АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
«ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ»
Авторы:
Зарипова Ирина Анатольевна, воспитатель первой кв.категории
Ястребцева Людмила Васильевна, воспитатель первой кв.категории
г. Нижнекамск, 2022г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
№ | Наименование разделов | Стр. |
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | ||
1.1 | Пояснительная записка | |
1.2. | Планируемые результаты освоения программы «Юные экологи» | |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | ||
2.1. | Реализация содержания программы «Юные экологи» в образовательном процессе ДОУ | |
2.2. | Перспективное планирование по образовательной области «Познавательное развитие» | |
2.3. | Комплексно-тематическое планирование по образовательной области «Познавательное развитие» по ознакомлению детей с предметами и явлениями окружающей действительности | |
2.4. | Перспективное тематическое планирование образовательной деятельности по программе дополнительного образования «Юные экологи» | |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | ||
3.1. | Материально-техническое обеспечение | |
3.2. | Методическое обеспечение |
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Актуальность
Экологическое воспитание детей — это забота о будущем планеты.Современная образовательная система признаёт за экологическим воспитанием право одного из приоритетных направлений психолого-педагогической деятельности воспитателя, если речь идёт о дошкольном детском развитии.
Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Личность каждого человека складывается не только из генетически обусловленного набора индивидуальных черт, но и из отношения индивида к окружающему миру, другим людям и, конечно же, к природе. Современные дети имеют очень специфичные представления о живом, чаще всего ограниченные информацией, предоставляемой интернетом и касающейся конкретных проявлений мира флоры и фауны.
Напряженная экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Наш коллектив «МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №11» НМР РТ » стремится к созданию нового культурного образа дошкольного учреждения, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов экологообразовательного пространства.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. ФГОС ДО предлагает «реализацию Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности…»
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.
Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Детям необходимо показать уникальность природы, её красоту и универсальность. Объяснить, что природа – это среда обитания всех живых существ, включая человека. Мы должны охранять природу не потому, что она нам может что-то дать, а потому, что она самоценна. Мы считаем данную проблему наиболее актуальной для экологического воспитания детей в нашем детском саду.
Решать эту проблему нужно как можно раньше, на что и направлена концепция воспитания детей, в том числе и дошкольного возраста.
Содержание представленной программы предназначено для реализации работы по ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации с приоритетным направлением «Познавательное развитие» Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, дополняя основную общеобразовательную программу. Лучший способ рассказать ребёнку о природе — это научить ей помогать Изучение природы на дошкольном этапе, также как и в последующем, затрагивает все области интеллектуального, духовно-нравственного развития малыша, а именно формирует сочувственное отношение к окружающему миру, то есть занимается формированием нравственных ценностей; наполняет систему экознаний и представлений, то есть развивает интеллект; учит видеть красоту мира через деятельностный подход. Для этого на каждом занятии, посвящённому изучению окружающего мира, нужно формировать простейшие представления о природе, о взаимосвязях всего живого; приобщать к труду, так как это показатель заботы об окружающем мире; воспитывать уважение и любовь к природе, а также прививать понимание важности заботы о ней. Задачи воспитания экологического самосознания должны работать на реализацию поставленных целей, то есть формировать и развивать любознательность малышей; развивать креативность; давать элементарные представления о себе, других людях, отдельных составляющих природы (цвет, размер, материал, форма, звук, темп, причины и следствия того или иного явления), а также о взаимоотношениях между ними; воспитывать уважение к общему дому — планете Земля.
Цель программы:
Цель – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи программы:
1. Формировать у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; расширять представления детей о физических свойствах веществ, об основных физических явлениях.
2. Развивать собственный познавательный опыт.
3. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Особенностью данной программы является знакомство со способами проведения эксперимента, физическими явлениями через познавательно-исследовательскую деятельность, раскрывающую скрытые свойства предметов и явлений окружающего мира.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
§ Принцип нормативности -Нормативные документы ФГОС регулирует направления эковоспитания детей на разных этапах образовательной лестницы. Работа с детьми, как известно, регулируется правовым полем. Что касается экологического воспитания, то аспекты работы с этим компонентом регулируются Законом Российской Федерации “Об образовании”; Федеральным законом РФ “Об охране окружающей среды”; ФГОС ДО
§ Принцип системности - предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при организации культурных практик.
§ Принцип системно–деятельностного подхода – содержание программы реализуется в различных видах деятельности в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.
§ Принцип индивидуализации - он заключается в том, что траектория обучения ведётся исходя из интересов каждого конкретного малыша, развитие индивидуальных способностей ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы, творческих способностей, потребностей.
§ Принцип интеграции – образовательный процесс, строится на основе взаимодействия содержания образовательных областей, взаимопроникновения в разные виды деятельности.
§ Игровой принцип заключается в том, что при реализации содержания программы отсутствует жесткая предметность, основной аспект развития ребенка делается на игровую деятельность.
§ Принцип мобильности предполагает постоянное изучение, исследование, анализ ситуации в ДОУ и своевременную коррекцию структуры и содержания программы.
Основные формы кружковой работы – интегрированные занятия, в них включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы; дидактические игры; составление творческих рассказов. А также наблюдения, эксперименты, экскурсии, целевые прогулки и развлечения.
Работа по дополнительному образованию, через организацию кружковой работы в ДОУ ведет воспитатель дошкольного учреждения, имеется материально-техническая база, соответствующая основным санитарно-гигиеническим требованиям.
Учебный план дополнительной программы проектирован на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой с учетом требований ФГОС ДО. Организация деятельности по данной программе предполагает обеспечить выполнение требований к оптимизации двигательно-познавательной нагрузки на ребенка в течении всего дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Характер освоения: программа построена на принципах развивающего обучения и личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых.
Возраст обучающихся: с 5 до 7 лет.
Срок усвоения – долговременный, 32 занятия в год.
Продолжительность одного занятия:
в старшей группе – 25 минут,
в подготовительной к школе группе – 30 минут.
Структура программы:
Для каждой возрастной группы обозначены тематические разделы. В соответствии с содержанием тематических разделов в группе организуется познавательно-исследовательская деятельность.
Планируемые результаты освоения программы «Юные экологи».
В результате освоения данной программы каждый ребенок овладеет следующими компетенциями:
§ интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;
§ обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания;
§ задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;
§ способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности), в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;
§ принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
§ способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Реализация содержания программы «Юные экологи» в образовательном процессе ДОУ
Содержание программы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:
§ непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» по формированию целостной картины мира с применением опытов по определенной теме (НОД);
§ совместная деятельность взрослого и детей: опыты, трудовая и игровая деятельность, решение проблемных ситуаций, просмотр мультфильмов и др.;
§ свободная самостоятельная деятельность детей.
Основной формой детской экспериментальной деятельности являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.
Формы работы с детьми:
§ «Игры-эксперименты» – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребёнка – манипуляция с определенным предметом на основе сюжета.
§ «Игры-путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.
§ Простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников – основное действие – отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск для ребёнка сопровождаются словами – «найди» и «угадай».
§ Игры с моделированием – моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными).
§ «Игра-этюд» – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с педагогом.
§ Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность.
Формы организации образовательного процесса:
фронтальный, групповой, микрогрупповой, индивидуальный.
Приемы и методы организации образовательного процесса:
При реализации программы применяются исследовательские методы обучения:
§ Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами: показ, объяснение, просмотр учебных кинофильмов и мультфильмов, беседы познавательного характера, наблюдение) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений: проведение простых опытов и экспериментов).
§ Продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск).
Методика работы с воспитанниками строится в направлении личностноориентированного взаимодействия с ребенком. Делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность дошкольников. Педагогические мероприятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей.
Содержание организованных форм обучения наполнено сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игровых приемов позволяет сохранить специфику дошкольного возраста. В интеграции используются и другие виды деятельности: театрализованная, изобразительная, музыкальная и т.д. Все перечисленное способствует развитию умений и навыков, которые позволяют успешно взаимодействовать с окружающей средой и социумом.
2.2. Перспективное планирование по образовательной области «Познавательное развитие»
(5-6 лет)
№ п/п | Название темы | Сроки | Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц |
Воздух и ее свойства Пар и его свойства | сентябрь | |||
Глина Камни | октябрь | |||
Бумага Картон | ноябрь | |||
Ткани Дерево | декабрь | |||
Стекло | январь | |||
Снег и его свойства Вода и ее свойства | февраль | |||
Измерительные приборы Металл | март | |||
Солнечная система Природные явления | апрель | |||
Пластмасса Мусор | май | |||
Итого: 60 занятий в год |
2.2.1. Перспективное планирование по образовательной области «Познавательное развитие»
(6-7 лет)
№ п/п | Название темы | Сроки | Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц |
Воздух и ее свойства Пар и его свойства | сентябрь | |||
Семена Природные явления | октябрь | |||
Стекло Почва | ноябрь | |||
Вода и ее свойства Снег и его свойства | декабрь | |||
Человек – живой организм | январь | |||
Наша Земля Измерительные приборы | февраль | |||
Металл Магнит | март | |||
Солнечная система Свет и тень | апрель | |||
Мыло и его свойства Мусор | май | |||
Итого: 60 занятий в год |
2.3. Комплексно-тематическое планирование по образовательной области «Познавательное развитие» по ознакомлению детей с предметами и явлениями окружающей действительности
(старшая группа 5-6 лет)
Месяц | Неделя | Тема | Задачи |
Сентябрь | 1 неделя | Живое-не живое | Способствовать расширению и углублению представлений детей об объектах неживой природе. Развивать познавательную активность и интересы детей. |
2 неделя | |||
3 неделя | Воздух | Формировать понятие о том, что такое воздух, зачем он нужен человеку, как можно обнаружить воздух (движение воздуха). | |
4 неделя | |||
Октябрь | 1 неделя | Глина | Закрепить знания о свойствах глины, ее применении. Познакомить с разными видами глины: белая, голубая, серая, коричневая |
2 неделя | |||
3 неделя | Камни | Дать детям понятие о поверхности Земли и свойствах камней. Развивать познавательные способности посредством поисковой деятельности. Учить классифицировать камни по внешнему виду. | |
4 неделя | |||
Ноябрь | 1 неделя | Бумага | Расширять представления детей о производстве бумаги, разных её видах и свойствах. Пополнять знания детей о характеристиках бумаги, развивать аналитическое мышление. Совершенствовать умение определять предметы по признакам материала. Формировать бережное отношение к природным ресурсам. |
2 неделя | |||
3 неделя | Картон | Научить различать картон от бумаги. Познакомить с новым материалом -картон, знать свойства картона, виды картона. Воспитывать аккуратность, бережное отношение при работе с картоном | |
4 неделя | |||
Декабрь | 1 неделя | Ткани | Закреплять знания детей о свойствах ткани, о применении издавна из неё. Формировать представление о зависимости погодных условий и одежды из различных тканей, знакомить с разными видами ткани |
2 неделя | |||
3 неделя | Дерево | Продолжать знакомить детей со свойствами деревянных предметов, их назначением. Формировать понятие о том, что лес – это богатство, его необходимо беречь | |
4 неделя | |||
Январь | 3 неделя | Стекло | Познакомить детей со стеклом, его свойствами. Формировать представления о предметах, изготовленных из стекла, их особенностях. |
4 неделя | |||
Февраль | 1 неделя | Снег и его свойства | Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда, превращением снега в воду и лед. Формировать представление о зависимости свойств снега и льда от погодных изменений |
2 неделя | |||
3 неделя | Вода и ее свойства | Познакомить детей с еще одним свойством воды – прозрачностью. Сформировать у детей представление о переходе воды из жидкого состояния в твёрдое, свойствах и признаках льда: холодный, твердый, гладкий; Октябрь блестит; в тепле тает, превращаясь в воду. | |
4 неделя | |||
Март | 1 неделя | Измерительные приборы | ознакомить детей с простейшими измерительными приборами: линейкой, сантиметром, мерным стаканом и мерной ложкой. Показать разницу условной мерки и измерительных приборов |
2 неделя | |||
3 неделя | Металл | Продолжать знакомить детей с металлом и его свойствами: прочность, твердость; подводить к выводу о том, что изделия из металла более прочные, твердые, чем из многих других материалов. | |
4 неделя | |||
Апрель | 1 неделя | Резина | Формировать представление о резине. Формировать целостное видение мира; дать представление о деревьях, дающих каучук, о способах его добычи людьми, о резине и ее свойствах; учить детей делать выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности. |
2 неделя | |||
3 неделя | Природные явления | Познакомить детей с природными явлениями: снегом, дождем, росой, туманом, инеем, радугой и др. Показать связь природных явлений с изменениями погоды, учить устанавливать причинно- следственные связи. | |
4 неделя | |||
Май | 1 неделя | Пластмасса | Продолжать знакомить детей с пластмассой, ее свойствами и качествами. Показать разнообразие предметов, изготовленных из пластмассы. |
2 неделя | |||
3 неделя | Мусор | Уточнить представления детей об источниках возникновения мусора Развивать потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома, в детском саду Формировать умение сортировать мусор при его сборе Развивать умение логически мыслить, делать выводы, развивать коммуникативные умения | |
4 неделя |
2.3.1.Комплексно-тематическое планирование по образовательной области «Познавательное развитие» по ознакомлению детей с предметами и явлениями окружающей действительности
(подготовительная к школе группа 6 7 лет)
Месяц | Неделя | Тема | Задачи |
Сентябрь | 1 неделя | Воздух | Закреплять понятие о воздухе и его значении в жизни человека. Формировать представление о том, что такое ветер, как он появляется, познакомить с разной силой ветра (ураган, торнадо). Дать понятие о том, что надо заботиться о чистоте воздуха. |
2 неделя | |||
3 неделя | Пар и его свойства | Дать элементарное представление о превращении воды в пар (ее переходе в газообразное состояние). Показать значение воды в жизни живой природы. | |
4 неделя | |||
Октябрь | 1 неделя | Семена | Закреплять знания детей о том, что из семян и плодов вырастают растения, учить определять название по характерным признакам (косточка, орех, луковица, корнеплод, семечка, плод, ягода). Формировать представление о разнообразии плодов и семян, учить классифицировать по разным признакам, находить у них общие и отличительные черты. |
2 неделя | |||
3 неделя | Природные явления | Развивать представления детей о различных природных явлениях (грозе, радуге, инее) и стихийных явлениях (наводнении, землетрясении, извержении вулкана). Формировать представления об экологической зависимости, учить устанавливать связи и взаимодействия человека с природой. | |
4 неделя | |||
Ноябрь | 1 неделя | Стекло | Закреплять знания о стекле, разнообразном применении стеклянных предметов. Познакомить с разновидностями стекла: цветным, рифленым, оптическим, зеркальным, оконным |
2 неделя | |||
3 неделя | Почва | Познакомить детей с почвой – верхним, плодородным слоем Земли, состав и свойства почвы: значения почвы для роста растений, для жизни людей. Развивать любознательность, мышление | |
4 неделя | |||
Декабрь | 1 неделя | Вода и ее свойства | Расширить знания детей об условиях перехода воды из жидкого состояния в твердое. Показать значение воды в жизни живой природы. Закреплять знания детей о воде и о том, как человек использует ее; воспитывать бережное отношение к воде. Расширить знания детей об условиях перехода воды из жидкого состояния в газообразное. |
2 неделя | |||
3 неделя | Снег и его свойства | Развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования. Формировать представление о снеге и его свойствах. Формировать навыки самостоятельного обследования свойств снега. Анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования. | |
4 неделя | |||
Январь | 3 неделя | Человек – живой организм | Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. |
4 неделя | |||
Февраль | 1 неделя | Наша Земля | Познакомить с представителями земной фауны, показать приспособляемость живых существ к жизни в земле. Развивать представления о многообразии природных сообществ. Воспитывать бережное отношение к природе, животным. |
2 неделя | |||
3 неделя | Измерительные приборы | Продолжать знакомить детей с различными измерительными приборами: термометром, весами, мерными стаканами и ложками. Показать зависимость между величиной мерки и значением измерения. Показать разные виды весов, термометров. Формировать понятие о необходимости точного измерения. | |
4 неделя | |||
Март | 1 неделя | Металл | Учить узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет, свойства,теплопроводность, металлический блеск, твёрдость). Развивать умение определять применение металла человеком. Воспитывать интерес детей к научно – исследовательским представлениям. |
2 неделя | |||
3 неделя | Магнит | Способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах. Заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать развитию навыков общения | |
4 неделя | |||
Апрель | 1 неделя | Солнечная система | Дать детям представления о планетах Солнечной системы, о Солнце (Солнце – это большая горячая звезда), его роли в жизни человека (Солнце – источник света и тепла). Формировать понятие о Земле как части Вселенной. |
2 неделя | |||
3 неделя | Свет и тень | Дать понятие о возникновении света и тени. Познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что -либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше. | |
4 неделя | |||
Май | 1 неделя | Мыло и его свойства | Познакомиться с историей мыловарения в России и процессом изготовления. Познакомить с правилами изготовления мыльного раствора. Развитие логического мышления, умение делать выводы и заключения; познавательного интереса, творческих способностей. |
2 неделя | |||
3 неделя | Мусор | Формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов. Совершенствовать умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки. Расширять представления об экологических проблемах и способах их устранения. | |
4 неделя |
2.4. Перспективное тематическое планирование образовательной деятельности по программе дополнительного образования
«Юные экологи»
(подготовительная к школе группа 6-7 лет)
№ п/п | Тема | Образовательная деятельность | Опыты и эксперименты | Беседы | Наблюдения | Итоговое мероприятие |
Воздух | «Сила ветра» | «Соломенный буравчик» «Сила воздуха» «Летающие шарики» «Воздух звучит» Опыт «Свечка в банке» | «Значение воздуха в жизни человека», «Кому нужен воздух» «Что загрязняет воздух» «Для чего нужна дыхательная гимнастика» | Движение облаков, сила ветра с использованием вертушки, работа вентилятора. | Изготовление лэпука «Воздух в нашей жизни» | |
Пар и его свойства | «Вода, пар и льед» | «Пар – это вода» «Цветные льдинки» | «Что такое туман» «Что будет если исчезнет вода» «Что такое роса» | Туман, роса, вода холодная и горячая. | Проект «Вода, пар и роса» | |
Семена | Семена разных культур | «Свойство семян» «Семена пророщенные в воде» «Семена пророщенные в почве» | «Для чего нужны семена» «Съедобные и несъедобные семена» | Огород на подоконнике. Семена цветов, овощей | Изготовление «Травяничка» (овес) | |
Природные явления | «Землетрясение» «Цунами» | «Откуда берется втер» «Как появляется дождь» «Вулкан» | «Как вести себя во время дождя, грозы» «Как уберечь себя в сильный мороз» «Что такое вулкан» | Дождь, ветер, гроза, снег. изморозь, роса | Изготовление лэпука «Природные явление» | |
Стекло | «Стеклодув» | «Свойство стекла» ««Стекло прозрачное или нет» «Пропускает ли стекло воду?» «Стекло: твердое или мягкое?», «Выдувание мыльных пузырей»«Стекло - гладкое или шероховатое?» «Родственники стекла» | «Как изготавливают стекло» «Знакомство с профессией – стеклодув» «Что будет, если не будет лампочки?» Беседа «Приборы, содержащие стекло, которые помогают людям» | Изделие из стекла, посуда Прослушивание игры на бокалах «Новогодние фантазии» Тимофея Винковского Рассматривание иллюстраций «Художественное цветное стекло» | Проект «История стекла» | |
Почва | «Кладовая Земли» | «Из чего состоит почва» «Сухая и мокрая почва» | «Что у нас под ногами», «Для чего нужна почва», «Как наши предки выращивали хлеб», «Летние работы в огороде». | «Сухая и мокрая почва на участке». «Куда уходит дождевая вода» «Труд садовника». | Изготовление макета почвы | |
Вода и ее свойства | «Приключение Капитошки» | «Свойство воды», «Окрашивание воды», «Состояние воды» «Растворение в воде разных веществ» | «Кто живет в воде» «Бережное отношения к воде». «Пресная и соленая вода» | Дождь, лужи, водоемы, проточная вода. | Разработка проекта «Как человек использует воду» «Очистительные сооружение по очистке воды» | |
Снег и его свойства | «Снежная Королева» | «Свойства снега» «Снег в тепле и в холоде» «Цветной снег» | «Откуда берется снег» «Нужен ли снег человеку, животным» | Снег, метель, снежинки | Изготовление «снега» Проект «Снег» | |
Человек – живой организм | «Человек» | «Холодные и горячие предметы в руке» «Солдатик» «Большой маленький» | «Вредные привычки» «Режим дня в выходные дни» | За детьми младшей группы, за взрослыми | Изготовление модели человека | |
Наша Земля | «Полюса» «Глобус» «Континенты» | «Земля- это большой магнит» | «Земля- наш общий дом» «Как живут люди на разных континентах» | Рассматривание глобуса, карты | Изготовление модели земли | |
Измерительные приборы | «Часы» «Компас» «Термометр» | «Рост и вес» «секунда, минута, час» | «Часы прошлого, настоящего и бедующего времени» «Для чего нужен компас» «Что такое температуру » | За работой механических, электронных часов. | Фотоальбом «Часы» | |
Металл | «Металл» «Как применяют металл на производстве» | «Свойство металла» | «Как появился металл» «Что будет если исчезнет металл» «Металл в жизни человека» | Рассматривание металлических предметов | Лэпбук «Металл» | |
Магнит | «Магнит» «Как применят магнит в жизни человека» | «Свойства магнита» «Магнит и вода» «Магнитный конструктор» | «Как появился магнит» «Магнит в жизни человека» | Рассматривание магнит. Магнитный конструктор | Изготовление игры магнитной майки | |
Солнечная система | «Вселенная» «Космос» «Солнечная система» | «День и ночь» «Солнечная система» «Солнце- большая звезда» | «Что такое солнечная система» «Звездочеты» «Загадочный космос» «Космос в жизни человека» | Небо утром, днем и вечером. Движение солнца | Проект «Планеты солнечной системы» | |
Свет и тень | «Ты- моя тень2 «Солнечные зайчики» | «Солнце друг или враг» «Солнечные зайчики», «Найди свой цвет», «День – ночь» | Беседа «Солнце в жизни человека» Солнечное затмение, что это? «Как появляется тень? Все ли предметы имеют тень? | Солнечные зайчики, тень от предметов | Презентация «Солнце – большая звезда» | |
Мыло и его свойства | «Мойдодыр» | «Мыльные пузыри» «Свойства мыла» | «Мыло в жизни человека» «Как появилось мыло» «Мыльное производство» | Мыльные пузыри, пена | Лэпбук «До здравствует мыло душистое» | |
Мусор | «Мусор и человек» | Классификация мусора. | «Утилизации мусора» «Что такое вторичное сырье» «Бытовые отходы» | За работой мусоровоза | Проект «Спасем планету от мусора» |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ