Иудей (из записей моего дневника)




 

«Никакой отдельный случай религиозного фанатизма не должен вызывать презрение ко всей религиозной группе.»

 

Из речи Владимира Познера на дебатах с Алексеем Навальным.[1]

 

Снова я засыпаю под чтение Талмуда. На этот раз уважаемые равви, мнения которых вслух зачитывал мой сосед по комнате - Павел, рассуждали на предмет того, почему Бог создал женщине грудь именно в том месте, где создал…

Это был вечер субботы,еврейский шаббат – время покоя и молитвы. Мой соседи ранее читал по вечерам что-то религиозное, но в этот день я не имел привычной для рабочих дней усталости, и мне было не так просто заснуть под сильный посторонний шум. На мои просьбы прекратить это он не реагировал.

Помимо происходящего, столь нехарактерная для меня раздраженность была подогрета чередой случившихся накануне событий, связанных с этим же человеком. Когда моё негодование стало совсем заметным, Павел заявил, что во мне бес, который отталкивает меня от правды.

Поскольку почти никогда останавливать его религиозные действа мне не удавалось, я лежал в постели и пытался вспоминать случаи религиозного фанатизма, которые когда –то проявлял я. В голове всплыло громкое чтение вечерних молитв, которые в мою бытность десятиклассником, вероятно, случалось слышать моему неверующему отцу, который спал в соседней комнате и, вероятно, все слышал, я вспоминал терпение моих друзей, коллег… я каялся…Но покаяние не могло быть бесконечным…. Единственное, что меня смогло тогда утешить, так это желание понять моего фанатичного соседа, разобраться в том, почему же человек на двадцать пятом году жизни в 21-ом векес таким усердиемстремится соблюдать архаичные и бессмысленные, с моей точки зрения, предписания… Утешая себя, я прокрутил в своей голове предыдущие дни нашего знакомства, попытался что –то склеить… На следующий день я начал вести более—менее систематические записи о нем.

Впрочем, следует обо всём рассказать по порядку.

 

Это была трехнедельная летняя школа по семитской филологии в г. Острог (Ровненской области).В школу приехали студенты (часто очень издалека: Санкт–Петербург, Москва, Казань, Минск, Харьков…) желающие улучшить свои навыки семитских языков. И, видимо, совершенно не странно было встретить иудея в месте, где изучают язык еврейской Библии - Танаха…

 

Из случившегося в среду первой недели:

Кажется, я познакомился с ним утром этого дня. Познакомился за чисткой зубов около умывальников, которые были общими для всей мужской части этажа. Обычно я все-таки знакомлюсь с людьми в других, более соответствующих этому местах... Из этого я заключил, что, видимо, он довольно одинок и жаждет общения, раз ищет знакомых даже в таких местах или же просто не приучен более корректно знакомиться с людьми. Павел с радостью заметил, что помнит меня с прошлой школы, но я, увы, не мог ответить тем же. Впрочем, после оказалось, что я знал человека, с которым он тогда жил в одной комнате…

В ходе разговора выяснилось, что он окончил бакалавриатв Черновицком университете поспециальности «Философия». Его дипломная работа была посвящена изучению феномена масонских лож в Украине, что тогда показалось мне весьма интересным. Еще активнее он расспрашивал меня, и некоторая навязчивость Павла укрепила во мне гипотезу о дефиците общенияу моего собеседника.

Короткое знакомство закончилось, нас ждал завтрак и занятия. Умывшись, я вернулся в свою комнату, в которой тогда со мной жилИлья - семинарист из Киева, скромный, весьма религиозный, добрый и не по годам образованный человек. Павел, как оказалось, жил один в комнате номер 18 на том же этаже, что и я.

 

Из случившегося в четверг:

Дабы расположить собеседника, в одной из непродолжительных разговоров, я перешел в общении с Павлом на украинский язык. Он заметил этот жест, но попросил общаться с ним по-русски, так как хочет улучшить навыки разговорной речи на этом языке. Мне было тоже приятно. Данное наблюдение стало первой ласточкой в постепенном раскрытии его сложного национального мировоззрения.

Вечером я увидел его с вещами у входа в общежитие.Оказалось, что он потерял мобильный телефон и теперь вынужден ехать к себе домой в Тернополь, чтобы взять другой. Посочувствовав, я провел его к автостанции (место расположения которой он не знал). Мы попрощались и, кажется, он уезжал с каким –то хорошим чувством, и с непременным желанием вернуться.

 

Из случившегося в понедельник второй недели:

Мне трудно сказать, в какой конкретно день он вернулся в Острог, но пересекшись со мной, он пригласил к себе в комнату, чтобы показать привезенную из дому ради меня дипломную работу, которой я ранее интересовался, а также показать другие важные для него книги.

- Вот Вавилонский Талмуд в русском переводе! «Антология Аггады!» – с гордостью показывает Павел,– это в России перевели и издали, у нас, в Украине, такого не сделают! Вот «Танах»!... А это, вот я недавно купил в связи с моей дипломной работой – «Каббала»! Просто стало интересно!


Тогда я ещё не знал, что этот мой новый знакомый– иудей. Подобный интерес мне показался странным...

Потом я полистал дипломную работу, которая не произвела на меня хорошего впечатления… Тогда он виделся мне человеком с немного странными интересами и изолированным от какого –то хорошего академического сообщества развитием. «Но разве не странные люди приезжают учить вымершие семитские языки? Все мы здесь немного странные», - успокаивал себя я. Показав свою небольшую библиотеку, он поинтересовался в какой комнате я живу, живу ли сам или с кем-то, и, посетовав на сырость и отсутствие хорошего письменного стола спросил, можно ли переехать ко мне.

Так случилось, что мой замечательный сосед Илья, на середине второй недели должен был улетать во Францию на стажировку в Парижскую православную семинарию, из-за чего не мог остаться в школе до конца. Я знал об этом и пообещал Павлу, что после отъезда Ильи он сможет переселиться в нашу большую и светлую комнату с двумя столами.

 

Из случившегося во вторник второй недели:

 

Илья уехал.

Уже не помню почему, но в этот день, после занятий, я пришёл особенно уставший. Как-никак - это была уже середина школы, когда первоначальный энтузиазм поутих, а второе дыхание подсознательно хочется еще поберечь для финишной прямой.

После занятий, чтобы сменить обстановку, я решил прогуляться с одним московским товарищем к озеру, находящемуся в нескольких километрах от города. Возвращаясь после ужина в комнату, я пересекся с Павлом и попросил перенести переезд на следующий день, так как я очень устали не смогу ему ничем помочь.

- Если ты не хочешь, чтобы я переезжал, так прямо и скажи! – внятно заметил он.

Я начал мяться, но вскоре сказал, что в этом нет для меня никакой проблемы, а сегодня просто устал. Это был какой-то вызов самому себе, последний год своей жизни я начал опасаться, что закрываюсь от людей, мысль о том, что это может быть правдой в данной ситуации пугала меня более всего.

 

…всреду второй недели:

В обед он даже без моей помощи все перенес в теперь уже нашу комнату. Первое, что я заметил, это стоявший под его кроватью тазик для ритуальных омовений. К стенке этой ритуальной вещи крепился специальный ковшик. Я все понял, но все равно спросилПавла:

- А что это?

- Это для омовений. Понимаешь... я исповедую иудаизм и мне нужно выполнять некоторые обряды… - ответил мой сосед.

 

Тут в моей голове мелькнула забавна мысль о том, что мой знакомый, начитавшись книжек про «жидо-масонский заговор» решил принять иудаизм…

После он достал бутылку с вином, сказав, что оно кошерное (из Израиля) и предложил вместе выпить его вближайший шаббат. Это было трогательно, но я вежливо отказался.

 

Когда около 22.00 я решил лечь спать, он вслух читал что –то из своих религиозных книг, несмотря на сильную усталость ещё 15 минут я не мог заснуть. Под его настырное чтение засыпать было неприятно, благо, он согласился читать при свете настольной лампы вместо большого комнатного света. Мне вспомнилось, что среди его книг была Каббала, которую правда я тоже никогда не читал, но мысли это навевало не самые приятные. Практикующий иудей … Никогда так близко не знал… Мое уже давно толерантное сознание почему –то порождало какие –то странные мысли о ритуальных убийствах… Сам ведь когда –то начитался… Впрочем, я взял весь свой рассудок в кулак и заснул.

 

Из случившегося в четверг…

 

Просыпался я обычно рано, чтобы сделать домашнее задание, которое в силу физиологических особенностей по вечерам мне делать намного труднее.Близится завтрак, я решаю разбудить моего соседа. Это даётся очень нелегко, но он встает, неспешно совершает свое ритуальное омовение.

 

Время поджимает, и я одеваюсь, чтобы идти в столовую.

Павел: Если ты хочешь, чтобы отношения со мной были лучше, давай вместе идти на завтрак и сидеть за одним столом.

Я: Паша, ну, во-первых, вставай вовремя. Во-вторых, за столом я могу поговорить с другими людьми, с кем при иных обстоятельствах не увижусь, а с тобой мы поговорим и в комнате.

 

С этими словами я вышел.

С Павлом мы снова увиделись уже на обеде. Он все –таки попал на первые две пары, а после обеда собирался ехать в г. Ровно, чтобы купить себе планшет, так как без электронного носителя приходится пользоваться только распечатками, которые раздавал преподаватель. По правде, я вообще не представлял, как без этого всего он мог учиться. Для любого языка нужен как минимум нормальный учебник в бумажной или электронной версии.

Мой сосед вернулся из Ровно поздно вечером, ничего не купив. Поездка явно забрала у него много сил..

Вечером он читал что-то о взаимоотношениях евреев с неевреями(т. н. «гоями»). Да, там-таки было слышно худшее отношение к гоям, чем к иудеям. Я ждал, когда в его чтениях попадется что –то такое, но уже не имел сил полемизировать...

 

Из случившегося в пятницу:

С товарищами прошлись, он шел и вдруг я ему напомнил про шаббат, он резко вернулся. Я был счастлив, что оторвался от него.

Увы, из-за загруженности учебой не было возможности нормально познакомится и поговорить со многими людьми.

В пятничный вечер, накануне единственного в неделю выходного, мы собрались с коллегами на стадионе. Пели песни, читали стихи(свои и чужие)…Наши друзья из России попросили почитать что-то из украинской классики, на что украинская часть компании с радостью откликнулась. Мы по очереди начали читать всё, что помним. Были фрагменты Котляревского, Шевченко, Франко… добравшись до двадцатого века, мы начали выбирать, что бы процитировать из шестидесятников и диссидентов… Пытаясь вспомнить, что –то близкое мне, я обратился к Назару, замечательному филологу из Киева, который во многом был душой этой компании.

Я: Помнится у Василия Стуса было такое яркое стоическое стихотворение… Не помнишь, как начинается?

Назар: Наверно: «Терпи, терпи, терпець тебе шліфує і не питає чи важкий твій хрест…»…
Я: Ах, да, спасибо!

Назар: Но,думаю, это не для нашей ситуации, слишком оно суровое – с улыбкой добавил Назар.

Трудности с Павлом видимо слишком глубоко засели в моей голове…

 

Из случившегося в субботу второй недели:

 

Днем, из вежливости, мне пришлось выполнять множество просьбПавла, смутившихменя, которые,вероятно,смутили бы на моем месте и любого другого человека.

Утром, когда я сказал, что иду в магазин, он попросил взять у него в кармане кошелек, вытащить оттуда немного денег, чтобы осуществить покупки вместо него, так как в субботу ему запрещено это делать. Когда просьба была выполнена, и я сидел в комнате за какой –то своей работой, он подошел, дал ножницы, пакетик с арахисом, купленный накануне и попросил открыть. Это также не составляло для меня особого труда. Я открыл, но после уже Н–ННая подобная ситуация за день меня несколько раздражала и я решил в свой единственный на этой неделе свободный от занятий день побродить по окрестностям города.

Павел, также как и я, приехал в Острожскую Академию изучать семитские языки. Помниться, он записался на курс каирского диалекта арабского языка и ещё куда –то… Видимо не странно на летней школе по семитской филологии встретить иудея, но этот случай мне показался особенным. Двадцатипятилетний ортодоксальный иудей, родом с западной Украины…Но что – то в нем было все –таки особенным.
Хотелось разобраться в этом, чтобы понять,быть может, еще одну грань человеческого бытия, которая отражается именно в этом человеке, в этом в какой-то степени несчастном религиозном фанатике. Рассмотреть в нём то, что некогда не мог детально рассмотреть в себе. Вероятно, я никогда не был настолько радикален в религии как он, но мне снова и снова вспоминалось как когда –то подростком я любил уже в районе полночи, вслух, на всё свое уже почти взрослое горло, читать молитвы. Тогда мне не виделось в этом ничего плохого.

 

***

Из диалогов позднего субботнего вечера:

 

Павел: Посмотри на этот обряд!
Я: Слушай, я устал от этого, давай в следующую субботу!

Павел: (довольно резко): Нет, ты не выдержишь меня и сбежишь!

 

Но я не мог сбежать, перейти в другую комнату, это было бы ударом по огромной части моего собственного мировоззрения. «Как же? Я же не могу отвергать людей? Да, и еще меня невозможно вывести из себя…» - думал я,понимая, что варианта бросить это всё нет.

 

***

Павел: Есть спички? Где здесь можно достать спички? Мне они нужны для совершения последнего обряда в шаббат, после которого я уже смогу все делать.

Я: Спроси у тех, кто курит?

Павел: А кто курит?
Я: Ну...например, Юра из Киева.

 

На следующий день мне придётся пожалеть об ответе.

 

Из случившегося в воскресенье второй недели:

 

Утром, вместо завтрака и первой пары, я пошел в церковь на службу. Идя туда, мне казалось, что я уже готов всё простить и забыть. Меня действительно смутило то, как такие на самом деле мелочи, могли нарушить мой душевный покой….

Вернувшись со службы, я обнаружил, что ключей от нашей комнаты на вахте(где они должны были всегда лежать - нет.) Комната была закрыта. Очевидно, Павел случайно забрал ключи с собой… В комнате остались тетради, учебники и всё, что нужно на пары, кроме того я собирался выполнить домашнее задание, без которого мне было бы очень грустно прийти на пару.

Достаю телефон, чтобы позвонить. Дозвониться невозможно. Я начинаю волноваться.Случилось, что в телефонной книге он был подписан как «Павел Терн». Я часто после имён ставлю город, откуда человек. Ведь город запомнить гораздо легче, а порой и практичней, чем фамилию….

«Павел Терн»,.. «Тернии моей жизни…. » - сгоряча думал я. – «Что ж? быть может …adastra.»[2]

Стоя в коридоре я встретил Назара, пожаловался на свои трудности, на что он мне рассказал, что накануне,поздно вечером, мой сосед ворвался в комнату, в которой жил упомянутый Юра и в весьма резкой, и грубой форме, фактически разбудив засыпающих студентов, спросил: «Спички есть?».

Так я подставил людей…. Стыдно…

Подождав пол часа я начал бродить по академии, надеясь найти Павла… Спустя час я смог найти его в одной из аудиторий.… Он искреннее извинился и вернулся на пару… У меня не было слов и, нужно сказать, что где-то с этого момента мой гнев по отношению к нему исчез, уступив место жалости…

Вечером я упрекнул его в том, что он своим вчерашним поступком со спичками несколько испортил отношения с людьми. И все это ради своего обряда! После я спросил:

«…. Ты думаешь это нужно твоему Богу?»

«Да, нужно, раз он сообщил об этом в своих книгах!» - спокойно ответил Павел.

Он не ощущает, что делает кому –то больно, высшая идея Бога естественно затмевает в нём всё. Если он предоставляет какой-то дискомфорт другим людям ради Бога, то это неплохо и, быть может, этим же людям зачтётся то, что они посодействовали человеку «избранного» народа.

 

****

-А тебя не смущает, что наши преподаватели древнееврейского атеисты? – спросил я Павла этим же вечером.

- Нет, да и у нас почти вся группа атеисты, ну и что? Они в основном не евреи и заповеди иудаизма их не касаются,– обычным для таких бесед рассудительным тоном ответил Павел.

***

 

Из случившегося в понедельник третьей недели:

За завтраком за одним столом сидели Паша, я и Владимир Степанов – филолог –классик из Москвы, человек широких интересов, который, кроме прочего,обладает прекрасным чувством юмора.

-Паша, откуда ты? Из какого города? – спросил Володя, желая хоть немного познакомиться с новым для него человеком.

- Не скажу! Зачем тебе это знать?... Незачем! – волнительно ответил иудей.

 

Быстро доев свой завтрак, он удалился. Оставшись наедине, Володя таки спросил меня о том, откуда же Павел, я ответил, после чего мы быстро перешли к профессиональным темам.

Встретившись со мной вечером в комнате, Павел не примкнул узнать, рассказал ли я Володе о его родном городе.

- Да, конечно! - ответил я
Павел: Но ты же знал, что я не хотел об этом рассказывать!

Я: Ну и что! Разве в этом есть что –то секретное и страшное? И ты же знаешь, что я отвечаю вообще на все вопросы, я принципиально открыт. А твоя скрытность мне кажется по меньшей мере странной и необоснованной.

Павел: Ничего ты не понимаешь! Я не просто так, не хочу, чтобы люди не знали откуда я. Это ты из Александрии, из центральной Украины. Никто не думает что ты националист или бандеровец, а про меня так сразу, потому что я с западной Украины. Но я не националист и не бандеровец!

 

 

Из случившегося во вторник третьей недели:

 

За завтраком я снова сидел с Володей. С нами не было Павла, и Володя спросил: «А где же тот, чьего имени нельзя называть?».Продолжив шутку я сказал: «ГаШем», видимо, вчера сильно устал и ещё спит.» Следует пояснить, что иудеям запрещено произносить имя Бога, и когда они видят в тексте «Яхве», при произношении заменяют его на «га Шем», что буквально значит «это(именно это) Имя».Идея с«Гашем» нам очень понравилась…

 

Вечером Павел рассказывал мне о том, как важно имя Бога, имя человека. Что даже имя человека знать всем подряд нежелательно… и вообще о том, что знать что-то лишнее о ком-то плохо. И о нем тоже лишнего знать никому не нужно…

 

Из случившегося в среду:


Накануне, зная, что ему очень тяжело вовремя вставать, Паша попросил меня будить его и разрешил использовать для этого воду.

Я: Доброе утро, Паша, подъем! Без двадцати девять!

Паша: Да, сейчас встаю…

Я:- (через 10 минут) Паша, подъем!

Пришлось облить его водой. Паша проснулся, поблагодарил.

Я: Паша,а почему ты не совершаешь омовения? Моего было достаточно? (смеюсь)

Он не ответил. А я, не дожидаясь пока он соберется, решил идти на завтрак.

Паша: Влад, ты вечно куда –то спешишь. Зачем ты спешишь?

Я: Спешу жить…

Паша: Эх, все южные люди спешат…

Я: Ну я вырос ненамного южнее тебя… Александрия южнее Тернополя километров на 100…
Паша: Все равно ты какой –то южный тип.

 

Я побежал на завтрак. Его представления о нациях, менталитетах доставляли, как- то положительно на них повлиять было невозможно.

 

Что касается его студий по семитским языкам, нужно заметить, что, увы, при всех потугахПаша почти не учился… во всяком случае первые недели школы…У него не было гаджета, с которого он бы читал учебники, но это можно было бы как-то решить.Кажется, куда более на него давила обстановка…Паше не нравилось, что я сам общаюсь с людьми, а его не приглашаю. Впрочем, вечером этого дня мы с друзьями собрались в нашей комнате вместе делать домашнее задание по ивриту. Его это очень порадовало, он пытался нам помочь, что порой удавалось благодаря его базовым знаниям современного иврита. Ему было приятно, что его слушают.. спрашивают… Я видел,как он жаждет коллектива равных… В тот момент я говорил с ним абсолютно ровно и прямо… После ухода наших коллег у него осталось хорошее настроение, что не могло не радовать.

Мы снова беседовали о национальном вопросе. На этот раз беседа была куда ровнее, но переубедить его в том, что наций объективно не существует и всякие менталитеты - это выдумка романтиков, я все равно не смог…

Вечером, я после обычно тяжелого дня и прогулки к озеру пришел уставший, Павла не было. Я спокойно заснул.

 

В четверг…

 

К завтраку разбудить Павла не удалось даже с помощью воды. В районе второй пары(на которой у меня было окно) он проснулся.

Я: Доброе утро, Паша!

Павел: Доброе!
Я: Как ты себя чувствуешь? Кажется, ты очень поздно лег спать…

Павел: Влад, я не хочу отвечать… Да и вообще твои вопросы порой выглядят слишком навязчиво… Я вчера расстроился из-за девушек из Киева, которые живут в соседней комнате. Мы договорились с ними пройтись вечером к озеру, а они не подождали меня. Я их везде искал, не нашел… много бегал по городу… Расстроился…ну и потом из-за этого долго не мог заснуть.

Я(с долей сарказма): Тебе это ни о чем не говорит? (Спустя время после описываемых событий мне несколько стыдно за этот сарказм, который может и не всегда вырывался наружу, но хорошо обосновался в моей душе.)

Павел: Да, они какие –то странные! Вообще украинки странные. Хочешь поговорить с девушками, а они избегают тебя, думают, что я хочу от них половых отношений. [Далее более волнительно и эмоционально.] Но я ничего такого не хотел! Мне просто хочется нормального человеческого общения!

Я: Ничего они не думают! Да, и кто тогда нормальные?

Павел:Полячки, например, еврейки… Наверно, русские…

Я: Вот уедешь в Израиль!

***

Павел не смог полностью отойти от случившейся ситуации и вечером он все же не смог отойти от этой ситуации и задал мне вопрос:

-Влад, у тебя были когда –то с девушками какие-то интимные отношения?

- Что ты имеешь в виду? - из осторожности переспросил я.

- Половые отношения.

- Нет, я девственен.

- Ясно, я тоже! – радостно вырвалось у Павла.

- Но я тебя об этом не спрашивал – с ухмылкой заметил я.

- Да, Влад, я обычно не отвечаю на личные вопросы. Но на этот раз мне захотелось поделиться.

 

****

Павел: Влад, ты меня избегаешь… Мало со мной общаешься.

Я: Да. А о чем я с тобой буду говорить? То, что мне интересно, ты рассказывать не хочешь, а то, что ты хочешь рассказывать, я могу узнать и без тебя.. из книг, интернета….

 

Конечно, он с удовольствием мог рассказывать мне о еврейских обрядах, праздниках, достижениях…, но я пытался переместить его рассказы в плоскость каких – то проблем личного религиозного опыта, которые с некоторых пор представляют для меня особый интерес.

Из хорошей беседы такого рода:

Я: Паша, а в чем суть Хабада?

Павел: Это ответвление в иудаизме. В переводе с еврейского это аббревиатура хохма́, бина́, да́ат - переводится как: «мудрость, понимание, знание»Они считают седьмого Любавечского ребе,- МанахемаШнеерсона,- мессией…Соблюдают все предписания Торы…

Я: А почему его считают мессией? Он что, воскрес? (смеюсь) И откуда название «любавечский»?

Павел:(очень взвешенным и вежливым тоном): Любавичи это местечко в Беларуси, где зародилось это движение. Нет, он не воскрес, но много сделал для движения хасидов. Похоронен в Нью-Йорке…

Я: Ты хотел бы быть хасидом…

Павел: Наверно да, но не знаю, достоин ли я этого… и смогу ли…

 

После, он, зайдя с моей страницы в ВК, нашел там сериало хасидском квартале в Иерусалиме -«Штисель», который, по словам Павла, некогда весьма впечатлил и вдохновил его, сказав, что навряд ли он мне понравится, но для случая, если вдруг будет желание посмотреть, сохранил в видеозаписи моей страницы.

 

***

Столь любимая мною школа близилась к завершению. Я пытался как можно больше проникнуться атмосферой прекрасного академического сообщества, общением с людьми, которые стали для меня неким глотком свежего воздуха…..

Прогуливаясь четверговым вечером по прекрасному Острогу, я встретил двух коллег, сидящих на лавочке за непринужденной беседой, я спросил разрешения присоединиться, на что они, как мне показалось, с радостью ответили одобрением.

И мы больше часу с интересом беседовали о ряде сюжетов из византийской истории и агиографии. Но после речь зашла о так или иначе известном всем участникам школы - иудее… Я рассказал о том, как прошёл минувший шаббат, атакже о трудностях соседства с таким человеком. На что мне таким же взвешенным спокойным академических тоном, как и всё, что ранее говорилось о Византии, сказали:

- Владислав, Вы знаете, в таких случаях нужно быть немного жестче…. Видите ли, гоя он себе нашел?

- Да, но всё сложно.. Но мне как-то интересно… Мне очень интересно понаблюдать за человеком совершенно другим, чем я,- человеком другой культуры и совершенно противоположных взглядов. – ответил я

- Ах, он там живет, ничего не подозревает, а Влад его под микроскопом рассматривает. Антропологические студии…))))

 

По пути обратно, у входа в общежитие, я встретил команду семитологов из Санкт-Петербурга, мы беседовали около полутора часов и к половине первого ночи я вернулся в комнату.

Паша, который еще не спал, несколько резко заметил:
- Я слышал, вы разговаривали с питерцами. О чем?

- Об организации изучения востоковедения на Восточном факультете в СПбГУ- также несколько резким тоном отвечаю я.

- Там были и девушки?

- Да. (на этом я остановился.)

«Как ты достал со своими предрассудками!», - подумал я, мысленно продолжая сознательно остановленную мной дискуссию. «Будто бы с девушками нельзя говорить о нормальных вещах… Патриархальная свалка устаревших понятий!»[3] Продолжал, чтобы обосновать себе бесполезность реальной беседы. Ведь за все предыдущие дни ни в одной дискуссии я не смог ему ничего доказать…..

 

Из случившегося в пятницу.

В обед:

- Паша….? – я остановился, решив не задавать вопрос.

- Да, Влад!
- Вот хотел спросить тебя, а потом понял, что ты не захочешь отвечать на этот вопрос..

- Задавай, а может и отвечу…

- Хорошо. Паша, у тебя есть друзья?

- Ты был прав, я не буду отвечать на этот вопрос…

****

 

Днем, беседуя с одним коллегой из Киева, Павел попросился переехать к нему в комнату, так как со мной ему стало очень тяжело. Денис(так звали этого киевлянина) человек очень добрый, но смог вежливо объяснить Павлу, что за 2 дня до конца школы это не имеет смысла.

Когда мы шли на обед, Павел «стрельнул» у кого-то сигарету и закурил.

- Влад, ты ничего не подумай, я курю второй раз в жизни. Ведь все в жизни надо попробовать - и это? Не хочешь попробовать? (протягивает мне сигарету)

- Паша, ну мало ли чего я в жизни не пробовал… учить санскрит, например.

Эта ситуация стала для меня очень показательной, сдал, жаль его, но сделать ничего не с ним не собой я не мог…

***

Пятничным вечером мы большой компанией пошли в поле, потом к озеру, беседовали, пели песни… Мы вернулись в общежитие где-то к половине пятого утра.

 

В субботу…

Вернувшись, я обнаружил, что дверь заперта. После я обнаружил, что в комнате горит свет, обрадовался, но Паша дверь так и не открыл. «Ему же запрещено выключать свет в шаббат» - вспомнил я. Хорошее настроение было невозможно ничем испортить и, постояв минут десять в коридоре, я случайно встретил там Игоря – замечательного теолога из Луцка. С ним я жил в одной комнате в прошлом году..… Попросился на ночлег, зная, что в его комнате есть свободная кровать. Жильцы(Игорь и упоминаемый выше Денис) к тому времени ужене спали и у нас завязался разговор о Павле, который собирался переселиться именно в эту комнату.

Игорь: Та чого ти з ним сюсюкаєшся? Треба трохижоще!

Я:Ну, может что –то из этого на него повлияет…

Игорь: Та тишо? Вжепізно!

Я: Ну, он ненамного старше меня… Ему 25. Разве это много?

Игорь: Розумієш, є різні люди…. З ним навряд чивжещосьтрапиться… …Давно він сповідує іудаізм?

Я: Он стал активно практиковать свою веру в 22…

Игорь: Чому?

Я: Не знаю… Как я понял, у него нет нормальной работы, коллектива, поддержки… Иудаизм дает ему мечту… кроме прочего, мечту уехать в Израиль, поселится в ортодоксальном квартале, женится на ортодоксальной иудейке, оказаться своим среди своих…Мечта - это хорошо, она греет. По своим понятиям он очень старается быть хорошим человеком.

 

Проснувшись к завтраку, я смог зайти к себе в комнату, чтобы собрать вещи. В обед я должен был покинуть Острог, увы, за две недели уже было невозможно купить билеты на воскресенье. Мы попрощались со всеми. Когда я собрался уходить, Павел взял мою сумку, чтобы помочь мне нести вещи. На моё недоумённое напоминание о шаббате,Павел заявил, что до ворот (в нашем случае ворот студенческого городка) ему можно носить тяжести и даже в субботу. Он как –то по-своему, по-иудейски, решил мне помочь. И в этом случае наверно также отразились его сложные, и как мне кажется, несколько противоречивые отношения с миром. Пусть у этой истории будет этот хороший конец.

 

П.С. Спустя месяц после школыя, случайно перепутав номера телефона, позвонил ему. Разговор вышел довольно теплым, оказалось, что он собирается ехать на осеннюю сессию той же школы… Все же во мне теплится надежда, что этот раз будет для него продуктивнее.

23. 08. 2017


[1]Диспут между видным оппозиционером Алексеем Навальным и известным российским телеведущим Владимиром Познером был посвящен вопросу о цензуре на федеральных каналах РФ. В качестве примера А. Навальный привел актуальный на тот момент(весна 2017) пример резонансной новости как одна мусульманка, которая работала воспитательницей в одной московской семье, отрезала голову ребенку и ходила по городу с ней, говоря, что на это действо была воля Аллаха. Данная новость не была показана по федеральным каналам, по мнению В.Познера(выраженному в цитате - эпиграфе) по причине того, что это уникальный, отдельный случай, который не иллюстрирует тенденцию и может необоснованно разжигать межнациональную рознь. Ссылканадебаты: https://pozneronline.ru/2016/03/14967/

[2]Perasperaadastra – через тернии к звездам, -как говорили древние.

[3]Здесь аллюзия на песню Е. Летова «Русское поле экспериментов».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: