Время, последовавшее после смерти Петра Великого, стало периодом крайней нестабильности в стране. Прямым поводом к политическим передрягам стала путаница в вопросе престолонаследия, поскольку первый российский самодержец в свое время отверг принцип майората, заменив его принципом единонаследия (что не одно и то же), но и не оставил соответствующего завещания. Это послужило толчком к клановому соперничеству за русскую корону, выразившемуся в периоде дворцовых переворотов протяженностью в 16 лет (1725-1741гг).
Вся страна, и Петербург, разумеется, тоже, «повисли» в пространстве, когда реформы и проекты Петра выполнялись лишь по инерции, а могли быть и вовсе пересмотрены и оставлены, либо исковерканы. Что, конечно же, было крайне негативно для отечественной истории.
Поэтому обычно за петровским периодом истории Петербурга рассматривают почти сразу елизаветинский, который продлился с момента ее воцарения в 1741 году до ее смерти в 1761.
Периодом национального возрождения принято считать царствование этой императрицы. Его особенностью была «немосковскость» (т.е. традициональность), а европеизация. Дочь самодержца была нацелена на возвращение политики Петра.
Интересно, что в ее правление в России отменяют смертную казнь, поэтому елизаветинское двадцатилетие уникально в этом плане даже для Европы 18 века.
Самодержица укрепляет статус дворян, другие сословия практически не могут реализоваться на гослужбе. В то же время царица отменяет введенную ее отцом бессрочную службу для этой категории. И в Петербурге расцветает дворцовое строительство. Но не только. Активно развивается наука России и образование. Елизаветинский Петербург – это столица культурного ренессанса и раннего Просвещения. Открываются новые учебные заведения (конечно, для дворян), появляется и первый российский академик – Ломоносов, а за ним и Тредиаковский. Учреждается в Петербурге и Академия художеств.
|
Краткая справка по культуре елизаветинского периода истории Петербурга
Середина 18 века – это торжество высокого барокко, воплощенное в столице в сооружениях многочисленных храмов и дворцов. Приход этого стиля связывают именно с царствованием Елизаветы Петровны. Размах и богатство новых зданий столицы должны были выразить и продемонстрировать мощь и величие самодержавного абсолютизма России.
Создателем русского направления «елизаветинского» барокко стал Растрелли. Его шедевры отличало от «изнеженной грации» европейского стиля барокко зрелищная крупномасштабность, архитектоника объемов и богатейшая праздничность, особенно в отделке. К тому же Елизавета возвращается к русскому пятиглавию – православной традиции храмостроения. Интересно, что барокко в России расцветает, когда в самой Европе оно уже уходит со сцены. Мы отстаем, но зато, КАК отстаем! Сокровища елизаветинского зодчества сегодня поражают и «пионеров–европейцев».
Памятники архитектуры периода Елизаветы:
- Аничков дворец – Земцов, Дмитриев, Растрелли
- Фонтанный Дом – Дмитриев, Чевакинский
- Смольный монастырь – Растрелли
- Воронцовский дворец – Растрелли
- Строгановский дворец – Растрелли, Демерцов, Воронихин
- Зимний дворец (6-ой по счёту императорский дворец) – Растрелли
- Никольским Морской собор – Чевакинский
- Владимирская церковь (последний памятник барокко) – автор возможно Трезини, Растрелли, колокольня – Кваренги