Задания С1-С3 относятся к историческому документу приведенному ниже.




ЗАДАНИЯ УРОВНЯ А.

1. Оборона Севастополя относилась к событиям войны, проходившей в

1) 1787-1791 г.г. 2) 1813-1814 г.г. 3) 1853-1856 г.г. 4) 1877-1878 гг.

2. Автор одного из программных документов декабристов - "Конституции":

1)А.Н. Радищев 2) И.В. Киреевский 3) Н.М. Муравьев 4) Н.М. Карамзин

3. Какой населенный пункт вошел в историю Отечественной войны 1812 г. как место, где русская армия, оторвавшись от французских войск, пополнила свою численность и вооружение, набрала силы для дальнейшей борьбы:

1) Фили 2) Смоленск 3) Аустерлиц 4) Тарутино

4. Как назывались представители русской общественной мысли 1830-1850-х гг., идеализировавшие историческое прошлое России, выступавшие за самобытный путь развития России:

1) славянофилы 2) социал-демократы 3) западники 4) декабристы

5. К "золотому веку" русской литературы относится творчество

1) Д.И. Фонвизина 2) А.С. Пушкина 3) А.П. Чехова 4) И.А. Бунина

6. В результате проведения судебной реформы 1864 г.

1) был образован единый суд для представителей всех сословий

2) помещики потеряли право суда над крестьянами

3) была ограничена состязательность судебного процесса

4) запрещалось участие присяжных заседателей в судебном процессе

7. Что из перечисленного относилось к деятельности революционных народников:

А) пропаганда среди крестьян

Б) составление "Русской правды"

В) увлечение идеями французского Просвещения

Г) издание "Словаря иностранных дел"

Д) увлечение теориями "общинного", "крестьянского" социализма

Е) террор против правительственных чиновников и царя

Укажите верный ответ:

1) АДЕ 2) АВД 3) БГЕ 4) ГДЕ

8. Прочтите отрывок из записок современника и укажите название учебного заведения, о воспитанниках которого идет речь.

"Говорят, что Александр хотел воспитать … братьев своих Николая и Михаила наравне с будущими подданными и что политические обстоятельства помешали ему исполнить это… А мысль, если она была, заслуживает уважения… Первым выпускам Россия обязана многими достойными и блистательными людьми: Пушкиным, бароном Корфом и князем… А.М. Горчаковым.

1)Смольный институт 2) Пансион при Московском университете

3) Московский университет 4) Царскосельский лицей

9. Прочтите отрывок из официального документа и укажите, в каком году был обнародован этот документ.

"…Крепостные получат в свое время полные права свободных сельских обявателей… Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными. Вместе с тем им дается право выкупить усадебную их оседлость"

1) 1803 г. 2) 1842г. 3) 1861г. 4) 1881 г.

10. В первой половине 19 века повинность крепостных крестьян в пользу помещика называлась:

1) барщиной 2) отработками 3) помочью 4) налогом

11. В результате проведения судебной реформы 1864 г.

1) был образован единый суд для представителей всех сословий

2) помещики потеряли право суда над крестьянами

3) была ограничена состязательность судебного процесса

4) присяжным заседателям передали функции адвокатов

12. Прочтите отрывок из "Записок революционера" П.А. Кропоткина и укажите годы событий, о которых идет речь.

"Вот, например, дом графов Z. Две дочери их, которым опротивела бесполезная, бесцельная праздная жизнь, долго боролись из-за разрешения присоединиться к другим девушкам, посещавшим курсы и чувствовавшим себя столь счастливыми. Борьба продолжалась несколько лет. Родители не уступали. В результате старшая сестра отравилась; только тогда младшей разрешили поступать как ей угодно"

1) 1810-е 2) 1830-е 3) 1850-е 4) 1870-е

13. Реальной основой для возникновения теорий утопического социализма А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского было существование в России 19 века

1) дворянского землевладения 2) крестьянской общины

3) посадских слобод 4) рабочих организаций

14. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите фамилию человека, о котором идет речь.

"Блестящее образование, блестящее положение в свете и при дворе, блестящая, даже по тем временам головокружительная карьера (в 23 года был генерал-майором), барабанный бой и знамена Наполеоновских войск, участие в пятидесяти восьми сражениях, празднества Венского конгресса - вся юность его прошла под тем героическим дуновением молодости, которым дышало "дней Александровых прекрасное начало". И после этого - ночь сибирских рудников…"

1) А.С. Хомяков 2) Б.Н. Чичерин 3) П.Я. Чаадаев 4) С.Г. Волконский

15. Какие из перечисленных ниже событий, явлений, понятий были связаны с понятием "аракчеевщина":

А) военные поселения

Б) временщик

В) учреждение Государственного Совета

Г) вольноотпущенные крестьяне

Д) ужесточение цензуры

Е) учреждение Государственной думы

Укажите верный ответ:

1) АБД 2) АВД 3) ВГЕ 4) ГДЕ

16. Какое из указанных событий произошло ранее остальных

1) убийство Александра 2

2) создание партии социалистов-революционеров (эсеров)

3) создание "Союза борьбы за освобождение рабочего класса"

5) суд над декабристами

17. В 1805 г. под Аустерлицем состоялось сражение между армиями:

1) российско-австрийской и французской

2) российско-французской и английской

3) российско-шведской и английской

4) российско-французской и австрийской

18. Принятая в годы правления Николая 1 в качестве официальной идеологии система взглядов основывалась на положении:

1) "сила власти - царю, сила мнения - народу!

2) "Москва - третий Рим, а четвертому не бывать"

3) "православие, самодержавие, народность"

4) "сначала успокоение, потом реформы"

19. П.Н. Ткачев был идеологом

1) западничества 2) славянофильства

3) революционного народничества 4) социал-демократии

20. В 1 половине 19 века помещики Черноземья с целью повышения доходности своих хозяйств

1) переводили большую часть крестьян на оброк

2) увеличивали размер крестьянских наделов

3) интенсивно внедряли сельскохозяйственные машины

4) переводили крестьян на месячину

21. Какие из перечисленных ниже положений составляли судебную реформу 1864 г.

1) получение помещиками права суда над крестьянами

2) участие адвоката в судебном процессе

3) отмена права императора на помилование

4) состязательность судебного процесса

5) отмена высшей судебной власти Сената

6) участие в судебном процессе присяжных заседателей

Укажите верный ответ:

1) АБЕ 2) БГЕ 3) ВГД 4) ГДЕ

22. Прочтите отрывок из записок современника и укажите дату события, о котором идет речь

"Александр дал свое согласие принудить императора к отречению от короны, но с непременным условием щадить отца и не нанести ему никакого оскорбления… Но люди знатной породы… прокрались, как подлые разбойники…, в комнату безоружного, спящего человека… и умертвили его…"

1) 1801 2) 1812 3) 1821 4) 1825

23. Даты 1825г., 1855г., 1881г., 1894г. относятся к:

1) процессу освобождения крестьян от крепостной зависимости

2) началу царствований российских императоров

3) реформам государственного управления

4) началу военных кампаний

24. Кто из перечисленных ниже лиц прославился в годы Крымской войны 1853-1855 г.

1) А.В. Суворов 2) П.С. Нахимов 3) С.О. Макаров 4) А.Н. Куропаткин

25. Как называлось в России в 1 половине 19 века сословие, обладавшее монопольным правом на владение крепостными крестьянами

1) мещане 2) купцы 3) бояре 4) дворяне

26. Издание "указа об обязанных крестьянах", проведение П.Д. Киселевым реформы государственных крестьян, работа Секретных комитетов для разработки проектов улучшения положения крепостных крестьян - относятся к царствованию

1) Павла 1 2) Николая 1 3) Александра 3 4) Николая 2

27. Что было одной из причин неудач "хождения в народ" в 1874 г.

1) выбор народниками тактики террора как основной формы борьбы

2) нежелание социал-демократов поднимать крестьян на восстание

3) невосприимчивость пролетариата к пропаганде марксизма

4) неприятие революционной пропаганды крестьянами

28. Какие из перечисленных ниже понятий возникли в ходе проведения реформ 1860-1870-х гг.

А) присяжные заседатели

Б) пожилое

В) подворная подать

Г) Избранная рада

Д) Отрезки

Е) Мировые посредники

Укажите верный ответ:

1) АБД 2) АДЕ 3) БВД 4) ВГЕ

29. Прочтите отрывок из исторического романа и укажите дату события, о котором идет речь

"Сопровождаемый несколькими заговорщиками, Беннигсен вошел в покои Александра. Крики "Да здравствует император Александр 1!" дали ему знать, что все кончено и уже нет сомнения в том, какой ценой достался ему престол. Увидев Палена, Александр сказал:

- Ах, Пален, как ужасна начальная страница моего царствования!

- Ваше Величество, - отвечал Пален, - последующие страницы заставят позабыть эту первую страницу.

- Но поймите же, воскликнул Александр, - в народе станут говорить, что я убийца отца!"

1) 1796 2) 1801 3) 1812 4) 1848

30. Кто из российских императоров (императриц) направил казаков на завоевание Индии

1) Петр 1 2) Екатерина 2 3) Павел 1 4) Александр 1

 

ЗАДАНИЯ УРОВНЯ В.

Задания В1 – В11 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать сначала в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов № 1 справа от соответствующего номера задания (В1 – В11), начиная с первой клеточки, без пробелов и других символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый). В задании В10 следует указать последовательность из трех цифр, соответствующих правильному ответу.

В.1. Установите соответствие между понятиями и именами исторических личностей, с которыми связано их возникновение. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

  ПОНЯТИЯ   ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ
А) Временнообязанные крестьяне 1) Петр I
Б) Синод 2) Екатерина II
В) теория «официальной народности» 3) 4) Александр I Николай I
Г) Аракчеевщина 5) Александр II
       

 

А Б В Г
       

В.2. Прочтите отрывок из записок современника и напишите, как назывались представители общественной мысли XIX в., участники кружка, о воззрениях которых идет речь.

«В наших беседах читались разные статьи, которые, за строгостью и бессмысленностью цензуры, не могли быть переданы печати. Хотя вера и философия были преимущественными предметами этих бесед, однако часто возбуждались и политические вопросы, и в особенности вопрос о прекращении крепостной зависимости крестьян и дворовых людей. Насчет способов и времени совершения этой реформы были между нами разногласия: Киреевские, как Иван, так и Петр, опасались радикальных и спешных по сему предмету мер; а Хомяков и я, мы крепко отстаивали полное освобождение крестьян посредством одновременного выкупа по всей России. Но все мы были согласны в том, что крестьяне должны быть наделены землей и что птичья свобода для крестьян была бы не добром, а величайшим бедствием, не шагом вперед, а страшным шагом назад».

Ответ: _______________.

В3. Установите соответствие между именами художников и названиями их картин.

А) А.А. Иванов 1) «Портрет А.С.Пушкина»
Б) В.И. Суриков 2) «Явление Христа народу»
В) А.Г. Венецианов 3) «На пашне. Весна»
Г) В.А. Тропинин 4) «Боярыня Морозова»

В4. Прочтите отрывок из официального документа XIX в. и укажите фамилию его автора.

«Русский, преданный отечеству, столь же мало согласиться на утрату одного из догматов нашего православия, сколь и на похищение одного перла из венца мономахова. Самодержавие составляет главное условие политического существования России... Наряду с сими двумя национальными началами находится и третье, не менее важное, не менее сильное: народность ».

Ответ: ___________________

В5. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите имя императора, в царствование которого были проведены указанные преобразования.

«Министр народного просвещения И.Д. Делянов настоял на закрытии большинства высших женских курсов, он же в 1887 г. издал циркуляр, где запрещал принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Известный как циркуляр о «кухаркиных детях», он стал позорной страницей в истории российской школы».

Ответ: _______________.

В.6. Установите соответствие между названиями организаций и именами их участников. Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите сначала в таблицу, приведенную в тексте задания.

  НАЗВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ   ИМЕНА УЧАСТНИКОВ  
1) «Народная расправа» А) П.И. Пестель  
2) Северное общество Б) С.Г. Нечаев  
3) Южное общество В) А.И. Желябов  
4) «Народная воля» Г) С.П. Трубецкой  
    Д) В.Г. Белинский  
       
       
               

В7. Прочтите отрывок из записок военного корреспондента и напишите название войны, проходившей в XIX веке, о которой идет речь.

«Нашу стоянку у Константинополя долго не забудут войска скобелевского отряда. Со дня на день ждали приказа – двинуться и занять Царьград. Население готовило цветы и флаги, христиане подняли голову… На берегах Босфора толпы солдат и офицеров стояли у пристани в ярком мареве чудесного, сказочного города…».

Ответ: _________________________.

В.8. Установите соответствие между фамилиями представителей культуры и характером их деятельности. К каждому из 4-х элементов (1, 2, 3, 4) подбирается один соответствующий элемент из обозначенных буквами (А, Б, В, Г, Д). Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите сначала в таблицу, приведенную в тексте задания

В.9. Установите соответствие между фамилиями исторических личностей и их принадлежностью к течениям общественной мысли. Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите сначала в таблицу, приведенную в тексте задания

  ФАМИЛИИ   ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ТЕЧЕНИЯМ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ
1) В.И. Ленин А) Анархист
2) И.В. Киреевский Б) Декабрист
3) П.А. Кропоткин В) Славянофил
4) Ф.М. Достоевский Г) Петрашевец
    Д) социал-демократ

 

       
       

В.10. Прочтите отрывок из записок Н.А. Греча о царствовании одного из российских императоров и назовите этого императора.

«Царствование его может делиться на следующие периоды: 1) от вступления на престол до Аустерлица; 2) от Аустерлица до Фридланда; 3) от Тильзита до начала Отечественной войны; 4) от начала Отечественной войны до Троппаусского конгресса … и 5) от Троппаусского конгресса до кончины его. В эти периоды характер и действия его изменялись чувствительным образом».

Ответ: ____________________.

В.11. Установите соответствие между именами деятелей культуры и сферами их творчества.

  Имена деятелей культуры   Сферы творчества
1) М.С. Щепкин А) композитор
2) Н.В. Гоголь Б) литературный критик
3) В.Г. Белинский В) писатель
4) М.И. Глинка Г) актёр
    Д) художник
       
       
           

В.12. Прочтите отрывок из записок декабриста Розена о событиях 14 декабря 1825 г. и напишите фамилию участника движения декабристов, о котором идет речь.

«Две тысячи солдат и вдесятеро больше народу были готовы на все по мановению начальника. Начальник был избран... он был всегда муж правдивый, честный..., на которого можно было положиться. Не знаю, отчего он не явился в назначенный час в назначенное время?!... Согласен, что он потерял голову, могу назвать его жалким в этот день, но подлости, измены в нем не допускаю».

Ответ: ___________________________.

В.13. Какие три события из перечисленных ниже относятся к царствованию Александра II? Укажите цифры, под которыми эти события указаны.

1) создание губернских, уездных земств
2) учреждение военных поселений
3) введение суда присяжных заседателей
4) учреждение Государственного Совета
5) издание циркуляра «о кухаркиных детях»
6) введение всесословной воинской повинности

ЗАДАНИЯ УРОВНЯ С.

Задания С1-С3 относятся к историческому документу приведенному ниже.

Прочтите документ и ответьте на вопросы. Запишите краткие ответы на каждый вопрос (по 1-2 предложения) на специальном бланке для записи ответов в свободной форме, обязательно указывая номер вопроса (С1 и т.д.), по которому дается ответ.

 

Из описания жизни крестьян Пинежского уезда Архангельской губернии после реформ 1860-х гг.:

«Переделов усадебной земли не бывает…Земля делится по наличным мужска пола душам, и она в течение 10 лет считается неотъемлемой от семейства…Сход для переделов всегда составляется из домохозяев. Женщины с правом голоса ни в коем случае в сходах не участвуют…Влияние сельских старост на приговоры схода о переделе не имеет веса, но бывают случаи, что более выдающиеся крестьяне, хотя не открыто и посредством подговаривания других, вносят свой верх. Разверстка платежей и повинностей на количество земли производится ежегодно…Крестьянину доставшийся ему при переделе участок земли предоставляется без согласия мира… закладывать и менять с общинниками только, но ни продавать, ни передавать в наследство на праве собственности не может. Кроме общих обязанностей помогать каждому в трудных случаях жизни, особых обязанностей в этом отношении не существует».

 

С. 1. Как называлась форма хозяйственного объединения русских крестьян, о которой идет речь в документе? В чем проявлялись коллективистские традиции русских крестьян?

С2. Существовало ли равноправие среди крестьян? Обоснуйте свое мнение.

С3. Объясните, каким образом существовавшие в тот период порядки препятствовали окончательному разорению бедных крестьян. Что мешало предпринимательству крестьян?

Задания С4 – С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), сравнение (С5), анализ исторической ситуации (С6), рассмотрение исторических версий и оценок (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

 

С.4. 1. Назовите не менее 2-х проблем, составлявших содержание Восточного вопроса во внешней политике России в середине 1870-х гг. Приведите не менее 3-х фактов, положений, свидетельствовавших о частичном решении одной из этих проблем в результате победы России в русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг.

С.4.2. Назовите основные задачи, которые решались во внешней политике России в царствование Александра I (1801 – 1825 гг.). Укажите не менее двух задач. Приведите примеры событий, относящихся к решению одной из названных задач (не менее трех примеров).

С.5.1. Сравните положение освободившихся от крепостной зависимости русских крестьян в периоды 1861 – 1881 гг. и после принятия Положения 1881 г. – вплоть до конца XIX в.

Назовите общие черты и различия.

С.5.2. Сравните воззрения западников и славянофилов во второй четверти 19 века на будущее России. Укажите общее и различия. Ответ запишите в форме таблицы.

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее
Различия
     

С.5.3. Сравните положение освободившихся от крепостной зависимости русских крестьян в периоды 1861-1881 г.г. и после принятия положения 1881 г. - вплоть до конца 19 века. Назовите общие черты и различия. Ответ запишите в форме таблицы.

С.5.4. 14. Сравните Южное и Северное общества декабристов. Укажите общие черты и различия.

С.5.5. Сравните национальную политику России в 1 и во 2 четверти 19 века (при Александре 1 и Николае 1).

С.6. 1. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В проектах Крестьянской реформы 1861 гг. нашли отражение разные взгляды на условия ее проведения. По каким основным вопросам высказывались разные (альтернативные) предложения при подготовке реформы? Как были практически решены эти вопросы при проведении реформы 1861 г.?

С.6.2. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. Во время разработки проектов Крестьянской реформы (в 1859-1861 г.г.) авторы некоторых проектов предлагали освободить крестьян от крепостной зависимости за выкуп и без выкупа земли. Другие настаивали на безусловном освобождении крестьян и на передаче им помещичьей земли без выкупа. По каким основным вопросам проявлялись противоречия между помещиками и крестьянами при подготовке Крестьянской реформы 1861 г.? Как были решены эти вопросы при проведении реформы 1861 г.?

С.6.3. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В 1855 г., когда Александр 2 вступил на престол, крепостническая система хозяйствования находилась в состоянии кризиса. Какие требования представителей общественной мысли, сословий повлияли на решение Александра 2 отменить крепостное право? Каким образом в положениях Крестьянской реформы 1861 г. отразилось стремление Александра примирить разные сословия?

С.6.4. Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задание. Участники существовавших в России с 1816 г. тайных обществ в течение длительного времени разрабатывали планы захвата власти. Однако выступление 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Санкт-Петербурге потерпело поражение. Назовите не менее двух причин поражения выступления декабристов. В чем проявилось влияние поражения декабристов на общественной мысли? Приведите не менее трех положений.

С.7.1. Некоторые историки утверждали, что основной причиной поражения армии Наполеона в 1812 г. в России были суровые природные условия страны. Какие другие суждения о причинах поражения армии Наполеона вам известны? Какие суждения вы считаете более убедительными? Назовите факты, положения, которые могут служить аргументами, подтверждающими каждое из выбранных вами суждений.

С.7.2. Назовите основные направления общественного движения в России в середине 80-х-90-х г.г. 19 века и фамилии представителей этих направлений. Укажите, каковы были политические цели и способы их достижения у представителей одного из направлений (по выбору).

С.7.3. Поддержка Николаем 1 борьбы греков против османского владычества дала современникам основание назвать его "знаменосцем свободы". Какие другие суждения об отношении Николая 1 к освободительному движению в Европе и проявлением инакомыслия в России вам известны? Какие суждения вы считаете более убедительными? Назовите не менее 2-х фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

С.7.4. Некоторые историки утверждали, что основной причиной поражения России в Крымской войне 1853-1856 г.г. была невозможность для России в одиночку противостоять объединенным силам коалиции держав: Англии, Франции и Турции. Какие другие суждения вам известны? Какие суждения вы считаете более убедительными? Приведите не менее 2-х фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими каждое.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: