Особенности психической деятельности человека.




 

41. Деятельность и мышление человека. Целенаправленная планируемая трудовая деят-ость активно изменяет окружающий мир в соответствии с потребностями общества: создание продуктов труда, т. е. жилищ, орудия производства и др. Труд человека качественно отличается от поведения животных, не имеющих социально-детерминированной направленности. У человека имеется образное (конкретное) и абстрактное мышление, у животных – только конкретное. Первая сигнальная система обеспечивает образное (конкретное) мышление и у человека, и у животных, вторая – абстрактное мышление только у человека. У человека имеются специфические, присущие только ему типы ВНД. Концепция И. П. Павлова о двух сигнальных системах действительности привела его к представлению о специальных человеческих типах ВНД. В основе их деления положены соотношения между первой и второй сигнальными системами. Преобладание первой сигнальной системы над второй характеризует художественный тип, при обратном соотношении – мыслительный тип, при их равенстве – средний тип. Другие особенности ВНД человека, которые необходимо рассмотреть более подробно, – вторая сигнальная система, литерализация функций, социально детерминированное сознание.

 

42. Вторая сигнальная система. У человека есть первая и вторая сигнальные системы, у животных – только первая. Первая сигнальная система – это система организма, обеспечивающая формирование конкретного (непосредственного) представления об окружающей действительности и приспособительных реакций посредством условных связей. Сигналами первой сигнальной системы являются предметы, явления и их отдельные свойства (запах, цвет, форма и т.п.). Вторая сигнальная системаэто система организма, обеспечивающая формирование обобщенного представления об окружающей действительности с помощью языка человека.Язык человека – средство общения людей друг с другом, главной формой которого является письменная и устная речь, а также – формулы и символы, рисунки, жесты, мимика. Речь – форма общения людей друг с другом с помощью сигналов (слов), обеспечивающая мышление человека. Речь может быть внутренней, являющейся необходимой формой процесса мышления, и внешней (письменная и устная), с помощью которой человек сообщает свои мысли другим людям.Таким образом, сигналом второй сигнальной системы является язык человека. Этапы развития познавательной способности ребенка связаны с развитием обобщающей функции слова.Начальный период (возраст 1,5 – 2 года) связан с сенсомоторной активностью. Второй период (возраст 2 года – 7 лет) – это предоперационное мышление, оно определяется развитием языка, когда ребенок начинает активно использовать сенсорные схемы мышления. Третий период (возраст 7 – 11 лет) характеризуется развитием логического словесного мышления с активацией внутренней речи, с использованием конкретных понятий. Четвертый, завершающий, период (возраст 11 – 17 лет), характеризуется формированием абстрактного мышления. К 17 годам в основном завершается формирование психофизиологических механизмов мыслительной деят-сти.

 

43. Развитие речи в онтогенезе. Исключительно важную роль в развитии речи ребенка играет постоянный разговор с ним при любом контакте во время его бодрствования. Любое действие по уходу за ребенком необходимо сопровождать объяснением всех манипуляций, несмотря на то что ребенок еще не только не говорит, ни в коем случае не должны подражать искаженным словам ребенка. Однако прежде чем ребенок научится понимать слова взрослого (сенсорная речь) и тем более научится сам произносить слова (моторная речь), он проходит подготовительный период (развитие гуления и лепета), который начинается с конца второго месяца. Это происходит всегда на фоне ожидания, радостного состояния и свидетельствует о хорошем самочувствии и хорошем настроении ребенка.Сенсорная речь развивается у ребенка в 7 –8 мес. К году он знает названия многих (нескольких десятков) действий, понимает значения слов «нельзя», «можно», «дай», «покажи», имена близких ему людей, названия игрушек.Моторная речь начинает развиваться в возрасте 10 – 12 мес, к году словарный запас составляет обычно 10 – 12 слов. Следует отметить, что девочки овладевают моторной речью раньше мальчиков. Итак, период до 3 лет является наиболее оптимальным периодом становления и формирования речи.восприятие речи осуществляется с помощью речеслухового а-ра, воспроизведение - с помощью речедвигательного. Дислексия – нарушение способности к чтению, не являющееся результатом умственной отсталости или физической травмы. Эти люди понимают устную речь, имеют нормальный интеллект. Причины этого разные: при некоторых видах дислексии отмечают аномалии развития корковых речевых областей, что выявилось при гистологическом посмертном исследовании.Язык жестов глухонемых – это формальный язык со сложным словарем, включающим несколько тысяч (до 4000) знаков, и с определенной грамматической структурой, где каждый знак обозначает слово. Этим языком пользуются люди при нарушении слухового а-ра.

 

44. Латерализация функций. У человека, в отличие от животных, выражена функциональная асимметрия полушарий (латерализация функций), что в конце 60-х годов XX столетия показал английский психиатр С. Кенникот с помощью одностороннего выключения у психических больных одного из полушарий электрическим током. ». С помощью психологических тестов Р.Сперри и его сотрудники показали, что функции обеих половин мозга существенно различаются. Согласно этим наблюдениям, изолированное левое полушарие и с субъективной точки зрения самого больного, и объективно, с учетом наблюдения за поведением больного, так же эффективно обеспечивает владение письменной и устной речью, как и нерасщепленный мозг. Изолированное правое полушарие не обеспечивает речь, однако и его возможности достаточно широки. Оно способно к зрительному или тактильному распознаванию форм и в определенной степени – к пониманию речи: Леворукость и праворукость также свидетельствуют о латерализации функций – большинство людей правши.Как правило, речевые центры располагаются лишь в левом полушарии. У некоторых левшей они находятся там же, а в других случаях – либо в правом, либо в обоих полушариях. Левое полушарие специализируется не только в отношении речи, но и в отношении двигательных актов, так как левая премоторная кора участвует в выработке стратегии любого движения независимо от того, выполняется оно правой или левой стороной тела.

 

45. Социально-детерминированное сознание. Сознание – это идеальное субъективное отражение реальной действительности с помощью мозга.Сознание является высшей функцией мозга и отражает реальную действительность в различных формах псих-ой деят-сти человека, которыми являются: ощущение, восприятие, представление, мышление, внимание, чувства (эмоции) и воля. Характеристика сознания. 1. Наиболее существенное изменение общего состояния, испытываемое нами в повседневной жизни, - постепенный возврат сознания при пробуждении. 2. Сознание – это продукт деятельности высокоорганизованной материи (мозга), но оно нематериально (идеально). Материя первична, сознание вторично.3. Человеческое сознание социально детермировано, оно по наследству не передается, наследуется лишь возможность появления сознания в онтогенезе. 4. Специфическая способность человеческого сознания проявляется в том, что оно не только отражает действительность, но дает возможность направить действия индивида и коллектива на производство предметов потребления и орудий труда, необходимых для жизнедеятельности.5. Сознание обеспечивает формирование образов предметов и явлений, которые в данный момент не действуют на органы чувств (представление).6. Сознание выражается субъектом для других людей посредством языка (речь, письмо, художественная картина и т.д.). 7. «Ранимость» сознания заключается в том, что длительный избыточный прием ряда веществ (кофеина, содержащегося в кофе, алкоголя, являющегося наиболее распространенным наркотиком, сильнодействующих галлюциногенов вроде кокаина, марихуаны) с лечебной (для снятия болей) или другой целью ведет к пристрастию и разрушению личности.Нейрофизиологические основы сознания. 1. Подключение сознания обычно достигается активацией большого количества структур. 2. Для сознания необходим некий промежуточный уровень активности ЦНС,3. Минимальный период времени активации мозговых структур для осознанного восприятия сигнала составляет 100 – 300 мс.4. Наблюдения за действиями и мышлением людей с расщепленным мозгом свидетельствуют о том, что левое полушарие является базовой основой логического мышления, а правое – образного (конкретного) мышления5. Полагают, что лобные доли имеют ведущее значение для проявления высших психических функций.

46. Осознаваемая и подсознательная деят-сть мозга. ВНД человека протекает на двух уровнях – подсознания и сознания.На уровне подсознания протекают следующие виды деят-сти мозга. 1. Переработка ранее поступившей инф-ции, устранение несущественной, выбор существенной и сохранение ее в памяти.2. Восприятие подпороговых внешних раздражителей. 3. Переработка импульсов от внутренних органов(неприятные субъективные ощущения, боли). 4. На уровне подсознания протекает хорошо отработанная автоматизированная деят-сть, а также ходьба, бег и другая привычная деятельность. 5. Деят-ость мозга во сне, направленная на переработку дневной инф-ции и запоминание ее.6. Интуиция (сверхсознание), связанная с процессами творчества, которые не контролируются сознанием. Интуиция – источник гипотез, открытий, возможных благодаря трансформации и рекомбинации следов памяти (энграмм), о чем свидетельствует, в частности, следующее наблюдение.Осознаваемая деят-сть мозга – это наиболее сложная форма псих-кой деят-сти человека, сюда относятся следующие ее виды.1. Все виды пси-кой деят-ти (ощущения, восприятия, мышление, внимание и др.), связанные с абстрактным мышлением.2. Неавтоматизированная физическая работа, особенно требующая научения.3. Восприятие отклонений констант внутренней среды организма, вызывающих ощущение и мотивацию к деятельности, направленной на устранение этих отклонений. 4. Восприятие избыточной инф-ции от внутренних органов, связанных с нарушением их деят-сти (патологией).Процессы, лежащие в основе сознания и подсознания, находятся в определенном динамическом соотношении, сдвиги могут быть в обе стороны.

47.Понятия и нейроанатомия функционального состояния организма.. Согласно нашим представлениям, функциональное состояние (ФС) – это степень активности ЦНС и других систем организма, обеспечивающих его жизнедеятельноть в различных условиях, в том числе и во время сна. Функциональное состояние оценивают обычно с двух точек зрения.Первый подход в оценке ФС – поиск и нахождение все новых и новых реакций и их комбинаций, в которых отражается динамика ФС (частота сердечных сокращений, артериальное давление, частота и глубина дыхания, Второй подход основывается на результатах трудовой деят-сти человека, зависящих от ФС. Выделяют три основные группы физиологических реакций, по которым судят об изменении ФС человека.1. Двигательные показатели, которые измеряются количеством и интенсивностью различных фазических двигательных реакций, приходящихся на определенный интервал времени, уровень мышечного тонуса, при котором удерживается определенная поза или выполняются различные движения.2. Вегетативные показатели -- частота (16 – 20 в минуту) и глубина дыхания, кожно-гальванический рефлекс (изменение проводимости кожных покровов), артериальное давление (120/80 мм рт. ст.), расширение и сужение сосудов головы и конечностей, частота пульса и ее дисперсия, систолический выброс (70 – 80 мл), минутный выброс сердца (4 – 5 л).3. Показатели ЭЭГ как один из индикаторов функционального состояния организма.

 

48. Уровни интегративной деят-сти мозга. Интегрирующая роль центральной нервной системы (ЦНС) - это соподчинение и объединение тканей и органов в центрально-периферическую систему, деят-сть которой направлена на достижение полезного для организма приспособительного результата. Каждый из четырех уровней интеграции ЦНС вносит свой вклад в обеспечение интегративных процессов.Первый уровень – нейрон. Благодаря множеству возбуждающих и тормозящих синапсов на нейроне он превратился в ходе эволюции в решающее устройство. Взаимодействие возбуждающих и тормозящих входов, взаимодействие субсинаптических нейрохимических процессов в протоплазме в конечном итоге определяют возникнет та или иная последовательность ПД на выходе нейрона или нет, т.е. будет дана команда другому нейрону, рабочему органу или нет.Второй уровень – нейрональный ансамбль (модуль), обладающий качественно новыми свойствами, отсутствующими у отдельных нейронов, позволяющими ему включаться в более сложные разновидности реакций ЦНС Третий уровень – нервный центр. Благодаря наличию множественных прямых, обратных и реципрокных связей в ЦНС, наличию прямых и обратных связей с периферическими органами нервные центры часто выступают как автономные командные устройства, реализующие управление тем или иным процессом на периферии в организме как саморегулирующейся, самовосстанавливающейся, самовоспроизводящейся системы.Четвертый уровень – высший, объединяющий все центры регуляции в единую регулирующую систему, а отдельные органы и системы в единую физиологическую систему – организм. Это достигается взаимодействием главных систем ЦНС: лимбической, ретикулярной формации, подкорковых образований и неокортекса – как высшего отдела ЦНС, организующего поведенческие реакции и их вегетативное обеспечение.

 

49.Концептуальная рефлекторная дуга. На основе анализа механизмов поведенческих актов Е. Н. Соколов разработал общий принцип функциональной организации рефлекторной дуги, взаимодействие элементов которой может воспроизводить поведенческий акт.. Между рецепторными и эффекторными образованиями включены системы нейронов: детекторов, командных нейронов и модулирующих нейронов, а также популяции моторных нейронов.Возбуждение системы командных нейронов может запустить целостную поведенческую реакцию или отдельный ее фрагмент. Командные нейроны характеризуются высоким порогом генерации спайковой активности, способной запустить соответствующую им рефлекторную реакцию. Системы командных нейронов, запускающие различные рефлекторные акты, могут иметь разные пороги возбуждения.Нейроны-детекторы селективно настроены на определенные параметры раздражителя и реализуют механизмы сенсорных анализаторов. Набор нейронов-детекторов, подключенных к командному нейрону, определяет его рефлексогенную зону, а популяция мотонейронов, составляющих мишень аксонных синапсов командного нейрона, определяет его моторную программу.Модулирующие нейроны получают сигналы из внешней среды и внутренних органов и выполняют функцию регуляции тонуса рефлекторной дея-ти мозга в целом, а также командных нейронов. Специальным механизмом регуляции возбудимости являются нейроны модулирующей (активирующей и инактивирующей) систем мозга с генерализованным спектром воздействия и локальным фокусом воздействия на системы, ответственные за выполнение актуализированного рефлекса.Анализ и доставку сенсорной информации к системе командных нейронов осуществляют сенсорные нейроны с иерархическим принципом детекторных свойств. Кора большого мозга, образованная множеством детекторов, представляет собой целую систему анализаторов. В итоге обработка сенсорной инф-ии осуществляется по принципу кодирования номером канала одновременно во множестве параллельно задействованных сенсорных каналов.

 

50. Функциональная система поведенческого акта.. Функциональная система – это динамическая сов-сть различных органов и систем, формирующаяся для достижения приспособительного (полезного) для организма результата. 1. Афферентный синтез заключается в обработке и сопоставлении всей инф-ции, которая используется организмом для принятия решения и формирования наиболее адекватного для данных условий приспособительного поведения с учетом доминирующей мотивации обстановочной афферентации, пусковой афферентации, взаимодействующих с аппаратом памяти.Мотивационное возбуждение возникает в ЦНС с появлением какой-либо потребности, оно имеет доминирующий характер, т.е. подавляет остальные мотивации и направляет поведение организма на достижение полезного результата, который удовлетворяет имеющуюся потребность. Обстановочная афферентация вызывает возбуждение, обусловленное действием на организм окружающей обстановки: в ЦНС создается разветвленная система возбуждений, своего рода «нервная модель обстановки». Пусковая афферентация – это специальное возбуждение, обусловленное действием пусковых раздражителей, которые переводят подпороговую мотивацию в надпороговую. 2. Принятие решения – это стадия развития афферентного синтеза, его следствие, перевод афферентного синтеза в программу действия, характеризующуюся тем, что содержит элементы предвидения (что совершится в ближайшее время). 3. Процесс возбуждения согласно «принятому решению» практически выходит одновременно на два аппарата: аппарат предсказания результата (акцептор результата действия – АРД) и аппарат программы действия (эфферентный синтез). Лобные доли являются основным нервным субстратом, осуществляющим принятие решения при реализации целесообразных произвольных форм деятельности человека (А. Р.Лурия).

Стадия формирования результата характеризуется самовыполнением программы поведения: эфферентное возбуждение доходит до эффекторов и действие осуществляется. 5. Стадия оценки достигнутого результата осуществляется с помощью сопоставления обратной афферентации о параметрах достигнутого результата с ранее сформировавшейся нервной моделью результата в АРД. (акцептор результата действия – АРД).

 

Основные структуры мозга, обеспечивающие формирование поведенческого акта. Сведения о внешней среде поступают в лобные отделы коры как от сенсорных проекционных зон (по транскортикальным путям), так и через ассоциативные ядра таламуса. На основе этой поступающей инф-ии и извлеченных из памяти энграмм фронтальной корой строится программа реализации двигательного поведенческого акта. Роль ассоциативных систем мозга в организации движений значительна. Специфичность участия таламопариетальной (таламоте-менной) ассоциативной системы в организации движений определяется двумя моментами. С одной стороны, она обеспечивает узнавание (гнозис) элементов окружающей среды (предметов, процессов, явлений, речи) и участвует в формировании интегральной схемы тела, все части которого соотнесены не только друг с другом, но и с вестибулярными и зрительными сигналами. С другой стороны, она участвует в регуляции внимания к текущим сигналам окружающей среды с учетом ориентации всего тела относительно этих сигналов и формирует целенаправленное действие – праксис. Таламопариетальная (как и нижневисочная) ассоциативная система активируется текущими сенсорными сигналами. Основная роль таламолобной ассоциативной системы – формирование функциональной системы, обеспечивающей выполнение поведенческой реакции, и выработка стратегии поведения.

 

52. Активность нейронов и поведение. Любой поведенческий акт представляет собой интеграцию врожденных и приобретенных составляющих, от соотношения которых зависит степень его сложности.В процессе оценки ситуации и формирования поведенческой реакции активируются различные группы нейронов. Выделена большая группа сенсорных нейронов, среди которых нейроны-детекторы, селективно реагирующие на определенное и достаточно простое качество или свойство внешнего мира.. Нейроны, определяющие степень пищевого насыщения организма, обнаружил К.В. Судаков и назвал их нейронами «ожидания».Исследователи высказывают предположение, что нейроны, на которых конвергируют мотивационное возбуждение и возбуждение от подкрепления, входят в структуру акцептора результатов действия. Выделена также группа нейронов, которые активируются при выполнении целевых движений. В.Б. Швырков назвал их нейронами «цели». Их активация предшествует акту хватания пищи (у кроликов) либо нажиму на педаль, за которым следует подача кормушки с пищей. Активация этих нейронов наблюдается при любых вариантах приближения к цели. В опытах на кроликах в сенсомоторной коре, головке хвостатого ядра обнаружены поисковые нейроны (В.Б. Швырков). Они возбуждались при обнюхивании пустых держателей, причем только тех, из которых кролик получал ранее пищу.При ориентировочно-исследовательском поведении наблюдается усиление реакций особого класса нейронов – нейронов «новизны», активирующихся при действии новых стимулов и снижающих свою активность по мере привыкания к ним. Нейроны «новизны» описаны для гиппокампа, неспецифичного таламуса, ретикулярной формации среднего мозга и других структур.Таким образом, активность нейронов связана с поведенческим актом и отдельные его стадии, этапы представлены различными группами нейронов. При этом функционально сходные нейроны могут быть обнаружены в различных структурах мозга, т.е. существует распределенность функции по различным структурам мозга, что не отрицает их специализации.

 

 

53. Механизмы управления движением. В управлении движением различают стратегию и тактику. Основу стратегии движения определяет конкретная мотивация. Именно на ее основе формируется цель поведения. В структуре поведенческого акта цель закодирована в акцепторе результатов действия. Стратегия – это то, что надо сделать.Тактика движения – это конкретный план движений, т.е. то, как будет достигнута цель поведения, с помощью каких двигательных ресурсов, способов действия.Принципы регуляции поведения биологических систем (в том числе и осуществление отдельных движений) реализуются на основе сенсорных коррекций текущего движения по цепи обратной связи и прямого программного управления с помощью посылки эфферентных импульсов к эффекторам (рабочим органам).Павлов ввел понятие двигательного анализатора, выполняющего функцию восприятия сигналов от тела.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: