Реализация содержания программы «Юные экологи» в образовательном процессе ДОУ




АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

«ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ»

 

 

Авторы:

Зарипова Ирина Анатольевна, воспитатель первой кв.категории

Ястребцева Людмила Васильевна, воспитатель первой кв.категории

 

 

г. Нижнекамск, 2022г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Наименование разделов Стр.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка  
1.2. Планируемые результаты освоения программы «Юные экологи»  
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Реализация содержания программы «Юные экологи» в образовательном процессе ДОУ  
2.2. Перспективное планирование по образовательной области «Познавательное развитие»  
2.3. Комплексно-тематическое планирование по образовательной области «Познавательное развитие» по ознакомлению детей с предметами и явлениями окружающей действительности  
2.4. Перспективное тематическое планирование образовательной деятельности по программе дополнительного образования «Юные экологи»  
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение  
3.2. Методическое обеспечение  

 

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Актуальность

Экологическое воспитание детей — это забота о будущем планеты.Современная образовательная система признаёт за экологическим воспитанием право одного из приоритетных направлений психолого-педагогической деятельности воспитателя, если речь идёт о дошкольном детском развитии.

Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Личность каждого человека складывается не только из генетически обусловленного набора индивидуальных черт, но и из отношения индивида к окружающему миру, другим людям и, конечно же, к природе. Современные дети имеют очень специфичные представления о живом, чаще всего ограниченные информацией, предоставляемой интернетом и касающейся конкретных проявлений мира флоры и фауны.

Напряженная экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Наш коллектив «МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №11» НМР РТ » стремится к созданию нового культурного образа дошкольного учреждения, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов экологообразовательного пространства.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. ФГОС ДО предлагает «реализацию Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности…»

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Детям необходимо показать уникальность природы, её красоту и универсальность. Объяснить, что природа – это среда обитания всех живых существ, включая человека. Мы должны охранять природу не потому, что она нам может что-то дать, а потому, что она самоценна. Мы считаем данную проблему наиболее актуальной для экологического воспитания детей в нашем детском саду.

Решать эту проблему нужно как можно раньше, на что и направлена концепция воспитания детей, в том числе и дошкольного возраста.

Содержание представленной программы предназначено для реализации работы по ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации с приоритетным направлением «Познавательное развитие» Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, дополняя основную общеобразовательную программу. Лучший способ рассказать ребёнку о природе — это научить ей помогать Изучение природы на дошкольном этапе, также как и в последующем, затрагивает все области интеллектуального, духовно-нравственного развития малыша, а именно формирует сочувственное отношение к окружающему миру, то есть занимается формированием нравственных ценностей; наполняет систему экознаний и представлений, то есть развивает интеллект; учит видеть красоту мира через деятельностный подход. Для этого на каждом занятии, посвящённому изучению окружающего мира, нужно формировать простейшие представления о природе, о взаимосвязях всего живого; приобщать к труду, так как это показатель заботы об окружающем мире; воспитывать уважение и любовь к природе, а также прививать понимание важности заботы о ней. Задачи воспитания экологического самосознания должны работать на реализацию поставленных целей, то есть формировать и развивать любознательность малышей; развивать креативность; давать элементарные представления о себе, других людях, отдельных составляющих природы (цвет, размер, материал, форма, звук, темп, причины и следствия того или иного явления), а также о взаимоотношениях между ними; воспитывать уважение к общему дому — планете Земля.

Цель программы:

Цель – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи программы:

1. Формировать у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; расширять представления детей о физических свойствах веществ, об основных физических явлениях.

2. Развивать собственный познавательный опыт.

3. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Особенностью данной программы является знакомство со способами проведения эксперимента, физическими явлениями через познавательно-исследовательскую деятельность, раскрывающую скрытые свойства предметов и явлений окружающего мира.

В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

§ Принцип нормативности -Нормативные документы ФГОС регулирует направления эковоспитания детей на разных этапах образовательной лестницы. Работа с детьми, как известно, регулируется правовым полем. Что касается экологического воспитания, то аспекты работы с этим компонентом регулируются Законом Российской Федерации “Об образовании”; Федеральным законом РФ “Об охране окружающей среды”; ФГОС ДО

§ Принцип системности - предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при организации культурных практик.

§ Принцип системно–деятельностного подхода – содержание программы реализуется в различных видах деятельности в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.

§ Принцип индивидуализации - он заключается в том, что траектория обучения ведётся исходя из интересов каждого конкретного малыша, развитие индивидуальных способностей ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы, творческих способностей, потребностей.

§ Принцип интеграции – образовательный процесс, строится на основе взаимодействия содержания образовательных областей, взаимопроникновения в разные виды деятельности.

§ Игровой принцип заключается в том, что при реализации содержания программы отсутствует жесткая предметность, основной аспект развития ребенка делается на игровую деятельность.

§ Принцип мобильности предполагает постоянное изучение, исследование, анализ ситуации в ДОУ и своевременную коррекцию структуры и содержания программы.

Основные формы кружковой работы – интегрированные занятия, в них включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы; дидактические игры; составление творческих рассказов. А также наблюдения, эксперименты, экскурсии, целевые прогулки и развлечения.

Работа по дополнительному образованию, через организацию кружковой работы в ДОУ ведет воспитатель дошкольного учреждения, имеется материально-техническая база, соответствующая основным санитарно-гигиеническим требованиям.

Учебный план дополнительной программы проектирован на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой с учетом требований ФГОС ДО. Организация деятельности по данной программе предполагает обеспечить выполнение требований к оптимизации двигательно-познавательной нагрузки на ребенка в течении всего дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Характер освоения: программа построена на принципах развивающего обучения и личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых.

Возраст обучающихся: с 5 до 7 лет.

Срок усвоения – долговременный, 32 занятия в год.

Продолжительность одного занятия:

в старшей группе – 25 минут,

в подготовительной к школе группе – 30 минут.

Структура программы:

Для каждой возрастной группы обозначены тематические разделы. В соответствии с содержанием тематических разделов в группе организуется познавательно-исследовательская деятельность.

Планируемые результаты освоения программы «Юные экологи».

В результате освоения данной программы каждый ребенок овладеет следующими компетенциями:

§ интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;

§ обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания;

§ задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;

§ способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности), в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;

§ принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

§ способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Реализация содержания программы «Юные экологи» в образовательном процессе ДОУ

Содержание программы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:

§ непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» по формированию целостной картины мира с применением опытов по определенной теме (НОД);

§ совместная деятельность взрослого и детей: опыты, трудовая и игровая деятельность, решение проблемных ситуаций, просмотр мультфильмов и др.;

§ свободная самостоятельная деятельность детей.

Основной формой детской экспериментальной деятельности являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.

Формы работы с детьми:

§ «Игры-эксперименты» – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребёнка – манипуляция с определенным предметом на основе сюжета.

§ «Игры-путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.

§ Простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников – основное действие – отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск для ребёнка сопровождаются словами – «найди» и «угадай».

§ Игры с моделированием – моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными).

§ «Игра-этюд» – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с педагогом.

§ Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность.

Формы организации образовательного процесса:

фронтальный, групповой, микрогрупповой, индивидуальный.

Приемы и методы организации образовательного процесса:

При реализации программы применяются исследовательские методы обучения:

§ Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами: показ, объяснение, просмотр учебных кинофильмов и мультфильмов, беседы познавательного характера, наблюдение) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений: проведение простых опытов и экспериментов).

§ Продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск).

Методика работы с воспитанниками строится в направлении личностноориентированного взаимодействия с ребенком. Делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность дошкольников. Педагогические мероприятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей.

Содержание организованных форм обучения наполнено сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игровых приемов позволяет сохранить специфику дошкольного возраста. В интеграции используются и другие виды деятельности: театрализованная, изобразительная, музыкальная и т.д. Все перечисленное способствует развитию умений и навыков, которые позволяют успешно взаимодействовать с окружающей средой и социумом.

 

2.2. Перспективное планирование по образовательной области «Познавательное развитие»

(5-6 лет)

№ п/п Название темы Сроки Количество занятий в неделю Количество занятий в месяц
  Воздух и ее свойства Пар и его свойства   сентябрь    
  Глина Камни октябрь    
  Бумага Картон ноябрь    
  Ткани Дерево декабрь    
  Стекло январь    
  Снег и его свойства Вода и ее свойства февраль    
  Измерительные приборы Металл   март    
  Солнечная система Природные явления апрель    
  Пластмасса Мусор май    
Итого: 60 занятий в год

2.2.1. Перспективное планирование по образовательной области «Познавательное развитие»

(6-7 лет)

№ п/п Название темы Сроки Количество занятий в неделю Количество занятий в месяц
  Воздух и ее свойства Пар и его свойства   сентябрь    
  Семена Природные явления октябрь    
  Стекло Почва ноябрь    
  Вода и ее свойства Снег и его свойства декабрь    
  Человек – живой организм январь    
  Наша Земля Измерительные приборы   февраль    
  Металл Магнит   март    
  Солнечная система Свет и тень   апрель    
  Мыло и его свойства Мусор май    
Итого: 60 занятий в год

2.3. Комплексно-тематическое планирование по образовательной области «Познавательное развитие» по ознакомлению детей с предметами и явлениями окружающей действительности

(старшая группа 5-6 лет)

Месяц Неделя Тема Задачи
Сентябрь 1 неделя Живое-не живое Способствовать расширению и углублению представлений детей об объектах неживой природе. Развивать познавательную активность и интересы детей.
2 неделя
3 неделя   Воздух Формировать понятие о том, что такое воздух, зачем он нужен человеку, как можно обнаружить воздух (движение воздуха).
4 неделя
Октябрь 1 неделя Глина   Закрепить знания о свойствах глины, ее применении. Познакомить с разными видами глины: белая, голубая, серая, коричневая
2 неделя
3 неделя     Камни Дать детям понятие о поверхности Земли и свойствах камней. Развивать познавательные способности посредством поисковой деятельности. Учить классифицировать камни по внешнему виду.
4 неделя
Ноябрь 1 неделя Бумага   Расширять представления детей о производстве бумаги, разных её видах и свойствах. Пополнять знания детей о характеристиках бумаги, развивать аналитическое мышление. Совершенствовать умение определять предметы по признакам материала. Формировать бережное отношение к природным ресурсам.
2 неделя
3 неделя Картон Научить различать картон от бумаги. Познакомить с новым материалом -картон, знать свойства картона, виды картона. Воспитывать аккуратность, бережное отношение при работе с картоном
4 неделя
Декабрь 1 неделя   Ткани   Закреплять знания детей о свойствах ткани, о применении издавна из неё. Формировать представление о зависимости погодных условий и одежды из различных тканей, знакомить с разными видами ткани
2 неделя
3 неделя     Дерево Продолжать знакомить детей со свойствами деревянных предметов, их назначением. Формировать понятие о том, что лес – это богатство, его необходимо беречь
4 неделя
Январь 3 неделя   Стекло Познакомить детей со стеклом, его свойствами. Формировать представления о предметах, изготовленных из стекла, их особенностях.
4 неделя
Февраль 1 неделя Снег и его свойства   Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда, превращением снега в воду и лед. Формировать представление о зависимости свойств снега и льда от погодных изменений
2 неделя
3 неделя     Вода и ее свойства Познакомить детей с еще одним свойством воды – прозрачностью. Сформировать у детей представление о переходе воды из жидкого состояния в твёрдое, свойствах и признаках льда: холодный, твердый, гладкий; Октябрь блестит; в тепле тает, превращаясь в воду.
4 неделя
Март 1 неделя   Измерительные приборы   ознакомить детей с простейшими измерительными приборами: линейкой, сантиметром, мерным стаканом и мерной ложкой. Показать разницу условной мерки и измерительных приборов
2 неделя
3 неделя     Металл   Продолжать знакомить детей с металлом и его свойствами: прочность, твердость; подводить к выводу о том, что изделия из металла более прочные, твердые, чем из многих других материалов.
4 неделя
Апрель 1 неделя   Резина Формировать представление о резине. Формировать целостное видение мира; дать представление о деревьях, дающих каучук, о способах его добычи людьми, о резине и ее свойствах; учить детей делать выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности.  
2 неделя    
3 неделя     Природные явления Познакомить детей с природными явлениями: снегом, дождем, росой, туманом, инеем, радугой и др. Показать связь природных явлений с изменениями погоды, учить устанавливать причинно- следственные связи.
4 неделя
Май 1 неделя   Пластмасса   Продолжать знакомить детей с пластмассой, ее свойствами и качествами. Показать разнообразие предметов, изготовленных из пластмассы.
2 неделя
3 неделя     Мусор Уточнить представления детей об источниках возникновения мусора Развивать потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома, в детском саду Формировать умение сортировать мусор при его сборе Развивать умение логически мыслить, делать выводы, развивать коммуникативные умения
4 неделя  

2.3.1.Комплексно-тематическое планирование по образовательной области «Познавательное развитие» по ознакомлению детей с предметами и явлениями окружающей действительности

(подготовительная к школе группа 6 7 лет)

Месяц Неделя Тема Задачи
Сентябрь 1 неделя   Воздух   Закреплять понятие о воздухе и его значении в жизни человека. Формировать представление о том, что такое ветер, как он появляется, познакомить с разной силой ветра (ураган, торнадо). Дать понятие о том, что надо заботиться о чистоте воздуха.
  2 неделя
3 неделя Пар и его свойства   Дать элементарное представление о превращении воды в пар (ее переходе в газообразное состояние). Показать значение воды в жизни живой природы.
4 неделя
Октябрь 1 неделя     Семена   Закреплять знания детей о том, что из семян и плодов вырастают растения, учить определять название по характерным признакам (косточка, орех, луковица, корнеплод, семечка, плод, ягода). Формировать представление о разнообразии плодов и семян, учить классифицировать по разным признакам, находить у них общие и отличительные черты.
2 неделя
3 неделя   Природные явления Развивать представления детей о различных природных явлениях (грозе, радуге, инее) и стихийных явлениях (наводнении, землетрясении, извержении вулкана). Формировать представления об экологической зависимости, учить устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
4 неделя
Ноябрь 1 неделя   Стекло Закреплять знания о стекле, разнообразном применении стеклянных предметов. Познакомить с разновидностями стекла: цветным, рифленым, оптическим, зеркальным, оконным
2 неделя
3 неделя   Почва Познакомить детей с почвой – верхним, плодородным слоем Земли, состав и свойства почвы: значения почвы для роста растений, для жизни людей. Развивать любознательность, мышление
4 неделя
Декабрь 1 неделя   Вода и ее свойства   Расширить знания детей об условиях перехода воды из жидкого состояния в твердое. Показать значение воды в жизни живой природы. Закреплять знания детей о воде и о том, как человек использует ее; воспитывать бережное отношение к воде. Расширить знания детей об условиях перехода воды из жидкого состояния в газообразное.
2 неделя
3 неделя Снег и его свойства Развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования. Формировать представление о снеге и его свойствах. Формировать навыки самостоятельного обследования свойств снега. Анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.
4 неделя
Январь 3 неделя Человек – живой организм Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них.
4 неделя
Февраль 1 неделя Наша Земля   Познакомить с представителями земной фауны, показать приспособляемость живых существ к жизни в земле. Развивать представления о многообразии природных сообществ. Воспитывать бережное отношение к природе, животным.
2 неделя
3 неделя     Измерительные приборы   Продолжать знакомить детей с различными измерительными приборами: термометром, весами, мерными стаканами и ложками. Показать зависимость между величиной мерки и значением измерения. Показать разные виды весов, термометров. Формировать понятие о необходимости точного измерения.
4 неделя
Март 1 неделя Металл     Учить узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет, свойства,теплопроводность, металлический блеск, твёрдость). Развивать умение определять применение металла человеком. Воспитывать интерес детей к научно – исследовательским представлениям.
2 неделя
3 неделя   Магнит   Способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах. Заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать развитию навыков общения
4 неделя
Апрель 1 неделя Солнечная система   Дать детям представления о планетах Солнечной системы, о Солнце (Солнце – это большая горячая звезда), его роли в жизни человека (Солнце – источник света и тепла). Формировать понятие о Земле как части Вселенной.
2 неделя
3 неделя   Свет и тень   Дать понятие о возникновении света и тени. Познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что -либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше.
4 неделя
Май 1 неделя Мыло и его свойства   Познакомиться с историей мыловарения в России и процессом изготовления. Познакомить с правилами изготовления мыльного раствора. Развитие логического мышления, умение делать выводы и заключения; познавательного интереса, творческих способностей.
2 неделя
3 неделя Мусор Формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов. Совершенствовать умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки. Расширять представления об экологических проблемах и способах их устранения.
4 неделя    

2.4. Перспективное тематическое планирование образовательной деятельности по программе дополнительного образования

«Юные экологи»

(подготовительная к школе группа 6-7 лет)

№ п/п Тема Образовательная деятельность Опыты и эксперименты Беседы Наблюдения Итоговое мероприятие
  Воздух   «Сила ветра» «Соломенный буравчик» «Сила воздуха» «Летающие шарики» «Воздух звучит» Опыт «Свечка в банке» «Значение воздуха в жизни человека», «Кому нужен воздух» «Что загрязняет воздух» «Для чего нужна дыхательная гимнастика» Движение облаков, сила ветра с использованием вертушки, работа вентилятора. Изготовление лэпука «Воздух в нашей жизни»
  Пар и его свойства   «Вода, пар и льед» «Пар – это вода» «Цветные льдинки» «Что такое туман» «Что будет если исчезнет вода» «Что такое роса» Туман, роса, вода холодная и горячая. Проект «Вода, пар и роса»
  Семена   Семена разных культур «Свойство семян» «Семена пророщенные в воде» «Семена пророщенные в почве» «Для чего нужны семена» «Съедобные и несъедобные семена» Огород на подоконнике. Семена цветов, овощей Изготовление «Травяничка» (овес)
  Природные явления «Землетрясение» «Цунами» «Откуда берется втер» «Как появляется дождь» «Вулкан» «Как вести себя во время дождя, грозы» «Как уберечь себя в сильный мороз» «Что такое вулкан» Дождь, ветер, гроза, снег. изморозь, роса Изготовление лэпука «Природные явление»
  Стекло «Стеклодув» «Свойство стекла» ««Стекло прозрачное или нет» «Пропускает ли стекло воду?» «Стекло: твердое или мягкое?», «Выдувание мыльных пузырей»«Стекло - гладкое или шероховатое?» «Родственники стекла» «Как изготавливают стекло» «Знакомство с профессией – стеклодув» «Что будет, если не будет лампочки?» Беседа «Приборы, содержащие стекло, которые помогают людям» Изделие из стекла, посуда Прослушивание игры на бокалах «Новогодние фантазии» Тимофея Винковского Рассматривание иллюстраций «Художественное цветное стекло» Проект «История стекла»
  Почва «Кладовая Земли» «Из чего состоит почва» «Сухая и мокрая почва» «Что у нас под ногами», «Для чего нужна почва», «Как наши предки выращивали хлеб», «Летние работы в огороде». «Сухая и мокрая почва на участке». «Куда уходит дождевая вода» «Труд садовника». Изготовление макета почвы
  Вода и ее свойства   «Приключение Капитошки» «Свойство воды», «Окрашивание воды», «Состояние воды» «Растворение в воде разных веществ» «Кто живет в воде» «Бережное отношения к воде». «Пресная и соленая вода» Дождь, лужи, водоемы, проточная вода. Разработка проекта «Как человек использует воду» «Очистительные сооружение по очистке воды»  
  Снег и его свойства «Снежная Королева» «Свойства снега» «Снег в тепле и в холоде» «Цветной снег» «Откуда берется снег» «Нужен ли снег человеку, животным» Снег, метель, снежинки Изготовление «снега» Проект «Снег»
  Человек – живой организм «Человек» «Холодные и горячие предметы в руке» «Солдатик» «Большой маленький» «Вредные привычки» «Режим дня в выходные дни» За детьми младшей группы, за взрослыми Изготовление модели человека
  Наша Земля   «Полюса» «Глобус» «Континенты» «Земля- это большой магнит» «Земля- наш общий дом» «Как живут люди на разных континентах» Рассматривание глобуса, карты Изготовление модели земли
  Измерительные приборы   «Часы» «Компас» «Термометр» «Рост и вес» «секунда, минута, час» «Часы прошлого, настоящего и бедующего времени» «Для чего нужен компас» «Что такое температуру » За работой механических, электронных часов. Фотоальбом «Часы»
  Металл   «Металл» «Как применяют металл на производстве» «Свойство металла» «Как появился металл» «Что будет если исчезнет металл» «Металл в жизни человека» Рассматривание металлических предметов Лэпбук «Металл»
  Магнит   «Магнит» «Как применят магнит в жизни человека» «Свойства магнита» «Магнит и вода» «Магнитный конструктор» «Как появился магнит» «Магнит в жизни человека» Рассматривание магнит. Магнитный конструктор Изготовление игры магнитной майки
  Солнечная система   «Вселенная» «Космос» «Солнечная система» «День и ночь» «Солнечная система» «Солнце- большая звезда» «Что такое солнечная система» «Звездочеты» «Загадочный космос» «Космос в жизни человека» Небо утром, днем и вечером. Движение солнца Проект «Планеты солнечной системы»
  Свет и тень   «Ты- моя тень2 «Солнечные зайчики» «Солнце друг или враг» «Солнечные зайчики», «Найди свой цвет», «День – ночь» Беседа «Солнце в жизни человека» Солнечное затмение, что это? «Как появляется тень? Все ли предметы имеют тень? Солнечные зайчики, тень от предметов Презентация «Солнце – большая звезда»  
  Мыло и его свойства   «Мойдодыр» «Мыльные пузыри» «Свойства мыла» «Мыло в жизни человека» «Как появилось мыло» «Мыльное производство» Мыльные пузыри, пена Лэпбук «До здравствует мыло душистое»
  Мусор «Мусор и человек» Классификация мусора. «Утилизации мусора» «Что такое вторичное сырье» «Бытовые отходы» За работой мусоровоза Проект «Спасем планету от мусора»

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: