Резолюция 1559 (2004), принятая Советом Безопасности на его 5028-м заседании 2 сентября 2004 года






Совет Безопасности,

ссылаясь на все свои предыдущие резолюции по Ливану, в частности на резолюции 425 (1978) и 426 (1978) от 19 марта 1978 года, резолюцию 520 (1982) от 17 сентября 1982 года и резолюцию 1553 (2004) от 29 июля 2004 года, а также на заявления своего Председателя о положении в Ливане, в частности на заявление от 18 июня 2000 года (S/PRST/2000/21),

вновь заявляя о своей решительной поддержке территориальной целостности, суверенитета и политической независимости Ливана в пределах его международно признанных границ,

отмечая решимость Ливана обеспечить вывод всех неливанских сил из Ливана,

выражая серьезное беспокойство по поводу продолжающегося присутствия вооруженных нерегулярных формирований в Ливане, из-за которого правительство Ливана не может в полной мере осуществлять свой суверенитет над всей ливанской территорией,

подтверждая важное значение распространения контроля правительства Ливана на всю ливанскую территорию,

памятуя о предстоящих ливанских президентских выборах и подчеркивая важное значение свободных и справедливых выборов в соответствии с ливанскими конституционными нормами, сформулированными без иностранного вмешательства или влияния,

1. подтверждает свой призыв строго уважать суверенитет, территориальную целостность, единство и политическую независимость Ливана под единой и исключительной властью правительства Ливана на всей территории Ливана;

2. призывает все остающиеся в Ливане иностранные силы уйти из этой страны;

3. призывает распустить и разоружить все ливанские и неливанские нерегулярные формирования;

4. поддерживает распространение контроля правительства Ливана на всю ливанскую территорию;

5. заявляет о своей поддержке свободного и справедливого избирательного процесса на предстоящих президентских выборах в Ливане, проводимых в соответствии с ливанскими конституционными нормами, сформулированными без иностранного вмешательства или влияния;

6. призывает все соответствующие стороны в полной мере и в срочном порядке обеспечить сотрудничество с Советом Безопасности в целях всестороннего осуществления настоящей и всех соответствующих резолюций, касающихся восстановления территориальной целостности, полного суверенитета и политической независимости Ливана;

7. просит Генерального секретаря представить в течение тридцати дней Совету Безопасности доклад об осуществлении сторонами настоящей резолюции и постановляет продолжать активно заниматься этим вопросом.

 

О Ливане и Израиле

 

12 июля 2006 г. Израиль – в который уже раз – приступил к крупной операции на территории соседней страны, формальной причиной началу которой послужило похищение двух израильских военнослужащих. Тель-Авив возложил ответственность за похищение на «Хизбаллу». Премьер-министр Израиля Э. Ольмерт заявил, что его правительство расценивает совершенное похищение как нападение на суверенное государство.
При этом Израиль обвинил в содеянном преступлении власти Ливана. «Ливанское правительство, в которое входит «Хизбалла», пытается подорвать стабильность в регионе. Ливан несет ответственность и будет отвечать за последствия своих действий», – заявил тогда Э. Ольмерт8. Однако официальный Бейрут расценил израильские действия как агрессию и обратился за помощью к международному сообществу. Тем более, что с позиции международного права, в данном случае можно говорить о непропорциональности применения силы Израилем, что повлекло за собой гибель невинных людей, уничтожение гражданской инфраструктуры – мостов, дорог, аэропортов, электростанций, портов, объектов сельского хозяйства.
Официальными целями израильской кампании были заявлены: возвращение похищенных заложников, установление перемирия между Ливаном и Израилем, вывод военизированных подразделений «Хизбаллы» с юга Ливана, установление контроля ливанской армии над этим районом и полное выполнение резолюции 1559 СБ ООН9. Представляется, что война преследовала также и другие цели: сдерживание Сирии и Ирана, проверка боеготовности израильских войск, устрашение членов палестинского сопротивления.
Размах войны стал неожиданным для многих экспертов. В 2000–2006 гг. столкновения на ливано-израильской границе стали происходить реже. По мнению ведущей израильской газеты «Ха’арец» («Страна»), это относительное спокойствие базировалось на взаимном потенциале сдерживания, а также на прагматизме и ответственности лидера «Хизбаллы» Х. Насраллы10.
В ходе войны, в которой только с израильской стороны участвовали 30–40 тыс. военнослужащих, Израиль использовал авиацию, бронетанковую и авиационную технику, корабли ВМС. Основной упор делался на нанесении ударов с воздуха, которые позволяют в считанные минуты разрушить оборудованные позиции и инфраструктуру противника. Израиль задействовал самые передовые вооружения (в том числе, и запрещенные международными конвенциями кассетные бомбы), недоступные не только для «Хизбаллы», но и для армии Ливана (последняя, впрочем, в конфликт не вмешивалась и оставалась в казармах).
В результате войны 2006 г. погибло около полутора тысяч человек с ливанской стороны и 150 – с израильской. Бомбардировки Израиля были остановлены лишь после принятия 11 августа резолюции 1701 СБ ООН11. В соответствии с этим документом, 14 августа Израиль и «Хизбалла» прекратили активные боевые действия.
Израильская война в Ливане, вместе с тем, не смогла достичь ряда поставленных целей. «Хизбалла», оказавшись единственной реальной силой, противостоящей Израилю, не отказалась и на дальнейшую перспективу от проведения антиизраильской политики. «Хизбалла», которая позиционирует себя в качестве основного борца с израильской оккупацией, по-прежнему является главным «раздражающим» моментом в двусторонних ливано-израильских отношениях. Камнем преткновения остается так и не освобожденный Израилем небольшой сегмент – так называемые фермы Шебаа (территория площадью 10 кв. км между Ливаном и сирийскими Голанскими высотами). Ливан считает эту территорию (охватывающую 14 ферм на западном склоне горы Хермон, к югу от ливанской деревни Шебаа) своей12.
В настоящее время «Хизбалла» имеет сотни и тысячи активистов и сторонников в Ливане и за его пределами. Ее светская и религиозная деятельность составляет важную часть жизни шиитской общины Ливана и обеспечивает ей прочную и долговременную основу для мобилизации в свои ряды новых членов и бойцов. Ее программные установки сейчас звучат уже иначе: она, в частности, ставит своей целью ознакомление мира с «цивилизованным» исламом, исламом, который несет справедливость и защищает права человека, развивает образование и поднимает уровень медицинского обслуживания. Эксперты отмечают, что в последние годы эта организация расширила свое влияние не только среди шиитов, но и среди ливанцев-суннитов и даже христиан, причем почвой для такой консолидации стала именно антиизраильская направленность деятельности «Хизбаллы».
Дальнейшая нормализация отношений между Ливаном и Израилем будет, в первую очередь, зависеть от настроенности Тель-Авива и «Хизбаллы» на сближение. К сожалению, история ливано-израильского и всего ближневосточного противостояния показывает, что кризисы в отношениях между странами Арабского Востока и Израилем возникают даже по самым ничтожным поводам. С другой стороны, опыт июльской войны 2006 г. свидетельствовал, что военное решение проблемы ведет в никуда. Вместе с тем, Ливан не может пойти на одностороннее заключение мирного соглашения с Израилем в отрыве от других треков ближневосточного урегулирования, так как одним из первостепенных вопросов в ливано-израильском урегулировании неизбежно окажется проблема возвращения палестинских беженцев. А эту проблему в любом случае не решить иначе, чем в многостороннем формате.
Укрепление позиций «Хизбаллы» не могло не сказаться на усилении политической активности шиитов в других арабских странах, например, в Ираке, Омане и на Бахрейне. Шиитское единение на Арабском Востоке имело свои особенности. Шииты из разных государств объединялись на религиозно-духовной почве, а также под знаменем борьбы с Израилем, однако никогда не придавали политическую окраску своим «внутриконфессиональным » отношениям. Так, среди ливанских шиитов никогда не возникало инициатив по объединению с иракскими или иранскими духовными братьями и созданию какого-либо собственного отдельного государства по примеру Курдистана.
Рассматриваемые события показали, что в ливанской ситуации всё отчетливее прослеживалось влияние внешних сил. Региональные противоречия привносились на ливанскую почву, точнее внутриобщинную, и получали там свое дальнейшее развитие. На позицию различных политических и религиозно-общинных сил оказывало прямое воздействие положение дел в арабском мире, характер отношений между различными арабскими странами, наличие и глубина межарабских противоречий.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: