В.24 Социальные функции культуры




В.22 К. И ЛИЧНОСТЬ.

Человек- особый род сущего, творец исторического развития, к., субъект соц.творчества. Биосоциальное существо генетически связанное с другими формами жизни, выделившийся из них благодаря членораздельной речи, мышления, сознания.

Индивид- понятие характеризующее отличные черты любого отдельного человека.

Личность - индивид, обладающий социально значимыми чертами, позволяющие ему выделится из массы и занять оптимальную позицию в жизни общества, в мире к..

Личность довольно поздний продукт исторического развития чела. В первобытную эпоху не было личности, появилась в конце первобытной эпохи (вожди). В др.мире: Восток- личности нет, Греция и Рим- появляется личность (частная собственность), Ср.века- личность скрывается в коллективе, Возрождение- массовое появление личностей.

Мышление первобытного чела: магическое, метафорическое, система противопоставлений, конкретно логическое, память-фотографическая, идентифицированная, обладает натуральной арифметикой, многословен.

Личность и к. связывают интерес, потребность, идеалы, способности.

Потребность- необходимость в определенном внешнем объекте. Изначально выступает как условие деятельности, но при развитии переходит в результат.

Главные потребности: 1.Материальнае(пища, одежда, жильё, сон, безопасность, секс) 2.духовные (самореализащия, поиск смысла) 3.Художественные(музыка, театр, кино) 4.социальные(коллективизм, лидерство, признание, самоутверждение, внимание к себе)

Разумные потребности - реальные, удовлетворении не несет вреда другим. Неразумные потребности - полная противоположность разумным. Цель- удовлетворение потребностей. Интерес - направленность личности заключается в сосредоточении ее помыслов на определенном объекте. Специфические мотивы к познавательной деятельности. В зависимости от мира интересов идет развитие человека.

Идеал- Совокупность норм поведения в котором находит своё выражение наши взгляды, идеи о наиболее привлек. чертах чела.

Идеалы формируются под влиянием социума и к. и зависит от мировоззрения чела.

Виды идеалов: 1.Обобщающий- собирательный 2.Конкретно исторический

Способности – качество личности обеспечивать успешное овладение ею определенной деятельностью в мире к..

Признаки способности: 1.Высокий темп обучаемости 2.широкий перенос знаний 3.энергетическая экономичность 4.индивидуальность 5.высокая мотивация.

 

В.23 Структура культуры

1.Материальная

1.Средства производства

2.Материальная деятельность

3.Средства потребления

4.Производственные отношения (в процессе производства, обмена, потребления необходимых благ)

2. Духовная

1.Религия

2.Право

3.Политика

4.Мораль

5.Наука

6.Образование

7.Знания, представления, умения, навыки, идеи, морально-правовые нормы, обычаи.

3.Художественная сфера

1.Исскуство (живопись, музыка, театр, архитектура)

2.Создание, критика, восприятие, оценка, хранение художественных произведений

3.Воспитывает художников, искусствоведов, критиков, публику и т.п.

4.Шедевры и художественные ценности.

Общие элементы

1.Общие нормы культуры;

2.Язык;

3.Символика;

4.Социальные институты;

5.СМИ

В.24 Социальные функции культуры

1.Нормативность- отмена смертной казни, новых норм, ценностей;

2.Трансляционная- накопление знаний и духовного творчества;

3.Информационная (труды Бальзака);

4.Защитная;

5.Воспитательная- формирование всесторонне развитой личности;

6.Социализация – процесс хождения подросткового поколения в мире взрослых;

7.Целеполагание;

8.Познавательная;

9.Коммуникативная;

10.Преобразующая;

11.Семиотическая- каждая культура выбирает свою систему знаков;

12.Жизнеобеспеченность- потребности разного рода.

 

 

СУБЪЕКТЫКУЛЬТУРЫ. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА: ИСТОКИ, СОДЕРЖАНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ. ПОНЯТИЕ ЭЛИТЫИ ЭЛИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ.

По субъекту - носителю культуру принято подразделять на мировую и национальную.

Существует еще одно деление культуры по субъекту - носителю, в соответствии с которым различают массовую и элитарную культуру. По поводу истоков массовой культуры в культурологии существует ряд точек зрения:

1. Предпосылки массовой культуры формируются с возникновением христианской цивилизации, появлением упрощенных вариантов Библии, рассчитанных на массовую аудиторию.

2. Истоки массовой культуры связаны с появлением в европейской литературе 17 - 18 вв. приключенческого, детективного романа, значительно расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей. В качестве примера, как правило, приводят творчество Д. Дефо (1660 - 1731) - автора широко-известного романа "Робинзон Крузо". Книги Дефо написаны простым, ясным, доступным всем языком.

3. Большое влияние на развитие массовой культуры оказал принятый в 1870 г. в Великобритании закон об обязательной, всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид художественного творчества 19 в. - роман.

4. Все выше изложенное - это предыстория массовой культуры. В собственном смысле слова, она возникает на рубеже 19 - 20 вв. в США. Именно в это период формируется современное индустриальное общество, одной из главных особенностей которого становится всеобъемлющая массовизация жизни.

На это обращают внимание многие исследователи, в частности, американский философ О. Тоффлер (род. 1928 г.). Он считает, что современное общество основано на массовом производстве, массовом распределении, массовом образовании, массовом досуге, массовых средствах информации, массовых политических движениях, на массовых средствах уничтожения. Миллионы людей встают примерно в одно и то же время, одновременно устремляются к местам своей работы и так же возвращаются домой, смотрят одни и те же телепередачи, живут в однотипных жилищах, привержены одним и тем же привычкам, вкусам, ценностям. Одним словом, ведут стандартизированный образ жизни. Одним из проявлений этой массовости является массовая культура. Подробный анализ массы, массовой психологии и культуры был дан известным испанским философом Х. Ортега-и-Гассетом (1883 - 1955) в работе "Восстание масс". Характеризуя современный век, он отмечает, что массы внезапно стали видны, вышли на авансцену, "герои исчезли, остался хор".

Назовем важнейшие черты массовой культуры.

 

1. Массовая культура носит преимущественно коммерческий характер. Произведения массовой культуры являются своеобразным товаром, они подчиняются законам рынка, денежной выгоды. Перед создателями и распространителями массовой культуры стоит задача: как можно быстрее реализовать свою продукцию и получить максимальную прибыль. Поэтому они должны учитывать вкусы и запросы массового зрителя, читателя, любителя музыки. С этим связана вторая важнейшая черта массовой культуры.

2. В качестве адресата массовой культуры выступает не отдельный человек, индивидуальный заказчик, а большое количество людей, широкая аудитория потребителей. Это может быть аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов. Массовой культурой называется такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания.

3. Для распространения массовой культуры широко используются средства массовой информации и реклама. Реклама- это неотъемлемый компонент современной культуры. Некоторые издательства, кинокомпании тратят 15 - 20 % прибыли на рекламирование своей продукции и изучение вкусов ее потребителей. В развитых странах реклама отработана до совершенства, она заставляет человека подчиняться выработанным ею стандартам и нормам.

4. Массовая культура выполняет развлекательную и компенсаторную функции и сочетает в себе два основных качества: эффектную, зрелищную форму и облегченное содержание. Не нужно специальной подготовки для ее восприятия, приложения интеллектуальных усилий. Она проста, непритязательна, доступна всем.

5. Важные черты массовой культуры - унифицированность, шаблонность, стереотипность, ориентация на средний и низкий уровень потребностей. 6. Язык массовой культуры космополитичен, он утрачивает национальную специфику. Массовая культура наднациональна. В ней используются такие жанры искусства, как детектив, боевик, вестерн, триллер, комикс, мюзикл, "мыльная опера", мелодрама. Понятие "мыльная опера" появилось потому, что героини телесериалов рекламировали мыло, а их сюжеты были мелодраматическими, напоминающими оперные страсти. Мелодрама- это драма с острой интригой, с резким противопоставлением добра и зла, с преувеличенной эмоциональностью.

7. Сама массовая культура неоднородна, она включает разные уровни. Существует кич - это самые нижние пласты массовой культуры, примитивные, лишенные художественной ценности произведения, рассчитанные на внешний эффект. Примеры кич - это красочные, безвкусно оформленные обложки журналов, "бульварная", "желтая" пресса, пошлая, назойливая реклама.

 

Кроме массовой существует элитарная культура, культура "высоколобых", по выражению Г. Маркузе. Французское слово "элита" означает лучшее, отборное, избранное. Определение элиты в западной науке неоднозначно, однако, во всех случаях элита противопоставляется массе. Вначале под элитой понималось интеллектуальное, творческое меньшинство, а под элитарным искусством - искусство для немногих, для избранных, для духовной элиты, которая только и может понять сокровенный смысл и язык такого искусства. Художественная элита противопоставляла себя и свое творчество тенденциям массовизации, шаблонности, унифицированности массовой культуры. Практической реализацией такой концепции элитарного искусства стали различные направления авангардизма (экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм). В 70 - 80-х годах возникает более мягкая версия теории элит и элитарного искусства. Под элитами стали пониматься группы по интересам, а под элитарным искусством - искусство, которое находит отклик и понимание у определенного, достаточно узкого круга лиц. Как правило, оно ориентировано на публику, эстетически более развитую, и не является достоянием массового зрителя. Массовый зритель, слушатель может не обратить на элитарную культуру никакого внимания или не понять ее, потому что она сложна по содержанию и трудна для неподготовленного восприятия.

К элитарной культуре обычно относят фильмы Феллини, Тарковского, книги Кафки, Белля, Камю, картины Пикассо, Дали, музыку Шостаковича, Шнитке. Коммерческая выгода не является целью для создателей элитарных произведений искусства. Главное для них - творчество, самовыражение, художественное воплощение своих идей. При этом возможно появление уникальных произведений искусства, которые становятся очень популярными и приносят немалый доход их создателям. Так было с фильмами Копполы и Бертолуччи, с картинами Дали и Шемякина.

 

В современной западной культуре нет такого резкого противопоставления массовой и элитарной культуры, которое было характерно для первой половины 20 века. Достижения, художественные приемы элитарного искусства могут перениматься массовой культурой, подаваться на широкую аудиторию в более доступном, упрощенном виде. Например, витрины магазинов западных столиц оформляются в соответствии с требованиями сюрреализма. После появления поп-арта его стали широко использовать в промышленности, изготавливающей мебель, одежду, посуду. В то же время массовая культура, приносящая прибыль дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам модели оказывать поддержку творцам элитарного искусства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: