Задания рубежного контроля к модулю 1.




ПРОГРАММА

ВВЕДЕНИЕ

Модуль 1. Основные линии развития русской литературы в 18 веке.

Комплексная цель: на широком историко–литературном материале – от возникновения русской литературы до современности - продемонстрировать место рассматриваемого периода в истории русской литературы, основные идейные и художественные связи литературы 18 века с литературой предшествующей и последующей; познакомить студентов с общими законами культурного развития; научить рассматривать каждое явление в общекультурном контексте; предостеречь от узко-национального подхода к материалу.

В рамках данной темы рассматриваются процессы, свойственные всему пространству русской (вероятно, не только русской) литературы, но особенно ярко проявившиеся в восемнадцатом столетии.

-Постепенное ускорение развития, объясняемое как общей тенденцией, так и позицией «догоняющего», характерной для русской культуры данного периода.

-Усиление личностного начала (в двух проявлениях – как интерес к личности героя и как отражение в тексте авторской личности).

-Расширение сектора свободы, проявляющееся в отказе от средневековых канонов.

-Расширение мирового опыта, реализующегося в общеевропейских контактах в петровскую и постпетровскую эпоху и в общемировых контактах сегодня.

-Расширение социальной среды, постепенное ведение в литературу представителей всех социальных слоев и групп, правда, пока еще без глубокой социально – психологической характеристики.

- Отказ от прямолинейной средневековой условности и дидактичности.

 

Форма подачи материала – лекционная.

Задание рубежного контроля для модуля 1: рассмотреть развитие одного из жанров, переходящих из древнерусской литературы в литературу нового времени (рукописная анонимная повесть, проповедь, пьесы школьного и придворного репертуара), исследовать, в какой мере и в какой форме в истории данного жанра проявляют себя рассмотренные в лекции процессы исторического развития.

Требования к выполнению задания: необходимо представить работу, содержащую сравнительный анализ двух текстов, один из которых относится к 17 веку, а другой – к 18. Сопоставление должно производиться с точки зрения основных линий развития. Объем - 3-4 страницы. Работа считается выполненной, если рассмотрены три из названных выше линий развития.

 

Литература.

Лихачев Д.С. Прогрессивные линии развития русской литературы // О прогрессе в литературе. Л., 1976.

Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.

Кулакова Л.И. Очерки по истории эстетической мысли 18 века. Л., 1968.

 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫРАЗВИТИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ18 ВЕКА

 

Модуль 2. Литература первой трети века (петровская эпоха)

Комплексная цель: Продемонстрировать амбивалентность идущих в литературе процессов: распространение барокко, «захват» практически всех жанров, достижение им высшей точки развития – и одновременно зарождение внутри барокко классицистических идей; показать, как рамка Вселенной, характерная для барокко, сменяется рамкой государства и мысль о судьбе человека на фоне вечности сменяется идеей служения государству.

 

Тема 1. Панегирическая литература петровской эпохи: школьный театр,

проповедь, панегирические вирши.

Жанры панегирические и «частные».

Панегирические жанры в связи с паратеатральными зрелищами (триумфальными шествиями и другими действами). Художественное время, организация пространства и система персонажей пьес школьного репертуара, их эволюция и типология.

Тематика панегирических виршей, обретение ими собственной поэтики.

Политическая направленность проповедей Феофана Прокоповича. Риторические приемы в проповедях.

Тема 2. «Частная» литература петровской эпохи.

Рукописные анонимные повести как отражение возросшего интереса к человеческой личности. Эволюция жанра по сравнению с бытовыми повестями 17 века. Проблема «герой и общество» в повестях. Новая историческая действительность в них. Тема любви и внутреннего совершенствования в «Повести о Василии Кариотском» и «Повести об Александре, российском дворянине».

Любовные вирши: любовь как сладостное и трагическое чувство. Поэтические средства, используемые для выражения внутреннего мира человека.

Авантюрный характер пьес публичного театра. Появление пьесевопейского репертуара.

Барочные и предклассицистические черты в произведениях различных жанров.

Для тем 1, 2 форма подачи материала – лекционная. К модулю 1 относится также практическое занятие 1 «Культура петровской эпохи – закономерный этап развития или результат чуждого влияния?» (см. темы практических занятий).

Тексты для чтения в модуле2. Повесть о Василии Кариотском. Повесть об Александре. Несколько образцов панегирических и любовных виршей (по выбору студента). Одна из проповедей Феофана Прокоповича (по выбору). Трагедокомедия Феофана Прокоповича «Владимир», Пьесы Федора Журовского «Слава российская» и «Слава печальная». Одна из пьес школьного репертуара на выбор (в добавление к указанным выше).

Дополнительную научную литературу смотри в конце основной части программы, по окончании раздела «Основные этапы развития русской литературы 18 века»!

Задания рубежного контроля к модулю 1.

Вопросы предполагают ответ, состоящий из нескольких предложений. Тема засчитывается, если студент отвечает верно на 7-8 вопросов из 10.

1. Каковы источники и предпосылки появления панегирических виршей?

2. В какой мере любовные вирши связаны с европейской традицией?

3. Как художественное пространство и время в школьных пьесах отражают барочные представления о мире?

4. В чем особенности системы персонажей школьных пьес?

5. Каковы композиционные особенности проповедей Прокоповича?

6. Как использованы Прокоповичем традиции древнерусской проповеди?

7. Почему отношение русских зрителей к репертуару публичного театра было отрицательным?

8. Какой предстает судьба человека в анонимных повестях?

9. Каковы критерии оценки человека в повестях?

10. Каким предстает отношения человека к государству в повестях и панегирических виршах (сравните)?

 

Модуль 3. Литература русского классицизма.

Тема 1. Становление жанровой системы классицизма в творчестве Антиоха Кантемира и Василия Тредиаковского.

Становление и эволюция жанра сатиры у Кантемира. Роль переводов и эпиграмм в этом процессе. Попытка писателя улучшить силлабическую систему стихосложения («Письмо Харитона Макентина»). Переработка в соответствии с новыми идеями первых сатир.

Творчество Тредиаковского как экспериментальное пространство в русской литературе. Разнообразие жанров. Переводы. Теоретические работы: реформа стихосложения, изменение представлений о литературном языке и поэтических средствах. Классицизм Тредиаковского.

Тема 2. Эволюция жанра торжественной оды в русском классицизме.

От первых опытов в жанре приветственных стихов в творчестве Тредиаковского к «регулярной» торжественной оде.

Тематика и поэтика торжественной оды Ломоносова. Композиция, точка зрения адресанта, отношения адресата и адресанта, фигуры и тропы. Метафора как главный троп в его одах.

Державин как разрушитель жанра оды. Изменение отношений адресата и адресанта. Принадлежность адресата всем сферам бытия, адресанта – только быту. Пейзаж, натюрморт, бытовые детали в торжественной оде Державина и их функции.

Торжественная ода в последней трети века.

Ода как главный жанр русского классицизма.

Тема 3. Философская ода в русской литературе.

Деизм Ломоносова и его отражение в философской оде. Бог как демиург, человек как песчинка и одновременно как познающее сознание. Гипербола и ее функция в этом жанре.

Новые отношения между человеком и творцом в философских одах Державина. Человеческая душа как частичка Творца. Новые ценности в «деревенских» стихах.

Развитие анакреонтической и нравоучительной оды в последней трети века.

Тема 4. Русская классицистическая трагедия.

Путь А.Сумарокова к жанру трагедии. Песни и притча как подготовительный материал. Драматизм внутреннего конфликта в песнях. Социальное противостояние в сумароковских притчах.

Эволюция трагедийного конфликта: от борьбы долга и страсти к противостоянию с тираном, в душе которого страсть подчинила себе долг. Два периода «трагедийного» творчества Сумарокова.

Последующая эволюция русской трагедии. Трагедия Я.Княжнина в ее отношении к сумароковской трагедии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: