Список источников и литературы




План-конспект занятия


Тема: Этюд натюрморта из 2-3х предметов в холодной гамме.
Тип занятия: комбинированный.
Дисциплина: живопись.

Время выполнения: (12 часов / 4 занятия по 3 часа/)
Межпредметные связи: композиция, рисунок, перспектива, основы цветоведения. (Обобщение и закрепление знаний о способах построения предметов быта, поэтапное ведение цвето-тональных отношений в живописи).
Цель обучающая: формирование ощущения композиционного равновесия в работе. Выявление цветовых и тональных соотношений.
Цель развивающая: чувство тона и цвета, развитие пространственного мышления, развитие творческого воображения, развитие глазомера.

Цель воспитательная: формирование живописных навыков в

изображении объемных предметов, наблюдательность, внимательность, аккуратность, воспитывать интерес к предмету «живопись», воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.
Методическое обеспечение: наглядная таблица, демонстрирующая вариант удачного композиционного размещения натюрморта в листе;

учебная методическая таблица,демонстрирующая поэтапное выполнение натюрморта (линейно-конструктивное построение, цветовое решение натюрморта в холодной гамме).

Оборудование занятия: кувшин, гранат, тарелка, драпировка, подиум.
Оборудование для обучающихся: бумага (формат А2), карандаши различной мягкости, ластик, акварельные краски, палитра, кисти, стакан с водой.

 


 

План занятия

Занятие I
1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
2. Вопросы к теме. Анализ формы предметов и их положения.
3. Композиционное решение натюрморта
4. Конструктивное построение натюрморта
5. Итог I занятия
Занятие 2
1. Организационный момент
2. Цветовой анализ постановки
3. Первая прописка
Итог 2 занятия
Занятие 3
1. Организационный момент
2. Тональный анализ постановки. Выявление самых светлых и самых темных мест.
3. Вторая прописка (нюансировка цвета).
4. Итог 3 занятия
Занятие 4
1. Организационный момент
2. Третья прописка, цельность работы
3. Итог занятия. Просмотр - анализ работ, оценивание. Заключительное слово, уборка класса.
 

 

 


Содержание занятия

Занятие 1

1.Организационный момент:

Приветствие, проверка присутствующих обучающихся. Преподаватель ставит постановку, освещает её, готовит наглядности для помощи построения натюрморта.

Обучающиеся расставляют мольберты, выбирая наилучшие точки зрения на постановку, готовят материалы к уроку.

Мотивация учебной деятельности сообщение темы занятия: Тема сегодняшнего занятия - выполнение натюрморта в холодной гамме.

Цель первого занятия –грамотно закомпоновать натюрморт в листе; определить пропорции предметов и межпредметных расстояний; установить их на плоскость; построить предметы с учетом перспективных сокращений относительно линии горизонта.

2. Вопросы к теме и основные понятия.

Преподаватель говорит о том, что основой составления натюрморта является такой подбор предметов, при котором общее содержание и тема его выражены наиболее четко.

Существуют несколько видов натюрмортов: сюжетно тематический;учебный;учебно-творческий;творческий;

Натюрморты различают: по колориту (теплый, холодный); по цвету (сближенные, контрастные); по освещенности (прямое освещение, боковое освещение, против света); по месту расположения (натюрморт в интерьере, в пейзаже); по времени исполнения (краткосрочный и долговременный – многочасовые постановки); по постановке учебной задачи (реалистичный, декоративный).

Вопросы по теме урока:

1. Что такое композиция в рисунке? (Это гармоничное размещение предметов на листе.)

2. Исходя из чего следует выбирать положение листа (вертикальное или горизонтальное), прежде чем начать работу с натуры? (Необходимо сравнить длину группы предметов натурной постановки с
ее шириной. Именно это и подскажет нам какое положение листа следует
выбрать для работы).

3. Что такое линия горизонта? (Линия горизонта - горизонтальная линия напротив глаз художника.Приближаясь к линии горизонта, горизонтальныеплоскости превращаются в линии).

4. Что такое симметричный предмет? (Симметрический предмет - предмет, обе стороны которого являются зеркальными относительно друг друга.Симметрический предмет имеет невидимую ось симметрии).

5. Какие три основных цвета вы знаете? (Красный, желтый и синий).

6. Какие цвета называется ахроматическим? (Белый, серый,черный).

7.Какие цвета называют холодными? (Это цвета, которые ассоциируются с водой, снегом, льдом, морем (синий, фиолетовый, зеленый…)).

Анализ формы предметов: и их взаимное расположение.

В натюрморт входят предметы: кувшин, гранат, тарелка, драпировка.

Гранатокруглой формы и напоминает шар с небольшим зубчатым хвостиком.

Чтобы уяснить форму кувшина, мысленно разделим его на части, близкие по форме к геометрическим телам.Верхняя часть - горло кувшина представляет собой цилиндр с носиком, нижняя часть напоминает усеченный конус. Кувшин симметричен.Пропорции кувшина: ширина примерно 1,5 раза укладывается в высоту.

Тарелка состоит из овалов, внутри которой лежит продолговатая дыня.

Взаимные размеры предметов: гранат 2 раза вмещается в высоту кувшина, ширина тарелки приблизительно 1,5 раза входит в высоту кувшина.Взаимное положение: кувшин по центру от него с левой стороны гранат, тарелка с правой.Определяя взаимное положение предметов в постановке, нужно учитывать положение рисующего. Для сидящих слева, ближним предметом будет гранат, для сидящих справа - тарелка.

3.Композиция натюрморта. Практическая часть.

Сперва,обучающимися проводится предварительный анализ постанов­ки. Выбирается положение листа. Выполняется эскиз.

После утверждения удачного композиционного размещения группы
предметов натюрморта на эскизе, выполняется на большой
плоскости рабочего листа (сначала обобщенный, дальше - более
углубленный поиск отношений длины и ширины предметов).
Для правильной композиции натюрморта на листе тонкими чуть заметными линиями намечают фигуры, охватывающие всю постановку, учитывая при этом равновесие композиции и пропорции постановки в целом.

Свободные поля в этом натюрморте справа и слева можно оставить примерно одинаковыми. Нижнее поле лучше оставить немного больше верхнего, чтобы в натюрморте ощущалось пространство.Затем намечают расположение каждого предмета, придерживаясь установленных ранее пропорций.

4. Конструктивное построение натюрморта.

На этом этапе работы над натюрмортом уточняется компоновка и взаимные размеры предметов, строиться их форма.

Особое внимание нужно обратить на построение кувшина и тарелки как сложных по форме предметов.

Построение кувшина можно выполнить в следующем порядке:Построить прямоугольник, у которого высота составляет 1,5 ширины, провести ось симметрии.Горизонтальными линиями разделить прямоугольник на части соответствующие горлу, тулову. Наметитьместо наибольшей ширины, ширину горла и дна кувшина. Прорисовать боковые контуры.Вокруг каждой горизонтали нарисовать овал. Овалы - это перспективно сокращенные окружности. Следует запомнить, что чем ближе они к линии горизонта, тем больше будут походить на линии, и наоборот, чем дальше овалы от линии горизонта, тем больше будут напоминать круги.

Таким же способом строим овалы на тарелке.

Рисуя гранат лучше сразу наметить действительную форму, а затем добавить хвостик и небольшие неровности.Затем нужно нарисовать драпировку, уточняя положение краёв, складок по отношению к предметам постановки. После этого намечаем собственные и падающие тени легкой штриховкой.

Все предметы натюрморта на этапе линейного построения следует рисовать так, как будто они прозрачные.

Во время самостоятельной работы обучающихсяпреподаватель проводит индивидуальную работу - делает замечания по ходу выполнения рисунка.

Итог 1 занятия: преподаватель обучающимсяуказывает на недостатки в работах, отмечает удачные решения.

Занятие 2.

1.Организационный момент.

Приветствие, проверка присутствующих обучающихся.Обучающиеся занимают свои места, готовят работы, краски, кисти, палитру.

2.Цветовой анализ постановки.

Обучающиеся внимательно рассматривают натюрморт и называют основные предметные цвета в нём, а также разницу тона и цвета предметов, рефлексы в теневых участках предметов. Точно также находят нюансы «холодного» цвета на других предметах.

3. Первая прописка.

Перед началом живописи преподаватель напоминает, что задание длительное и наиболее применим способ живописи лессировками, когда один прозрачный слой краски накладывается на другой. На первом этапе можно сочетать живопись по- сырому и по- сухому. Обучающиеся должны стараться сразу найти и передать в работе тонкие нюансы «холодного» цвета.

Преподаватель напоминает обучающимся, что не следует сразу прокрывать большие участки работы насыщенным цветом, впоследствии такие ошибки очень трудно исправить, и работа после высыхания краски будет затёртой.

Преподаватель также должен работать над совершенствованием акварельной техники у обучающихся: недопустимо, например, втирать кистью краску, в бумагу, писать акварелью пастозно. Лучшим способом ведения этюда акварелью для первоначального обучения можно считать постепенный переход от более светлых слоев краски к темным. Так легче добиться тональной цельности изображе­ния. Все предметы покрывают сна­чала слабыми, но по своим отношениям верными тонами, оставляя с большой осторожностью светлые части (блики) предметов совершенно незакрашенными.

Обучающиеся должны вести работу равномерно по всему листу.

В процессе работы необходимо идти от общего не увлекаясь деталями, стараясь работать над всем натюрмортом сразу, переходя от предмета к предмету, взвешивая, сравнивая друг с другом каждый мазок.

Глядя на натюрморт, нетрудно убедиться, что самыми светлыми местами в этой постановке будут блики. Окраска поверхности стола, драпировок и фона нейтральна, менее насыщена. Уже в первоначальной прокладке красок надо придерживаться пропорциональных отношений тонов. Акварельные краски по высыхании высветляются, а потому их можно сразу брать интенсивнее и темнее.

Итог 2 занятия: преподаватель отмечает положительные и отрицательные стороны каждой работы.

 


Занятие 3

1. Организационный момент подготовка обучающихся к занятию. Приветствие, проверка присутствующих обучающихся.

2. Тональный анализ постановки.

На работах обучающихся высохшая акварель посветлела и, как правило, на этом этапе все цвета имеют близкую светлоту.

Задача второй прописки - выявить градации тона в натуре и передать их в натюрморте.

Обучающиеся снова рассматривают постановку и сравнивают различные нюансы«холодного» цвета и насыщенности тона предметов.

На каждом предмете самое светлое место - обращено к свету, блику. Самое тёмное - собственная тень, между ними плавный переход - светотень, так как предметы имеют округлую форму. С теневой стороны на предметах хорошо заметны рефлексы. Падающие от предметов на драпировки тени тоже самые тёмные места натюрморта, но при этом они прозрачны и в тени хорошо видны складки драпировок.Для выявления самых тёмных мест натюрморта можно посмотреть на него прищурившись. В этом случае в глаза смотрящего падает меньше света, полутона мало различимы, но хорошо заметна разница света и тени.

Подбирая цвет каждого предмета, надо внимательно следить за изменениями его окраски в зависимости от изменений светотени. Коричневый кувшин имеет разные оттенки: на свету одни, в полутени другие, а рефлексы от фона уже не коричневые, а фиолетовые.

3.После этого обучающиеся работают самостоятельно.

Напоминаем, что надо писать все предметы одновременно, сравнивая их по светлоте, цвету и насыщенности цвета, постепенно усиливая тона. При этом надо стараться смотреть на предметы не поочередно, а на всю их группу в целом. Цельность восприятия позволит правильно определить отношения.

 

Итог 3 занятия: обучающиеся с помощью преподавателя определяют, что нужно будет сделать в работе на следующем занятии.

Занятие 4

1. Организационный момент. Приветствие, проверка присутствующих обучающихся.

2. На последнем занятии преподаватель ставит задачу - добиться цельности натюрморта.

Для этого сначала нужно обратиться к натуре - постараться цельно увидеть саму постановку. Это можно осуществить следующими способами:

- Смотреть мимо постановки, не разглядывая каждый предмет в отдельности

- Быстро переводить взгляд с постановки в сторону.

Глядя, таким образом, на постановку, нужно выяснить, какой предмет в ней является главным, а какой – второстепенный. В данной постановке главный предмет – кувшин, остальные второстепенные (дополнительные).

Между предметами переднего и заднего планов имеется слой воздуха (воздушная перспектива), который смягчает яркость окраски дальних предметов. Ближниепредметы, поэтому кажутся ярче, рисунок их отчетливее по сравнению с дальними. Главный предмет в постановке, изображается контрастней, на нём будут более заметны света и тени, тщательнее проработаны детали. Второстепенные предметы нужно подчинить главному: смягчить свето-тень, пригасить яркие пятна. Последней пропискаакварелью, окончательно выявляет объем предметов, определяются детали, передается материал предметов (стекло, метал, материя, орнамент). Таким образом можно добиться решения поставленной задачи – цельности натюрморта.

За 10 мин. до завершения практической части, напоминаю ученикам об окончании работы.

5. Итог задания. Просмотр.

Работы выставляются таким образом, чтобы их можно было видеть все сразу и сравнивать между собой.Анализируя работы обучающихся, преподаватель оценивает их с точки зрения поставленной задачи и степени её достижения, а так же отдельно каждой работы по четким критериям оценивания.

Критерии оценивания работ.
- Цветовые, тоновые соотношения в работе и натурной постановке;
- Выявление объема, фактуры, материальности постановки;
- Передача воздушной перспективы;
- Общее восприятие работы, колорит.

Отметка/уровень Характеристика
2 (начальный) Ученик владеетначальнымуровнем. Большуючасть заданий можетвыполнитьтолько с помощьюпреподавателя. Допускаетгрубыеошибки в построении, решениитона и цветовогостроя. Материаломвладеет на начальномуровне.
3 (средний) Ученик владеетначальнымуровнем. Большуючасть заданий можетвыполнить с помощьюпреподавателя. Допускаетнезначительныеошибки в построении, решениитона и цветовогостроя. Недостаточнопередаетвоздушную перспективу.
4 (достаточный) Ученик можетсамостоятельновыполнитьбольшуючастьработы. Допускаетнезначительныеошибки в линейно-конструктивномпостроении, ориентируется в тоне и цвете. Применяетизмененияцвета в перспективномизображении. Владееттехникой и технологиейматериала.
5 (высокий) Ученик самостоятельноконтролируетсобственнуюдеятельность, исправляетошибки. Умелокомпонует, владеетлинейно-конструктивнымпосторением, чувствует и передаетцвет и тонально-цветовыесоотношения. Ученик грамотно передаетобъем, среду, фактуру, материальность.

 

Список источников и литературы

1. Беда Т.В «Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция».- Москва: Просвещение,1991.

2. Королева И.А., Профераносова М.Ф. Давай учиться рисовать /Под ред. Е.М. Золоторева М.:ЗНУИ, 1993.

3. Орешников В.О. композиции// Юнный художник.-1990-№2.

4. Ростовцев Н.Н. «Методика преподавания изобразительного искусства в школе». - Москва: Издательство «Агар», 2001г.

5. Смирнов Г.Б.,УнковскийА.А.Акварель. - М.,1996.

6. Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе».- Москва: ACADEMIA, 1999.

7. Унковский А.А. Живопись: Вопросы колорита.- М.,2003.

8. Хосе М.Паррамон. Как писать натюрморт.- М.,2000.

9. Щеголь Г.М. Колорит в живописи: Заметки художника - М.,1997.

10. Яшухин А.П. Живопись. –М.,2001.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: