Женщины на войне, героизм




Героизм

“В списках не значился” — это история становления героического характера, мужающего в огне войны. В первых схватках с гитлеровцами Плужников терялся, упускал из рук командование... Больше того, в этих схватках он дважды струсил. Война резко меняет жизнь и сознание Николая. Ценой тяжких ошибок, познав высокую любовь и низкое предательство, Плужников приходит к пониманию того, что от его личного участия зависит многое. В процессе обороны Брестской крепости он стал одним из ее героев, совершил не мало подвигов, был защитником и "хозяином" крепости до весны 1942-го года.Подвиг Плужникова столь высок, что он поражает даже врагов.

Нравственный выбор

В повести «В списках не значился» Николай Плужников доказал, что его нельзя испугать, сломить, сделать рабом. Он остается человеком в любых ситуациях: и в отношении с любимой женщиной, и под непрерывной бомбежкой немцев, и даже по отношению к своему врагу. А остаться человеком в условиях войны - это и есть вершина нравственности.

 

Любовь на войне

Писатель провел своего героя через испытание любовью. Здесь, в этом аду, Николай полюбил искренне и сильно, как бывает дано полюбить однажды. Любовь давала лейтенанту силы жить и бороться, но и рождала великое чувство ответственности за любимую. Безмерно тяжело Николаю и Мирре расстаться, но во имя будущего своего ребенка они идут на это. Плужникову не дано было пройти еще через одно страшное испытание увидеть смерть любимой. Он до конца верил, что Мирра жива, что вырастит их ребенка, расскажет правду об этом страшном времени.

 

Человечность (отрицательное влияние)
Лейтенант Плужников допустил ошибку, проявив милосердие и человечность. Жестокий урок, научивший его отличать подлинную человечность от ложной, получил он, пожалев и отпустив гитлеровца. Однако, он стал наблюдателен, хладнокровен, расчетлив, научился думать и всесторонне оценивать обстановку.

 

Предательство

Предателем готов был стать Федорчук. Он хотел жить, а не воевать. Плужников увидел, как от башни к немцам по мосту шел Федорчук. Шел подняв руки, и белые марлевые тряпочки колыхались в его кулаках в такт грузным, уверенным шагам. Он шел в плен так спокойно, так обдуманно и неторопливо, словно возвращался домой после тяжелой и нудной работы.Измена Федорчука была для Плужникова необъяснима, он считал его предателем, и его рука не дрогнула убить изменника.

Самопожертвование

Война заставляет людей взрослеть, раскрывает их истинную сущность. Так, удивительно меняется солдат Сальников. Из взъерошенного напуганного юнца он превращается в настоящего воина, отважно смотрящего в лицо смерти. Этот солдат сам вызывается идти под пули - за водой для раненых. Сальников, так любивший жизнь, спасает своего товарища ценой собственной смерти. И этот пример – далеко не единственный. Вспомним хотя бы пограничника, заслонившего собой Плужникова или командира с перебитыми ногами, который подорвал себя, чтобы спасти других людей.

«А зори здесь тихие» - Борис Васильев

Героизм, женщины

«А зори здесь тихие» - это повесть о подвиге не просто русского народа, а о подвиге женщин. Героини повести, молоденькие девушки, были рождены для любви и материнства, а вместо этого взяли в руки винтовки и занялись мужским делом – войной. Хрупкие создания, которым издавна приписывались самые разнообразные слабости, сражались с немцами, не хуже мужчин, отражая вражеский огонь. Даже в этом уже состоит немалый героизм, ведь все они сами добровольно пошли на фронт. Истоки их героизма – в любви к Родине. Отсюда начинается путь к подвигу.Это чистое и светлое произведение о том, что в исключительных обстоятельствах человек, преданный Родине и готовый пожертвовать собой, становится героем.

 

Мужество

Тяжелые испытания выпали и на долю старшины Васкова. Ему суждено было схоронить всех своих бойцов, превозмочь горе, раны и нечеловеческую усталость и в последней исступленной схватке жестоко отомстить гитлеровцам, взять их в плен. А потом еще до конца дней нести на душе тяжесть оттого, что не уберёг девчат.

 

 

Трусость

Несколько раз струсив, глупо погибает Галя Четвертак, но мы не осуждаем ее. Может быть, она была слишком слаба и неуверенна, но ведь женщина вообще не должна быть на войне. А Галя все-таки старалась по мере своих сил: несла на себе тяжелый груз вещей, шла по ледяной земле в одной берестяной чуне. Пусть она не совершила подвига, не вступила в прямую схватку с врагом, но она и не отступила, упрямо идя вперед и выполняя приказания старшины.

 

Самопожертвование

Смерть Сони Гурвич кажется случайностью, но она связана с самопожертвованием. Ведь, когда она бежала навстречу своей гибели, ее вело естественное душевное движение сделать приятное доброму и заботливому старшине – принести оставленный кисет. Так же жертвует собой и Лиза Бричкина. Смерть ее ужасна и мучительна. Пусть она пала не па поле боя, но при этом погибла при исполнении своего долга, спеша поскорей перейти болото и привести подмогу.

 

Любовь на войне

Помощница старшины, сержант Рита Осянина, вышла замуж, родила сына, и "более счастливой девушки просто не могло быть". Но тут началась война, и этой счастливой судьбе не суждено было продолжиться. Старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны, в утренней контратаке. Рита научилась ненавидеть, тихо и беспощадно, и, решив отомстить за мужа, пошла на фронт.

А к Лизе Бричкиной любовь пришла, на разъезде, за несколько недель до гибели. Эта простая, самоотверженная девочка сразу же отдала свое сердце сержанту Васкову. Непростой была ее жизнь. Все девятнадцать лет провела Лиза в избушке своего отца лесника, который беспробудно пил. Лиза искренне верила, что впереди счастье. А потом началась война. И вот здесь, в тяжести военных будней, ее сердце впервые забилось часто-часто - Лиза влюбилась.

 

 

«Матерь человеческая» - Виталий Закруткин

Женщины на войне, героизм

Повесть В. Закруткина посвящена женщине, женщине-матери. Тем, кому в годы войны приходилось труднее всего. Героиня его повести Мария, на своих плечах вынесла тяжелое бремя войны. Героиня осталась совсем одна в разрушенной фашистами деревне, когда носила под сердцем ребенка. Женщина оказалась на краю гибели, жизнь казалась ей невыносимой, она даже просила у бога смерти. Одна среди заброшенных полей, трупов, разрушений. Но отчаяние лишь на минуту охватило Марию. Она поняла, что нельзя сдаваться, надо жить дальше. Мария нашла в себе силы не только выжить самой, но и помочь это сделать другим. Мария не взяла в руки оружие, но она боролась за мир так же самоотверженно, как и солдаты на поле боя.

 

Человечность

Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Когда девочка умирает, Мария едва не сходит с ума, не видя смысла своего дальнейшего существования. И все же она находит в себе силы для того, чтобы жить. С большим трудом преодолевая горе.
Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, повстречав раненого молодого немца, исступленно кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный мальчик крикнул: «Мама! Мама!» И сердце русской женщины дрогнуло. Мария смогла принять под свой кров семерых ленинградских сирот, волею судеб занесенных на ее хутор.

 

 

 

 

 

«Сашка» - Вячеслав Кондратьев

Сострадание

Сашке присуще чувство жалости, сострадания. Он для других готов сделать то, чего никогда не сделал бы для себя. Уже в начале произведения Кондратьев показывает нам героизм молодого бойца: Сашка, рискуя жизнью, отправляется за валенками для своего товарища. Начинается обстрел. Каждую секунду жизнь главного героя висит на волоске. Но он с честью проходит выпавшее на его долю испытание.

Одной из ключевых в повести, на мой взгляд, является сцена, когда Сашка берет в плен немца. У него нет к нему вражды, чувство, которое испытывает герой, скорее можно назвать жалостью. Привыкший брать на себя ответственность, уверенный в правоте своего дела, беззаветно верящий в справедливость, Сашка убеждает немца, что на его Родине пленных не расстреливают. И когда командир, ни в чем не разобравшись, отдает приказ расстрелять пленного, Сашка понимает, что жизнь этого немца находится в его руках. Перед Сашкой выбор: поступить по совести и не выполнить приказ командира или, не нарушив присягу, расстрелять немецкого солдата и тем самым спасти собственную жизнь.

 

Мужество

Мужественно выглядит герой на фоне «битой-перебитой» роты, которая, едва получив приказ, с удовольствием ретируется за овраг. Сашка же бросается на помощь ротному. Идя с ним в атаку и заметив, что у того расстрелян диск, Сашка отдает ротному свой, не думая о своей жизни. У него одно же­лание: «настичь немцев и обязательно перестрелять их».

 

 

Самопожертвование

Когда в госпитале происходит конфликт из-за ка­чества пищи, он обнаруживает необыкновенную сме­лость, беря на себя чужую вину. Сашка понимает, что друг его, Володька очень горяч нравом и может наделать глупостей, а он, Сашка, «благоразумнее», а пото­му попытается как-то сгладить сложившуюся ситуа­цию. О наказании за содеянное герой не думает, глав­ное для него — спасти друга.

Когда очарованный красотой подснежника Жора подрывается на мине, Сашка, ни минуты не раздумы­вая, бросается за отброшенной в сторону его шапкой. Не собственная жизнь волнует его в этот момент, а осознание долга перед товарищем: накрыть его лицо и отдать таким образом последнюю дань уважения. Сашка снова не думает о себе, проявляет способность к самопожертвованию.

 

«Сотников» - Василь Быков

Героизм

А что же Сотников? У него иной путь. Он выбирает смерть, тем самым пытаясь спасти ни в чем не повинных людей. Героическая смерть ради спасения жизней других людей — вот единственный возможный для него путь. Ведь не зря перед казнью Сотников заметил среди согнанных к этому месту деревенских жителей маленького мальчика в старой отцовской буденовке. Боец улыбнулся ему одними глазами, подумав при этом, что ради таких, как этот малыш, идет на смерть.

Мужество

На первых страницах повести перед нами предстают два бойца одного из партизанских отрядов — Сотников и Рыбак, которые морозной, ветреной ночью отправляются на задание. Им поручено во что бы то ни стало добыть продовольствие для усталых, измученных товарищей. Но мы видим, что бойцы в неравном положении: Сотников идет на задание с тяжелой простудой. А на вопрос Рыбака, почему тот не отказался идти, если болен, отвечает: “Потому и не отказался, что другие отказались”. Эти слова Сотникова говорят нам о его сильно развитом чувстве долга, сознательности, мужестве, выносливости.

 

Нравственный выбор

В повести Быкова каждый занял в ряду жертв свое место. Все, кроме Рыбака, прошли свой смертельный путь до конца. Рыбак стал на путь предательства только во имя спасения собственной жизни. Рыбак не хотел умирать и кое-что рассказал следователю о задании. Сотников при пытке терял сознание, но не сказал ничего.

Предательство

По натуре Рыбак отнюдь не предатель и тем более не замаскированный враг, а нормальный человек со своими достоинствами и недостатками. Рыбак — крепкий и надежный парень, в котором живет чувство братства, товарищества, взаимовыручки. Но таков он в обычной боевой обстановке. Оставшись же наедине с задыхающимся от кашля раненым Сотниковым среди снежных сугробов, без пищи и в постоянной тревоге быть схваченным фашистами, Рыбак срывается. И когда он попадает в плен, в его душе происходит надлом. Он хочет жить. Боец не хочет предавать родину, пытается найти выход из той ситуации, в которой он оказался. Рыбак соглашается служить полицаем. Он надеется воспользоваться этим, чтобы бежать к своим. Мощная гитлеровская машина уничтожает Рыбака, хитрость оборачивается предательством.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: