IV. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

 

ДИСЦИПЛИНЫСПЕЦИАЛИЗАЦИИ - ОСНОВЫ

ВОСТОЧНЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

 

 

Для специальности 032101 – «Физическая культура и спорт», очная форма обучения

 

 

Курс: 5

Семестр: 9

Всего часов: 116

Лекций: 20

Практические занятия: 8

Лабораторные занятия: 30

Самостоятельная работа: 52

Индивидуальная работа: 6

Форма итогового контроля: экзамен

 

Сыктывкар 2008

Составлен

 

В соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 032101 – «Физическая культура и спорт»

 

 

ОДОБРЕНА УМК

Протокол №_____ от «___»_______200__г

Председатель УМК

______________________

 

 

Автор – Рэйляну Р.И., Рэйляну Н.В.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В соответствии с государственным стандартом данная дисциплина входит в блок

(ОПД) общие профессиональные дисциплины – дисциплины специализации.

Основные требования к экзамену по данной дисциплине включают в себя знание теоретических разделов учебной дисциплины, обязательное выполнение практических (лабораторных) заданий, а также написание контрольных работ.

 

I. Организационно- методический раздел

Цель курса – ознакомить студентов с различными видами ВОС и их основными методами и средствами, применяемыми с лечебной и профилактической целью; научить будущих специалистов применять полученные знания в области ВОС в своей практической деятельности при разработке корригирующих, реабилитационных и оздоровительных программ.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника – программный материал курса тесно связан с циклом общепрфессиональных дисциплин: анатомией, физиологией, биомеханикой, гигиеной, спортивной медициной, теорией и методикой физической культуры. Знание принципов, методов и средств ВОС является важнейшим условием эффективной деятельности будущего специалиста по физической культуре и спорту при реализации на практике лечебно-восстановительных, профилактических, оздоровительных и корригирующих мероприятий.

При прохождении курса ВОС должны быть освоены следующие разделы программного материала:

а) Теоретический раздел предполагает изучение различных видов ВОС, историю возникновения и развития, изучение их основных методов и средств;

б) Практикум включает в себя освоение методов коррекции и восстановления при различных функциональных отклонениях средствами ВОС, а так же ознакомление с деятельностью клубов и групп, практикующих ВОС.

в) Самостоятельная работа предполагает индивидуальное совершенствование теоретических знаний и практических навыков;

г) Контрольная работа является самостоятельным научным трудом, где студент демонстрирует умение работать с источниками, анализировать полученную информацию, Формулировать выводы.

основные знания, умения и навыки формируются в процессе обучения и контролируются после изучения определенного раздела курса ВОС.

Требования к уровню профессиональной подготовленности выпускников

Специалист по физической культуре и спорту в результате освоения курса ВОС должен знать:

историю развития, основные виды и стили ВОС, основные принципы и методы ВОС, их роль и место в общей системе физической культуры; показания и противопоказания к применению методов и средств ВОС, методики восстановления при наиболее распространенных заболеваниях и повреждениях; методы контроля в сфере ВОС;

Уметь: определять задания, режимы двигательной активности, составлять комплексы физических упражнений в сочетании с иными оздоровительными методиками ВОС; дозировать физические нагрузки, определять и оценивать эффективность средств ВОС.

Иметь навыки:

владеть основными видами, методиками ВОС; обладать навыками практического применения различных методик ВОС как для лиц с различной патологией, так и для практически здоровых;

 

II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование тем Количество часов по учебному плану
Макс. нагр. студ. (час) Аудиторная нагрузка Самостоятельная работа
Всего В том числе
      Лекции Семи -нар Практич. работа Лабораторная работа
1. Йога – жемчужина ВОС   3,5 0,5        
2. Йога в современном мире   2,5 0,5        
3. Хатха-йога. Гигиена в системе йогов. Шаткарма.              
4. Условия для занятий хатха-йогой. Базовые асаны.              
5. Пранаяма   9,5 0,5        
6. Управление жизненной энергией   3,5 0,5        
7. Релаксация и концентрация в йоге              
8. Цигун – тайное учение даосов   7,5       0,5  
9. Цигун в современном мире     0,5     0,5  
  Условия для занятий цигун. Основные формы цигун и тайчи.              
  Дыхание в цигун              
  Управление жизненной энергией ци.              
  Расслабление и концентрация в цигун   4,5 0,5        
  Нерелигиозные философские аспекты в ВОС. Расширение сознания.   1,5 0,5        
  Некоторые малоизвестные оздоровительные системы              
  Традиционные виды массажа и самомассажа и иные способы воздействия на организм в ВОС              
  ВОС при заболеваниях ОДА, дефектах осанки, сколиозе              
  ВОС при заболеваниях органов кардио-респираторной системы              
  ВОС при заболеваниях органов мочеполовой и эндокринной системы   4,5 0,5        
  ВОС при заболеваниях нервной системы и психоневротических нарушениях              

 

III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Темы и их краткое содержание

1. ЙОГА - ЖЕМЧУЖИНА ВОС

Теоретический раздел.

История возникновения и развития Йоги. «Упанишады», «Бхагаватгита», «Веды», «Йога – дипика». Патанджали и «Йога-сутры». Восьмиступенчатый путь освоения йоги.

Самостоятельная работа. Изучение современных комментариев к классическим источникам знаний о йоге.

Основные знания. Студент должен знатьназвания и содержание классических трактатов о йоге, знать традиционную классификацию йоги, содержание и цель каждого из этапов изучения йоги.

 

2. ЙОГА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Теоретический раздел. Проникновение йоги на Запад. Величайшие учителя современной йоги. Основные школы современной хатха-йоги и авторские стили. Новейшие виды физической культуры на основе хатха-йоги. Йога-спорт.

Практикум. Разработка комплекса упражнений на основе хатха-йоги.

Самостоятельная работа. Характеристика основных школ современной хатха-йоги и их особенности. Характеристика новейших видов физической культуры на основе хатха-йоги.

Основные знания, умения и навыки. Студент должен знать основные школы современной йоги, имена их основателей и авторов методик, особенности и специфику применения различных стилей. Знать современные виды физической культуры, созданные на основе хатха-йоги. Уметь составлять комплексы упражнений на основе хатха-йоги. Иметь навыки демонстрации внедряемых комплексов.

 

3. ХАТХА-ЙОГА. ГИГИЕНА В СИСТЕМЕ ЙОГОВ. ШАТКАРМА.

Теоретический раздел. Определение, сущность хатха-йоги. Йога – как образ жизни: режим дня, питания, труда, отдыха, тренировок. Солнце, воздух, вода, половые отношения. Шаткарма – йогические техники очищения физического тела. Гигиена тела и окружающей среды.

Практикум. Составление примерного недельного плана, включающего режим дня, труда и отдыха, тренировок и примерного недельного рациона.

Самостоятельная работа. Анализ и характеристика классической хатха-йоги.

Основные знания, умения и навыки. Студент должен знать содержание системы хатха-йоги, знать техники очищения организма и механизмы их воздействия. Уметь подбирать и самостоятельно составлять примерный режим дня и питания для занимающихся йогой с учетом индивидуальных особенностей. Иметь навыки применения йога-практики.

 

4. УСЛОВИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ХАТХА-ЙОГОЙ. БАЗОВЫЕ АСАНЫ.

Теоретический раздел. Гигиенические требования к месту проведения урока йоги. Одежда для занятий. Психологический настрой. Структура построения урока йоги. Особенности выполнения асан и их отличие от ОРУ и ЛФК. Правила выполнения асан. Общие и частные противопоказания. Классификация асан. Основные (базовые) асаны, их терапевтическое воздействие на организм.

Практикум. Разработка и проведение урока йоги для начального уровня с использованием базовых асан.

Самостоятельная работа. Освоение простейших вариаций базовых асан, учитывая правила их выполнения и противопоказания.

Основные знания, умения и навыки. Студент должен знать методику проведения урока йоги. Уметь подбирать и составлять комплексы упражнений для проведения урока йоги начального уровня, оценивать их эффективность. Уметь подбирать асаны с учетом показаний и противопоказаний. Иметь навыки техник безопасного применения асан.

 

5. ПРАНАЯМА.

Теоретический раздел. Пранаяма – наука о дыхании. Значение правильного дыхания во время выполнения асан. Прана. Полное дыхание йогов. Задержки дыхания, их физиологическое воздействие. Основные пранаямы. Ритмическое дыхание. Маленькие пранаямы. Особенности выполнения пранаямы. Терапевтическое воздействие пранаямы.

Практикум. Разработка и проведение комплексов дыхательных упражнений Анализ содержания комплексов.

Самостоятельная работа. Пранаяма при заболеваниях органов кардио-респираторной системы.

Основные знания, умения и навыки. Студент должен знать механизмы лечебного воздействия дыхательных упражнений. Уметь подбирать и самостоятельно составлять комплексы дыхательной гимнастики для использования их в рамках урока йоги. Владеть навыками проведения индивидуальных и групповых занятий.

 

6. УПРАВЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОЙ ЭНЕРГИЕЙ.

Теоретический раздел. Асана как энергетическая модель тонкого тела. Нади - энергетические каналы на теле человека. Чакры, мудры, мантры, янтры. Кундалини-йога. Целительные внутренние силы. Контроль непроизвольных функций организма.

Самостоятельная работа. Механизмы влияния техник Кундалини-йоги. Анализ техники.

Основные знания, умения и навыки. Студент должен знать основные техники энергетических практик йоги. Знать названия, назначение, расположение энергетических центров и каналов. Уметь применять мудры и мантры в практике йоги.

 

7. РЕЛАКСАЦИЯ И КОНЦЕНТРАЦИЯ В ЙОГЕ.

Теоретический раздел. Йога-нидра – расслабление физическое и психическое. Значение релаксации в йоге и в повседневной жизни. Основные техники релаксации, терапевтическое воздействие йога-нидры. Концентрация внимания в йоге. Основные техники концентрации внимания.

Практикум. Освоение основной техники йога-нидры, проведение процедуры релаксации.

Самостоятельная работа. Йога-нидра как метод восстановительной терапии.

Основные знания, умения и навыки. Студент должен знать механизмы лечебного воздействия релаксации. Уметь подбирать расслабляющие упражнения. Владеть навыками проведения занятий.

 

8. ЦИГУН – ТАЙНОЕ УЧЕНИЕ ДАОСОВ.

Теоретический раздел. Многогранная система УШУ. История возникновения, развития и распространения УШУ по Юго-Восточной Азии. Тайчи и Цигун в системе Ушу.

Самостоятельная работа. Характеристика техник Тайчи и Цигун.

Основные знания и умения. Студент должен знать историю и структуру системы Ушу, место Цигун в системе Ушу. Уметь выделять особенности техники Тайчи и Цигун.

 

9. ЦИГУН В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

Теоретический раздел. Актуальность Тайчи и Цигун на Западе. Основные стили Цигун. Сущность цигун – управление ци. Родство и отличие йоги и цигун.

Самостоятельная работа. Анализ техники цигун. Анализ основных стилей цигун, особенности техники.

Основные знания. Студент должен знать основные стили цигун, особенности техники этих стилей.

 

10. УСЛОВИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ЦИГУН. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫТАЙЧИ И ЦИГУН.

Теоретический раздел. Режим тренировок. Гигиенические требования к месту проведения занятий цигун, одежда и обувь для занятий. Правила выполнения упражнений, показания и противопоказания. Основные комплексы цигун и тайчи, их терапевтическое воздействие на организм человека.

Практикум. Составление комплекса цигун для лиц с психоневротическими нарушениями.

Самостоятельная работа. Цигун как метод восстановительной терапии. Ознакомление с работой клубов или групп, практикующих цигун.

Основные знания, умения и навыки. Студент должен знать особенности применения цигун в оздоровительных целях. Уметь подбирать и самостоятельно составлять комплексы цигун для регулирования различных функций, учитывая противопоказания и правила безопасного выполнения упражнений. Иметь навыки проведения некоторых форм Цигун.

 

11. ДЫХАНИЕ В ЦИГУН.

Теоретический раздел. Значение правильного дыхания во время выполнения упражнений. Сочетание формы и дыхания. Дыхание и энергетические точки. Специальные дыхательные упражнения с произнесением звуков. Их терапевтическое воздействие на организм.

Практикум. Составление и проведение урока дыхательной гимнастики цигун.

Самостоятельная работа. Целительные звуки для здоровья внутренних органов.

Основные знания, умения и навыки. Студент должен знать особенности правильного дыхания во время выполнения комплексов цигун и тайчи. Знать технику выполнения специальных дыхательных упражнений Цигун. Уметь самостоятельно подбирать упражнения и составлять комплекс дыхательной гимнастики цигун с учетом индивидуальных особенностей занимающегося. Иметь навыки проведения урока дыхательной гимнастики.

 

12. УПРАВЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОЙ ЭНЕРГИЕЙ ЦИ.

Теоретический раздел. Система каналов, меридианов и энергетических точек. Дань-тянь – море ци. Концепция Инь-Ян энергий. Теория о полых и плотных органах. Теория о пяти первоэлементах. «Тройной обогреватель». «Три сокровища». Налаживание нормального тока ци при помощи упражнений цигун и тайчи.

Самостоятельная работа. Анализ основных теорий и концепций традиционной китайской медицины, применяемых в цигун.

Основные знания и умения. Студент должен знать теории и концепции, применяемые в Цигун. Уметь выделять основные биологически-активные точки и каналы, используемые в цигун для регуляции нормального течения жизненной энергии ци.

 

13. РАССЛАБЛЕНИЕ И КОНЦЕНТРАЦИЯ В ЦИГУН.

Теоретический раздел. Расслабленность и сила. Концентрация на внутреннем состоянии во время выполнения комплексов цигун. «Состояние цигун». «Стояние столбом» или «Стоять, обнимая дерево» - основная техника для концентрации внимания.

Практикум. Освоение техники «Стояние столбом».

Самостоятельная работа. Изучение и анализ такого явления, как непроизвольные движения во время практики «Стояния столбом».

Основные знания, умения и навыки. Студент должен знать основные техники концентрации внимания во время выполнения упражнений для достижения «состояния цигун». Уметь своевременно давать практические рекомендации технического и волевого выполнения техники «Стояние столбом». Владеть основной техникой концентрации «Стояние столбом».

 

14. НЕРЕЛИГИОЗНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫВОС. РАСШИРЕНИЕ СОЗНАНИЯ.

Теоретический раздел. Отношение Христианства, Русской православной церкви к системе йоги. Понимание смысла жизни, места человека в мире. Душа., Эго. Истинное «Я». Сознание и разум. Единство материи, энергии, сознания.

Самостоятельная работа. Анализ отношения к телу различных религий мира.

Основные знания. Студент должен знать основные философские понятия йоги, знать базовые постулаты основных религий мира.

 

15. НЕКОТОРЫЕ МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ.

Теоретический раздел. Шин-шин-тойцу-до (японская система динамической медитации). Дарума-тайсо («Неваляшка» - гимнастика самураев). Тенсегрити (система восстановления и накопления энергии индейцев Южной Америки).

Самостоятельная работа. Анализ техники некоторых восстановительных систем народов мира.

Основные знания и умения. Студент должен знать теоретические основы малоизвестных восстановительных техник. Уметь внедрять различные элементы малоизвестных оздоровительных систем в общую практику учителя физической культуры, инструктора по ЛФК и тренера.

 

16. ТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫМАССАЖА, САМОМАССАЖА И ИНЫЕ СПОСОБЫВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОРГАНИЗМ В ВОС.

Теоретический раздел. Точечный массаж в китайской и индийской медицине. Индийский рефлекторный массаж. Самомассажный комплекс «Бадуан-цзин». Тайландский массаж (тай-йога массаж). Рэйки (бесконтактный массаж). Иглоукалывание, прижигание, суджок. Арома-, цвето-, свето-, музыкотерапия в комплексах ВОС. Основные принципы традиционной восточной медицины.

Практикум. Ознакомление с различными техниками массажа, освоение некоторых приемов массажа и самомассажа.

Самостоятельная работа. Изучение принципа «Тридоша» в Аюрведической медицине.

Основные знания, умения, навыки. Студент должен знать различные способы акупунктурного воздействия на организм в ВОС, различные техники массажа и самомасажа. Владеть навыками некоторых массажных и самомассажных техник. Уметь применять музыку, ароматы и проч. в комплексном воздействии на организм в соответствии с индивидуальными потребностями.

 

17. ВОС ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОДА, ДЕФЕКТАХ ОСАНКИ, СКОЛИОЗЕ.

 

Теоретический раздел. Механизмы оздоровительно-реабилитационного воздействия ВОС при травмах ОДА. Особенности уроков ВОС при повреждении мягких тканей, при переломах костей, при повреждениях позвоночника и суставов, при дефектах осанки.

Практикум. Разработка комплекса упражнений ВОС для лиц с различными повреждениями ОДА. Его проведение (индивидуальная или групповая форма), анализ содержания комплекса и оценка качества проведения урока ВОС.

Самостоятельная работа. Характеристика упражнений и особенности их применения при травмах и заболеваниях ОДА.

Основные знания, умения и навыки. Студент должен знать методы реабилитации и восстановления средствами ВОС, механизмы лечебного воздействия ВОС. Уметь подбирать и самостоятельно составлять комплексы упражнений ВОС, оценивать эффективность их применения. Владеть навыками проведения урока ВОС для лиц с заболеваниями ОДА, с дефектами осанки.

18. ВОС ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ КАРДИО-РЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ.

Теоретический раздел. Показания и противопоказания для занятий ВОС и особенности применения некоторых упражнений при заболеваниях ССС. Механизмы лечебного воздействия дыхательных упражнений при заболеваниях органов дыхания. Особенности методик ВОС при отдельных заболеваниях органов дыхания.

Практикум. Разработка и проведение урока ВОС для лиц с различными патологиями кардиоваскулярной системы. Разработка и проведение комплексов дыхательных упражнений для лиц с нарушениями дыхательной функции. Анализ содержания комплексов.

Самостоятельная работа. Оздоровление и реабилитация лиц с патологиями кардио-респираторной системы (КРС) при помощи ВОС.

Основные знания, умения и навыки. Студент должен знать методику проведения занятия ВОС для лиц с нарушениями КРС. Уметь подбирать и составлять комплексы упражнений для проведения урока ВОС, ориентированного на лиц с патологиями КРС, оценивать их эффективность. Владеть навыками проведения занятий ВОС для лиц с патологиями КРС.

 

19. ВОС ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ МОЧЕПОЛОВОЙ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМ.

Теоретический раздел. Механизмы лечебного действия ВОС и методика проведения занятия ВОС при заболеваниях органов мочеполовой сферы, эндокринных желез и расстройствах обмена веществ.

Практикум. Составление комплекса упражнений ВОС для лиц с заболеваниями органов мочеполовой системы, эндокринных желез и расстройствами обменных процессов, его проведение. Анализ содержания комплекса.

Самостоятельная работа. Методики ВОС при заболеваниях органов мочеполовой системы, эндокринных желез, расстройствах обменных процессов. Механизмы их воздействия.

Основные знания, умения и навыки. Студент должен знать механизмы лечебного воздействия ВОС при заболеваниях органов мочеполовой и эндокринной системы. Уметь составлять комплексы упражнений ВОС для лиц с заболеваниями органов этих систем и расстройствами обмена веществ. Владеть навыками проведения занятий.

 

20. ВОС ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫИ ПСИХОНЕВРОТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЯХ

Теоретический раздел. Задачи и особенности ВОС, механизмы их лечебного действия при заболеваниях нервной системы. Особенности методики проведения урока ВОС для лиц с психоневротическими нарушениями.

Практикум. Составление и проведение комплекса упражнений для лиц с заболеваниями нервной системы, для лиц с психоневротическими нарушениями.

Самостоятельная работа. ВОС при функциональных заболеваниях ЦНС. Особенности методик ВОС, характеристика упражнений: идеомоторных, пассивных, упражнений с помощью и с сопротивлением. ВОС при психоневротических нарушениях. Особенности методики проведения урока ВОС: идеомоторная, аутогенная тренировка, медитация, ароматерапия, музыкотерапия, свето- и цветотерапия.

Основные знания, умения и навыки. Студент должен, знать особенности их применения для лиц с заболеваниями нервной системы и психоэмоциональными нарушениями. Уметь подбирать и самостоятельно составлять комплексы упражнений. Владеть навыками проведения занятий.

 

IV. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. «Йога-сутры» Патанджали и другие классические источники знаний о йоге.

2. Основные школы хатха-йоги.

3. Йога как образ жизни.

4. Шаткарма. Чистота – залог здоровья.

5. Гигиена тела, духа и окружающей среды в системе йоги.

6. Базовые асаны хатха-йоги.

7. Пранаяма – наука о дыхании.

8. Хатха-йога.Содержание, значение, цель.

9. Раджа-йога. Содержание, значение, цель.

10. Чакры, мантры, мудры, янтры, бандхи, асаны.

11. Кундалини-йога.

12. Йога-нидра.

13. Медитация как метод восстановительной терапии.

14. Яма и нияма – морально-этические основы йоги.

15. История происхождения и развития Ушу.

16. Основные стили тайчи и цигун.

17. Цигун – искусство управления ци. «Три сокровища»

18. Терапевтическое воздействие цигун на организм человека.

19. Физиологические и эзотерические эффекты на занятиях цигун.

20. Дыхательные упражнения в цигун. Целительные звуки для здоровья внутренних органов.

21. Основные теории и концепции цигун: теория У-Син (пять первоэлементов), концепция о полых и плотных органах, теория Инь-Ян энергий, Концепция Цзин-Ло (о каналах, меридианах и биологически-активных точках).

22. «Бадуан – цзин» («Восемь отрезов парчи»).

23. Методы различных ВОС в едином оздоровительном комплексе.

24. Малоизвестные целительные практики народов мира.

25. Акупунктурный массаж, иглоукалывание, прижигание.

26. Использование ароматов, музыки, цвета, света, минералов в оздоровительных комплексах.

27. Аюрведа. Основные принципы оздоровления и лечения.

28. Индийский рефлекторный массаж.

29. Тайландский лечебный массаж (тай-йога массаж).

30. Рэйки.

31. Применение йоги при различных отклонениях морфо-функционального состояния организма.

32. Применение цигун при различных морфо-функциональных отклонениях организма.

33. Современные виды физической культуры, разработанные на основе хатха-йоги.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: