Цель работы: закрепить основные умения работать в сети Интернет
Задание 1. Подберите информацию о вашей будущей профессии в рамках ее связи с аппаратным и программным обеспечением вашего рабочего места. Примените материал самостоятельной работы №13
Форма представления материала:
Материал представьте в электронном виде для дальнейшей работы по созданию сайта на занятии.
Критерии оценивания:
5 – 11-15 графических файлов, 11-15 текстовых файлов не более 200 слов каждый, видеофайл не более 4 минут, аудиофайл.
4 – 8-10 графических файлов, 8-10 текстовых файлов не более 200 слов каждый, видеофайл не более 4 минут.
3 – 5-7 графических файлов, 5-7 текстовых файлов не более 200 слов каждый.
Самостоятельная работа №21.
Оформление реферата в электронном виде, подготовка к печати
Цель работы: повысить свои знания по составу аппаратного обеспечения ПК и его назначению, знать особенности устройств ПК, заниматься самообразованием.
Задание 1: При выполнении самостоятельной работы №8 вы подбирали материал и готовили сообщение по теме «Устройства ПК». Составьте план работы над рефератом.
Задание 2: Пользуясь интернет-источниками и литературой, выполните подбор материала (текстовый и графический) по выбранной теме. Напишите введение к реферату (объем 2-3 страницы).
Задание 3: Определите разделы и подразделы основной части реферата. Соотнесите найденный материал с содержанием.
Задание 4: Напишите заключение.
Задание 5: Оформите реферат и подготовьте его к печати. Распечатайте и сдайте на проверку.
Примечание: Требования к реферату смотрите в Приложении В. Образец оформления титульного листа и содержания представлены в приложении С.
Самостоятельная работа №23.
Поиск информации об информационно-поисковых системах
Цель работы: найти информацию об информационно-поисковых системах, подготовить сообщение.
Задание 1: Изучите предложенный материал об ИПС.
Информационно-поисковая система – это прикладная компьютерная среда для обработки, хранения, сортировки, фильтрации и поиска больших массивов структурированной информации.
Каждая ИПС предназначена для решения определенного класса задач, для которых характерен свой набор объектов и их признаков. ИПС бывают двух типов:
документографические,
фактографические.
В документографических ИПС все хранимые документы индексируются специальным образом, т. е. каждому документу присваивается индивидуальный код, составляющий поисковый образ. Поиск идет не по самим документам, а по их поисковым образам. Именно так ищут книги в больших библиотеках. Сначала отыскивают карточку в каталоге, а затем по номеру, указанному на ней, отыскивается и сама книга. В фактографичеких ИПС хранятся не документы, а факты, относящиеся к какой-либо предметной области. Поиск осуществляется по образцу факта.
Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины, но существуют также системы, способные искать файлы на FTP-серверах, товары в Интернет-магазинах, а также информацию в группах новостей Usenet.
Задание 2: Пользуясь Интернет-ресурсами найдите материал по ИПС. Результаты поиска сохраняйте в свою рабочую папку.
Задание 3: Подготовьте сообщение об одной из найденных ИПС по плану:
название поисковой системы,
сведения из истории возникновения,
популярность среди пользователей,
способы поиска информации.
Самостоятельная работа №21.
Повторение материала, подготовка к зачету
Цель работы: повторить и систематизировать изученный материал по дисциплине «Информатика», подготовиться к сдаче зачета по дисциплине.
Подготовка к дифференцированному зачету
Вопросы для самоконтроля
Раздел 1 Информационная деятельность человека:
Что означает термин «информатика»?
Какие сферы человеческой деятельности затрагивает информатика?
Роль информационной деятельности в современном обществе.
Перечисли этапы развития вычислительной техники.
Чем отличаются понятия «информация» и «данные»?
Что послужило отправной точкой для перехода от индустриального общества к информационному?
Что подразумевается под понятиями «информационная безопасность» и «информационная культура»?
Чем отличается «компьютеризация» и «информатизация»?
Какой закон обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц?
Какие бывают нарушения в информационной сфере?
Люди каких профессий наиболее тесно связаны с информационными технологиями? Составьте список профессий.
Раздел 2 Информация и информационные процессы:
Как можно оценить объем информации и сообщения?
Для чего используется кодирование информации?
Чем отличаются позиционные системы счисления от непозиционных?
Почему в компьютере используется двоичная система счисления?
Как кодируются символы текста?
Переведите в десятичную систему счисления 11102; 228; BF16; 101102;1358.
Переведите десятичные числа в двоичную, восьмиричную и шеснадцатиричную системы счисления: 74,21; 26,11; 125,01; 114,08.
В какой системе счисления справедливы следующие равенства: 20+25=100; 22+44=110?
Связано ли появление алгебры логики с разработкой персонального компьютера?
Назовите основные логические операции.
Приведите примеры предложений, которые не являются логическим высказыванием.
Назовите приоритеты логических операций.
Сформулируйте отрицание следующих высказываний: «2 ≥ 5»;
«10 < 7»; «а = 2».
Изобразите в декартовой системе координат области (|х| ≤ 1) и
(|у| ≤ 1).
Какие логические функции двух аргументов имеют свои названия?
Какое существует цисло логических функций трех аргументов?
Приведите примеры из повседневной жизни:
если (не а и не b), то (c или d);
(а или b) тогда и только тогда, когда (c или не d).
В чем заключается процесс архивирования – разархивирования файлов?
От чего зависит степень сжатия файлов?
Какие меры предусмотрены в программах-архиваторах для защиты информации и сохранения ее целостности?
Какие вида информационных моделей вы знаете?
Приведите примеры, когда разные объекты описываются одной и той же моделью.
Что такое вспомогательный алгоритм?
Раздел 3 Средства информационных и коммуникационных технологий:
Перечислите основные устройства, обеспечивающие работу компьютеров.
Что такое команда? Что описывает команда?
Сформулируйте функции памяти и процессора.
В чем заключается принцип «открытой архитектуры»?
Перечислите виды внутренней памяти.
Сравните устройства внешней памяти, выделите их достоинства и недостатки.
Какие существуют типы принтеров и какие принципы печати в них используются?
Как вы скомплектуете компьютер для офиса, дома, магазина, туристической фирмы?
Какие виды сетей вы знаете? В чем их отличие?
Опишите технологию клиент – сервер.
Дайте характеристику аппаратных средств построения сети.
Чем отличается архитектура сети от топологии?
Перечислите меры защиты информации в компьютерных сетях.
Что общего в понятиях «архитектура компьютера» и «архитектура сети»?
Для чего используется доменное имя?
Как можно классифицировать программные продукты?
Что подразумевается под периферийным устройством?
Какие эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту ты знаешь?
Перечисли виды мер обеспечения компьютерной безопасности.
Перечисли компьютерные вирусы и антивирусные программы тебе известные.
К каким последствиям может привести заражение компьютера вирусами?
Составьте список известных вам вирусов, начиная с самых опасных.
Раздел 4 Технологии создания и преобразования информационных объектов:
Какая разница между текстовым и табличным редакторами?
Какова структура страницы документа в текстовом редакторе?
Как быстро просмотреть весь документ?
Что подразумевается под термином «колонтитул», каковы его назначения и возможности?
В чем различие растровых и векторных графических изображений?
Какой тип графического изображения (растровый или векторный) вы выберите для разработки символов нового шрифта, учитывая, что шрифт должен масштабироваться без потери качества изображения?
В чем заключается отличие абсолютных ссылок от относительных?
Как определить имя ячейки в электронной таблице?
Что представляет собой смешанная ссылка?
В каких ситуациях предпочтительнее использовать гистограммы, графики, диаграммы?
Чем отличаются формы от таблиц в СУБД?
Как используются таблицы и формы в информационных системах?
Что такое мультимедиа?
Перечислите основные функции программы PoverPoint.
Какие основные правила при оформлении презентации?
Раздел 5 Телекоммуникационные технологии:
Какие виды компьютерных коммуникаций вы знаете?
На каких принципах работают поисковые системы?
Какими достоинствами и недостатками обладает электронная почта?
Перечислите возможности сетевого программного обеспечения.
Какие функции выполняет гипертекст на сайте?
Перечислите программы для создания сайта.
Литература
Основные источники:
Информатика: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / Е.В. Михеева, О.И. Титова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
Информатика. Учебное пособие для среднего профессионального образования / Под общ. Ред. И.А. Черноскутовой – СПб.: Питер, 2009.
Михеева Е.В. Практикум по информатике: учеб. Пособие для студ. сред.проф. Образования / Е.В.Михеева. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009
Дополнительные источники:
Информатика. Базовый курс. Под ред. Симоновича С.В. – СПб.: Питер, 2008.
Безручко В.Т. Практикум по курсу «Информатика». – М.: Финансы и статистика, 2008.
Информатика. 10 –11 класс / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2007.
Информатика. Задачник-практикум / под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2008.
Ляхович В. Ф., Крамаров С. О., Шамараков И. П. Основы информатики: учебник. – Ростов н/Д, 2008.
Острейковский В.А. Информатика. М.: Высшая школа, 2007.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. 11-й класс. – М.: Бином: Лаборатория Базовых Знаний, 2010.
Хлебников А.А. Информатика: Учебник для среднего профессионального образования. -: Феникс, 2007.
Интернет источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/ - Свободная электронная энциклопедия «Википедия»
https://inf.e-alekseev.ru/ - Алексеев Е.Г., Богатырев С.Д. Информатика: Мультимедийный электронный учебник – Саранск: Морд.гос. ун-т, 2009.
https://tadviser.ru - российский интернет-портал
Приложения
Приложение А
Структура выступления
Любое публичное выступление должно состоять из 3-ех частей:
1. Вступление.
2. Основная часть.
3. Заключение.
Примерное распределение времени:
- вступление – 10-15%;
- основная часть – 60-65%;
- заключение – 20-30%.
Вступление
Тщательно продуманное и включающее в себя:
Объяснение цели
Название темы
Расшифровку темы с целью точного определения содержания выступления и четкое определение стержневой идеи.
Вступление – важная часть, так как более всего запоминается слушателям, поэтому должно быть тщательно продуманным. Оно включает: объясление цели, название доклада и расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. «Засиживаться» на вступлении не стоим – оно должно быть кратким. При подготовке вступления следует выбрать тему, которая имеет целью вызвать интерес публики.
Основная часть
В основной части излагается главный материал последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.
- проблемное изложение (выявление и анализ противоречий, путей их
разрешения)
- хронологическое изложение
- изложение от причин к следствиям (от частного к общему
- индуктивное изложение (от общего к частному)
В главной части важно соблюдать основные правила композиции. Логическая последовательность стройность изложенного материала.
Должно быть подобрано как можно больше фактологических материалов и необходимых примеров.
Заключение
В заключении: формулирование выводов, которые следуют из главной цели и основной идеи выступления, заключение должно быть убедительным и ярким, и обязательно согласовываться со вступлением и основной частью.
В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и вновь вернуться к основным моментам главной части.
Закончить выступление можно решительным заявлением, подводящим итог выступлению.
Приложение В
Требования к реферату
Реферат – первая и наиболее частая для студентов с первых курсов обучения форма самостоятельной работы, которая наилучшим образом, обогащает знания и развивает аналитические способности, т.е. способствует формированию профессиональных компетенций, а в воспитательном плане – формирует ответственность и сочетание личного интереса с общественной необходимостью, то есть качества необходимые для будущего специалиста.
Структура работы
Структура работы, соотношение объема работ по главам в каждом конкретном случае определяются в зависимости от темы, объекта, предмета и целевой направленности исследования.
Типовая структура включает следующие разделы:
1. Титульный лист.
2. Оглавление.
3. Введение.
4. Главы основной части.
5. Заключение.
6. Список использованной литературы.
7. Приложения.
Титульный лист - первая страница работы (на данной странице номер не ставится). Пример оформления приведен в приложении А.
Оглавление - помещается после титульного листа, в нем приводятся пункты работы с указанием страниц (на данной странице номер не ставится).
Введение - кратко обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указывается избранный метод исследования. Дается характеристика работы – относится ли она к теоретическим исследованиям или к прикладным, сообщается, в чем заключается значимость и прикладная ценность полученных результатов, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы.
Основная часть - подробно приводится методика и техника исследования, даются сведения об объеме исследования, излагаются и обсуждаются полученные результаты. Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать.
Заключение - содержит основные выводы, к которым автор пришел, в процессе анализа материала (при этом должна быть подчеркнута самостоятельность, новизна, теоретическое и практическое значение полученных результатов).
Список использованной литературы - приводится в конце работы, в алфавитном порядке сначала указываются источники используемой литературы, затем интернет-источники. Допускается использовать в списке литературы источники не позднее 5-летней давности.
Приложение - помещают вспомогательные или дополнительные материалы. В случае необходимости можно привести дополнительные таблицы, рисунки, графики и т.д., если они помогут лучшему пониманию полученных результатов.