Философская система Г.В.Ф. Гегеля.




Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - немецкий философ, представитель «абсолютного» объективного идеализма, выдвигающего основным принципом тождество разума и действительности. (Хотя, первоначально, под влиянием Канта и Фихте, он придерживался позиций «трансцендентального» идеализма. К «абсолютному» идеализму Гегель перейдёт под воздействием немецкого философа Шеллинга). К его основным относятся такие произведения, как: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Философия права», «Лекции по истории философии» и т.д.

Центральным положением философии Гегеля становится рассуждение об «абсолютной идее ». По мнению философа, Разум, Мысль или Дух едины с реальной объективной действительностью и являются ею. «Всё действительное разумно, всё разумное – действительно» - пишет Гегель. Дух наделяет всё реальное стремлением к развитию, то есть придаёт всему цель, которой является самопознанием, раскрытием в себе «духа». Процесс «самопознания» мирового, абсолютного разума реализуется через три этапа, которые представляют собой восходящее круговое движение (следует отметить, что для философии Гегеля характерно обращение к троичным конструкциям, так называемым «триадам»): 1) первая стадия это «бытие в себе », то есть разум прибывает в стихии чистого мышления, в стихии «Логоса» (под мышлением подразумевается здесь не свойство человеческого сознания, а «абсолютная Идея») – представляет собой систему законов и категорий диалектики, изучаемую логикой. 2) «инобытие » - бесконечное «идеальное» мышление создаёт, противополагает себе конечную природу. Это становится возможным по причине того, что Логос содержит в себе принцип саморазвития. В силу этого принципа Логос, через самоотчуждение, объективируется в Природу. При этом развивается не конечная природа, а категории чистого разума. На этом этапе происходит диалектическое взаимодействие бесконечного и конечного, в котором бесконечное существует, а конечное есть лишь конечная абстракция первого. 3) «возвратное бытие в-себе-и-для-себя ». Гегель называет этот этап «историей духа ». На этой стадии, через диалектическую процедуру «отрицание отрицания ». Например, негативный момент смерти содержит в себе положительные моменты жизни, продиктованные развитием. Бутон умирает, появляется цветок, погибает цветок появляется плод. При этом каждое новое положительное состояние было бы не возможно, если бы стремление к нему, его возможность не содержалась бы в предыдущем бытие вещи, и не реализовывалось посредством и на основе разрушения старого. Поэтому, по мнению Гегеля, каждое видимое разрушение есть лишь элемент развития, движение к раскрытию абсолюта. В процессе «отрицания отрицания» идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания. Методом подобного самопознания для человека является диалектика.

Диалектика Гегелем также наделяется качеством кругового движения и разделяется на три части. 1) абстрактная или рассудочная сторона (тезис). На этой стадии рассудок идёт от частного к общему, обобщает и выделяет понятия, при этом он замкнут в рамках конечного, вследствие чего становится жертвой противоречий. 2) диалектическая, в узком смысле слова, или «негативноразумная» сторона (антитезис). Здесь, рассудочная деятельность, выходит за рамки «противоречивой» ограниченности первого этапа при помощи разума. Разум «размечает» понятия рассудка, высвобождая огромное количество противоречий (единое – множественное, конечное – бесконечное и т.п.), которые постоянно переходят друг в друга. Разум, таким образом, выявляет определённую ущербность, которую каждая из противоположностей обозначает, когда соизмеряет себя с другой противоположностью. В этом заключён негативный момент данной стадии. Положительное в том, что определение подобной «ущербности» позволяет подняться от границ противоречия к высшему синтезу, к кульминации диалектического процесса. Таким образом, противоречие становится необходимым условием развития. 3) «спекулятивная» или разумная сторона (синтез). На этапе синтеза происходит постижение единства взаимоисключающих и взаимополагающих противоположностей. Здесь мы вновь возвращаемся к положительному утверждению через «отрицание отрицания». Диалектика, таким образом, постоянно снимает фиксированность понятия путём движения, результатом которого становится «развитие понятий ». Высшей точкой подобного развития становиться «снятие» противоречия и сохранение нового единства и достижение «Абсолютности».

В подобном круговороте человек поднимается над обыденным сознанием к высотам чистого разума, «обретает точку зрения абсолюта». Но человек не может сразу же обладать «абсолютным» знанием. Претендовать на разработку введения в философию без предшествующего сложного процесса познания равнозначно тому, что можно научить плавать, не погружаясь в воду. Необходимо постепенно осуществлять переход от обыденного сознания «эмпирического Я» к философскому «трансцендентальному Я», поэтому для приближения к «абсолютному» через процессы самопознания необходима природа. Именно через чувственно эмпирический опыт мы приходим к самопознанию себя, абсолютного в себе путём противопоставления субъекта и объекта (подобное противопоставление является характерной чертой сознания), вычленения и отделения собственного Я от внешней природы, от инобытия.

Цель «Феноменологии Духа», как науки о явлениях, феноменах, проявлениях Духа, показать как эмпирическое сознание через философию «очищается» и возвышается до абсолютного знания и Духа, позволяя Абсолютному тем самым «самопознать» себя. (самопознание Абсолюта через философию). Феноменология Духа стремится устранить разрыв между сознанием и объектом, показывая, что объект и есть «само» –сознание.

Гегель рассматривает историю человечества и развитие самого человека через схему становления от эмпирического сознания к абсолютному. 1) Стадия движения от чувственно эмпирического через восприятие к рассудку, где опыт формируется в законы, понятия. Именно на этой стадии происходит понимание зависимости объекта от сознания субъекта. 2) Этап, на котором самосознание исключает из себя всё чужеродное и сталкивается с другим «самосознанием» происходит формирование: а) отношений подчинённости; б) свободы, которая заканчивается обращением к трансцендентальному божеству и формированием третьего этапа. 3) Разум, который рождается в момент, когда сознание обретает достоверность быть любой реальностью, что позволяет взойти к четвёртой стадии. 4) Дух переходящий к 5) этапу религии, которая, в свою очередь восходит к 6 стадии, стадии Абсолютного знания. Эти этапы диалектичны, то есть в них постоянно наблюдаются противоречия, как внутренние, так и внешние. Развитие от этапа к этапу происходит методом «отрицания отрицания».

Итак, именно этим процессом от эмпирического к абсолютному Гегель обосновывает целесообразность истории и развитие человека как субъекта самопознающего. В человеке самопознание проистекает сначала в виде слов, речи, языка. Орудия труда, материальная культура, цивилизация предстают уже как более поздние формы.

Основой логики Гегеля является тезис о тождественности мышления и бытия: «мышление и бытие совпадают» – пишет он, а следовательно логика совпадает с метафизикой. И, таким образом, Гегель наделяет метафизику качеством науки. Здесь абсолютная идея раскрывается в виде категорий: 1)качество; 2) количество; 3) мера (синтез 1 и 2 – первое это понятийное определение, связанное непосредственно с вещью, второе «снятое качество» или проигнорированное качество); 4) сущность; 5) явление; 6) действительность; 7) субъективность; 8) объективность; 9) идея.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: