Ограничения жизнедеятельности





 
 


Социальная недостаточность

Рис. 1. Схема социализации болезни

 

Таким образом, нарушение или недостаток (impairment) - это любая потеря или аномалия психологической, физиологической или анатомической структуры или функции. Нарушение характеризует­ся потерями или отклонениями от нормы, которые могут быть временными или постоянными. Понятие «нарушение» подразу­мевает наличие или появление аномалий, дефект или потерю конечности, органа, ткани или других частей тела, включая си­стему умственной деятельности. Нарушение представляет собой отклонение от некоторой нормы в биомедицинском состоянии индивида, и определение характеристик этого статуса дается вра­чами - специалистами, которые могут судить об отклонениях в выполнении физических и умственных функций, сопоставляя их с общепринятыми.

Ограничение жизнедеятельности (disability) - это любое огра­ничение или отсутствие (в результате нарушения) возможности осуществлять деятельность способом или в рамках, которые счита­ют нормальными для человека данного возраста. Если нарушение затрагивает функции отдельных частей организма, то ограниче­ние жизнедеятельности относится к сложным или интегрирован­ным видам деятельности, обычным для индивида или организма в целом, таким как выполнение заданий, владение навыками, поведение. Основной характеристикой ограничения жизнедеятель­ности служит степень его проявления. Большинство лиц, занятых оказанием помощи инвалидам с ограниченной жизнедеятельно­стью, обычно строят свою оценку на градации тяжести ограниче­ния в выполнении действий.

Социальная недостаточность (handicap или disadvantage)- это социальные последствия нарушения здоровья, такой недостаток дан­ного индивида, вытекающий из нарушения или ограничения жизнеде­ятельности, при котором человек может выполнять лишь ограни­ченно или совсем не может выполнять обычную для его положения роль в жизни (в зависимости от возраста, пола, социального и куль­турного положения).

Таким образом, это определение вытекает из современной кон­цепции ВОЗ, согласно которой поводом для назначения инва­лидности служит не сама болезнь или травма, а их последствия, проявляющиеся в виде нарушений психологической, физиологи­ческой или анатомической структуры либо функций, приводя­щих к ограничениям жизнедеятельности и социальной недоста­точности (социальной дезадаптации).

 

 

Основные понятия.

1. Инвалид- лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

2. Инвалидность - социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты.

3. Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или анатомических дефектов.

4. Нарушение здоровья- физическое, душевное и социальное неблагополучие, связанное с потерей, аномалией, расстройством психологической, физической, анатомической структуры и (или) функции организма человека.

5. Ограничение жизнедеятельности- отклонение от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья, которое характеризуется ограничения способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение и трудовую деятельность.

6. Степень ограничения жизнедеятельности- величина отклонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья.

7. Социальная недостаточность- социальные последствия нарушения здоровья, приходящие к ограничению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты или помощи.

8. Социальная защита- система гарантированных государством постоянных и (или) долговременных экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

9. Социальная помощь- периодические и (или) регулярные мероприятия, способствующие устранению или уменьшению социальной недостаточности.

10.Социальная поддержка- одноразовые или эпизодические мероприятия кратковременного характера при отсутствии признаков социальной недостаточности.

11.Реабилитация инвалидов- процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально - экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Целью реабилитацииявляются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

12. Реабилитационный потенциал- комплекс биологических и психофизиологических характеристик человека, а также социально средовых факторов, позволяющих в той или Инной степени реализовать его потенциальные способности.

13. Реабилитационный прогноз -предполагаемая вероятность реализации реабилитационного потенциала.

14. Специально созданные условиятрудовой, бытовой и общественной деятельности - специфические санитарно-гигиенические, организационные, технические, технологические, правовые, экономические, макросоциальные факторы, позволяющие инвалиду осуществлять трудовую, бытовую и общественную деятельность в соответствии с его реабилитационным потенциалом.

15. Профессия- род трудовой деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний, умений и навыков, полученных путем образования, обучения. Основной профессией следует считать выполняемую работу наиболее высокой классификации или работу, выполняемую более длительное время.

16. Специальность-вид профессиональной деятельности, усовершенствованной путем специальной подготовки, определенная область труда, знания.

17.Квалификация- уровень подготовленности, мастерства, степень годности к выполнению труда по определенной специальности или должности, определяемый разрядом, классом, званием и другими квалификационными категориями.

 

Термин «реабилитация» от латинского происхождения (ге-повторное, возобновленное действия, противодействия, (habilis- удобный, приспособленный) по определению ВОЗ, реабилитация - это комбинированное и координированное применение социальных, медицинских, педагогических и профессиональных мероприятий с целью подготовки и переподготовки индивидуума для достижения его трудоспособности. Мощным импульсом для развития, лечебной физкультуры и трудотерапии явились в начале прошлого века I мировая война, затем II мировая война завершила формирование новой дисциплины, занимающейся восстановительным лечением - реабилитацией.

Восстановлением статуса личности занимается реабилитация реабилитация - это направление современной медицины, которая в своих разнообразных методиках опирается прежде всего на личность больного, активно пытаясь восстановить нарушенные болезнью функции, а также его социальные связи. Это завершающий этап общего лечебного процесса, где важно оценить эффективность лечения, действия на организм.

Сохранение здоровья людей является важнейшей задачей любого государства. В настоящее в России резко ухудшается здоровье трудоспособного населения. Ежегодно из-за болезни не выходит на работу 3 млн.человек, а 20-25 млн.человек на работе находятся в пред- или пост- болезненном состоянии. Более 70% трудового населения к пенсионному возрасту страдает от различных заболеваний, следует учесть, что граждане России уходят на пенсию на 5-10 лет раньше, чем в развитых странах. Поэтому главной целью системы здравоохранения в России является повышение уровня и качества здоровья населения.

Оценка современного состояния и тенденций здоровья населения свидетельствует о серьезном неблагополучии, которое может привести к ухудшению качества жизни населения, существенным ограничением в реализации им биологических и социальных функций. Понятие качества жизни включает физическое здоровье, его психологический статус, уровень независимости, характерные черты окружающей среды. Главной задачей медицинской реабилитации является полноценное восстановление функциональных возможностей различных систем организма и опорно-двигательного аппарата (ОДА), а также развитие компенсаторных приспособлений к условиям повседневной жизни и труду.

 

К частным задачам реабилитации относятся:

— способности к передвижению, самообслуживанию и вы­

полнению несложной домашней работы;

—восстановление трудоспособности, т.е. утраченных ин­

валидом профессиональных навыков путем использова­

ния и развития функциональных возможностей двига­

тельного аппарата;

восстановление бытовых возможностей больного, т. е.

—предупреждение развития патологических процессов,

приводящих к временной или стойкой утрате трудоспо­

собности, т.е. осуществление мер вторичной профилак­

тики.

Цель реабилитации — наиболее полное восстановление утраченных возможностей организма, но если это недостижимо, ставится задача частичного восстановления либо компенсация нарушенной или утраченной функции и в любом случае — замедление прогрессирования заболевания. Для их достижения используется комплекс лечебно-восстановительных средств, среди которых наибольшим реабилитирующим эффектом обладают: физические упражнения, природные факторы (как естественные, так и преформированные), различные виды мас сажа, занятия на тренажерах, а также ортопедические приспособления, трудотерапия, психотерапия и аутотренинг. Даже из этого перечня видно, что ведущая роль в реабилитации принадлежит методам физического воздействия и чем дальше от этапа к этапу она продвигается, тем большее значение они имеют, со временем составив ветвь, или вид, под названием «физическая реабилитация».

 

Этапность процесса реабилитации.В медицинской реабилитации выделяют три или четыре этапа.

При трехэтапной реабилитации:

—специализированный стационар;

—специализированный реабилитационный центр или са­

наторий;

—отделение реабилитации поликлиники.

При четырехэтапной реабилитации, применяемой в травматологии:

—специализированная бригада скорой помощи;

—специализированный травматологический стационар;

—стационарный центр реабилитации;

—отделение реабилитации поликлиники.

Во втором случае восстановительные мероприятия начинают проводиться специализированными бригадами скорой по­мощи: профилактика и лечение шока, остановка кровотечения, обеспечение проходимости верхних дыхательных путей и т.д. Большое значение имеют обезболивание, полноценная транспортная иммобилизация и др. В травматологическом стационаре особое внимание уделяется диагностике, качеству оперативных и консервативных мероприятий, которые завершаются полноценной и рациональной иммобилизацией поврежденных сегментов. С первых дней вводится комплекс лечебной гимнастики, массажа, физиотерапевтические процедуры.

 

В отделение реабилитации поликлиники для полноценного заключительного восстановительного лечения переводятся больные, получившие в стационарном центре основной курс РМ, с достаточно восстановленными функциями самообслуживания и передвижения.

В отличие от описанной схемы трех- или четырехэтапной реабилитации в системе восстановительного лечения больных с заболеваниями и травмами головного и спинного мозга предусматриваются повторные госпитализации в стационарном центре реабилитации, повторные курсы восстановления в отделении реабилитации поликлиник или чередование курсов реабилитации в стационаре и дома (этапно-курсовой метод реабилитации). На каждом этапе ставятся свои задачи и соответственно им подбираются средства и методы. От правильной постановки задач зависит эффективность реабилитационного процесса. Помимо этого, от того, какие задачи ставятся перед каждой из фаз реабилитации, зависят продолжительность фазы и ее организационная структура.

Процесс реабилитации может быть подразделен еще и следующим образом: 1-й этап — восстановительная терапия, 2-й этап — реадаптация, 3-й этап — реабилитация (в прямом смысле). Задачи 1-го этапа — психологическая и функциональная подготовка больного к активному лечению и проведению РМ, предупреждение развития дефекта функций, инвалидизации; 2-го этапа — приспособление больного к условиям внешней среды — характеризуется наращиванием объема всех РМ; 3-го этапа — бытовое приспособление, исключающее зависимость от окружающих, восстановление социального и доболезненного трудового статуса.

Общие правила проведения реабилитационных мероприятий:

1. Ранее начало - ведет к более быстрому восстановлению трудоспособности, снижению выхода на инвалидность, улучшает прогноз, снижает затраты на длительное лечение.

2. непрерывность (этапность)

3. комплексность (все виды реабилитации)

4. индивидуальный подход к каждому пациенту

 

Учреждения, занимающиеся реабилитацией:

1.Все ЛПУ (ФАП, поликлиники и т.д.)

2.Специальные специализированные реабилитационные учреждения (реабилитационные кабинеты ЛПУ, реабилитационные отделения, реабилитационные центры)

3. Профилактории при МСЧ

4. Социальные службы.

Роли медсестры в реабилитации пациента.

Осуществляя процесс реабилитации медицинская сестра самые разнообразные обязанности, оказываясь в различных ситуациях и часто изменяющихся отношениях с пациентом и его семьей. Весь комплекс подобных взаимоотношений удобно описывать через теорию ролей. С этой точки зрения для медсестры оказываются наиболее значимыми такие роли:

а) Сестра как лицо, осуществляющее уход.

Сестра представляет непосредственный сестринский уход по мере необходимости до тех пор полка пациент пли его семья не приобретут необходимые навыки по уходу.

б) Сестра как учитель.

Медицинская сестра обеспечивает пациента и его семью информацией и помогает в выработке навыков, необходимых для возвращения к нормальному состоянию здоровья и достижении независимости. Медицинская сестра может предоставлять пациенту обучающую информацию и материалы о его болезни или инвалидности, а так же предоставляет информацию о новых методах выполнения задач в повседневной жизни.

в) Сестра как «адвокат»

 

Медицинская сестра сообщает о потребностях и желаниях пациента другим специалистам, выступая от его имени.

г) Сестра как «советник»

Сестра действует как постоянный и объективный помощник пациента, вдохновляя его использовать функциональные возможности, помогает пациенту распознать и увидеть личные сильные стороны, организует образ жизни пациента, благоприятный для удовлетворения его потребностей.

Для выполнения своих профессиональных функций и достижения поставленных целей медсестра должна:

1. Знать и уметь определять реакции пациента на болезнь и проблемы, связанные с болезнью.

2. Знать и уметь осуществлять виды сестринских вмешательств, направленные на решение поставленных задач.

3. Уметь установить психологический контакт с пациентом с учетом его личностных особенностей для обеспечения его максимальной активности выработки целей и осуществление реабилитационных мероприятий.

4. Знать основные формы и методы реабилитационной помощи и представлять место сестринской помощи в общем комплексе проводимых реабилитационных мероприятий.

5. Знать и уметь осуществлять сестринский процесс направленный на решение психологических проблем пациента.

Весь комплекс мероприятий реабилитации подразделяется на:

медицинскую реабилитацию, использующую различные методы медикаментозной терапии, физиотерапии, лечебной физкультуры, лечебное питание, хирургическую коррекцию и т.д.

психологическую реабилитацию, включающую мероприятия по своевременной профилактике и лечению психических нарушений, по формированию у пациентов сознательного активного участия в реабилитационном процессе.

профессиональную реабилитацию, основными задачами которой является восстановление соответствующих профессиональных навыков или переобучение пациентов, решения вопросов их трудоустройства.

социальную реабилитацию, включающую разработку, принятие на государственном уровне соответствующих нормативно-правовых актов, гарантирующих инвалидам отдельные социальные права и льготы.

В последние годы появилось понятия «экстренная реабилитация» - комплекс мероприятий, направленный на скорейшее восстановление нарушенных психосоматических функций у людей, работающих в зоне или очаге чрезвычайной ситуации, на профилактику у них различных заболеваний.

ЭТАПЫ И ЗАДАЧИ

К этапам медицинской и психологической реабилитации относятся:

этап экстренной реабилитации - поддержание или восстановление работоспособности спецконтингентов в зоне и очаге чрезвычайной ситуации.

стационарный (госпитальный) этап - проводится восстановительная терапия в больнице, госпитале или других лечебных учреждениях.

санаторный - реадаптация в соответствующих санаторно-курортных учреждениях, амбулаторно-поликлинический этап - продолжение или завершение реабилитационных мероприятий в поликлинике или диспансере.

Задачи медицинской и психологической реабилитации определяются её этапом на стационарном (госпитальном) этапе - это выработать наиболее рациональную программу с обеспечением ее преемственности на последующих этапах. Определение адекватности лечебно - двигательного режима; изучение психологического состояния пациента и его отношения к своему заболеванию; формирование у пациента и его родственников адекватного представления о болезни или травме; разъяснение пациенту необходимости соблюдать режим двигательной активности на всем протяжении стационарного периода реабилитации (одно из важнейших условий профилактики осложнений).

Основными задачами санаторного этапа является дальнейшее повышение работоспособности пациентов путем осуществления программы физической реабилитации с использованием природных преформированных физических факторов, подготовка пациентов к профессиональной деятельности, предупреждение прогрессирования заболеваний, его обострений путем проведения на фоне курортного лечения медикаментозной терапии.

К основным задачам амбулаторно-поликлинического этапа реабилитации относятся: диспансерное динамическое наблюдение, проведение вторичной профилактики; рациональное трудоустройство пациентов

Задачи этапа экстренной реабилитацци (за ним будущее) -передовая позиция медицинской и психологической реабилитации и ее задачи актуальные и значимые прогнозирования и анализ возможных патологических состояний в соответствующих ситуациях; разработка методик дифференцированного применения средств, позволяющих предупредить возникновения патологии и быстро ликвидировать появившиеся нарушения.

Реабилитационные мероприятия являются неотъемлемой составной частью лечебного процесса с первых дней заболевания.

Медицинская реабилитация объединяет в себе 3 направления воздействия на человека. Каждое из них, как самостоятельно, так и вместе с другими обеспечивает восстановление здоровья:

медикаментозное направление - использует эффект одного или нескольких лекарственных веществ в определенном взаимодополняющем наборе.

немедикаментозное направление - объединяет различные виды физического воздействия: рефлексотерапии, лечебная физкультура с успехом применяется почти при всех видах патологии. Она оказывает не только общетренирующее, но и специальное терапевтическое действие, стимулируя адаптацию к физической нагрузке. Особое место занимает санаторно-курортное лечение. На курортах изменяются все виды лечения немедикаментозного с использованием природных курортных лечебных факторов климата, бальнео и грязелечение.

инструментальное направление:

эндоскопические санации интратрахеальными заливками лекарственных препаратов

проведение лучевой терапии через эндоскоп

плазма и лимфорез

ультразвуковой фонофорез и другие

Методологические вопросы реабилитации

Развитие медицины на современном уровне приводит к выделению нового направления реабилитологии. Объектом реабилитации является больные, травмированные, раненные, после различных заболеваний, больные с хроническими заболеваниями. В отношении каждого из них разрабатываются разные системы реабилитационных мероприятий, направленные на максимально полное восстановление физической, психической, социальной и профессиональной полноценности.

Научно доказано, что при правильно разработанной программе реабилитации к активной жизни можно возвратить до 50% тяжелобольных. Программа д.б. составлена строго для каждого больного «лечить не болезнь, а больного» П. Боткин

Принципы медицинской реабилитации

раннее начало реабилитационных мероприятий

поэтапность

преемственность

обязательность их своевременного проведения

индивидуальный подход

принципы курсового лечения - лечебный эффект наступает в результате проведения курсового лечения от 8-12 до 14-12процедур.

принцип оптимального лечения - параметры и методы лечебного фактора должны соответствовать характеру и фазе патологического процесса.

принцип динамического лечения - лечение должно соответствовать текущему состоянию больного.

принцип комплексного лечения - вовлечение в патологический процесс других органов и систем обусловливает необходимость комплексного использования лечебных физических факторов. Основная задача мед.сестры в реабилитации - помочь пациенту самому справиться со своими проблемами.

 

Не следует смешивать понятия “лечение” и “реабилитация”, поскольку реабилитация рассматривается как составная часть лечебного процесса и отличается ранней и особой направленностью лечебных мероприятий, обеспечивающих улучшение функции систем организма и наиболее полное восстановление трудоспособности пациента.

Не является реабилитация и долечиванием, поскольку начинается на самых ранних стадиях патологического процесса, хотя наиболее активно ее методы применяются на завершающих этапах лечения – после клинического выздоровления пациента до восстановления его трудоспособности.

Допускается более узкое понятие, как “восстановительное лечение”, если вид патологии не связан с медико-социальными последствиями.

Сложившиеся традиционные критерии эффективности лечения и исходы заболевания, основанные прежде всего на традиционных показателях – средней продолжительности жизни, общей смертности, смертности от определенных причин – перестали удовлетворять медиков.

Для этого необходимо некое понятие, достаточно широкое, которое может оценить физическое и душевное здоровье человека, определить особенности конкретной личности во взаимосвязи с внешней средой. Таким понятием является качество жизни, интерес к которому возрос в последнее время.

В связи с этим в настоящее время эффективность и экономичность различных методов лечения целесообразно оценивать не только по критериям выживаемости и продолжительности жизни, но и по показателям качества жизни, все чаще применяемым на практики входящим в специальные методики.

Реабилитация тесно связана с медицинским, социологическим и философским понятием качества жизни. Реабилитация, по мнению ВОЗ ,может оказать очень положительное воздействие на качество жизни.

Общие показания к проведению медицинской реабилитации:

1.Значительно сниженные функциональные способности организма.

2.Снижение способности к обучению.

3.Особая подверженность воздействиям внешней среды.

4.Нарушение социальных отношений.

5.Нарушение трудовых отношений.

Общие противопоказания к проведению медицинской реабилитации:

1.Сопутствующие острые воспалительные заболевания.

2.Острые инфекционные заболевания.

3.Острые заболевания в периоде декомпенсации.

4.Онкологические заболевания.

5.Психологические и неврологические заболевания ЦНС и расстройства интеллекта.





Читайте также:
Основные понятия ботаника 5-6 класс: Экологические факторы делятся на 3 группы...
Обучение и проверка знаний по охране труда на ЖД предприятии: Вредный производственный фактор – воздействие, которого...
Основные понятия туризма: Это специалист в отрасли туризма, который занимается...
Образование Киргизкой (Казахской) АССР: Предметом изучения Современной истории Казахстана являются ...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.061 с.