Создание образа гражданина, патриота, Родины как воспитательных идеалов в гражданско-патриотическом воспитании




М. А. Щербакова

(специалист по работе с молодёжью: СП «Авангард» МБУ «Центр «Молодежный», руководитель районного проекта «Политика изнутри»,

г. Новосибирск)

Создание образа гражданина, патриота, Родины как воспитательных идеалов в гражданско-патриотическом воспитании

Принято считать, что современные исследования такого явления, как патриотизм, не дают картины, которая характеризует содержание понятия патриотизма, во всей полноте. Как правило, это объясняется многоаспектностью и многообразием форм его проявления, что в свою очередь определяет неоднозначность трактовок и создаёт предпосылки для подмены понятия и манипулятивного использования.

Так, в последнее время в обществе можно проследить отчётливую тенденцию искажённого понимания патриотизма в сознании молодёжи, которая представляет собой переходную и нестабильную социальную группу, наиболее уязвимую перед событиями, оказывающими негативное влияние на общественно-политическую и социально-экономическую обстановку в стране. Причины заключаются в следующем: свободный доступ молодёжи к интернету, где можно найти огромное количество различных интерпретаций понятия «патриотизм», а также целенаправленная политика нашего государства, внедряющей с помощью телевидения и других средств массовой информации идею о том, что понятие «патриотизм» должно быть завязано на «любви» к руководству страны. Патриотизм сегодня формально является частью государственной идеологии. Подтверждение тому, слова Вячеслава Володина, нынешнего спикера Государственной думы: «Есть Путин — есть Россия, нет Путина — нет России». Следовательно, любой социальный протест современными средствами массовой информации определяется как что-то непатриотичное, «раскачивание лодки» [Приводится по:1]. После распада Советского Союза заметно снизился уровень патриотичности самих граждан, что является следствием невнимательного отношения со стороны государства к вопросу воспитания патриотизма в обществе. Но уже начиная с двухтысячных годов произошли серьёзные изменения к проблемам патриотического воспитания. Так, на фоне событий по восстановлению положительного отношения к достижениям СССР началась разработка концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан и была принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». И всё же недооценка роли воспитания патриотизма, который призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества сыграла «злую шутку». В настоящее время всё ещё нет для молодёжи чётких, понятных ориентиров, нравственных идеалов и образцов, достойных уважения и подражания. И пока не будет выбран ясный путь развития нашей страны, пока не появится уверенность в завтрашнем дне, а в основополагающих понятиях не перестанет допускаться двусмысленность, общество будет вновь и вновь возвращаться к этой проблеме. Сегодня широко распространёнными являются именно имитационные практики: не обладая достаточными ресурсами для удовлетворения ценностных запросов молодёжи, государство постулирует наличие молодёжной политики, не отслеживая до конца степень удовлетворённости ею со стороны молодежи [2].

Серьёзной опасностью для молодёжи является попадание под влияние националистически настроенных групп, в таких группах понятия «патриот» и «патриотизм» являются искажёнными и опираются не на любовь к Родине, а на любовь к нации. Молодые люди достаточно критично относятся к информации, которую получают в учебных заведениях, при этом нет ограничения в самостоятельном поиске информации через Интернет, а в Сети есть огромное количество блогов, видео и статей сомнительного производства и качества. Всё это многообразие способно формировать искажённое представление об исторических фактах. Сегодня, несмотря на то, что в России патриотизм ярко ассоциируется с Победой страны в Великой Отечественной войне, такие устоявшиеся мнения и факты, как: советские солдаты были воинами-освободителями, а не завоевателями, фашизм – это «коричневая чума» 20-го века и другие, подвергаются сомнению у современной молодёжи. А историческое сознание является составляющей политического сознания. Именно оно выступает как «ценностное ощущение мира и обретение себя в потоке исторического времени» [Приводится по: 3].

Подмена понятий, фактов, их искажённое представление, отсутствие должного внимания со стороны государства к гражданско-патриотическому воспитанию рано или поздно приведёт к поверхностному, формальному восприятию патриотизма, а в дальнейшем и к его отторжению и проявлению протестных настроений среди молодёжи.

Такого рода «поверхностный» патриотизм или патриотизм «по случаю» среди молодёжи выявил и проведённый опрос в рамках районного проекта «Политика изнутри», одной из задач которого является создание условий для формирования и развития у молодых людей высокой социальной активности, гражданственности, патриотизма, правовой и политической культуры.

Участниками анкетирования стали учащиеся средних профессиональных образовательных учреждений Кировского района. Цель анкетирования заключалась в определении уровня гражданско-патриотической и политической грамотности. Анкета включала в себя 15 вопросов, два из которых, по мнению автора, являются ключевыми: «Считаете ли Вы себя патриотом своей страны? Что Вы понимаете под понятием «патриотизм»?

Анализ результатов анкетирования показал, что из 92 опрошенных (по общему количеству анкет) на первый вопрос («Считают ли они себя патриотами?») ответили положительно 36 респондентов, отрицательно – 28 и ещё 28 участников опроса затруднились ответить на этот вопрос. Интересным для исследования стало и обоснование респондентов своей точки зрения касаемо понятия «патриотизм». Приведём несколько примеров, комментируя и сохраняя оригинальное написание:

<…> «Патриотизм может быть показан по-разному. Кто-то тихо и мирно гордится своей страной и президентом, а кто-то на улицах выкрикивает речёвки». В данном случае, на наш взгляд, респондент ушёл от прямого ответа на вопрос, не показал своего личного отношения к патриотизму.

«Патриот - чтит героев страны, знает историю и готов на всё ради страны».

«Гордость за свою страну, готовность помочь ей».

«Уважение своего народа и правительства» (респондент считает, что уважение к правительству является признаком патриотизма).

«Я не считаю себя патриотом, так как мне не нравится политика нашей страны» (вновь прослеживается смешение понятий).

«Патриот - это человек, любящий свою страну и гордящийся ей. А как можно быть патриотом России, если гордиться нечем?»

«Я не считаю себя патриотом, но это не значит. Что я не люблю свою страну».

«Не могу назвать патриотом своей страны. Да, я Россию люблю, но мне интересны и другие страны).

Исходя из ответов респондентов можно сделать вывод, что молодые люди не имеет чёткого понимания, что же такое патриотизм. Одним из показателей этого явился высокий процент тех, кто вообще ушёл от ответа. Многие из опрошенных указали, что любят страну, но не любят государство и правительство, и поэтому их нельзя назвать патриотами. В этом случае встаёт закономерный вопрос: «Патриотизм - это любовь к Родине или любовь к правительству?»

Молодому поколению всегда требуется от общества больше внимания, чем другим возрастным группам, прежде всего, в связи с высоким уровнем подверженности пропагандистскому влиянию [Приводится по: 4]. Молодёжью легко манипулировать ради достижения своих целей, поэтому власть и политики этим охотно пользуются. Молодые люди оказываются в ситуации выбора: кому можно верить? Каким идеалам следовать, кому подражать в условиях политического и общественного пустословя и обмана, когда одни понятия подменяются другими. Большинство молодых (55 %) вынуждены признать, что их успех в жизни во многом зависит от умения вовремя закрыть глаза на собственные принципы и согласиться с тезисом, что «современный мир жесток, и чтобы добиться успеха в жизни, иногда приходится переступать моральные принципы и нормы» [Приводится по:5, с.125].

Глубоко убеждены в том, что с молодёжью необходимо быть предельно честными, важно прислушиваться к их мнению, поддерживать инициативы и предложения. Тогда не придётся навязывать любовь к стране и к государству искусственным путем.

Необходимо воспитывать патриотические чувства на бескорыстной любви к Родине как таковой, вне зависимости от того, кто находится у власти. Человек, критикующий власть, может быть ещё бОльшим патриотом, так как он неравнодушен к судьбе своей страны.

 

 

Библиографический список использованной литературы

1. https://kprfnsk.ru/inform/news/30638/ [электронный ресурс]

2. Барбашин М.Ю., Барков Ф.А., Верещагина А.В., Гвинтовкин А.Н., Садко Д.О., Сериков А.В.,Черноус В.В. Социологический портрет молодежи Ростовской области / Отв. ред. Ю.Г. Волков. Ростов н/Д: Изд-во МАРТ, 2012. - 342 с

3. Панюков А.И. Историческое сознание: сущность, структура, тенденции развития, методологический анализ. Красноярск, 1995

4. Паутова Л. Противоречивая молодёжь: казусы общественного мнения. Чем молодёжь отличается от других поколений сегодняшних россиян. https://fom.ru/blogs/11747 // Дата обращения 30.04.2015.

5. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодёжь России: социологический портрет. - М.: ЦСПиМ, 2010. – 290 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: