Для объяснения наблюдаемых фактов выдвигаются гипотезы и строятся теории, на основании которых в свою очередь строится модель изучаемого объекта.




ГИПОТЕЗА

Гипо́теза (от др.-греч. ὑπόθεσις — «основание», «предположение») — недоказанное утверждение, предположение или догадка.

Гипотезы - декларативные предположения, описывающие ожидаемые нами взаимосвязи между явлениями, обозначаемыми нашими понятиями. Гипотеза – это утверждение о том, как, по нашему мнению, обстоят дела в действительности. Она сообщает о том, что мы ожидаем увидеть в результате правильно организованных наблюдений за событиями, происходящими в реальном мире..

Гипотеза представляет собой такой же инструмент исследований, как микроскоп, осциллограф или центрифуга. Но у каждого инструмента есть своя специфика и, соответственно, своя область применения, свой круг задач.

Одни гипотезы подтверждаются, превращаются в теории, другие подвергаются проверке, развитию, третьи опровергаются как несостоятельные. Есть и так называемые рабочие гипотезы, «первоначальные предположения», предназначенные для первичной систематизации научного материала. «Если идея, лежащая в основе рабочей гипотезы, оказывается несостоятельной..., то она отвергается и замещается другой (И.Д.Андреев)

· ТЕМА: Методы исследования хореографической культуры и образования

·

· Проблемы сохранения и развития традиции национальной...

diplomznanie.ru/shop/graduation_... копия

... хореографической культуры часто интерпретируется столь многозначно и противоречиво, что выбор средств и методов обучения народного танца часто...

· Формирование эстетической культуры подростков на занятиях хореографией

lib.ua-ru.net/diss/cont/105133.html копия

МЕТОДЫИССЛЕДОВАНИЯ: теоретическое изучение и анализ специальной хореографической... культуры подростка в учреждении дополнительного образования детей

Диссертационная работа:

Богомолова Любовь Владимировна. Формирование эстетической культуры подростков на занятиях хореографией: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.01: Москва, 1997 179 c. РГБ ОД, 61:98-13/305-1

 

· Диссертация на тему «Формирование культуры межнациональных...

dissercat.com›Педагогические науки›Теория, методика и организация социал... копия

Исследование проводилось в хореографическом ансамбле «Сюмбель»,... Василеня И.А. От диалога культур к толерантности.// Дополнительное образование и...

· «Динамика хореографического образования в художественной культуре...

dissers.ru/avtoreferati-... копия

...теоретических и эмпирических методов исследования:... Поэтому миссия хореографического образования в культуре и обществе, уникальность его предназначения...

· Формирование эстетической культуры подростков на занятиях хореографией

dslib.net›Педагогические науки›Общая педагогика, история педагогики... копия

МЕТОДЫИССЛЕДОВАНИЯ: теоретическое изучение и анализ специальной хореографической... образования " для учителей музыки и мировой художественной культуры.

· ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

mybiblioteka.su/1-48247.html копия

v цель деятельности каждого конкретного учреждения системы хореографического воспитания и образования,. Метод обучения – это система послед-ых...

· Обобщение опыта работы Народно – сценический танец как средство...

infourok.ru/obobschenie-opita-... копия

... хореографической культуры, и опытно-экспериментальное исследование показало эффективность занятий, выбора адекватных методов и средств обучения.

· Формирование эстетической культуры подростков на занятиях...

dissland.com/catalog/... копия

МЕТОДЫИССЛЕДОВАНИЯ: теоретическое изучение и анализ специальной хореографической литературы... культуры подростков в условиях дополнительного образования

· ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ХОРЕОГРАФИИ...

sociosphera.com/publication/... копия

Экологическое образование и экологическая культура населения. Исследования научных аспектов хореографического искусства в научных кружках и проблемных...

· Исследование процесса формирования культуры отношения ребенка...

nenuda.ru/исследование-процесса-... копия

хореографического коллектива, ставит своей целью интегрирование процесса экологического воспитания с хореографическим образованием. Исследование...

Хореографическое образование / herzen.spb.ru

Реклама herzen.spb.ru

Институт музыки, театра и хореографии. РГПУ им. А. И. Герцена

м. Приморская +7 (812) 350-96-52 пн-пт 10:00-18:00

 

 

Диссертационная работа:

Богомолова Любовь Владимировна. Формирование эстетической культуры подростков на занятиях хореографией: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.01: Москва, 1997 179 c. РГБ ОД, 61:98-13/305-1

 

СОДЕРЖАНИЕ
 

 

Введение………………………………………………………………………………. 4 ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЩЕОБРА-ЗОВАТЕЛЬНОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯПОДРОСТКОВ……………….… …15 1.1. Современные предпосылки выделения сферы хореографического обучения подростков……………………………………………………………………………….. 15 1.2. Социально-культурная ситуация образования индивидуально-танцевальных предпочтении подростков 1.3. Танец в системе гуманитарного образования и эстетического развития учащихся…………………………………………………………………………………….. 48 Выводы I Главы…………………………………………………………………………………………… 65 ГЛАВА И. ПСИХОЛОГО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСНОВЫПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПОДРОСТКАМИ……. 69 2.1. Социально-психологические закономерности развития телесно-пластической выразительности поведения в хореографических культурах………………………………………………………………….. 70 2.2. Психолого-педагогические основы взаимодействия хореографа с подростками……………………………………………………………………………………………….. 94 Выводы II Главы………………………………………………………………………………………. 106 ГЛАВА III. ПРИОБЩЕНИЕ ПОДРОСТКОВ К НОВОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ В УСЛОВИЯХ ОПЫТНО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………………………………….. 109 3.1. Общепринятая практика приобщения подростков к хореографии 111 3.2. Преобразующий эксперимент дифференциро ванного обучения и методические особенности его организации……………………………………….. 136 Выводы III Главы…………………………………………………………………………………….. 154 Заключение………………………………………………………………………………………………… Литература………………………………………………………………………………………………… 164

 

ВВЕДЕНИЕ

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Для современного общества насущно необходимо воспитание у молодежи, подростков способности воспринимать духовно и практически значимые ценности, формирование эстетической культуры во всех сферах жизни. За последние десятилетия в педагогике предпринимались попытки решения проблемы средствами танцевального обучения, как со стороны общеобразовательного развития учащихся, так и со стороны профессионального хореографического обучения. Роль танца рассматривалась в системе воспитания младших школьников в работах М.С.Боголюбской, Р.Т. Акбаровой. Роль танца рассматривалась в системе воспитания культуры поведения старшеклассников на занятиях факультатива в работах З.И.Гуцу. Разработаны методики обучения основам классического танца (А.Я.Вагановой, В.С.Костровицкой и другими специалистами) народному танцу (А.И.Климов), современным, бальным танцам (В.И. Уральская). Педагогические требования представленных направлений основаны на танце, где движения тела подчиняется лишь музыкальной метрике, ориентированию на «правильность» исполнения заученного танцевального упражнения под музыкально-хрестоматийное сопровождение. Существующее традиционное танцевальное обучение не предполагает элементов импровизации, свободы хореографического действа, не развивает творческой, телесно-пространственной формы мышления у подростков, осмысленного отношения к координационным навыкам, реализующим «пластичность всей мозговой организации человека" (В.Г.Ананьев). В связи с этим танцевальные формы регламентированного обучения и разучивания т.н. "традиционных танцев" оказываются отчужденными от современных подростков. В то же время наиболее притягательной формой освоения новых индивидуальных телесно-пластических возможностей становится дискотека, открывая подросткам перспективу их ритмо-пластического самовыражения. Однако незнание подростками правил грамотного "общения" с музыкой, текстом, отсутствие такта и уравновешенности в динамическом восприятии и воспроизведении танцевальных ритмов мелодий ведет их к элементарному подражанию. Танец подменяется «топтанием» либо буйством телодвижений. Дефицит развития эстетической культуры в этой сфере сохраняется на многие годы. Поэтому необходимо выявление возможностей совершенствования процесса гуманизации и гуманитаризации общего образования подрастающего поколения в сфере эстетического образования. В условиях широкого распространения звукозаписывающих и звуковоспроизводящих устройств, поп-музыка, по данным исследователей (Т.Голубевой, И.Плаксий), занимает ведущее место среди индивидуальных предпочтений подростков. Возникшая новая музыкально-акустическая среда воздействует на моторику телодвижений подростков, выявляет их телесно-пластические ощущения. Она открыла возможности реализации творческого потенциала подростков в области создания хореографических, авторских текстов индивидуального, группового, массового танца среди сверстников, разные способы, новые средства педагогического преобразования первозданных интересов к танцу, формирования их эстетико-хореографичес-кой культуры в различных условиях педагогического взаимодействия с подростками.

Практика показывает, что педагогически целесообразно хореографическое сознание пробуждать в подростковом возрасте. В этом возрасте пластические ощущения тела актуализируются ценностными ориен-тациями в современной выразительной манере движений. Сознание подростков способно фиксировать приобретаемый опыт личных впечатлений и оценивать собственный облик, преодолевая эмоциональную неустойчивость. При этом результаты действий личности заметно изменяются. Важным для подростков становится познание способов переключения с одного вида чувственного проявления на другой, овладение контролем над плавностью и скачкообразностью таких переходов.

При этом новый тип педагогической организации массовой хореографии как вида невербально-коммуникативного искусства, обладает возможностями совершенствования морально значимых качеств личности в коллективных, образно-созидательных пластических действиях. Известно, что массовые хореографические действа в различных цивилизациях всегда способствовали социальной адаптации подрастающего поколения. Современный процесс воспитания и развития личности требует раскрытия широкого потенциала массовой хореографии, исследования возможностей эстетического воспитания подростков пластическими средствами современного хореографического искусства.

При этом в эстетике, в культурологии, в педагогике понятие «эстетическая культура» различными авторами трактуется по-своему (В.И.Межуев, М.С.Каган, Л.П.Печко, Л.Н.Столович, Ю.Н.Усов). Педагогическое осмысление обогащает становление этих подходов в области хореографического образования, содействует обоснованию и вычленению проблемы, разработке конкретной программы хореографического обучения в практике общего образования школьников. Но в искусствоведении сам термин «Хореография» истолковывается узко, с ограничением лишь сферой создания сценического танцевального номера, балетного спектакля либо воспроизведением фольклорного наследия вне педагогического аспекта. До настоящего времени отсутствует теория и методика специальной подготовки хореографов, способных работать с подростками в общеобразовательной школе, в у словиях функционирования классно-урочной системы преподавания. Между тем в педагогике, искусство рассматривается как часть духовной культуры, (М.М.Бахтин, Е.А.Бодина, Л.С.Выготский, К.В.Кулаев, Д.С.Лихачев, Б.М.Неменский), как духовный опыт приобщения личности к социуму (Г.М.Андреева, В.Н.Шацкая, В.И.Шепель), возможность социальной, познавательной активности личности и творческого саморазвития (А.П.Ершова, В.В.Медушевский, Е.М.Торшилова, Л.В. Школяр, Г.М.Цыпин, Б.П.Юсов).

Все вышеизложенное определило тему нашего исследования «Формирование эстетической культуры подростков на занятиях хореографией». Ее актуальность обусловлена следующими предпосылками и противоречиями гуманизацией и гуманитаризацией общего образования подрастающего поколения: необходимостью развития достаточно высокой общеэстетической культуры школьников; отсутствием педагогического руководства в становлении хореографических знаний большинства школьников; недостаточностью навыков элементарного хореографического творчества; тяготением подростков к поп-культуре и низким уровнем танцевальной грамотности подростков; стихийностью в развитии индивидуальной культуры танца.

Методологические и теоретические основы исследования определяют отечественные и зарубежные труды по философии и эстетике (теория эстетической выразительности М.М.Бахтина, А.В.Лосева), психологии (теория развития личности К.А.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович,В.П.Зинченко, Е.И.Головахи, А.А.Крони-ка), психофизиологии (теория телесно-ориентированной психотерапии и психотехники Э. Бейке, В.Райх, Д.Фейдмана, Ф.Александера^ педагогике (теории деятельности и ее развития в процессе обучения (Ю.Бромлей, Ю.В.Ильенкова, А.Н.Леонтьева, В.В.Давыдова), по искусствоведению (теории о роли искусств в развитии личности (B.C. Селиванов, Ю.У.Фохт-Бабушкин, Б.П.Юсов), по искусству хореографии (М.Бежар, Л.Д.Блок, А.Л.Волынский, М.М.Габович, Ф.В.Лопу-хов, Ю.В.Рождественский, В.И.Уральская), по балетоведению (ВТ. Асафьев, П.М.Карп, Е.А.Суриц, Э.И.Шумилова), по искусству танца (Р.Арнхейм, М.В.Васильева-Рождественская, А.Дункан, Г.Хельмут, К.Закс, А.Левинсон, Э.А.Королева), по воспитанию эстетической и художественной культуры личности (А.И.Буров, Н.И.Киященко, Л.П. Печко, Е.В.Квятковский), по культурологии (теория информационного подхода Ширшова Е.И., теория моделирования Штоффа В.А.).

 

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - разработать и научно обосновать систему хореографического обучения подростков.

 

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - процесс обучения и воспитания подростков в хореографической деятельности.

 

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - формирование эстетической культуры подростков средствами телесно-пластической выразительности на занятиях хореографией.

 

ГИПОТЕЗА — формирование эстетической культуры может осуществляться в системе педагогического взаимодействия на занятиях хореографией, если осуществляется процесс созидания танцевальных движений с учетом поэтапного сопоставления первоначальных пластических представлений подростков, осмысления многообразия телесно-пластической выразительности, создания авторского, подросткового, хореографического произведения.

 

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1) проанализировать предпосылки образования сферы хореографического взаимодействия современной теории и практики эстетического воспитания подростков в общеобразовательной школе; 2) выявить социокульурные предпосылки образования индивидуально-танцевальных предпочтений подростков; 3) изучить педагогические задачи обучения танцу в истории гуманитарного и эстетического образования; 4) выявить социально-психологические закономерности развития бытовых форм хореографии; 5) разработать основы психолого-педагогического приобщения подростков к новой практике хореографического обучения; 6) выявить содержание уровней хореографических достижений подростков, прошедших опытно-экспериментальное обучение; 7) рассмотреть методические особенности хореографического взаимодействия в педагогической, общеобразовательной практике.

МЕТОДЫИССЛЕДОВАНИЯ: теоретическое изучение и анализ специальной хореографической литературы, психологической, педагогической, философской, культурологической, методической по проблеме исследования; наблюдение за подростками на дискотеке, на занятиях хореографией в условиях самодеятельного творчества, на уроках по предмету "Танец: ритм, пластика"; анкетирование; диагностирование; анализ педагогического опыта.

 

 

ЭТАПЫИССЛЕДОВАНИЯ. Первый этап (1979-1983 гг.) носил преимущественно поисковый характер; осуществлялся сопоставительный анализ научной педагогической, эстетической, культурологической литературы по проблеме молодежной субкультуры, проводилось изучение своеобразия индивидуального танца подростков на дискотеках, в частности, рассматривались массовые формы хореографической культуры. Второй этап (1983-1988 гг.) связан с апробацией разработанных нами тестов и методов корректирования танцевальных движений, изучением пластической выразительности школьников на дискотеке, с анализом диагностирующих методик в педагогике, психологии, сизучением теории эстетического воспитания и состояния практики эстетического образования. Третий этап (1988-1992 гг.) был посвящен разработке программы экспериментального обучения в условиях классно-урочных занятий по предмету "Танец: ритм, пластика", а также ее апробации, изучению трудов по искусствознанию. Четвертый этап (1993-1997 гг.) посвящен обобщению результатов опытно-экспериментального исследования, теоретическому анализу материалов исследования и работе над текстом диссертации.

 

ОСНОВНАЯ БАЗА исследования - общеобразовательная школа № 209 имени Д.Б.Кабалевского г. Москвы, являющаяся экспериментальной школой Института общего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, дискотеки (в г. Дзержинске Московской области и Методическом центре организации досуга молодежи в Москве), Студия современной пластики и импровизации (во Дворце культуры энергетиков ТЭЦ-22 Мосэнерго).

 

НАУЧНАЯ НОВИЗНА - выделена методика невебально-комму-никативного процесса хореографического обучения и развития подростков, определена ее роль как одной из важнейшей сторон формирования эстетической культуры школьников, ее значение в обновлении содержания художественного образования, впервые рассмотрен педагогический потенциал массовой, бытовой хореографии; выделены хореографические параметры обучения (место, пространство, условия, действие), выделено содержание подростковой культуры танца,разработаны хореографические подходы разноуровневого обучения (интерпретация различных источников хореографического текста танца, изучение их основ в хореографическом творчестве и телесно-пластической импровизации). Разработаны компоненты процесса хореографического обучения (темпоритм учебных занятий, пластическая, одновременнаяориентация в звучащем и исполнительском пространстве, координация выразительности телесно-пластических ощущений в танцевальных движениях группового и индивидуального исполнения); научно обоснованы условия психолого-педагогического взаимодействия хореографа с подростками в урочной и внешкольной деятельности; выявлена универсальность значения начального этапа хореографического обучения, возможного при взаимодействии хореографа с различными возрастными группами; составлена методика невербально-коммуникативного процесса эстетико-хореографического обучения и развития подростков, определена ее роль как одной из важнейших сторон формирования эстетической культуры школьников, ее значение в обновлении содержания художественного образования.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. В теоретическом анализе проблемы выделены существенные для педагогического процесса основные понятия массовой хореографии. Даны рабочие определения педагогического аспекта понятий "Танец", "Хореография", "Танцевальная культура", "Хореографическая культура". Разработан новый научный подход к осуществлению процесса формирования эстетико-хореографической культуры подростков, выявлены его функции (моделирующая, информационная, адаптирующая, творческая). Сформулированы научно-методические и психолого-педагогичесческие основы взаимодействия хореографа и подростков в учебной деятельности дифференцированного обучения. Рассмотрены различные аспекты содержания хореографического обучения и развития подростков -педагогический, культурологический, музыкальный, ритмо-пластичес-кий, методический, их место в образовательных контекстах.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в разработке и апробации современных основ хореографического обучения, реализованных в созданной нами программе "Танец: ритм, пластика" с поурочными разработками. Новое содержание может быть использовано также во внеклассной и внешкольной деятельности. Отдельные разделы могут быть применены как вспомогательный и дополнительный материалы на уроках (музыки, изобразительного искусства, литературы, кино) в различных образовательных учреждениях.

 

ДОСТОВЕРНОСТЬ исследования обеспечивается опорой на анализ трудов как отечественных, так и зарубежных исследователей в области философии, эстетики, психологии, педагогики, хореографии, культурологии и искусствоведения, учетом различных концепций решения данной проблемы, апробацией теоретических посылок в условиях опытно-экспериментальной работы, 20-летним личным опытом автора и участием учителей-хореографов в обучении подростков.

 

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ исследования осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы в общеобразовательных школах № 209 им. Д.Б.Кабалевского; № 52 г. Москвы; № 555 г. С-Петер-бурга; № 46 г. Улан-Удэ; М?№ б и 5 г. Рогачева Гомельской области Республики Беларусь; в Студии современной пластики и танцевальной

импровизации г. Дзержинский Московской области, при проведении учебных дискотек в Методическом центре организации досуга молодежи г. Москвы.

 

ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ исследования. Программа хореографического образования подростков была обсуждена на конференции «Комплексная программа эстетического воспитания населения», проведенной НИИ культуры в 1987 и 1988 годах. Итоги практической апробации системы приобщения подростков к хореографии были рассмотрены на совещании-семинаре "Углубленное изучение предметов художественно-эстетического цикла", проведенном Министерством образования Российской Федерации в 1990 году. Результаты исследования использовались в обучении педагогов на "экспресс-курсах" ВВЦ (1992 г.). Обсуждению результатов проведенного хореографического обучения были посвящены научно-практические семинары для хореографов Москвы и Московской области, преподавателей хореографии педагогических училищ и институтов различных регионов (1993-1994 гг.). Диссертантом прочитаны лекции на семинаре кафедры гуманитарного образования РИПКРО по теме: "Танец в системе образов и понятий", "Танец в системе общественного образования" для учителей музыки и мировой художественной культуры. На конференции "Проблемы преподавания предметов художественно-эстетического цикла в социокультурных условиях" прочитан доклад "Проблемы содержания хореографического образования школьников" (1994 г.). На Второй Международной Христианской конференции прочитан доклад "Сакральный танец в светском духовном образовании" (1995 г.). Содержанию начального образования были посвящены авторские семинары для хореографов различных ведомств и учреждений (г. Пермь, 1996 г.). Особенности развития системы хореографического образования рассмотрены на секции общеобразовательной хореографии во время проведения Всероссийской конференции "Проблемы и перспективы развития эстетического образования" в Самаре в 1996 г. Различные направления учебного, хореографического процесса продемонстрированы на первой Всероссийской выставке "Культура. Интеллект. Творчество", во Всероссийском центре художественного творчества Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (г. Москва, 1996 г.). Методика хореографического обучения была продемонстрирована на открытых уроках со студентами хореографического отделения Самарского ГПУ и колледжа культуры г. Йошкар-Ола (1997 г.).

Результаты исследования могут быть учтены при разработке общеобразовательных программ эстетического образования подростков, при разработке учебника по хореографии для массовой школы, использованы в процессе обучения в различных танцевальных и хореографических формах обучения не только подростков, но и студентов по дополнительному профессиональному образованию, в системе повышения квалификации практикующих хореографов и в подготовке будущих школьных хореографов.

 

СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

В первой главе «Педагогические условия общеобразовательного хореографического обучения подростков» раскрываются и анализируются предпосылки выделения в педагогике сферы хореографического воспитания и развития подростков, рассматривается современная ситуация образования индивидуально-танцевальных предпочтений подростков, рассматриваются педагогические задачи обучения танцу в истории гуманитарного и эстетического образования. Во второй главе «Психолого-хореографические основы педагогического взаимодействия с подростками» выявляются социально-психологические закономерности развития хореографических явлений в культуре, выделяются главные свойства хореографии как учебного предмета, принципы сотворчества с подростками. В третьей главе «Приобщение подростков к новой хореографической системе в условиях опытно-экспериментальной работы» раскрываются различные педагогические подходы, реализуемые в различных учреждениях с различными одновозрастными группами подростков, выявляются уровни ценностных ориентации подростков, прошедших опытно-экспериментальное обучение.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: