Цель. Формировать представление детей о российской армии, охраняющей нашу Родину; воспитывать уважение к защитникам Отчизны.
Предварительная работа. Беседы, рассматривание иллюстраций.
Словарь. Армия, родная; каска, военный билет, фашисты.
Оборудование. Плакаты, посвященные армии, рассказ А. Миняева «Почему армия родная?»
Ход занятия
Воспитатель демонстрирует плакаты, вместе с детьми рассматривает их, читает текст плакатов.
Воспитатель. Почему говорят: армия родная? (Рассуждения детей.) Вот и девочка Лена из рассказа, который я хочу прочитать вам, так же как и вы, задумалась над тем, почему мы называем армию родной.
Чтение рассказа А. Миняева «Почему армия родная?»
Девочка Лена научилась читать.
На стене дома повесили плакат. С плаката на девочку смотрел молодой солдат в каске. Лена стала читать:
«Да здравствует родная российская армия!»
«Армия называется российской, потому что она в нашей стране, — думает Лена. — А почему родная? Ведь она не мама, не папа, не бабушка».
Шел домой мальчик Коля. Он был соседом Лены, и Лена его спросила:
— Коля! Скажи, тебе армия родная?
— Мне? Конечно, родная, — ответил Коля. — Мой брат уже полгода служит в армии. Брат мне родной. Значит, и армия родная.
Ушел Коля домой. А Лена осталась на улице. Вышла из подъезда соседка тетя Маша. Лена и ее спрашивает:
— Тетя Маша! Скажите, пожалуйста, ваши родные служат в армии?
— Нет, — отвечает тетя Маша. — Не служат. Все дома.
— Значит, вам армия не родная?
— Как же это не родная? — удивилась тетя Маша. — Я жила в деревне, и началась война. Деревню заняли фашисты. А потом был бой, и пришли наши. Мы бежали им навстречу, плакали от радости и только говорили: «Родные! Наконец-то пришли, спасли нас от смерти».
Армия всем родная, — закончила тетя Маша. — И меня, старую, и тебя, такую маленькую, она никому в обиду не даст.
Повеселела девочка. Побежала домой.
Когда пришел домой с работы папа, она рассказала ему, как сама прочитала надпись на плакате и что ей сказали Коля и тетя Маша.
— Все же Коле армия роднее! — пожаловалась Лена.
— Ну это как сказать! — ответил папа. — Принеси-ка шкатулку с документами.
Папа достал из шкатулки красную книжечку — военный билет, — где было написано: «Сорокин Иван Сергеевич. Танкист. Сержант запаса».
— Вот это да! — удивилась Лена. — Мой папа танкист! А что значит «запас»?
— Это значит, — сказал папа дочке, — что я, хотя и работаю на заводе, все равно числюсь в армии.
— А другие папы?
— И другие папы тоже. Кто, как я, танкист, кто летчик, кто разведчик, кто моряк запаса.
На другой день Лена снова гуляла на улице. Было холодно, дул ветер, падал снег. А она не уходила домой, ждала, когда из школы придет Коля, хотела сказать ему про своего папу-танкиста.
Воспитатель. Почему армия каждому из вас родная? (В армии служат наши родные. И наши мальчики, когда станут взрослыми, пойдут служить в армию.)
ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ «ВМЕСТЕ С ПАПОЙ»
Цель. Развивать силу, ловкость, быстроту, воспитывать чувство коллективизма, настойчивость в достижении поставленной цели.
Предварительная работа. Разучивание стихов, прослушивание детских песен из мультфильмов, изготовление из бумаги самолетов, изготовление подарков папам.
Словарь. Мужественный, благородный, метеорит, авиаконструктор.
Оборудование. Куб с цветными гранями, листы бумаги, плакат, посуда, конструктор, игра «Рыбаки».
Ход занятия
Зрители под аплодисменты встречают команды. Воспитатель. Дорогие наши мужчины — папы и сыновья! Поздравляем вас с наступающим праздником! Желаем вам успехов в делах, счастья, добра, чистого мирного неба над головой. Мальчишкам — расти сильными, мужественными, добрыми и благородными; помнить о высоком звании мужчин! Девочки (читают стихи).
Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко, Змейкой мчится по земле легкая поземка. Поднимаясь, мчатся вдаль самолетов звенья. Это празднует февраль армии рожденье.
Дети дарят папам подарки.
Воспитатель. Сегодня мы проводим игру-соревнование «Вместе с папой». И я вам предлагаю отправиться в путь к далекой звезде. В пути может случиться всякое: вы можете попасть в метеоритный дождь, может произойти поломка корабля, и тогда вам придется прекратить путешествие, а ваши более удачливые соперники отправятся в путь без вас. Желаю всем вам удачи и приятного путешествия! Вашу находчивость, ловкость, эрудицию будет оценивать жюри.
(Представление жюри.)
1-й конкурс: «Отгадай-ка».
Дается куб с цветными гранями. Каждому цвету соответствуют вопросы по теме: Родина, ее защитники, отвага, смелость. Участники по очереди бросают куб и отвечают на три вопроса.
2-й конкурс: «Авиаконструктор».
Воспитатель.
Он гудит и чертит мелом,
Он рисует белым-белым
На бумаге голубой,
Он рисует сам собой.
Собирается в полет.
Что же это?
(Самолет.)
На столе лежат листы бумаги. Папе и сыну нужно сделать по одному самолетику. За скорость и качество работы присуждаются баллы.
Музыкальная пауза. Звучит музыка. Папы приглашают на танец мам, а мальчики — девочек.
3-й конкурс: «Запоминай-ка».
На доске крепится плакат, на котором под номерами изображены самолеты, танки, корабли, вертолеты. Участникам выдаются такие же листочки. Когда плакат убирается, нужно восстановить нумерацию.
4-й конкурс: «Загадки».
Каждой команде загадывается по две загадки.
Глазами не увидишь, руками не возьмешь, А без него в атаку не пойдешь.
(Ура!)
В городе Торжке продают бабу в горшке.
(Каша.)
Две головы, шесть ног, две руки, один хвост.
(Всадник.)
Два арапа, родные брата, ростом по колено, Везде с нами гуляют и нас защищают.
(Сапоги.)
5-й конкурс: «Поварята».
Воспитатель. А сейчас мы заглянем на кухню. На столе стоят различные предметы. Некоторые из них имеют отношение к кухне, но не все. Вам нужно назвать лишние предметы.
6-й конкурс: «Рыбаки».
Воспитатель. И сейчас все решится! Какая же команда достигнет заветной звезды? Скажите, пожалуйста, чем вы любите заниматься в свободное время? (Ответы детей.) Это очень интересно. Ну а теперь мы отправляемся на рыбалку. Все вы хорошо знаете сказку о рыбаке, который рыбачил тридцать лет и три года, пока не случилось чудо: поймал он рыбку не простую, а золотую, и исполняла рыбка его желания. А сегодня будет наоборот. Вы пойдете на рыбалку, если повезет, поймаете рыбку и будете исполнять ее желания. Итак, закидываете удочку, и пока ждете рыбку, папа рассказывает интересную историю из своей жизни, а жюри его оценивает. На пойманной рыбке задание: исполнить песенку из мультфильма.
Исполняются песенки Водяного, Чебурашки, Львенка и Черепахи. Подводятся итоги игры-соревнования. Победители награждаются.