается в определении способа деятельности».
Модель ситуационной задачи может быть представлена следующим образом: название задания; личностно-значимый познавательный вопрос; информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде; задания на работу с данной информацией.
Единый алгоритм проектирования урока с точки зрения требований ФГОС.
1)
2)
3)
4)
Помните! Усвоение учебной информации при разовом выполнении определённого вида учебной деятельности отличается:
- при чтении усвоение 10%;
- при слушании (восприятие с помощью слуха) усвоение 20%;
- при помощи зрения (наглядные пособия) усвоение 30%;
- при помощи слуха и зрения усвоение 50%;
- при помощи слуха, зрения и обсуждения 70%;
- при помощи слуха, зрения, обсуждения и выполнения действий 90%.
5)
6)
7)
8)
9)
|
Помните! Ученик, особенно младшего возраста, подражает своему учителю, учится у него. Если учитель ведет записи на доске чисто, аккуратно, красиво, можно не сомневаться, что такие же записи будут и в тетрадях учащихся. Небрежность учителя в записях передается учащимся.
Выводы: Таким образом, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. Изменились требования не только к содержанию учебного процесса, но и к результатам образования. Особая роль отводится процессу целеполагания, без которого невозможно достижение каких-либо результатов. Проектирует цели урока учитель, определяет цели своей деятельности на уроке обучающийся.
Более того, ФГОС предлагает не только новую типологию уроков, но и новую систему реализации внеурочной деятельности, как составной части комплексного подхода в обучении.
Важно помнить, что проектирование урока, реализующего ФГОС – это прежде всего проектирование деятельности обучающихся. Деятельность учителя планируется только с целью организации, сопровождения и консультирования деятельности обучающихся.
????? «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А.Сухомлинский.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________«Угрозы, обещания и добрые намерения — ничто из этого не является действием» Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес».