Живой бюллетень проекта журнала
ТУРИЗМ, как ОБРАЗОВАНИЕ
или «образование в туризме»
№ 1 30 сентября 2011 г.
От редакции
Значение и смысл бюллетеня
Сначала о значении. В колледже много чего делается, в том числе проектов. Вы о них слышали? Как они делаются, вы знаете? Вы видели, кто в них участвует? Оставим вопросы без ответа. Нам бы самим ответить, что и как мы делаем. И мы будем рассказывать о нашем деле. Но этого мало, поскольку общественность должна знать и говорить: «Ага, вот где интересный проект делается. Вот, куда заглянуть надо. А может и подключиться ». Говоря высоким научным словом: мы открываем трансляцию, в которой будем информировать сообщество, студенческое, прежде всего, - пусть знают, как делаются проекты. Теперь, вопрос к взрослым: «Вы готовы воспринимать нашу информацию? Или отнекиваться занятостью? Мы вас не торопим. Всегда ждем ».
Теперь о смысле. Мы готовы превратить бюллетень в ходячее пособие по проектированию. Не в те абстрактные учебники (если они существуют в природе), а в живую практику осмысления непосредственного дела. Более того, если кто-то, спустя какое-то время, когда проект будет сдан под ключ, захочет сделать нечто подобное, он может, пролистывая бюллетени, восстанавливая нашу историю, построить свою.
Проект начал движение.
С чего все началось? Конечно, с идеи, замысла. Наверное, бывает как-то иначе, но у нас так. Идея с подачи фразы: «надо делать журнал, что-то типа «образование в туризме или туризм в образовании » сперва оказалась достаточно простой, навевающей какие-то ассоциации и воспоминания, но по ее расшифровке оказалась во стократ сложнее. Заметим, так бывает всегда! Мы здесь не первые и не последние.
Что было дальше? Здесь потребуется последовательность в изложении.
Во-первых, один, два, три человека могут что-то обсуждать, но не более того. Нужна команда. Она была собрана в составе четырех студентов второго курса по специальности «туризм» и пяти студентов – будущих управленцев.
Во-вторых, на первой встрече договорились, что будем двигаться по шагам в недельных циклах, как в индивидуальных размышлениях, так особенно в рабочих группах по видам работ. Непременно фиксировать полученные результаты, анализировать их. Все время уточнять образ желаемого продукта - журнала. Обсуждать последствия наших действий и т.п.
Как идет разработка программы
Почему не о проекте, а о программе? Делать проект, значит держать в голове будущий образ продукта. Реализовывать программу, значит понимать, что, как, когда, с кем делать работу! Именно работу делать. Под задачу, конкретную и непротиворечивую. Именно эта связка «задача-работа » является теми самыми кирпичи
ками в строительстве, которые, ряд за рядом выстраивают и проект.
|
Место действия - Приполье
С чего мы начали? С предисловия:
Перед нами стоит задача: выпускать периодическое издание, скорее всего это журнал, об образовании в сфере туризма. Которое позволит нам, формировать некое сообщество единомышленников, будущих заказчиков, партнеров. Оно позволит нам предъявить себя миру, также привлекать к себе людей которые будут у нас учиться и учить нас. Пока этим представлением хотелось бы ограничиться. Сегодня нужно подумать о том, как начать работать над концепцией журнала. Под концепцией будем подразумевать целостный образ. Концепция – это полное представление о том, что мы хотим показать или сделать. Это пока абстрактная фраза, которую нужно наполнять содержанием. Пока мыслим просто: журнал должен просвещать, учить, организовывать путешествия, прокладывать туристические маршруты.
Затем было подчеркнуто: надо начинать делать рабочую программу проекта. Но понимать, что сегодня у нас разведочный семинар.
I
Сначала набросали возможные направления работ:
№ | Направления работ | Характер работы |
Название журнала | Креативный (поисковый) | |
Обложка | Работа дизайнера | |
Тематика | Набрасывается и обсуждается | |
Технические характеристики (объем, красочность, тираж, формат и т.д.) | Обсуждается | |
Целевая аудитория. | Нужно определить, для кого мы делаем этот журнал | |
Смысл | Нужно ответить на вопрос: «Для чего нам этот журнал?» | |
Корреспонденты | Это какая-то записная книжка и она должна пополняться. | |
Рубрики | Про что будем писать. | |
Архитектоника | Композиционная конструкция журнала |
II
Сделали паузу и вернулись к рабочей программе. Поставили вопрос: какая должна быть ее структура? Классическая программа поисковой деятельности имеет такие блоки: проблема; тематика; цели; задачи; работы.
Логика переходов из блока в блок очевидна. Но этого оказалось недостаточно для продуктивного движения. Выяснили, что оно должно проверяться анализом ситуации, в которой должен жить журнал. Если мы, например, рассматривали бы создание журнала отдельно, вне учета его жизни в ситуации, то, как бы мы хорошо все не продумали, журнал мог оказать не жизнеспособным. Его тиражи стали бы макулатурой. Отсюда важно, - журнал должен быть вписан в ситуацию. Для кого он, будут ли его покупать учебные заведения, молодежь, преподаватели туризма и т.д. Журнал, ведь, рассчитан на определенную целевую аудиторию. Для молодежи и взрослых специалистов, всех кто занимается туризмом.
III
Еще раз остановились. Оглянулись, увидели некоторые прорехи в нашем программировании, а именно:
· Неточности в набросках направлений работ. Так, надо разобраться, тематика и рубрики одно и то же, или разное. Не учли направленность журнала: образовательная, просветительская, развлекательная или все вместе?
· Поняли, что «целевая аудитория» попадает в другой раздел программы.
· Выяснили, что смысл журнала – есть самоопределение коллектива в ценностях, что происходит как бы поверх программы.
· Установили, - на каждое направление нужно формировать рабочую группу. Например, если название рубрик могут предлагать все члены команды, то рассчитывать технические характеристики журнала должен кто-то из специалистов-полиграфистов. Тем более рассчитывать ресурсные затраты по выпуску журнала.
IV
Вот, мы выше указали, что раздел «целевая аудитория» должен быть помещен в другое место программы. А в какое? И мы вернулись еще раз к ее структуре. Оказалось, что выделенные направления работ, явно недостаточны, чтобы отобразить всю полноту программы. Выяснили, что, помимо раздела «направления работ» собственно по журналу, мы должны включить и такие разделы, как:
· увязка журнала с образовательным процессом по специальности «туризм» в принципе и, в частности, в самом колледже;
· финансово-экономическое обоснование выпуска журнала, с учетом его самоокупаемости, типа бизнес-плана;
· маркетинговая часть программы;
· PR, - внутренний, и, главное, - внешний.
Возможно, появятся и другие разделы. Будем обсуждать.
Обещаем, как только программа будет продумана и построена, мы ее опубликуем.
V
И последнее. Кажется, что программирование это движение от намеченной точки «А», к итоговому результату. Логично. Но не только. Один из принципов программирования, - двигаться назад: от результата. Идёт челночное движение. От результата к первому шагу, от первого – к результату. Важно найти баланс. Тогда не будет суеты, и мы будем четко представлять, что сделать сейчас, а что потом.