Лекция 14.
Тема: Архитектура Великобритании эпохи Возрождения.
Часть1.
ПЛАН:
1. Периодизация
2. Фахверковые конструкции дома. Западная школа строительства.
3. Строительные и декоративные материалы.
4. Усадебные и сельские дома.
I
Развитие архитектуры английского Возрождения делится на 2 периода.
1. Время Тюдоров (1485-1558 гг.) – представленные рядом позднеготические сооружения
- дворцов-замков
-усадебных домов
-академических зданий
-капелл
отмечены появлением ренессансных деталей
Фахверковые строения (сельские, городские дома)
2. Время Елизаветы I (1558-1603 гг.) – время дворцовых и усадебных построек в рациональной и в живописной композиции.
3. Время Якова I (1603-1625 гг.) – переходное к Палладианству (1619-1622 гг.)
В литературе не существует ясности в том, что же считалось «ренессансом» в английской архитектуре, что не подразумеваются национальные типы форм, а чисто итальянские формы и приемы.
Альфред Готч в работах назвал английскую архитектуру «зрелым ренессансом», что «эта композиционная свобода была чужда палладианству».
Позиции исследователей (Гариер, Стретточ, Э. Типпинг, П. Ллойдин), которые отказывались от применения термина «ренессанс» к архитектуре времени Тюдоров в целом, делят историю развития английского жилища периодизацией:
За XVI в. Население Англии увеличивается:
-политическая стабильность
-экономический подьем
Все это привело к обширному строительству жилищ (сельские, фермы, дома землевладельцев)
Используемый материал характеризует и определяет лицо архитектуры:
В богатых камнем графствах строились каменные дома, причем относительная твердость определяла богатство или бедность декора.
|
II. Фахверковые конструкции
Массовое строительство с дерева. Но кораблестроение и выжиг угля для нужд населения сократил площади лесных угодий. Так начинают распространяться фахверковые конструкции (дубовый каркас с заполнением из оштукатуренных и побеленных панелей).
Западная школа.
Вначале общая площадь деревянных плоскостей каркаса примерно была равна площади панелей заполнения, которое могло быть оштукатуренной плетенки или глиняным с рубленной соломой. Обычно два каркаса большого и малого объема (один в один) укреплялся консолью, что служило основанием и полом для верхнего. Такая система способствовала лучшей работе балок перекрытия. Отсюда нависающие этажи и в сельских постройках. Со временем научились строить сквозные 2-ух ярусные каркасы с промежуточным перекрытием.
В раннее средневековье Англия не знала кирпича. Древняя техника его обжига и кладки была утрачена почти на 1 тысячу лет. С XV в. Нидерландские мастера возрождают технику кирпичной кладки с применением белокаменных деталей. В дальнейшем «красные каменщики» вводят практику заполнения дубовых каркасов кирпичом (без штукатурки).
На востоке страны стали строить дома целиком из кирпича. Это сильно упрощало строительство.
III. Строительные и декоративные материалы
Строительные материалы:
-дерево
-камень
-в XVI в. Производство стекла, развившееся благодаря притоку ремесленников-иммигрантов
-большие окна
-эркеры елизаветенских домов определяют специфику интерьеров, их хорошую освещенность и тепловой режим, стилистические особенности архитектуры того времени.
|
С 1589г. в Англии функционировало 15 фабрик стекла.
-свинец листовой для кровли, оконных пролетов для усадебных домов
-щепа(дерев.)
-сланец, черепица
-солома для фермеров
Декоративные материалы:
-мрамор (для отделки каминов)
-терракота
-гипсовая штукатурка, как отделочный материал в интерьере (лепные потолки, фризы)
-«антика» - работа по трафаретам и образцам. Стали популярны «итальянские детали»
Мастера гордились «своим временем»
«Дух времени проявлялся в свободе»
Стали популярны «альбомы архитектурных деталей», «советы архитектурных украшений», коллекции «Чертежи строений сюрвейеров» Джона Тарпона, Р. Смитсона
(планы этажей, фасады).
IV Усадебные и сельские дома
Центром тяжести архитектурного развития в XVI в. было усадебное строительство. Оно имело 3 источника:
1) Местную позднеготическую тенденцию
2) Непосредственное формотворчество, опиравшееся на народную строительную практику (дерево и фахверк) и новые материалы (кирпич)
3) Заимствуемые итальянские формы и тектонические приемы (нидерландские, немецкие интерпретации)
Тип жилого дома явился качественно новой категорией, в которой отдельные заимствованные или унаследованные концепции и формы оказались переосмысленными в свете
· Текущей строительной практики
· Господствовавшего общественного строя
· Бывшего уклада
· Мировоззрения
· В органическом сочетании с плодами спонтанного формотворчества превратились в наиболее последовательное выражение возникшей национальной архитектуры Англии
|
В условиях хронической бедности жилищное строительство в сельских местностях средневековой Англии сводилось к примитивному уровню.
Основные строительные материалы:
-дерево
-камень
-гранит
Фахверковые дома конструктивно мало чем отличаются от небольших усадебных домов.
В некоторых районах широко применялась штукатурка, облицовка черепицей верхних этажей, обшивка стен тесом.
Экономическое развитие страны в XVI в привело к быстрому обогащению мелкопоместных землевладельцев и овощеводов, усадебные дома которых становятся ведущим архитектурным типом своего времени.
Один из законов против огораживаний прямо повелевая строить «постоянные дома», хотя холл такого дома своими истоками восходит к древнегерманскому дому (хале).
Другой тип: загородные резиденции знати. Вырабатывались новые композиционные приемы. Тип дворца явился основным проводником новых континентальных влияний, косвенно шедших из Италии.
Обогащение => роскошь => строительство загородных резиденций = стало признаком величия и знатности (чиновники, купцы, юристы, мореходы). Таким образом, происходит дифференциация общества.
Жилищное строительство 1560-1625 гг. прогрессировало через эволюцию усадебного дома. В основу построения его плана были положены принципы:
· Превращения укрепленного замка в дом дворцового типа
· Его интерьер к комфортабельности
· Свободная композиция
· Традиционные материалы и конструкции
Дом Котей Манор 1480г.
· Это большой усадебный дом
· генплан обуславливался стратегическими соображениями
· холл занимал центральное положение и по сторонам его группируются остальные помещения
Графство Кент д. Синьярде 1490
· дубовый каркас с заполнением из оштукатуренной плетенки
· холл – основное помещение с промежуточными перекрытиями
· в холле высокие стены, следовательно – большие окна
· в конструкции открытые строительные перекрытия
Эркеры – (нем) остекленная часть объема здания, выступающая за пределы плоскости фасада; полукруглый или многогранный выступ в стене, освещенный окнами и проходящий через несколько этажей.
Холл – парлор
Комната семьи или хозяина – солар
Галерея для музыкантов – линестрелей
В доме появляются комнаты для слуг,гостей, для свиты. Под ними, на уровне холла устраивали интимные гостиные, столовые. Испанские путешественники сообщали, что «англичане строят свои дома из палок и из грязи, но едят как короли».
Индивидуализм привел к расчленению помещений: личная комната владельца разделялась перегородками на личные спальни. У слуг появляются свои коморки.
В конце XVв. часто встречаются два двора: внешний и внутренний.