План.
1. Сущность внеурочной деятельности в условиях ФГОС.
2. Результат и эффект внеурочной деятельности учащихся.
3. Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся.
4. Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности.
Сущность внеурочной деятельности в условиях ФГОС.
Анализ современных исследований в области социологии позволяет предположить, что в ближайшее десятилетие педагогу предстоит работать в условиях:
- расслоения детей и молодёжи по уровню обеспеченности;
возрастающей роли различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, FM-радио);
- разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих от реальности;
- экспансии молодёжной субкультуры, ориентирующей молодых людей на удовольствия и потребление;
- нарастания межнациональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений.
В этих условиях возрастает роль педагога с позицией воспитателя, который должен отчетливо представлять себе цели воспитания в современных условиях, которая понимается как воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Реализация этой цели планируется с помощью внедрения Федерального государственного образовательного стандарта. На ступени начального общего образования он будет внедряться с первого сентября этого года с помощью Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.
В ней отмечается, что прежний подход к воспитанию, который сводился к проведению мероприятий, фактически отдалял ребёнка от его социального и информационного окружения, нарушал трансляцию культурного и социального опыта, нарушал связи между поколениями, снижал её жизненный потенциал.
Современный подход к воспитанию состоит в системном понимании его механизмов. Поэтому Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения базируется на Программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, разработанной на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эти документы определяют основные понятия воспитания, такие как национальные ценности и идеалы.
ФГОС общего образования внеурочной деятельности школьников уделяет особое внимание, впервые определяет пространство и время ее реализации в образовательном процессе. Обратимся к базисному учебного плану, рекомендованному ФГОС. В нем на внеурочную деятельность выделяется по 10 часов в неделю в каждом классе, всего 1350 часов на весь период начального образования.
Для оказания методической помощи педагогам по освоению этого вида деятельности издательством Просвещение выпущены книги Примерные программы внеурочной деятельности и Методический конструктор «Внеурочная деятельность». Остановимся на некоторых положениях этих изданий, в которых раскрываются отдельные проблемы осуществления внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно-полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.
Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.