План-конспект занятия
Тема: Этюд натюрморта из 2-3х предметов в холодной гамме.
Тип занятия: комбинированный.
Дисциплина: живопись.
Время выполнения: (12 часов / 4 занятия по 3 часа/)
Межпредметные связи: композиция, рисунок, перспектива, основы цветоведения. (Обобщение и закрепление знаний о способах построения предметов быта, поэтапное ведение цвето-тональных отношений в живописи).
Цель обучающая: формирование ощущения композиционного равновесия в работе. Выявление цветовых и тональных соотношений.
Цель развивающая: чувство тона и цвета, развитие пространственного мышления, развитие творческого воображения, развитие глазомера.
Цель воспитательная: формирование живописных навыков в
изображении объемных предметов, наблюдательность, внимательность, аккуратность, воспитывать интерес к предмету «живопись», воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.
Методическое обеспечение: наглядная таблица, демонстрирующая вариант удачного композиционного размещения натюрморта в листе;
учебная методическая таблица,демонстрирующая поэтапное выполнение натюрморта (линейно-конструктивное построение, цветовое решение натюрморта в холодной гамме).
Оборудование занятия: кувшин, гранат, тарелка, драпировка, подиум.
Оборудование для обучающихся: бумага (формат А2), карандаши различной мягкости, ластик, акварельные краски, палитра, кисти, стакан с водой.
План занятия
Занятие I |
1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности. |
2. Вопросы к теме. Анализ формы предметов и их положения. |
3. Композиционное решение натюрморта |
4. Конструктивное построение натюрморта |
5. Итог I занятия |
Занятие 2 |
1. Организационный момент |
2. Цветовой анализ постановки |
3. Первая прописка |
Итог 2 занятия |
Занятие 3 |
1. Организационный момент |
2. Тональный анализ постановки. Выявление самых светлых и самых темных мест. |
3. Вторая прописка (нюансировка цвета). |
4. Итог 3 занятия |
Занятие 4 |
1. Организационный момент |
2. Третья прописка, цельность работы |
3. Итог занятия. Просмотр - анализ работ, оценивание. Заключительное слово, уборка класса. |
Содержание занятия
Занятие 1
1.Организационный момент:
Приветствие, проверка присутствующих обучающихся. Преподаватель ставит постановку, освещает её, готовит наглядности для помощи построения натюрморта.
Обучающиеся расставляют мольберты, выбирая наилучшие точки зрения на постановку, готовят материалы к уроку.
Мотивация учебной деятельности сообщение темы занятия: Тема сегодняшнего занятия - выполнение натюрморта в холодной гамме.
Цель первого занятия –грамотно закомпоновать натюрморт в листе; определить пропорции предметов и межпредметных расстояний; установить их на плоскость; построить предметы с учетом перспективных сокращений относительно линии горизонта.
2. Вопросы к теме и основные понятия.
Преподаватель говорит о том, что основой составления натюрморта является такой подбор предметов, при котором общее содержание и тема его выражены наиболее четко.
Существуют несколько видов натюрмортов: сюжетно тематический;учебный;учебно-творческий;творческий;
Натюрморты различают: по колориту (теплый, холодный); по цвету (сближенные, контрастные); по освещенности (прямое освещение, боковое освещение, против света); по месту расположения (натюрморт в интерьере, в пейзаже); по времени исполнения (краткосрочный и долговременный – многочасовые постановки); по постановке учебной задачи (реалистичный, декоративный).
Вопросы по теме урока:
1. Что такое композиция в рисунке? (Это гармоничное размещение предметов на листе.)
2. Исходя из чего следует выбирать положение листа (вертикальное или горизонтальное), прежде чем начать работу с натуры? (Необходимо сравнить длину группы предметов натурной постановки с
ее шириной. Именно это и подскажет нам какое положение листа следует
выбрать для работы).
3. Что такое линия горизонта? (Линия горизонта - горизонтальная линия напротив глаз художника.Приближаясь к линии горизонта, горизонтальныеплоскости превращаются в линии).
4. Что такое симметричный предмет? (Симметрический предмет - предмет, обе стороны которого являются зеркальными относительно друг друга.Симметрический предмет имеет невидимую ось симметрии).
5. Какие три основных цвета вы знаете? (Красный, желтый и синий).
6. Какие цвета называется ахроматическим? (Белый, серый,черный).
7.Какие цвета называют холодными? (Это цвета, которые ассоциируются с водой, снегом, льдом, морем (синий, фиолетовый, зеленый…)).
Анализ формы предметов: и их взаимное расположение.
В натюрморт входят предметы: кувшин, гранат, тарелка, драпировка.
Гранатокруглой формы и напоминает шар с небольшим зубчатым хвостиком.
Чтобы уяснить форму кувшина, мысленно разделим его на части, близкие по форме к геометрическим телам.Верхняя часть - горло кувшина представляет собой цилиндр с носиком, нижняя часть напоминает усеченный конус. Кувшин симметричен.Пропорции кувшина: ширина примерно 1,5 раза укладывается в высоту.
Тарелка состоит из овалов, внутри которой лежит продолговатая дыня.
Взаимные размеры предметов: гранат 2 раза вмещается в высоту кувшина, ширина тарелки приблизительно 1,5 раза входит в высоту кувшина.Взаимное положение: кувшин по центру от него с левой стороны гранат, тарелка с правой.Определяя взаимное положение предметов в постановке, нужно учитывать положение рисующего. Для сидящих слева, ближним предметом будет гранат, для сидящих справа - тарелка.
3.Композиция натюрморта. Практическая часть.
Сперва,обучающимися проводится предварительный анализ постановки. Выбирается положение листа. Выполняется эскиз.
После утверждения удачного композиционного размещения группы
предметов натюрморта на эскизе, выполняется на большой
плоскости рабочего листа (сначала обобщенный, дальше - более
углубленный поиск отношений длины и ширины предметов).
Для правильной композиции натюрморта на листе тонкими чуть заметными линиями намечают фигуры, охватывающие всю постановку, учитывая при этом равновесие композиции и пропорции постановки в целом.
Свободные поля в этом натюрморте справа и слева можно оставить примерно одинаковыми. Нижнее поле лучше оставить немного больше верхнего, чтобы в натюрморте ощущалось пространство.Затем намечают расположение каждого предмета, придерживаясь установленных ранее пропорций.
4. Конструктивное построение натюрморта.
На этом этапе работы над натюрмортом уточняется компоновка и взаимные размеры предметов, строиться их форма.
Особое внимание нужно обратить на построение кувшина и тарелки как сложных по форме предметов.
Построение кувшина можно выполнить в следующем порядке:Построить прямоугольник, у которого высота составляет 1,5 ширины, провести ось симметрии.Горизонтальными линиями разделить прямоугольник на части соответствующие горлу, тулову. Наметитьместо наибольшей ширины, ширину горла и дна кувшина. Прорисовать боковые контуры.Вокруг каждой горизонтали нарисовать овал. Овалы - это перспективно сокращенные окружности. Следует запомнить, что чем ближе они к линии горизонта, тем больше будут походить на линии, и наоборот, чем дальше овалы от линии горизонта, тем больше будут напоминать круги.
Таким же способом строим овалы на тарелке.
Рисуя гранат лучше сразу наметить действительную форму, а затем добавить хвостик и небольшие неровности.Затем нужно нарисовать драпировку, уточняя положение краёв, складок по отношению к предметам постановки. После этого намечаем собственные и падающие тени легкой штриховкой.
Все предметы натюрморта на этапе линейного построения следует рисовать так, как будто они прозрачные.
Во время самостоятельной работы обучающихсяпреподаватель проводит индивидуальную работу - делает замечания по ходу выполнения рисунка.
Итог 1 занятия: преподаватель обучающимсяуказывает на недостатки в работах, отмечает удачные решения.
Занятие 2.
1.Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствующих обучающихся.Обучающиеся занимают свои места, готовят работы, краски, кисти, палитру.
2.Цветовой анализ постановки.
Обучающиеся внимательно рассматривают натюрморт и называют основные предметные цвета в нём, а также разницу тона и цвета предметов, рефлексы в теневых участках предметов. Точно также находят нюансы «холодного» цвета на других предметах.
3. Первая прописка.
Перед началом живописи преподаватель напоминает, что задание длительное и наиболее применим способ живописи лессировками, когда один прозрачный слой краски накладывается на другой. На первом этапе можно сочетать живопись по- сырому и по- сухому. Обучающиеся должны стараться сразу найти и передать в работе тонкие нюансы «холодного» цвета.
Преподаватель напоминает обучающимся, что не следует сразу прокрывать большие участки работы насыщенным цветом, впоследствии такие ошибки очень трудно исправить, и работа после высыхания краски будет затёртой.
Преподаватель также должен работать над совершенствованием акварельной техники у обучающихся: недопустимо, например, втирать кистью краску, в бумагу, писать акварелью пастозно. Лучшим способом ведения этюда акварелью для первоначального обучения можно считать постепенный переход от более светлых слоев краски к темным. Так легче добиться тональной цельности изображения. Все предметы покрывают сначала слабыми, но по своим отношениям верными тонами, оставляя с большой осторожностью светлые части (блики) предметов совершенно незакрашенными.
Обучающиеся должны вести работу равномерно по всему листу.
В процессе работы необходимо идти от общего не увлекаясь деталями, стараясь работать над всем натюрмортом сразу, переходя от предмета к предмету, взвешивая, сравнивая друг с другом каждый мазок.
Глядя на натюрморт, нетрудно убедиться, что самыми светлыми местами в этой постановке будут блики. Окраска поверхности стола, драпировок и фона нейтральна, менее насыщена. Уже в первоначальной прокладке красок надо придерживаться пропорциональных отношений тонов. Акварельные краски по высыхании высветляются, а потому их можно сразу брать интенсивнее и темнее.
Итог 2 занятия: преподаватель отмечает положительные и отрицательные стороны каждой работы.
Занятие 3
1. Организационный момент подготовка обучающихся к занятию. Приветствие, проверка присутствующих обучающихся.
2. Тональный анализ постановки.
На работах обучающихся высохшая акварель посветлела и, как правило, на этом этапе все цвета имеют близкую светлоту.
Задача второй прописки - выявить градации тона в натуре и передать их в натюрморте.
Обучающиеся снова рассматривают постановку и сравнивают различные нюансы«холодного» цвета и насыщенности тона предметов.
На каждом предмете самое светлое место - обращено к свету, блику. Самое тёмное - собственная тень, между ними плавный переход - светотень, так как предметы имеют округлую форму. С теневой стороны на предметах хорошо заметны рефлексы. Падающие от предметов на драпировки тени тоже самые тёмные места натюрморта, но при этом они прозрачны и в тени хорошо видны складки драпировок.Для выявления самых тёмных мест натюрморта можно посмотреть на него прищурившись. В этом случае в глаза смотрящего падает меньше света, полутона мало различимы, но хорошо заметна разница света и тени.
Подбирая цвет каждого предмета, надо внимательно следить за изменениями его окраски в зависимости от изменений светотени. Коричневый кувшин имеет разные оттенки: на свету одни, в полутени другие, а рефлексы от фона уже не коричневые, а фиолетовые.
3.После этого обучающиеся работают самостоятельно.
Напоминаем, что надо писать все предметы одновременно, сравнивая их по светлоте, цвету и насыщенности цвета, постепенно усиливая тона. При этом надо стараться смотреть на предметы не поочередно, а на всю их группу в целом. Цельность восприятия позволит правильно определить отношения.
Итог 3 занятия: обучающиеся с помощью преподавателя определяют, что нужно будет сделать в работе на следующем занятии.
Занятие 4
1. Организационный момент. Приветствие, проверка присутствующих обучающихся.
2. На последнем занятии преподаватель ставит задачу - добиться цельности натюрморта.
Для этого сначала нужно обратиться к натуре - постараться цельно увидеть саму постановку. Это можно осуществить следующими способами:
- Смотреть мимо постановки, не разглядывая каждый предмет в отдельности
- Быстро переводить взгляд с постановки в сторону.
Глядя, таким образом, на постановку, нужно выяснить, какой предмет в ней является главным, а какой – второстепенный. В данной постановке главный предмет – кувшин, остальные второстепенные (дополнительные).
Между предметами переднего и заднего планов имеется слой воздуха (воздушная перспектива), который смягчает яркость окраски дальних предметов. Ближниепредметы, поэтому кажутся ярче, рисунок их отчетливее по сравнению с дальними. Главный предмет в постановке, изображается контрастней, на нём будут более заметны света и тени, тщательнее проработаны детали. Второстепенные предметы нужно подчинить главному: смягчить свето-тень, пригасить яркие пятна. Последней пропискаакварелью, окончательно выявляет объем предметов, определяются детали, передается материал предметов (стекло, метал, материя, орнамент). Таким образом можно добиться решения поставленной задачи – цельности натюрморта.
За 10 мин. до завершения практической части, напоминаю ученикам об окончании работы.
5. Итог задания. Просмотр.
Работы выставляются таким образом, чтобы их можно было видеть все сразу и сравнивать между собой.Анализируя работы обучающихся, преподаватель оценивает их с точки зрения поставленной задачи и степени её достижения, а так же отдельно каждой работы по четким критериям оценивания.
Критерии оценивания работ.
- Цветовые, тоновые соотношения в работе и натурной постановке;
- Выявление объема, фактуры, материальности постановки;
- Передача воздушной перспективы;
- Общее восприятие работы, колорит.
Отметка/уровень | Характеристика |
2 (начальный) | Ученик владеетначальнымуровнем. Большуючасть заданий можетвыполнитьтолько с помощьюпреподавателя. Допускаетгрубыеошибки в построении, решениитона и цветовогостроя. Материаломвладеет на начальномуровне. |
3 (средний) | Ученик владеетначальнымуровнем. Большуючасть заданий можетвыполнить с помощьюпреподавателя. Допускаетнезначительныеошибки в построении, решениитона и цветовогостроя. Недостаточнопередаетвоздушную перспективу. |
4 (достаточный) | Ученик можетсамостоятельновыполнитьбольшуючастьработы. Допускаетнезначительныеошибки в линейно-конструктивномпостроении, ориентируется в тоне и цвете. Применяетизмененияцвета в перспективномизображении. Владееттехникой и технологиейматериала. |
5 (высокий) | Ученик самостоятельноконтролируетсобственнуюдеятельность, исправляетошибки. Умелокомпонует, владеетлинейно-конструктивнымпосторением, чувствует и передаетцвет и тонально-цветовыесоотношения. Ученик грамотно передаетобъем, среду, фактуру, материальность. |
Список источников и литературы
1. Беда Т.В «Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция».- Москва: Просвещение,1991.
2. Королева И.А., Профераносова М.Ф. Давай учиться рисовать /Под ред. Е.М. Золоторева М.:ЗНУИ, 1993.
3. Орешников В.О. композиции// Юнный художник.-1990-№2.
4. Ростовцев Н.Н. «Методика преподавания изобразительного искусства в школе». - Москва: Издательство «Агар», 2001г.
5. Смирнов Г.Б.,УнковскийА.А.Акварель. - М.,1996.
6. Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе».- Москва: ACADEMIA, 1999.
7. Унковский А.А. Живопись: Вопросы колорита.- М.,2003.
8. Хосе М.Паррамон. Как писать натюрморт.- М.,2000.
9. Щеголь Г.М. Колорит в живописи: Заметки художника - М.,1997.
10. Яшухин А.П. Живопись. –М.,2001.