УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫСПЕЦИАЛИЗАЦИИ - ОСНОВЫ
ВОСТОЧНЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
Для специальности 032101 – «Физическая культура и спорт», очная форма обучения
Курс: 5
Семестр: 9
Всего часов: 116
Лекций: 20
Практические занятия: 8
Лабораторные занятия: 30
Самостоятельная работа: 52
Индивидуальная работа: 6
Форма итогового контроля: экзамен
Сыктывкар 2008
Составлен
В соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 032101 – «Физическая культура и спорт»
ОДОБРЕНА УМК
Протокол №_____ от «___»_______200__г
Председатель УМК
______________________
Автор – Рэйляну Р.И., Рэйляну Н.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с государственным стандартом данная дисциплина входит в блок
(ОПД) общие профессиональные дисциплины – дисциплины специализации.
Основные требования к экзамену по данной дисциплине включают в себя знание теоретических разделов учебной дисциплины, обязательное выполнение практических (лабораторных) заданий, а также написание контрольных работ.
I. Организационно- методический раздел
Цель курса – ознакомить студентов с различными видами ВОС и их основными методами и средствами, применяемыми с лечебной и профилактической целью; научить будущих специалистов применять полученные знания в области ВОС в своей практической деятельности при разработке корригирующих, реабилитационных и оздоровительных программ.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника – программный материал курса тесно связан с циклом общепрфессиональных дисциплин: анатомией, физиологией, биомеханикой, гигиеной, спортивной медициной, теорией и методикой физической культуры. Знание принципов, методов и средств ВОС является важнейшим условием эффективной деятельности будущего специалиста по физической культуре и спорту при реализации на практике лечебно-восстановительных, профилактических, оздоровительных и корригирующих мероприятий.
При прохождении курса ВОС должны быть освоены следующие разделы программного материала:
а) Теоретический раздел предполагает изучение различных видов ВОС, историю возникновения и развития, изучение их основных методов и средств;
б) Практикум включает в себя освоение методов коррекции и восстановления при различных функциональных отклонениях средствами ВОС, а так же ознакомление с деятельностью клубов и групп, практикующих ВОС.
в) Самостоятельная работа предполагает индивидуальное совершенствование теоретических знаний и практических навыков;
г) Контрольная работа является самостоятельным научным трудом, где студент демонстрирует умение работать с источниками, анализировать полученную информацию, Формулировать выводы.
основные знания, умения и навыки формируются в процессе обучения и контролируются после изучения определенного раздела курса ВОС.
Требования к уровню профессиональной подготовленности выпускников
Специалист по физической культуре и спорту в результате освоения курса ВОС должен знать:
историю развития, основные виды и стили ВОС, основные принципы и методы ВОС, их роль и место в общей системе физической культуры; показания и противопоказания к применению методов и средств ВОС, методики восстановления при наиболее распространенных заболеваниях и повреждениях; методы контроля в сфере ВОС;
Уметь: определять задания, режимы двигательной активности, составлять комплексы физических упражнений в сочетании с иными оздоровительными методиками ВОС; дозировать физические нагрузки, определять и оценивать эффективность средств ВОС.
Иметь навыки:
владеть основными видами, методиками ВОС; обладать навыками практического применения различных методик ВОС как для лиц с различной патологией, так и для практически здоровых;
II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование тем | Количество часов по учебному плану | ||||||
Макс. нагр. студ. (час) | Аудиторная нагрузка | Самостоятельная работа | ||||||
Всего | В том числе | |||||||
Лекции | Семи -нар | Практич. работа | Лабораторная работа | |||||
1. | Йога – жемчужина ВОС | 3,5 | 0,5 | |||||
2. | Йога в современном мире | 2,5 | 0,5 | |||||
3. | Хатха-йога. Гигиена в системе йогов. Шаткарма. | |||||||
4. | Условия для занятий хатха-йогой. Базовые асаны. | |||||||
5. | Пранаяма | 9,5 | 0,5 | |||||
6. | Управление жизненной энергией | 3,5 | 0,5 | |||||
7. | Релаксация и концентрация в йоге | |||||||
8. | Цигун – тайное учение даосов | 7,5 | 0,5 | |||||
9. | Цигун в современном мире | 0,5 | 0,5 | |||||
Условия для занятий цигун. Основные формы цигун и тайчи. | ||||||||
Дыхание в цигун | ||||||||
Управление жизненной энергией ци. | ||||||||
Расслабление и концентрация в цигун | 4,5 | 0,5 | ||||||
Нерелигиозные философские аспекты в ВОС. Расширение сознания. | 1,5 | 0,5 | ||||||
Некоторые малоизвестные оздоровительные системы | ||||||||
Традиционные виды массажа и самомассажа и иные способы воздействия на организм в ВОС | ||||||||
ВОС при заболеваниях ОДА, дефектах осанки, сколиозе | ||||||||
ВОС при заболеваниях органов кардио-респираторной системы | ||||||||
ВОС при заболеваниях органов мочеполовой и эндокринной системы | 4,5 | 0,5 | ||||||
ВОС при заболеваниях нервной системы и психоневротических нарушениях |
III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Темы и их краткое содержание
1. ЙОГА - ЖЕМЧУЖИНА ВОС
Теоретический раздел.
История возникновения и развития Йоги. «Упанишады», «Бхагаватгита», «Веды», «Йога – дипика». Патанджали и «Йога-сутры». Восьмиступенчатый путь освоения йоги.
Самостоятельная работа. Изучение современных комментариев к классическим источникам знаний о йоге.
Основные знания. Студент должен знатьназвания и содержание классических трактатов о йоге, знать традиционную классификацию йоги, содержание и цель каждого из этапов изучения йоги.
2. ЙОГА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Теоретический раздел. Проникновение йоги на Запад. Величайшие учителя современной йоги. Основные школы современной хатха-йоги и авторские стили. Новейшие виды физической культуры на основе хатха-йоги. Йога-спорт.
Практикум. Разработка комплекса упражнений на основе хатха-йоги.
Самостоятельная работа. Характеристика основных школ современной хатха-йоги и их особенности. Характеристика новейших видов физической культуры на основе хатха-йоги.
Основные знания, умения и навыки. Студент должен знать основные школы современной йоги, имена их основателей и авторов методик, особенности и специфику применения различных стилей. Знать современные виды физической культуры, созданные на основе хатха-йоги. Уметь составлять комплексы упражнений на основе хатха-йоги. Иметь навыки демонстрации внедряемых комплексов.
3. ХАТХА-ЙОГА. ГИГИЕНА В СИСТЕМЕ ЙОГОВ. ШАТКАРМА.
Теоретический раздел. Определение, сущность хатха-йоги. Йога – как образ жизни: режим дня, питания, труда, отдыха, тренировок. Солнце, воздух, вода, половые отношения. Шаткарма – йогические техники очищения физического тела. Гигиена тела и окружающей среды.
Практикум. Составление примерного недельного плана, включающего режим дня, труда и отдыха, тренировок и примерного недельного рациона.
Самостоятельная работа. Анализ и характеристика классической хатха-йоги.
Основные знания, умения и навыки. Студент должен знать содержание системы хатха-йоги, знать техники очищения организма и механизмы их воздействия. Уметь подбирать и самостоятельно составлять примерный режим дня и питания для занимающихся йогой с учетом индивидуальных особенностей. Иметь навыки применения йога-практики.
4. УСЛОВИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ХАТХА-ЙОГОЙ. БАЗОВЫЕ АСАНЫ.
Теоретический раздел. Гигиенические требования к месту проведения урока йоги. Одежда для занятий. Психологический настрой. Структура построения урока йоги. Особенности выполнения асан и их отличие от ОРУ и ЛФК. Правила выполнения асан. Общие и частные противопоказания. Классификация асан. Основные (базовые) асаны, их терапевтическое воздействие на организм.
Практикум. Разработка и проведение урока йоги для начального уровня с использованием базовых асан.
Самостоятельная работа. Освоение простейших вариаций базовых асан, учитывая правила их выполнения и противопоказания.
Основные знания, умения и навыки. Студент должен знать методику проведения урока йоги. Уметь подбирать и составлять комплексы упражнений для проведения урока йоги начального уровня, оценивать их эффективность. Уметь подбирать асаны с учетом показаний и противопоказаний. Иметь навыки техник безопасного применения асан.
5. ПРАНАЯМА.
Теоретический раздел. Пранаяма – наука о дыхании. Значение правильного дыхания во время выполнения асан. Прана. Полное дыхание йогов. Задержки дыхания, их физиологическое воздействие. Основные пранаямы. Ритмическое дыхание. Маленькие пранаямы. Особенности выполнения пранаямы. Терапевтическое воздействие пранаямы.
Практикум. Разработка и проведение комплексов дыхательных упражнений Анализ содержания комплексов.
Самостоятельная работа. Пранаяма при заболеваниях органов кардио-респираторной системы.
Основные знания, умения и навыки. Студент должен знать механизмы лечебного воздействия дыхательных упражнений. Уметь подбирать и самостоятельно составлять комплексы дыхательной гимнастики для использования их в рамках урока йоги. Владеть навыками проведения индивидуальных и групповых занятий.
6. УПРАВЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОЙ ЭНЕРГИЕЙ.
Теоретический раздел. Асана как энергетическая модель тонкого тела. Нади - энергетические каналы на теле человека. Чакры, мудры, мантры, янтры. Кундалини-йога. Целительные внутренние силы. Контроль непроизвольных функций организма.
Самостоятельная работа. Механизмы влияния техник Кундалини-йоги. Анализ техники.
Основные знания, умения и навыки. Студент должен знать основные техники энергетических практик йоги. Знать названия, назначение, расположение энергетических центров и каналов. Уметь применять мудры и мантры в практике йоги.
7. РЕЛАКСАЦИЯ И КОНЦЕНТРАЦИЯ В ЙОГЕ.
Теоретический раздел. Йога-нидра – расслабление физическое и психическое. Значение релаксации в йоге и в повседневной жизни. Основные техники релаксации, терапевтическое воздействие йога-нидры. Концентрация внимания в йоге. Основные техники концентрации внимания.
Практикум. Освоение основной техники йога-нидры, проведение процедуры релаксации.
Самостоятельная работа. Йога-нидра как метод восстановительной терапии.
Основные знания, умения и навыки. Студент должен знать механизмы лечебного воздействия релаксации. Уметь подбирать расслабляющие упражнения. Владеть навыками проведения занятий.
8. ЦИГУН – ТАЙНОЕ УЧЕНИЕ ДАОСОВ.
Теоретический раздел. Многогранная система УШУ. История возникновения, развития и распространения УШУ по Юго-Восточной Азии. Тайчи и Цигун в системе Ушу.
Самостоятельная работа. Характеристика техник Тайчи и Цигун.
Основные знания и умения. Студент должен знать историю и структуру системы Ушу, место Цигун в системе Ушу. Уметь выделять особенности техники Тайчи и Цигун.
9. ЦИГУН В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
Теоретический раздел. Актуальность Тайчи и Цигун на Западе. Основные стили Цигун. Сущность цигун – управление ци. Родство и отличие йоги и цигун.
Самостоятельная работа. Анализ техники цигун. Анализ основных стилей цигун, особенности техники.
Основные знания. Студент должен знать основные стили цигун, особенности техники этих стилей.
10. УСЛОВИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ЦИГУН. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫТАЙЧИ И ЦИГУН.
Теоретический раздел. Режим тренировок. Гигиенические требования к месту проведения занятий цигун, одежда и обувь для занятий. Правила выполнения упражнений, показания и противопоказания. Основные комплексы цигун и тайчи, их терапевтическое воздействие на организм человека.
Практикум. Составление комплекса цигун для лиц с психоневротическими нарушениями.
Самостоятельная работа. Цигун как метод восстановительной терапии. Ознакомление с работой клубов или групп, практикующих цигун.
Основные знания, умения и навыки. Студент должен знать особенности применения цигун в оздоровительных целях. Уметь подбирать и самостоятельно составлять комплексы цигун для регулирования различных функций, учитывая противопоказания и правила безопасного выполнения упражнений. Иметь навыки проведения некоторых форм Цигун.
11. ДЫХАНИЕ В ЦИГУН.
Теоретический раздел. Значение правильного дыхания во время выполнения упражнений. Сочетание формы и дыхания. Дыхание и энергетические точки. Специальные дыхательные упражнения с произнесением звуков. Их терапевтическое воздействие на организм.
Практикум. Составление и проведение урока дыхательной гимнастики цигун.
Самостоятельная работа. Целительные звуки для здоровья внутренних органов.
Основные знания, умения и навыки. Студент должен знать особенности правильного дыхания во время выполнения комплексов цигун и тайчи. Знать технику выполнения специальных дыхательных упражнений Цигун. Уметь самостоятельно подбирать упражнения и составлять комплекс дыхательной гимнастики цигун с учетом индивидуальных особенностей занимающегося. Иметь навыки проведения урока дыхательной гимнастики.
12. УПРАВЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОЙ ЭНЕРГИЕЙ ЦИ.
Теоретический раздел. Система каналов, меридианов и энергетических точек. Дань-тянь – море ци. Концепция Инь-Ян энергий. Теория о полых и плотных органах. Теория о пяти первоэлементах. «Тройной обогреватель». «Три сокровища». Налаживание нормального тока ци при помощи упражнений цигун и тайчи.
Самостоятельная работа. Анализ основных теорий и концепций традиционной китайской медицины, применяемых в цигун.
Основные знания и умения. Студент должен знать теории и концепции, применяемые в Цигун. Уметь выделять основные биологически-активные точки и каналы, используемые в цигун для регуляции нормального течения жизненной энергии ци.
13. РАССЛАБЛЕНИЕ И КОНЦЕНТРАЦИЯ В ЦИГУН.
Теоретический раздел. Расслабленность и сила. Концентрация на внутреннем состоянии во время выполнения комплексов цигун. «Состояние цигун». «Стояние столбом» или «Стоять, обнимая дерево» - основная техника для концентрации внимания.
Практикум. Освоение техники «Стояние столбом».
Самостоятельная работа. Изучение и анализ такого явления, как непроизвольные движения во время практики «Стояния столбом».
Основные знания, умения и навыки. Студент должен знать основные техники концентрации внимания во время выполнения упражнений для достижения «состояния цигун». Уметь своевременно давать практические рекомендации технического и волевого выполнения техники «Стояние столбом». Владеть основной техникой концентрации «Стояние столбом».
14. НЕРЕЛИГИОЗНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫВОС. РАСШИРЕНИЕ СОЗНАНИЯ.
Теоретический раздел. Отношение Христианства, Русской православной церкви к системе йоги. Понимание смысла жизни, места человека в мире. Душа., Эго. Истинное «Я». Сознание и разум. Единство материи, энергии, сознания.
Самостоятельная работа. Анализ отношения к телу различных религий мира.
Основные знания. Студент должен знать основные философские понятия йоги, знать базовые постулаты основных религий мира.
15. НЕКОТОРЫЕ МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ.
Теоретический раздел. Шин-шин-тойцу-до (японская система динамической медитации). Дарума-тайсо («Неваляшка» - гимнастика самураев). Тенсегрити (система восстановления и накопления энергии индейцев Южной Америки).
Самостоятельная работа. Анализ техники некоторых восстановительных систем народов мира.
Основные знания и умения. Студент должен знать теоретические основы малоизвестных восстановительных техник. Уметь внедрять различные элементы малоизвестных оздоровительных систем в общую практику учителя физической культуры, инструктора по ЛФК и тренера.
16. ТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫМАССАЖА, САМОМАССАЖА И ИНЫЕ СПОСОБЫВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОРГАНИЗМ В ВОС.
Теоретический раздел. Точечный массаж в китайской и индийской медицине. Индийский рефлекторный массаж. Самомассажный комплекс «Бадуан-цзин». Тайландский массаж (тай-йога массаж). Рэйки (бесконтактный массаж). Иглоукалывание, прижигание, суджок. Арома-, цвето-, свето-, музыкотерапия в комплексах ВОС. Основные принципы традиционной восточной медицины.
Практикум. Ознакомление с различными техниками массажа, освоение некоторых приемов массажа и самомассажа.
Самостоятельная работа. Изучение принципа «Тридоша» в Аюрведической медицине.
Основные знания, умения, навыки. Студент должен знать различные способы акупунктурного воздействия на организм в ВОС, различные техники массажа и самомасажа. Владеть навыками некоторых массажных и самомассажных техник. Уметь применять музыку, ароматы и проч. в комплексном воздействии на организм в соответствии с индивидуальными потребностями.
17. ВОС ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОДА, ДЕФЕКТАХ ОСАНКИ, СКОЛИОЗЕ.
Теоретический раздел. Механизмы оздоровительно-реабилитационного воздействия ВОС при травмах ОДА. Особенности уроков ВОС при повреждении мягких тканей, при переломах костей, при повреждениях позвоночника и суставов, при дефектах осанки.
Практикум. Разработка комплекса упражнений ВОС для лиц с различными повреждениями ОДА. Его проведение (индивидуальная или групповая форма), анализ содержания комплекса и оценка качества проведения урока ВОС.
Самостоятельная работа. Характеристика упражнений и особенности их применения при травмах и заболеваниях ОДА.
Основные знания, умения и навыки. Студент должен знать методы реабилитации и восстановления средствами ВОС, механизмы лечебного воздействия ВОС. Уметь подбирать и самостоятельно составлять комплексы упражнений ВОС, оценивать эффективность их применения. Владеть навыками проведения урока ВОС для лиц с заболеваниями ОДА, с дефектами осанки.
18. ВОС ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ КАРДИО-РЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ.
Теоретический раздел. Показания и противопоказания для занятий ВОС и особенности применения некоторых упражнений при заболеваниях ССС. Механизмы лечебного воздействия дыхательных упражнений при заболеваниях органов дыхания. Особенности методик ВОС при отдельных заболеваниях органов дыхания.
Практикум. Разработка и проведение урока ВОС для лиц с различными патологиями кардиоваскулярной системы. Разработка и проведение комплексов дыхательных упражнений для лиц с нарушениями дыхательной функции. Анализ содержания комплексов.
Самостоятельная работа. Оздоровление и реабилитация лиц с патологиями кардио-респираторной системы (КРС) при помощи ВОС.
Основные знания, умения и навыки. Студент должен знать методику проведения занятия ВОС для лиц с нарушениями КРС. Уметь подбирать и составлять комплексы упражнений для проведения урока ВОС, ориентированного на лиц с патологиями КРС, оценивать их эффективность. Владеть навыками проведения занятий ВОС для лиц с патологиями КРС.
19. ВОС ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ МОЧЕПОЛОВОЙ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМ.
Теоретический раздел. Механизмы лечебного действия ВОС и методика проведения занятия ВОС при заболеваниях органов мочеполовой сферы, эндокринных желез и расстройствах обмена веществ.
Практикум. Составление комплекса упражнений ВОС для лиц с заболеваниями органов мочеполовой системы, эндокринных желез и расстройствами обменных процессов, его проведение. Анализ содержания комплекса.
Самостоятельная работа. Методики ВОС при заболеваниях органов мочеполовой системы, эндокринных желез, расстройствах обменных процессов. Механизмы их воздействия.
Основные знания, умения и навыки. Студент должен знать механизмы лечебного воздействия ВОС при заболеваниях органов мочеполовой и эндокринной системы. Уметь составлять комплексы упражнений ВОС для лиц с заболеваниями органов этих систем и расстройствами обмена веществ. Владеть навыками проведения занятий.
20. ВОС ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫИ ПСИХОНЕВРОТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЯХ
Теоретический раздел. Задачи и особенности ВОС, механизмы их лечебного действия при заболеваниях нервной системы. Особенности методики проведения урока ВОС для лиц с психоневротическими нарушениями.
Практикум. Составление и проведение комплекса упражнений для лиц с заболеваниями нервной системы, для лиц с психоневротическими нарушениями.
Самостоятельная работа. ВОС при функциональных заболеваниях ЦНС. Особенности методик ВОС, характеристика упражнений: идеомоторных, пассивных, упражнений с помощью и с сопротивлением. ВОС при психоневротических нарушениях. Особенности методики проведения урока ВОС: идеомоторная, аутогенная тренировка, медитация, ароматерапия, музыкотерапия, свето- и цветотерапия.
Основные знания, умения и навыки. Студент должен, знать особенности их применения для лиц с заболеваниями нервной системы и психоэмоциональными нарушениями. Уметь подбирать и самостоятельно составлять комплексы упражнений. Владеть навыками проведения занятий.
IV. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
1. «Йога-сутры» Патанджали и другие классические источники знаний о йоге.
2. Основные школы хатха-йоги.
3. Йога как образ жизни.
4. Шаткарма. Чистота – залог здоровья.
5. Гигиена тела, духа и окружающей среды в системе йоги.
6. Базовые асаны хатха-йоги.
7. Пранаяма – наука о дыхании.
8. Хатха-йога.Содержание, значение, цель.
9. Раджа-йога. Содержание, значение, цель.
10. Чакры, мантры, мудры, янтры, бандхи, асаны.
11. Кундалини-йога.
12. Йога-нидра.
13. Медитация как метод восстановительной терапии.
14. Яма и нияма – морально-этические основы йоги.
15. История происхождения и развития Ушу.
16. Основные стили тайчи и цигун.
17. Цигун – искусство управления ци. «Три сокровища»
18. Терапевтическое воздействие цигун на организм человека.
19. Физиологические и эзотерические эффекты на занятиях цигун.
20. Дыхательные упражнения в цигун. Целительные звуки для здоровья внутренних органов.
21. Основные теории и концепции цигун: теория У-Син (пять первоэлементов), концепция о полых и плотных органах, теория Инь-Ян энергий, Концепция Цзин-Ло (о каналах, меридианах и биологически-активных точках).
22. «Бадуан – цзин» («Восемь отрезов парчи»).
23. Методы различных ВОС в едином оздоровительном комплексе.
24. Малоизвестные целительные практики народов мира.
25. Акупунктурный массаж, иглоукалывание, прижигание.
26. Использование ароматов, музыки, цвета, света, минералов в оздоровительных комплексах.
27. Аюрведа. Основные принципы оздоровления и лечения.
28. Индийский рефлекторный массаж.
29. Тайландский лечебный массаж (тай-йога массаж).
30. Рэйки.
31. Применение йоги при различных отклонениях морфо-функционального состояния организма.
32. Применение цигун при различных морфо-функциональных отклонениях организма.
33. Современные виды физической культуры, разработанные на основе хатха-йоги.