ПРИМЕР ДИСКУССИОННЫХ ТЕМ ИЗ РАЗНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПОЗНАНИЯ




Загрязнение природы: может ли жизнь в городе быть такой же приятной, как на даче? (естествознание, чтение)

Трудно ли жить в нашем обществе человеку в инвалидной коляске? (чтение)

Мой внешний вид: личное дело или уважение к окружающим людям? (чтение, естествознание)

Компьютерные игры – увлекательное занятие: почему же мама недовольна? (чтение, математика)

Опасны ли для детей и общества жестокие сцены в кино и на телевидении? (чтение, история).

Нужно ли малым народам стремиться сохранять свой язык и культуру? (русский язык, чтение, иностранный язык)

Для того, чтобы ценностная составляющая привносилась в содержание познавательной деятельности школьников, педагогу следует акцентировать их внимание на нравственных проблемах, связанных с открытиями и изобретениями в той или иной области познания.

Позитивное отношение младшего школьника к знанию как общественной ценности будет вырабатываться у него тогда, когда знание станет объектом эмоционального переживания. Наиболее удачными формами здесь могут оказаться, например: школьный интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» (здесь знание и умение его использовать становятся высшей ценностью для участников игры), дидактический театр (в нем знания из самых разных областей обыгрываются на сцене, в связи с чем становятся эмоционально переживаемыми и личностно окрашенными), научное общество учащихся (в его рамках осуществляется исследовательская деятельность школьников, поиск и конструирование нового знания – знания своего, искомого, выстраданного).

Достижение результатов третьего уровня будет возможно при условии организации взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде.

Для этого педагогам рекомендуется организовывать те или иные социально ориентированные акции. Например, некоторые заседания кружка любителей литературы смогут стать фактором приобретения школьниками опыта социального действия, если, например, будут проводиться для воспитанников детских домов или пенсионеров. В клубе любителей книги или вечеров семейного чтения могут проводиться акции по сбору книг для школьной библиотеки. На занятиях предметных кружков школьники могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе (разумеется, по собственной инициативе).

Деятельность предметных факультативов может стать социально ориентированной, если их участники, например, ученики четвертого класса, возьмут индивидуальное шефство над неуспевающими школьниками вторых-третьих классов.

Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения. Например: способы улучшения качества питьевой воды в школе; химический состав популярных детских напитков и проблемы здоровья; способы энергосбережения в школе и формы энергосберегающего поведения учеников и учителей; отношение к старикам у жителей нашего микрорайона и т. п.

Подобные темы могут стать темами исследовательских проектов школьников, а их результаты – обсуждаться в окружающем школу сообществе.

Туристско-краеведческая деятельность. Туристско-краеведческую деятельность младших школьников рекомендуется организовывать педагогами как в форме регулярных кружковых, факультативных или музейных занятий, так и в форме нерегулярных краеведческих детско-родительских экскурсий, детско-родительских походов выходного дня, полевых лагерей, слетов, соревнований и подготовок к ним, краеведческих олимпиад и викторин, встреч и переписки с интересными людьми, работы в библиотеках и т. п.

В рамках любой из перечисленных выше форм возможно достижение результатов первого уровня внеурочной деятельности.

Элементарные социальные знания ребенок получает, когда только начинает осваивать туристско-краеведческую деятельность. Он знакомится с правилами поведения человека в лесу, в горах, на реке, узнает о специфике походной жизни в коллективе, постигает этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяет представление о себе как о жителе того или иного края.

Но особенно эффективно процесс освоения социальных знаний будет происходить тогда, когда младшие школьники вместе с родителями будут в полевых условиях знакомиться с окружающим их социальным миром, с жизнью людей родного края:их нормами и ценностями, победами и проблемами, этническими и религиозными особенностями.

Приобретение школьником этих знаний происходит в походе совсем иначе, чем на школьных уроках или дома. Одно дело, например, узнавать из учебников, кинофильмов или рассказов взрослых о значении для нашего общества Победы в Великой Отечественной войне, о нормах отношения к ветеранам, о необходимости чтить память погибших, и совсем другое дело – понять все это, когда ты сам прошел по местам боев, встречался с людьми, пережившими ужасы фашистской оккупации, расчищал от мусора заброшенные братские могилы и т. п.

Маршруты экскурсий, походов, экспедиций следует прокладывать так, чтобы школьники смогли посещать монастыри, храмы, памятники, старинные дворянские усадьбы, музеи, места важных исторических событий.

Педагогам рекомендуется инициировать организацию детьми встреч с очевидцами ярких исторических событий, старожилами, местными краеведами, хранителями школьных музеев, членами поисковых отрядов, просто интересными людьми.

Такие встречи и беседы не идут ни в какое сравнение с музейными экскурсиями или рассказами приглашаемых в школу гостей. Заинтересованно, эмоционально школьники слушают своих собеседников, ведь они сами разыскали их, сами устроили встречу в нехитрых условиях: в местной школе, на порожках деревенского дома и т. п. Не менее интересными для младших школьников могут оказаться и неформальные встречи с попутчиками, с людьми, заглянувшими на походный огонек или приютившими ребят и родителей на ночлег у себя дома.

Достижение результатов второго уровня осуществляется благодаря включению иных педагогических механизмов:

§ введение педагогом и поддержание старшими и авторитетными членами туристского коллектива особых неписанных правил, касающихся туристских традиций и специфических форм поведения.

Например:

¾ вещь, положенная в рюкзак, на время похода перестает быть абсолютной частной собственностью. Приветствуется совместное пользование имуществом и умение отдать товарищу последнюю сухую рубашку;

¾ в походе все принадлежит всем и все делится поровну. Осуждаются «индивидуальные домашние пайки» или «междусобойчики»;

¾ рюкзаки девочек должны быть на порядок легче мальчишечьих. Основной груз общественного снаряжения должна взять на себя мужская часть группы. Приветствуется оказание помощи девочкам в облегчении их рюкзаков, в преодолении трудных участков пути, а также моральная поддержка. То же самое касается и помощи самым младшим членам туристской группы;

¾ приветствуется благоустройство и поддержание чистоты всех посещаемых туристами природных и культурных объектов. Было бы хорошо не просто следить за собственной чистоплотностью, но и по возможности убирать чужой мусор;

¾ исключается вырубка для туристских нужд живых деревьев – использовать можно только хворост и сухостой. Походный костер следует стараться разводить так, чтобы не повредить корни и ветви близлежащих деревьев и кустарников;

¾ в походе приветствуется красивая и правильная речь. Вступать в конфликты с местными жителями, отвечать грубостью на грубость, вести себя вызывающе запрещается.

В этих туристских правилах воплощены важные общественные ценности: земля, Отечество, культура, человек. За каждым из этих правил стоит то или иное социально одобряемое отношение: туриста – к природе, собеседника – к собеседнику, старшего товарища – к младшему, мальчика – к девочке. Предъявление начинающим туристам этих неписаных правил имеет особое значение в воспитании. Рано или поздно они станут традицией, которую сами же школьники и будут поддерживать. Эти правила укоренятся в группе или даже ритуализируются. «Старички» (туристы со стажем, опытные, знающие) станут предъявлять эти правила начинающим. А те, в свою очередь, желая идентифицировать себя с более взрослыми и авторитетными в их глазах школьниками, естественным образом станут воспроизводить правила в своем собственном поведении;

§ побуждение младших школьников к соблюдению основных режимных моментов жизни туристской группы, режим становится частью повседневной жизни туриста.

Прежде всего, здесь следует позаботиться об отношении школьника к труду и к своему свободному времени. Сборы, гигиенические процедуры, установка и демонтаж палаток, укладка рюкзаков, уборка территории бивака, разведение костра, приготовление пищи и т. п. должны выполняться четко и не отнимать у школьника лишнего времени. Чтобы не затягивать время важно ввести в туристской группе простое правило – «Ищу работу». Пусть эта фраза ляжет в основу отношения юного туриста к своему свободному времени. Текущей работы в походе, экспедиции или палаточном лагере хватает всегда – и ребята не должны в безделье дожидаться, когда эту работу выполнят те, кому она поручена и кто за нее отвечает по должности. Дело в любом случае должно быть выполнено четко и в срок. Это важно для всего коллектива, причем гораздо важнее, чем строгое исполнение своих индивидуальных обязанностей. Поэтому ничем не занятые в данный момент дети должны предлагать себя в помощники и сами искать работу. Это должно стать правилом хорошего тона в туристской группе;

§ формирование ценностных отношений школьника к окружающему миру, к другим людям и к самим себе, в результате возникающих во время походов ситуаций повышенного физического, морального, эмоционального напряжения.

Трудности походной жизни – попадающиеся на пути препятствия, неблагоприятные погодные явления, отсутствие привычных бытовых условий, физический труд – все это требует от школьников концентрации сил, воли, терпения. Смогут ли они не сломаться, не упасть в мягкую траву со словами «несите этот рюкзак сами»? Смогут ли, имея за спиной километры пути, продолжать выполнять свои должностные обязанности? Смогут ли при этом еще и помогать другим – девочкам, самым младшим, более уставшим сверстникам? Смогут ли взять на свои плечи чужой груз? Смогут ли удержаться от малодушного желания сократить маршрут или воспользоваться попутным транспортом? Все эти естественные испытания ребенку нужно учиться переносить, а не стремиться уклониться от них, выбирая более легкую дорогу, более благоприятную погоду, более удобную жизнь. Задача педагога и родителей в походе – помочь детям достойно встретить эти испытания, пройти через них, сохранив веру в себя и верность другим.

В подобных ситуациях-испытаниях школьник находит ответы на актуальные для себя вопросы: что я есть на самом деле? Что во мне есть из того, что я в себе еще не открыл? К чему я способен, что я могу?

Туристско-краеведческая деятельность открывает перед школьником широкие возможности для приобретения опыта самостоятельного социального действия (это третий уровень результатов).

Опыт социального действия юный турист-краевед может приобрести, включившись в традиционную для многих туристских групп систему сменных должностей. Педагогам рекомендуется чаще создавать такие системы в детских объединениях и привлекать к ним как можно большее количество школьников. Система сменных должностей является системой детско-взрослого самоуправления, действующая во время подготовки и проведения турпохода. Практика введения системы сменных должностей распространена среди многих туристских групп, поскольку значительно облегчает их работу на маршруте и является хорошей школой формирования туристских навыков. Все (или почти все) участники похода по очереди занимают те или иные должности в течение суток:

§ штурманы.

Задача двух штурманов – с помощью компаса и карты провести группу по намеченному маршруту. Располагаясь впереди идущей группы, они выбирают наиболее удобную для всех дорогу, а при необходимости – производят ее разведку. Ошибки штурманов могут серьезно усложнить жизнь путешественников, и поэтому взрослому руководителю, родителям, участвующим в походе, необходимо постоянно отслеживать эти ошибки. Но не следует при этом тут же бросаться их исправлять – важнее дать почувствовать детям, что значит быть человеком, от которого зависят другие люди;

§ хронометрист.

Его задача – в специальном блокноте фиксировать основные участки пути, время и скорость их прохождения, расстояния между ними, преодолеваемые препятствия и степень их сложности. Пунктуальность, оперативность, умение работать в неблагоприятных условиях – вот качества, требующиеся от исполняющего эти обязанности школьника. Результаты работы хронометриста могут понадобиться для отчета о походе в маршрутно-квалификационной комиссии;

§ краеведы.

Их задача – находить в посещаемых туристами населенных пунктах такого человека, который смог бы рассказать о местных достопримечательностях: интересных событиях, произошедших здесь когда-то, интересных людях, которые здесь жили или живут, природных или культурных объектах, которые стоит посмотреть, и т. д. Младшие школьники вместе с родителями занимаются поиском и интервьюированием таких людей. На привале или у вечернего костра краеведы могут поделиться добытой информацией со всеми. Кроме того, через них можно выяснить, какую посильную помощь туристы могут оказать, например, живущим здесь ветеранам, местной школе или музею;

§ дежурные.

Занимая эту должность, школьники приобретают элементарные навыки самообслуживающего труда. Костер, дрова, посуда, завтрак, обед и ужин – вот объект заботы дежурных. А еще – места привалов и ночевок, которые после ухода группы должны стать чище, чем они были до ее прихода;

Большое значение имеет здесь включение педагога и родителей, принимающих участие в походе, в систему сменных должностей. Во-первых, это будет справедливо: взрослые должны показать учащимся, что система сменных должностей – это не придуманная для них игра в самоуправление, а реально необходимая форма организации совместной походной жизни. У каждого (кем бы он ни был) есть свой участок работы, за который он несет ответственность перед всей группой и, в первую очередь, перед командиром (кто бы в данный момент эту должность ни занимал). Во-вторых, работа взрослых в той или иной должности будет рассматриваться детьми как эталонная. Другими словами, именно действия взрослых – как более опытных в группе туристов – будут примером для них.

Получить опыт социального действия младший школьник может, участвуя в благотворительной работе, организованной педагогом или самими подростками во время экскурсии, похода, экспедиции, полевого лагеря и т. п. Это может быть:

§ уход за братскими могилами, которые встречаются туристам во время путешествия;

§ расчистка от мусора и благоустройство туристических стоянок, родников, колодцев и других природных объектов;

§ оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, старожилам, музею, школе, в которой им разрешили переночевать, и т. п.

Пусть забота о других становится привычным делом юных туристов. Педагогу рекомендуется, инициируя те или иные благотворительные акции, использовать собственный авторитет и личный пример. Приступая к работе первым, не превращать акцию в митинг или «событие мирового масштаба» – пусть это дело выглядит обыденным и само собой разумеющимся.

Полученный детьми опыт социального действия должен быть обязательно осмыслен ими, отрефлексирован. Для этого педагогам рекомендуется создавать в туристских группах разного рода рефлексивные ситуации.

Одной из них может быть, например, вечернее обсуждение туристами пройденного дня. Это обсуждение учит школьников: анализировать свои проблемы и затруднения; адекватно оценивать свои силы, способности, характер, свое отношение к порученному делу, к коллективу; ставить перед собой цели и достигать их; передавать свои чувства и быть открытыми для других.

Например, вечером у костра собирается вся группа туристов и начинается совместное обсуждение прошедшего дня. Ребята, их родители по очереди говорят о своих чувствах, переживаниях и впечатлениях:

¾ каково самочувствие, есть ли какие-то проблемы со здоровьем, каково душевное состояние, настроение? Чем это вызвано? Что в связи с этим планируешь сделать завтра?

¾ какие обязанности (штурмана, командира, дежурного и т.д.) выполнял сегодня? Справился ли с ними? Что получалось хорошо, а с чем были проблемы? Чем они были вызваны? Как можно было бы их избежать? Какой совет дал бы тому, кто будет исполнять эти обязанности завтра? Чему новому ты сегодня научился? Что дало (или не дало) тебе пребывание в этой должности? В каком качестве хотел бы попробовать себя еще раз?

¾ какие произошедшие сегодня события, увиденные вещи и явления, встреченные люди удивили, поразили, обрадовали, расстроили? Чем и почему? Как ты думаешь, почему это задело тебя лично?

¾ кому из товарищей хотел бы сказать сегодня спасибо? За что? Кто был для тебя сегодня примером, кто тебя чему-либо новому научил, чем-то помог?

Будет лучше, если первым начнет вечерний разговор кто-то из взрослых (но не руководитель группы) или кто-либо из старших детей, туристов со стажем – это послужит для младших ребят хорошим примером рефлексии и сразу задаст достаточно высокий ее уровень. А завершать анализ дня лучше взрослому руководителю. Инициировать и вести вечерний разговор должен взрослый. Однако со временем, когда «разбор полетов» за день станет традиционным и привычным для туристов, можно делегировать эту функцию дежурным командирам.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: