II. Основы патопсихологии




Список литературы

1. Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. - Киев: Здоровье, 1986.

2. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

3. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

4. Патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л.Белопольская. – М.: Изд-во УРАО, 1998. – 224 с.

5. Практикум по патопсихологии / Под ред. Зейгарник Б.В., Николаевой В.В., Лебединского В.В. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

6. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике. - М.: Апрель-Пресс, 2004. – 224 с.

 

Дополнительная литература

1. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности. – М.: Фолиум, 1994. – 175 с.

2. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. – Ташкент: Медицина, 1976.

3. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. – Киев, 1978.

4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: Питер Ком, 1999. – 528 с.

5. Кабанов М.М., Личко А.С., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л.: Медицина, 1983.

6. Комер Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – Методы клинического исследования. С. 37-48.

7. Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. – М.: Смысл, 1998.

8. Материалы по спецпрактикумам по нейро- и патопсихологии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. – Раздел 2.

9. Николаева В.В., Соколова Е.Т., Спиваковская А.С. Спецпрактикум по патопсихологии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.

10. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

11. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М.: Дидакт, 1992.

12. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.

13. Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике психических заболеваний. – Киев: Здоровье, 1988.

 

В ходе изучения третьего раздела курса «Основы нейропсихологии» предлагается выполнение реферативной контрольной работы на одну из следующих тем.

 

Тема. Межполушарная асимметрия мозга.

1. Неравнозначность структур и функций левого и правого полушария головного мозга человека.

2. Теория функциональной асимметрии мозга.

3. Проблема межполушарного взаимодействия.

Список литературы

1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Academia, 2003. – Ч. 2, Гл.4.

2. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2005. – Гл.4

3. Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий. Учебное пособие. - М., 1997. - 281 с.

 

Тема. Нейропсихологический анализ нарушений речи.

1. Психологическое строение речевой деятельности.

2. Нарушение импрессивной речи.

3. Нарушение экспрессивной речи.

Список литературы

1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Academia, 2003. – Ч.3, Гл.5.

2. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975.

3. Лурия А.Р. Язык и сознание. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998. – 416 с.

4. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2005. – Гл. 13

5. Прибрам К. Языки мозга. – М.: Прогресс, 1975. – Ч.4.

 

Тема. Нейропсихологический анализ нарушений восприятия.

1. Сенсорные и гностические зрительные расстройства. Зрительные агнозии.

2. Сенсорные и гностические кожно-кинестетические расстройства. Тактильные агнозии.

3. Сенсорные и гностические слуховые расстройства. Слуховые агнозии.

Список литературы

1. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2005. – Гл. 8-10.

2. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Academia, 2003– Ч.3, гл. 1.

 

Тема. Нейропсихологический анализ нарушений произвольных действий и поведения в целом.

1. Нарушение произвольных движений и действий. Проблема апраксий.

2. Нарушение произвольной регуляции высших психических функций и поведения в целом.

Список литературы

1. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2005. – Гл. 11-12.

2. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Academia, 2003– Ч.3, гл. 2.

3. Прибрам К. Языки мозга. – М.: Прогресс, 1975. – Часть 3.

 

Тема. Нейропсихологический анализ нарушений внимания.

1. Физиологические индикаторы внимания.

2. Мозговая организация внимания.

3. Нарушение модально-неспецифического внимания.

4. Модально-специфические нарушения внимания.

Список литературы

1. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2005. – Гл. 15.

2. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Academia, 2003:– Ч.3, гл. 3.

3. Нейрофизиологические механизмы внимания /Под ред. Е.Д.Хомской. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.

 

Тема. Нейропсихологический анализ нарушений памяти.

1. Модально-неспецифические формы памяти.

2. Модально-специфические формы памяти.

3. Нарушение памяти как мнестической деятельности.

Список литературы

1. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2005. – Гл. 14.

2. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Academia, 2003– Ч.3, гл. 4.

3. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. – М.: Педагогика, 1974; 1976. – Т.т. 1,2.

 

Тема. Нейропсихологический анализ нарушений интеллектуальной деятельности и мышления.

1. Нарушения письма и чтения.

2. Нарушения счета.

3. Нарушения мышления:

а) наглядное (конструктивное) мышление.

б) вербально-логическое (дискурсивное) мышление. Решение задач.

Список литературы

1. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2005. – Гл. 16.

2. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Academia, 2003– Ч.3, гл. 4.

3. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М.: Академ. проект, 2000.

4. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. – М.: Просвещение, 1995.

5. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета и чтения: нарушение и восстановление. – М.: Юристъ, 1997 – 256 с.

 

Тема. Нейропсихологический анализ нарушений эмоций.

1. Мозговая организация.

2. Нарушение эмоций при локальных поражениях мозга.

3. Нарушение субъективной оценки эмоций (у больных с локальными поражениями мозга).

Список литературы

1. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2005. – Гл. 17-19.

2. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции (нейропсихологическое исследование). – М.: Изд-во «Российское педагогическое агенство», 1998. – 268 с.

3. Квасовец С.В. Нарушения субъективной оценки эмоций у больных с локальными поражениями мозга // А.Р.Лурия и современная психология (Сборник статей памяти А.Р.Лурии) / Под ред. Е.Д.Хомской, Л.С.Цветковой, Б.В.Зейгарник. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С.176-182.

 

ВОПРОСЫК ЗАЧЕТНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

I. Введение

1. Предистория клинической психологии.

2. История развития патопсихологии, предмет и задачи современной патопсихологии.

3. История развития нейропсихологии, предмет и задачи современной нейропсихологии.

4. Психология соматически больного (предмет, задачи, история развития).

5. Психология аномального развития.

6. Содержание современной клинической психологии, ее связь с другими науками.

7. Общепсихологическая теория деятельности, как методологическая основа отечественной клинической психологии.

8. Роль и соотношение биологического и социального в формировании психики.

9. Влияние болезни на протекание психических процессов и формирование личности (на модели эпилепсии).

10. Проблема соотношения распада и развития психики.

11. Закономерности нормального и патологического развития личности.

 

II. Основы патопсихологии

12. Нарушения операциональной стороны восприятия.

13. Нарушения динамики процесса восприятия.

14. Нарушения мотивационного компонента восприятия: инактивность восприятия, отсутствие подконтрольности, целенаправленности восприятия.

15. Нарушения мотивационного компонента восприятия: нарушение смыслообразующей функции мотива в восприятии.

16. Обманы чувств. Зависимость галлюцинаций от внешних раздражителей.

17. Нарушения непосредственной памяти.

18. Нарушения динамики мнестической деятельности.

19. Нарушения опосредованной памяти.

20. Нарушения мотивационного компонента памяти.

21. Нарушения операциональной стороны мышления: снижение уровня процессов обобщения и абстрагирования.

22. Нарушения операциональной стороны мышления: искажение уровня процессов обобщения и абстрагирования.

23. Нарушения личностного компонента мышления.

24. Нарушения динамики мыслительной деятельности.

25. Нарушение саморегуляции мышления.

26. Нарушения структуры иерархии мотивов.

27. Формирование патологических потребностей и мотивов.

28. Нарушение смыслообразования.

29. Нарушение целенаправленности и критичности поведения.

30. Формирование патохарактерологических особенностей личности.

31. Методы исследования личности, применяемые в клинике.

32. Нарушения волевой регуляции деятельности.

33. Нарушения умственной работоспособности.

34. Представление о нарушении сознания в психиатрии.

35. Деперсонализация – как форма нарушения самосознания.

36. Деонтологические правила работы психолога с больным человеком.

37. Принципы построения патопсихологического исследования.

38. Представление о патопсихологическом синдроме.

39. Подготовка к патопсихологическому эксперименту и его проведение.

40. Принципы анализа и интерпретации данных патопсихологического исследования.

41. Составление заключения по данным экспериментально-психологического исследования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: