1. Тенденции динамики спроса и предложения на мировом туристском рынке в региональном, географическом аспекте.
2. Тенденции динамики спроса и предложения на мировом туристском рынке по видам туризма.
3. Динамика основных финансовых потоков на мировом туристском рынке (по данным UNWTO). Статистика расходов в международном туризме по регионам и странам мира.
4. Тенденции мирового туристского рынка, текущие основные объемы и направления туристских потоков по регионам и странам мира.
5. Современная динамика отдельных видов международного туризма, мотивов (целей купленных туров) туристских посещений.
6. Общий анализ ведущих субъектов мирового туристского рынка. UNWTO, его структура, функции.
7. Транснациональные, а также национальные, региональные, местные туристские компании. Авиакомпании. Автоматизированные интернет-системы бронирования и платежей. Процессы слияний и поглощений на мировом туристском рынке.
8. Динамика глобальных гостиничных цепей, их экономическая политика, маркетинговая политика, основные рыночные ниши.
9. Динамика средних и малых гостиничных предприятий, их специфика, маркетинговая политика, рыночные ниши.
10. Динамика глобальных ресторанных цепей, их экономическая политика, маркетинговая политика, рыночные ниши.
11. Динамика средних и малых предприятий общественного питания, их специфика, маркетинговая политика, рыночные ниши.
12. Современные тенденции экономики и организации бизнеса в мировой туристской индустрии, гостиничном и ресторанном сервисе.
Методические рекомендации по организации учебного процесса и изучению дисциплины
Приобретаемые студентами в процессе изучения курса знания, умения и навыки должны быть непосредственно связаны с развитием способностей профессиональной работы на туристском рынке, овладением основ знаний экономики туристского предприятия и туризма в целом.
Очевидно, что необходимым условием полноценного освоения данного учебного курса является активная учебная деятельность студентов на лекциях и практических занятиях, поиск и получение всех необходимых информационных источников по проблематике экономики и рынка туризма, анализ и обобщение учебно-методических, научно-методических материалов.
В условиях современной динамичной экономики у студентов должно стать привычкой постоянно получать и анализировать целевую информацию по будущей профессиональной деятельности, регулярно организовывать и исполнять собственную учебную и исследовательскую деятельность по разработке проблематики туризма, туристского рынка, экономики туризма.
Конструктивный системно-деятельностный подход, инновационные приоритеты, приобретение аналитических умений и навыков, экономических обоснований, научность и системный характер учебной деятельности должны быть основными приоритетами освоения данной дисциплины.
Образование в сфере экономики туризма и деятельности на туристском рынке России должно соответствовать общим стандартам высшего профессионального образования стран-участниц Болонского процесса и требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации.
Изучение данной учебной дисциплины направлено на освоение теоретических и практических оснований ведения туристской деятельности. Профессиональное овладение этой деятельностью – то, что должно быть осознано и воспринято преподавателем и студентами. Учебная дисциплина «Экономика и рынок туризма» является источником получения и освоения базовых знаний, умений и навыков деятельности в данном аспекте.
Методические указания по самостоятельной работе студентов
Темы для самостоятельной работы студентов | Коли- чество часов | Срок выпол-нения, семестр | Вид контроля | Источники, литература |
1. Теория и концепции экономики туристского рынка | дискус-сия, опрос | см. список источников и литературы | ||
2. Экономика, анализ хозяйственной деятельности туристского предприятия (на конкретном примере) | дискус- сия, опрос | см. список источников и литературы | ||
3. Экономика, анализ хозяйственной деятельности гостиничного или ресторанного предприятия (на конкретном примере) | дискус- сия, опрос | см. список источников и литературы | ||
4. Региональные туристские рынки мира. Проблемы и ресурсы развития туристского рынка России и ее регионов | дискус-сия, опрос | см. список источников и литературы | ||
Итого: |
Темы курсовых работ
1. Современный рынок туризма региона мира, крупной страны или группы стран (по выбору студента).
2. Экономика предприятия туризма и гостеприимства (по выбору студента).
3. Сравнительный анализ разных вариантов организационно-правовых форм и бизнеса туристских предприятий в России.
4. Предприятия и предпринимательство в туризме России: характеристики, сравнительный анализ.
5. Издержки производства и ценообразование на предприятии туризма или гостеприимства (на примере конкретного предприятия).
6. Организация бизнеса в туризме: системный подход.
7. Основные средства туристской фирмы, их оценки и участие в инновациях (на примере конкретного предприятия).
8. Оборотные средства туристской фирмы, эффективность их использования (на примере конкретного предприятия).
9. Финансовая деятельность туристской фирмы: финансовые ресурсы, их организация и использование (на примере конкретного предприятия).
10. Акционерные общества, холдинги на рынке туризма и гостеприимства, их
деятельность на рынке (конкретные современные примеры, свой анализ).
11.Доходы и расходы, прибыль и рентабельность в туристском бизнесе (на
примере конкретного предприятия).
12.Эффективность бизнеса в туризме: оценка, возможности роста (на
примере конкретного предприятия).
13. Инвестиции в бизнесе туризма, гостеприимства России: актуальность,
проблемы и возможности.
14. Налогообложение предприятий туризма, гостеприимства в России: виды,
их сравнительный анализ.
15.Экономика и кадровый менеджмент предприятия туризма, гостеприимства
(на конкретном примере).
16. Информационные (IT) технологии в туристском бизнесе.
17. Неопределенность, риски и управление рисками в туристском бизнесе (на
примере конкретного предприятия).
18. Инновации в бизнесе предприятия туризма и гостеприимства.
19. Рыночные возможности и инвестиционная эффективность туризма,
гостеприимства в России. (на примере конкретного предприятия).
20. Стратегический и оперативный внутрифирменный анализ в туристской
фирме (на примере конкретного предприятия).
21. Рынок туризма …региона европейской России (по выбору студента).
22. Рынок туризма …региона азиатской России (по выбору студента).
23. Факторы, проблемы и перспективы туризма в каком-либо регионе
европейской части России (по выбору студента).
24. Факторы, проблемы и перспективы туризма в каком-либо регионе
азиатской части России (по выбору студента).
25. Современная динамика рынка международного туризма.