ВОЕННО-СПОРТИВНАЯ ИГРА «БУДУЩИЕ ЗАЩИТНИКИ».
Цель. Формировать патриотические чувства; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.
Предварительная работа. Беседы, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций.
Словарь. Отечество, армия, санчасть, ссадина, юнга, погоны.
Оборудование. Таблицы с буквами, бинт, мячи, корзинки, обручи, кегли, кубики, листы бумаги, фломастеры.
Ход организованного вида деятельности
Воспитатель. Скоро праздник — День защитника Отечества. От всей души поздравляем вас, желаем здоровья, счастья, мира. Сегодня на праздник собрались будущие защитники Отечества, и мы с вами увидим военный парад. Команды представят разные виды вооруженных сил. Они покажут строевую подготовку. (Команды под музыку входят в зал.)
Первая команда: морская пехота. (Команда под музыку делает круг почета.) Вторая команда: танкисты. (Команда под музыку делает круг почета.)
Сегодня они покажут свою ловкость, силу, смекалку.
1-й конкурс: «Составь слово».
Задание: из букв А, Р, М, И, Я составить и прочитать слово. Капитаны получают пакет с буквами. Буквы написаны на табличках, выдаются по одной на игрока, остальные участники помогают отгадать слово. (Учитываются сообразительность и время.)
2-й конкурс: «Санчасть».
1-й этап. Задание: забинтовать головы и руки двум «раненым». «Ранеными» будут девочки-болельщицы. (При оценке учитываются аккуратность и прочность повязки, а также быстрота действий.)
2-й этап. Вопросы командам.
• Какое лекарственное растение можно использовать при ушибах и ссадинах? (Подорожник.)
• Какое растение используют при простуде? (Мать-и-мачеха.)
• Знаете ли вы, что можно использовать в лесу для заварки чая? (Листья земляники, малины, брусники.)
• Какие растения лечат от семи недугов? (Лук, чеснок.)
• Какие вы еще знаете лекарственные растения? (Ромашка, пустырник, липовый цвет и др.)
3-й конкурс: «Меткий стрелок»
Задание: каждый участник команды должен с определенного расстояния попасть мячом в корзину. 4-й конкурс: «Загадки». (Конкурс оценивается по количеству отгадываемых загадок.)
Черный кочет рявкнуть хочет.
(Ружье.)
Как называется подросток, изучающий морское дело?
(Юнга.)
Как называются наплечные знаки военного?
(Погоны.)
Ползет черепаха
стальная рубаха. (Танк.)
5-й конкурс: «Строевая подготовка». Задание: команды должны проявить свои боевые качества. Командирам построить своих бойцов. Задания командам.
1. «Пройти через болото». (Нарисовать конки-кружки не очень близко друг к другу.)
Кто, перепрыгивая, «оступился в болото», тот «утонул».
2. «Пройти сквозь ущелье». (Делается «ущелье» из 5—6 обручей. Нужно пробежать туда и обратно, не задев ни одного обруча спиной.)
3. «Сбей цель». Сбить кеглю мячом.
4. «Собрать грибы». Собрать с завязанными глазами кубики.
6-й конкурс: «Конкурс капитанов».
Капитанам выдается по листу бумаги, фломастеры. Капитаны должны нарисовать портреты друг друга и обменяться ими на память.
Награждение команд.
БЕСЕДА «РУССКИЕ БОГАТЫРИ»
Цель. Дать понятие «былина», познакомить с героями былин — Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем, Микулой Селяниновичем; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России.
Предварительная работа. Чтение былины «Илья Муромец», рассматривание иллюстраций.
Словарь. Былина, богатырь, ратник, кольчуга, оратай, сказитель, булава, снаряжение, колчан.
Оборудование. Репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри», предметные картинки: оратай на пашне, соха, щит и меч, булава, кольчуга и шлем.
Ход занятия
Воспитатель. Сегодня мы поговорим о богатырях земли Русской. Некоторые из них жили 1000 лет назад. Но как же мы о них узнали? Русские люди слагали былины. Былина — от слова «быль», «было». Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев былину.
Послушайте, как сказитель сказывал былину о богатыре Илье Муромце:
Подъехал он ко городу Чернигову. У того ли города Чернигова Нагнано врагов черным-черно... Он как стал-то эту силу великую И конем топтать, и копьем колоть, И побил он эту силу великую.
(Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину В. М. Васнецова «Богатыри» и задает вопросы.)
Кто изображен на картине? (Богатыри.) Как зовут богатырей? Во что они одеты? (В кольчугу.) Зачем она богатырю? Как называется головной убор? (Шлем.) Как называется снаряжение богатыря? (Булава, колчан, стрела, лук, щит.)
В старину воина называли ратник (от слова «рать» — «войско».) Зачем нужны были ратники? (Богатыри сражались с врагами, которые нападали на Русь, они охраняли ее границы.)
Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрацию — оратай на пашне.
Воспитатель. На картине изображен богатырь, только не воин, а оратай. Так раньше называли того, кто пахал землю и сеял семена. Былина о нем говорит так:
Он одной-то рукой камень вывернет, А двумя-то руками быка свалит. Зовут же его Микула Селянинович.
Когда ратникам нужна была помощь, они звали Микулу Селяниновича:
Аи же ты, оратай-оратаюшко,
Ты поедем-ко с нами во товарищах.
Все вместе богатыри становились такими сильными, что победить их было невозможно.