ГЛАВА 2.УПРАВЛЕНИЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ




2.1 Организационная структура системы управления в чрезвычайных ситуациях

Защита интересов личности и общества от чрезвычайных ситуаций является одним из основных направлений государственной политики.

Сущность единой государственной политики в области безопасности в чрезвычайной ситуации представляет собой совокупность научно-обоснованных теоретических положений, правовых и экономических норм, организационных и иных мероприятий, направленных на защиту личности, общества и государства от опасностей, возникающих в чрезвычайных ситуациях.

Сегодня необходимо действовать так, чтобы предупредить кризисную ситуацию и иметь готовый механизм противодействия им, способный работать в организованной деловой манере.Серьезной проблемой организации эффективного управления в условиях чрезвычайной ситуации является отсутствие координации деятельности официальных правительственных, ведомственных и неправительственных органов.

Структура систем управления должна быть гибкой и адаптивной, должна быть приспособлена к определению новых проблем и выработке новых решений в большей степени, чем к контролю уже принятых решений и их реализации. В них должна быть обеспечена возможность максимальной концентрации всех ресурсов, объединения информационных, организационных и других типов резервов для ликвидации в кратчайшие сроки создавшейся экстремальной ситуации.

Под организационной структурой системы управления понимается распределение задач и полномочий на принятие решений между лицами или группами лиц (структурными подразделениями), учитывающее направленность организации на достижение стоящих перед ней целей.

 

Началом воплощения концепции о защите населения и территорий в чрезвычайной ситуации как государственной политики следует считать ноябрь-декабрь 1991г. В это время был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР. В последующем он был преобразован в Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайными ситуациями и ликвидации последствий стихийными бедствиями (МЧС). Создание МЧС стало важным шагом в деле построения в стране современной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В апреле 1992 г. Правительством РФ было утверждено Положение «О Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях» (РСЧС). Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995г. Была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). 30 декабря 2003г. было принято Постановление Правительства РФ №794, утвердившее Положение «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», которое в нормативно-правовом порядке закрепило итоги развития РСЧС за последние годы.

Государственное управление в чрезвычайных ситуациях осуществляется на базе утвержденной Правительством РФ Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации (РСЧС), объединяющей органы управления субъектов Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органов местного самоуправления и органы управления чрезвычайных ситуаций организаций. Она обеспечивает систему мер предупреждения чрезвычайных ситуаций, определяет организационный порядок реагирования на их возникновение и порядок действий в чрезвычайной ситуации.

 

РСЧС включает в себя соответствующие организации, силы и средства и координирует их действия в целях предупреждения чрезвычайной ситуации, защиты населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, а также при применении возможным противником современных средств поражения.

Основные задачи РСЧС:

- разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территории от чрезвычайной ситуации;

- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, независимо от организационно-правовых форм;

- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;

- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайнойситуации;

- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайной ситуации;

- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;

- ликвидация чрезвычайной ситуации;

 

- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайной ситуации, проведение гуманитарных акций;

- международное сотрудничество в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем.Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территории и состоят из звеньев, соответствующих административно- территориальному делению этих территорий.

Функциональные системы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслям экономики.

Функциональныхподсистем РСЧС имеет более тридцати:

- наблюдения и контроля за стихийными гидрометеорологическими и геофизическими явлениями и состоянием окружающей среды на базе Росгидромета;

- охрана лесов от пожаров на базе Федеральной службы лесного хозяйства РФ;

- контроля обстановки на базе Госгортехнадзора и Госатомнадзора РФ;

-сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений на базе Российской академии наук и другие.

РСЧС имеет пять уровней: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый. Каждый уровень РСЧС

включает: органы управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Гражданская оборона (ГО) - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Организационно-техническую основу управления РСЧС и гражданской обороной составляет система управления, предназначенная для руководства системы, координации и контроля мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации. Система управления, которая представляет совокупность функционально взаимосвязанных между собой следующих элементов:

- органов управления;

- системы пунктов управления;

- системы связи;

- автоматизированных систем управления и других специальных систем.

Систему управления возглавляют должностные лица:

- на федеральном уровне - Президент РФ, начальник гражданской обороны - председатель Правительства РФ и первый заместитель начальника гражданской обороны - министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который является председателем межведомственной комиссии по чрезвычайным ситуациям;

 

- в министерствах, ведомствах, учреждениях - начальник гражданской обороны - руководитель министерства, ведомства; председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) - заместитель руководите­ля министерства, ведомства;

- в республиках, краях, областях и т.д. начальником гражданской обороны является руководитель исполнительного органа государственной власти, председателем КЧС - заместитель руководителя исполнительного органа государственной власти.

-на объекте экономики - начальник гражданской обороны - руководитель предприятия; председатель КЧС - заместитель руководителя.

Начальники гражданской обороны, председатели КЧС руководят подчиненными органами управления, всей повседневной деятельностью РСЧС и ГО, обеспечением постоянной готовности РСЧС и ГО в мирное время, а также переводом на военное положение. Им дано право принимать решения и проводить их в жизнь в пределах своей компетенции, издавать приказы, распоряжения, обязательные для выполнения всеми подчиненными им должностными лицами. Они организуют работу органов управления и несут ответственность за организацию и обеспечение непрерывного управления.

 

2.2 Органы управления в чрезвычайных ситуациях

Эффективное функционирование такой сложной системы, как РСЧС, возможно только на основе четкого распределения задач, прав и ответственности, задействованных в рамках этой системы, органов управления. Оно требует четкого взаимодействия управленческих структур одного уровня и соответствующей координации их действий со стороны вышестоящего руководства.

Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется Правительством Российской Федерации.

Президент вносит на рассмотрение Совета Безопасности Российской Федерации и принимает с учетом его предложений решение по вопросу предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации, а также по вопросам преодоления их последствий, вводит при необходимости и в соответствии с Конституцией чрезвычайное положение.

Федеральное Собрание РФ утверждает ассигнования на финансирование мероприятия, проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. Правительство устанавливает классификацию чрезвычайной ситуации и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации.

Органы местного самоуправления осуществляют подготовку и содержат в готовности необходимые силы и средства для защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, проводят обучение населения способами защиты и действиям в указанных ситуациях.

Непосредственное руководство функционирование РСЧС возложено на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайными ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

 

МЧС Росси осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему:

- территориальные органы- региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

- Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайными ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий;

- войска гражданской обороны;

- Государственную инспекцию по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайными ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий;

-аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, образовательные и иные учреждения, находящиеся в ведении МЧС России.

МЧС России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами Российской Федерации и правительства Российской Федерации.

МЧС России обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в сфере своей деятельности, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

В целях координации деятельности органов управления, сил и средств на всех уровнях управления РСЧС создаются координирующие органы- комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), функциональная структура органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, а также органа управления объектом экономики, осуществляющая в пределах своей компетенции руководство соответствующей подсистемой или звеном РСЧС.Выделяют следующие виды комиссий: территориальные, ведомственные и объектовые.

Органами повседневного управления РСЧС являются:

- федеральный уровень- национальный центр управления в кризисных ситуациях (национальный ЦУКС), ЦУКСы (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций;

- межрегиональный уровень – ЦУКСы региональных центров;

- региональный уровень – ЦУКСы ГУ МЧС по субъектам РФ; информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

- муниципальный уровень – единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС) муниципальных образований;

- объектовый уровень – дежурно-диспетчерские службы (ДДС) организаций.

Рабочими органами комиссий по чрезвычайным ситуациям являются соответствующие постоянно действующие органы управления РСЧС, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и

 

территорий от чрезвычайных ситуаций (органы управления ГОЧС), показанные на рисунке 1 [11]

Постоянно действующие органы управления РСЧС органы управления ГОЧС

 

На федеральном уровне Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти
На региональном уровне Региональные центры МЧС России
На территориальном и местном уровнях Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при органах местного самоуправления (министерства, комитеты, главные управления, отделы)
На объектовом уровне Отделы (секторы или специально уполномоченные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям

Рис. 1

В состав Межведомственной комиссии включены представители федеральных министерств и ведомств в ранге заместителей министров, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с защитой населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера.Решения Межведомственной комиссии обязательны для исполнения всеми федеральными министерствами и ведомствами, входящими в ее состав, органами исполнительной власти субъектов РФ (по согласованию).

 

Комиссии по чрезвычайным ситуациям включают ответственных представителей соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, что позволяет заблаговременно реализовать меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а в экстремальных ситуациях – оперативно мобилизовать ресурсы соответствующей территории и эффективно ликвидировать чрезвычайную ситуацию. Комиссии возглавляются заместителями руководителей органов исполнительной власти. Рабочими органами комиссий являются комитеты, управления, отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Они функционируют на всех уровнях до сельского района включительно.

Для непосредственного управления ликвидацией чрезвычайной ситуации на базе органов управления ГОЧС создаются нештатные органы управления: оперативные штабы – ОШ (ОГ) ГОЧС с включением в них представителей ФСБ, МВД и других служб.

К силам и средствам наблюдения и контроля РСЧС относятся:

- службы и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием природной среды и обстановкой на потенциально опасных объектах;

- формирования Госсанэпиднадзора России; ветеринарная служба Минсельхозпрода России; геофизическая служба РАН; -

-оперативные группы Росгидромета и подразделения Минатома России;

- учреждения и агентства по мониторингу чрезвычайной ситуации;

- учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля чрезвычайной ситуации.

Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется информационно – управляющей системой, которая включает:

- центр управления в кризисных ситуациях МЧС;

-информационные центры федеральных органов исполнительной власти;

-информационно – управляющие центры регионов и органов управления по делам ГОЧС субъектов РФ;

- абонентские пункты районных и городских органов управления по делам ГОЧС; информационные центры организаций; средства связи и передачи данных.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из режимов функционирования РСЧС:

- режим повседневной готовности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий и эпизоотий;

-режим повышенной готовности – при ухудшении указанной обстановки, прогнозе возможности возникновения чрезвычайной ситуации;

-режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

Интересы ликвидации чрезвычайных ситуаций предъявляют к системе управления требования по структуре, технической оснащенности и методам деятельности. Управление должно быть оперативным, устойчивым, непрерывным, а в отдельных случаях скрытым (в условиях военных конфликтов). Реализация данных требований должна обеспечить четкость управления в любой обстановке, максимальное использование возможностей, привлекаемых к ликвидации чрезвычайной ситуации сил и выполнение ими поставленных задач в установленные сроки.

Введение административных режимов является одним из основных условий обеспечения безопасности населения и территорий, в первую очередь от таких масштабных катастроф, как взрыв на Чернобыльской АЭС. Только с помощью четко идентифицированного режима можно локализовать опасную ситуацию и реализовать программу действий по выходу из кризисной ситуации.

Для обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и в целях обеспечения возможности экстренного привлечения необходимых средств в случае их возникновения решениями правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и администраций предприятий, учреждений и организаций создаются резервы материальных ресурсов.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций включают в себя резервы продовольствия, пищевого сырья, медицинского имущества, медикаментов, инженерного имущества, вещевого имущества, транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной радиационной и химической защиты и др. Они формируются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, на всех уровнях государственного управления создаются резервы финансовых ресурсов. Для материально-технического обеспечения на всех уровнях РСЧС создается своя материальна база.

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Гражданская оборона тесно связана с РСЧС как направление подготовки страны к деятельности в особых условиях военного времени.

Задачи и организация гражданской обороны определяются федеральным законом. Президент РФ утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны. Общее руководство Гражданской обороны в стране возложено на Правительство Российской Федерации. Правительство определяет организацию задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны. Генеральный штаб Вооруженных Сил организует и координирует действия сил и применение средств при выполнении задач территориальной обороны и участвует в разработке Плана ГО.

Непосредственное руководство ГО РФ возложено на министерство по чрезвычайным ситуациям. Руководство гражданской обороной, предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций в краях и областях, городах и районах, министерствах и ведомствах в организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, возлагается на соответствующих руководителей, которые являются по должности начальниками гражданской обороны.

Для выполнения мероприятий по ГО создаются федеральные, республиканские, краевые, областные, районные и городские службы ГО, а также службы Госорганизаций.

Подготовка государства к ведению ГО осуществляется заблаговременно в мирное время. Ведение ГО начинается с момента объявления состояния войны,

 

фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях.

Служба гражданской обороны- служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других отложных работ при возникновении чрезвычайной ситуации и при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Гражданские организации гражданской обороны - формирования, создаваемые на базе организаций по территориально-производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при возникновении чрезвычайных ситуаций и ведении военных действий или вследствие этих действий.

Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают гражданские организации ГО и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.

Гражданская оборона, организованная на предприятиях учреждениях и в организациях в целях заблаговременной подготовки их к задачам военного времени, в настоящее время, в основном, переориентированы на решение задач мирного времени. Полную ответственность за организацию и состояние ГО, за постоянную готовность ее сил и средств к проведению спасательных и аварийно-восстановительных работ несет начальник ГО объекта экономики- руководитель предприятия(работодатель).

Координирующие органы управления в силу необходимости соблюдения принципа единоначалия в условиях военного времени могут быть преобразованы в органы сокращенного состава, а при необходимости и упразднены с переходом их функций к постоянным органам управления.

Функции постоянных органов управления, уполномоченных на решение задач в области ГО, будут выполняться в основном имеющимися органами управления РСЧС (МЧС, РЦ, органы управления ГОЧС территориальных уровней)

Службы различных назначений, имеющиеся в РСЧС в мирное время, продолжают выполнять свои задачи и в военных условиях с приоритетом задач ГО. Могут создаваться также и новые службы – маскировки, радиоперехвата, борьбы с диверсантами и т.п.

Повседневное управление гражданской обороной будет осуществляться теми же органами РСЧС, что и в мирное время (Центры по управлению в кризисных ситуациях, оперативно-диспетчерские службы, дежурно-диспетчерские службы), но с обязательным развертыванием на всех уровнях системы запасных пунктов управления (ЗПУ).

Теперь рассмотрим службы ГО:

- служба оповещения и связи создается на базе узла связи во главе с его начальником. Ее задачами являются: оповещение о возникновении чрезвычайной ситуации, поддержание связи в постоянной готовности, устранение аварий на сетях и сооружениях связи;

- служба охраны общественного порядка создается на базе подразделений

ведомственной охраны во главе с ее начальником. На нее возлагается обеспечение надежной охраны объекта, поддержание общественного порядка

 

при возникновении чрезвычайной ситуации и во время проведения спасательных и других неотложных работ, наблюдение за режимом светомаскировки;

- служба убежищ и укрытий организуется на базе отделов капитального строительства и жилищно-коммунального. Эта служба занимается разработкой плана размещения рабочих и служащих в защитных сооружениях, организацией строительства, обеспечением готовности убежищ и контролем за правильностью их эксплуатации, участвует в спасательных работах;

- служба противорадиационной и противохимической защиты (ПРиПХЗ)создается на базе химических и центральных заводских лабораторий. Она осуществляет мероприятия по защите рабочих и служащих, источников водоснабжения, пищеблоков, складов продовольствия от радиоактивных и отравляющих веществ, организует и подготавливает противорадиационные и противохимические формирования и учреждения, осуществляет контроль за состоянием индивидуальных и коллективных средств защиты и специальной техники, организует работу поста радиационного и химического наблюдения (РХН) и осуществляет дозиметрический контроль за облучением и заражением личного состава, проводит мероприятия по ликвидации радиоактивного и химического заражения;

- противопожарная служба организуется на базе подразделений ведомственной пожарной охраны. Она разрабатывает противопожарные мероприятия и осуществляет контроль за их проведением, локализует и тушит пожары, оказывает помощь службе ПРиПХЗ в дегазации и дезактивации участков заражения;

- аварийно-техническая служба организуется на базе производственного и технического отделов. Она разрабатывает и проводит предупредительные мероприятия, повышающие устойчивость основных сооружений, специальных

 

инженерных сетей и коммуникаций, неотложные работы по локализации и ликвидации аварий на них, разборку завалов и спасение людей.

- медицинская служба организуется на базе медицинских пунктов, медсанчастей и поликлиник. Она обеспечивает постоянную готовность медицинских формирований, составляет и проводит санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия, оказывает медицинскую помощь пострадавшим и эвакуирует их в лечебные учреждения, обеспечивает медобслуживание семей, работающих в местах их рассредоточения;

- транспортная служба создается на базе транспортных отделов и гаражей объектов. Она разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению перевозок, связанных с эвакуацией рабочих, служащих, доставкой их к месту работы; организует подвоз сил и средств к очагу поражения, а также для других целей ГО;

- служба материально-технического снабжения организуется на базе отдела материально-технического снабжения объекта. Задачами этой службы являются: разработка плана материально-технического снабжения, своевременное обеспечение формирований всеми видами оснащения, организация ремонта техники и различного имущества, подвоз его к участкам работ, хранение и учет, обеспечение продовольствием и предметами первой необходимости рабочих и служащих на объекте и в местах рассредоточения;

- служба энергоснабжения и светомаскировки создается на базе отдела главного энергетика. Начальник службы – главный энергетик объекта. Служба разрабатывает мероприятия, обеспечивающие бесперебойную подачу газа, топлива и электроэнергии на объект, проводит оснащение уязвимых участков энергетических сетей различного рода системами и средствами защиты и неотложные аварийно-восстановительные работы на них, планирует

 

мероприятия по светомаскировке и первоочередным восстановительным работам;

- невоенизированные формирования и учреждения ГО. Большой объем задач, выполняемых ГО на объекте в условиях мирного и военного времени, вызывает необходимость создания и подготовки сил ГО различного назначения.

Руководители всех степеней несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов средств индивидуальной и коллективной защиты и имущества гражданской обороны, а также за подготовку и обучение населения и персонала действиям в чрезвычайных ситуациях на подведомственных территориях и объектах.

Человечество на всем протяжении своей истории постоянно подвергается воздействию катастроф. Они уносят тысячи человеческих жизней, наносят колоссальный экономический ущерб, в мгновение ока разрушают все то, что создавалось годами. Поэтому проблема безопасности жизнедеятельности становится приоритетной проблемой государства и складывается из социальной, военной, экономической, экологической безопасности и безопасности жизнедеятельности в производственной сфере.

До конца 80-х годов в России существовала система подготовки населения по гражданской обороне, где основное внимание было сосредоточено на вопросах защиты населения в военное время и, в частности, от оружия массового поражения.

После Чернобыльской катастрофы была сделана попытка перестройки гражданской обороны, но она желаемых результатов не принесла. И только создание Госкомитета РФ, а затем и МЧС

 

РФ по делам ГО, ЧС стало главным шагом в деле построения в стране современной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В настоящее время в РФ приняты следующие федеральные законы: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О радиационной безопасности населения», «Об использовании атомной энергии». Порядок действия в чрезвычайных ситуациях отражен так же и в ст.56 и 8 Конституции РФ.

Разрабатывается ряд федеральных целевых программ, направленных на предупреждение и подготовку к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Принципиальная особенность создаваемой защиты населения состоит в сосредоточении усилий на предупреждении их возникновения и развития, снижении размеров ущерба и потерь, ликвидации последствий.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время в России существует необходимая система управления чрезвычайными и конфликтными ситуациями. Она функционирует как в режимах повседневной и повышенной готовности, так и в чрезвычайных ситуациях.

Органами государственного управления России всех уровней принимаются активные меры по совершенствованию защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

- в меру возможностей осуществляются инженерно-технические мероприятия, совершенствуются наблюдение и контроль за обстановкой, система оповещения, средства индивидуальной защиты,организация эвакуационных мероприятий;

- совершенствуются силы и средства, предназначенные для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, созданы силы экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации, повышается степень их готовности, улучшается обеспеченность современными средствами контроля обстановки и проведения аварийно-спасательных работ;

- создана и продолжает совершенствоваться и развиваться система сбора и обработки информации о чрезвычайных ситуациях, позволившая своевременно обеспечить органы управления необходимой информацией;

-ведется подготовка населения к защите от чрезвычайных ситуаций.

К настоящему времени созданы специальные органы управления, уполномоченные решать задачи защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; сформирована организационная структура Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединяющая министерства, другие органы государственного

управления, объединения(учреждения), местные исполнительные и распорядительные органы, в компетенцию которых входят функции, связанные с безопасностью и защитой населения, предупреждением, реагированием и действиями в чрезвычайных ситуациях.

Поскольку многие стихийные бедствия предотвратить невозможно, то борьба за уменьшение ущербов и потерь от них должна быть важным элементом государственной политики страны, в основу которой положены прогнозирование и своевременное предупреждение людей о грозящем бедствии.

Вопросы управления единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации и гражданской обороны при возникновении чрезвычайных ситуаций являются сложными и во многом проблемными, что обязывает руководящий состав органов управления РСЧС и ГО постоянно совершенствовать формы и методы своей работы.

Опыт последнего времени показывает, что там, где управление организовано грамотно и базируется на современных средствах, ликвидация чрезвычайных ситуаций носит плановый, организованный характер. А это, в конечном счете, ведет к увеличению числа спасенных людей, качественному выполнению мероприятий по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, позволяет значительно экономии государственные средства.

Текст 50%-первый,последний0%из серии как унас

Заключение 0% вообще из др.курсовой не по теме-странно хотя пос ловам по теме

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. -М.: ООО ИД «Энергия», 2012. -35сhttps://base.garant.ru/12153609/

2. Алексеев В.С. Безопасность жизнедеятельности в вопросах и ответах / В.С. Алексеев– М.: Наука, 2006. – С. 178 – 196.

3. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учебник / С.В. Белов. -М.: Издательство Юрайт, 2010. -671с.

4. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. Пособие для вузов /Под ред. проф. Л.А. Муранья. - 2-е изд., перераб, и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. -431 с.

5. Воробьев Ю.Л. Национальная безопасность и управление стратегическими рисками в России // Управление риском. 2006. Спец. вып. С. 4-9.

6. Воробьев Ю.Л. Основы формирования и реализации государственной политики в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций. М.: Ось, 2007. 148 с.

7. Владимиров В.А., Измалков В.И. Оценка и управление техногенной безопасностью. М.: ЮНИТИ, 2005. 84 с

8. Емельянов В.М. Защита населения и территории в чрезвычайных ситуациях/ В.М. Емельянов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С. 205 – 211.

9. Ефремов С.В. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие / С.В. Ефремов, В.В. Цаплин; СПбГАСУ. - СПб, 2011. -296 с.

10. Муравченко В.Б, Ковалев С.А., Коннова С.С., Ишумбаева Д.Р. Безопасность жизнедеятельности: учебное пос



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: