Психологические защиты (копинги), оправдывающие нездоровый образ жизни




Рассмотрим действие механизмов психологической защиты, цель которых – оправдание нездорового поведения. В подростковом возрасте в сфере здоровья наиболее распространены такие виды психологических защит, как отрицание, вытеснение, компенсация, идентификация, регрессия и рационализация.

Отрицаниезащита себя от неприятной действительности путем отказа адекватно воспринимать ее. Отрицание как защитный механизм состоит в отвлечении внимания от болезненных идей и чувств, но не делает их абсолютно недоступными для сознания. Например, многие люди боятся серьезных заболеваний и скорее будут отрицать наличие даже самых первых явных симптомов, чем обратятся к врачу («этого не может быть»).

Этот вид защиты вызывает различные нарушения поведения, вплоть до аддиктивного. Например, у подростка-наркомана погиб приятель от передозировки наркотиков. В процессе беседы с психологом подросток утверждал, что приятель умер от воспаления легких, заболевания сердца и пр. Принятие истинной причины гибели приятеля означало бы для подростка-наркомана осознание серьезной опасности наркотиков для собственного здоровья. В структуре личности у таких подростков прослеживается неадекватно завышенная самооценка, они не терпят критики, самолюбивы, активно отрицают трудности, сложности в своей жизни.

Вытеснениеэто подавление, исключение из сознания мыслей, желаний, воспоминаний, которые вызывают тревогу и угрожают внутренней целостности человека. Например, подросток должен принять какое-то трудное решение, связанное для него с длительным волнением и переживанием, и может внезапно «забыть» об этом деле. При вытеснении неразрешимый конфликт может проявляться в тревожности, в эмоциональном дискомфорте, а также в астенических реакциях – усталости, апатии.

Одним из ярких примеров вытеснения можно считать анорексию (отказ от приема пищи), которая часто встречается в подростковом возрасте. Как правило, «анорексивное» вытеснение – следствие страха подростка пополнеть и, следовательно, дурно выглядеть. Он начинает активно бороться с «полнотой». Некоторые подростки не могут открыто отказываться от еды, настойчиво предлагаемой им родителями. Как только прием пищи окончен, они тут же идут в туалетную комнату, где вызывают рвотный рефлекс. Это, с одной стороны, освобождает подростка от пищи, грозящей пополнением, с другой – приносит психологическое облегчение. Со временем наступает момент, когда рвотный рефлекс уже автоматически срабатывает на прием пищи и в результате формируется заболевание. Первоначальная причина болезни успешно вытеснена, а остались ее последствия.

Компенсация наиболее часто встречается в подростковом возрасте. Она проявляется в прикрытии собственной неполноценности через подчеркивание желаемых черт или в преодолении неуспехов в одной сфере деятельности сверхудовлетворением в других сферах. Например, болезненный, робкий, физически слабый подросток при выборе видов спорта отдает предпочтение боксу или самбо. Испытывая сверхкомпенсаторное желание доказать всем свою значимость в определенном виде деятельности, такие подростки часто делают это в ущерб своему здоровью, подчеркнуто пренебрежительно относясь к нему. «Я курю, зато я душа компании».

Идентификация – это бессознательный перенос на себя качеств, присущих другому человеку, позволяющий подростку преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности. Этот защитный механизм формируется с детства, он важен для усвоения ребенком норм социального поведения.

В подростковом возрасте идентификация как защитный механизм нередко проявляется в таких стойких поведенческих реакциях, как подражание. Это может быть подражание знакомым, любимым артистам и даже асоциальным личностям (наркоман, крутой бизнесмен и пр.). Гипер-идентификация как защитный механизм часто наблюдается у инфантильных подростков с неустойчивой самооценкой. У таких подростков часто наблюдается неадекватное отношение к своему здоровью. Например, четырнадцатилетний подросток впервые попробовал наркотики, после того как узнал из интернета, что его кумир, рок-музыкант «балуется наркотиками».

Рационализация – это попытка личности с целью самоутверждения доказать, что поведение рационально и оправданно и потому социально одобряемо. Рациональное объяснение как защитный механизм направлено не на разрешение противоречия, лежащего в основе конфликта, а на снятие напряжения с помощью псевдологических объяснений при переживании дискомфорта. Например, подросток оправдывается, что много курит, и объясняет: курят все, курили великие люди. Ему обидно признаться, что курение превратилось у него во вредную привычку, что после употребления сигарет болит голова и тошнит. Рационализируя, он находит оправдательные мотивы своего поведения. Причем он может так красиво убеждать и объяснять, что сам начинает верить во все это.

Регрессия как защитный механизм проявляется в возвращении ребенка или подростка к более примитивным способам реагирования на стрессовую ситуацию. Такт у ребенка это плаксивость, капризность, раздражительность, беспричинное упрямство, перепады настроения. У одних детей наблюдается обкусывание ногтей, сосание пальцев. Другие дети и подростки получают успокоение от обильной еды, питья. Преобладание регрессии как защитного механизма часто наблюдается у инфантильных подростков. Для них характерна неадекватная самооценка здоровья, слабая рефлексия, ситуативное поведение.

Например, у четырнадцатилетнего подростка сформировалась компьютерная зависимость. Вместо школы он посещал игровые центры, постоянно играл в компьютерные игры. У него появились головные боли, неустойчивый сон, резко снизилось зрение. Он стал раздражительным, капризным. Но свое здоровье он оценивал как хорошее, отказывался от посещения врачей.

Итак, защитные механизмы по-разному отражаются на внутренней картине здоровья ребенка. Психологическая помощь подростку в преодолении нездорового поведения должна быть направлена на коррекцию искаженной внутренней картины здоровья и включать развитие продуктивных защитных механизмов.

Таким образом, можно назвать следующие особенности ценностно-мотивационной сферы подростков:

· Сформировано представление о здоровье как социальном приоритете. НО ценностные представления носит формальный характер. Следовательно, опираясь на признанный в подростковой среде высокий статус здоровья, необходимо развивать понимание его личностной ценности.

· Сформировано представление о характеристиках и критериях состояния здоровья. НО представление о здоровье ограничивается телесно-физическим, психологическим аспектами. Следовательно, необходимо развивать представление о здоровье как факторе, обеспечивающем человеку возможность реализации своих способностей и талантов.

· Подростки признают высокую степень зависимости здоровья от поведения самого человека. НО недооценивают роль соблюдения конкретных правил здорового образа жизни, сами не соблюдают их. Следовательно, необходимо развивать представление о роли конкретных форм поведения, направленных на укрепление здоровья, формировать позитивную мотивацию ЗОЖ.

Побудить людей вести ЗОЖ – трудная, можно сказать, непосильная задача. Можно объяснить человеку необходимость каких-то действий, но очень трудно заставить его действовать. С этим постоянно сталкиваются в своей профессиональной деятельности и врачи, и наркологи, и педагоги. Согласно законам психологии, мы склонны повторять те виды поведения, которые приносят удовольствие (например, вдоволь покушать), и избегаем поступков, влекущих за собой трудности, ограничения (диета, спортивные тренировки).

Помните старый советский мультфильм «Про Хому и Суслика»? Хомяк, проснувшись с утра, говорит соседу: «Суслик, ты мне друг? Сделай за меня зарядку». И дальше по сюжету звучат фразы: «Бегай, суслик бегай, мне бегать полезно; плавай, плавай мне полезно плавать».

Наверное, порой у каждого человека возникает такое желание, чтобы делал кто-то, но полезно это было бы тебе. Кто-нибудь занимался бы физкультурой, закаливался, правильно питался, а заодно и курить бы бросил. А мы бы становились стройнее, здоровее, и прекрасно бы себя чувствовали, продолжая вести привычный образ жизни.

 

В общем плане для установки любой формы поведения необходимы два момента: цель должна восприниматься как стоящая усилий и достижимая. Можно выделить, по крайней мере, четыре фактора, существенных для установки на здоровый образ жизни:

· знание того, какие формы поведения способствуют нашему благополучию и почему;

· желание быть хозяином своей жизни – вера в то, что здоровое поведение в действительности даст положительные результаты;

· положительное отношение к жизни – взгляд на жизнь как на праздник, которым нужно наслаждаться;

· развитое чувство самоуважения, осознание того, что ты достоин наслаждаться всем самым лучшим, что может предложить жизнь.

Процесс формирования понимания ценности здоровья может осуществляться с опорой на разные концепции (подходы).

 

Основная цель профилактических мероприятий изменение поведения с рискованного на безопасное, полезное поведение. Чаще всего для воплощения мероприятий по профилактике используют комбинации нескольких подходов. В рамках того или иного выбранного подхода необходимо подобрать соответствующий стиль. Стиль играет важную роль в восприятии и общении, он привлекает (или отталкивает), внимание участников, мотивирует к поиску дополнительной информации, принятию продвигаемой нормы поведения. Рассмотрим возможные подходы.

УСТРАШАЮЩИЙ ПОДХОД

При проведении занятий, посвященных здоровому образу жизни, иногда преобладает негативная информация («экология плохая», «экономические условия тяжелые», «растет наркомания и СПИД» и т.д.).

При этом подходе:

· Подчеркивается страшная, беспощадная, неизлечимая природа алкоголизма, табакокурения и пр.;

· Сообщения внушают страх и ужас, своего рода шоковая терапия;

 

Опыт профилактических мероприятий в нашей стране и за рубежом показывает, что практически все профилактические мероприятия начинались с попыток воздействовать на население с помощью страха. Отношение специалистов к страху как элементу профилактических мероприятий, остается неоднозначным. Попытки изменить поведение через запугивание имеет под собой интуитивную основу (инстинкт самосохранения) люди знают, насколько сильно чувство страха, и надеются с его помощью быстро воздействовать на ситуацию. Страх действительно способен действовать очень быстро. Но всегда ли эффективно?

На плакатах для детей младшего школьного возраста не стоит изображать легкие курильщика или гнилые зубы. Дети впечатлительны, поэтому запугивание как метод мотивирования – очень спорный. Кроме того, они могут трансформироваться в серьезные страхи. Негативная информация перегружает психику, вызывает негативную реакцию и может привести к страхам и переживаниям со всеми вытекающими последствиями.

Уроки устрашающего подхода, мероприятия по запугиванию вызывают протест, внушаемый страх приводит к ощущению полной безнадежности и фатализму, и люди не желают менять свое поведение. У аудитории создается чувство беспомощности и бессилия. И напрашивается крылатая фраза «Кто не курит и не пьет тот здоровеньким помрет». «Мы все умрем». (Девочка испугалась за своего отца после беседы о неправильном питании).

А вот в старших классах подобные «страшилки» будут очень полезны. Известно, что на молодых девушек оказывают большое влияние изображения кожи и зубов курильщиц, а на парней – информация о физической слабости курильщиков, ведь в этом возрасте все хотят быть красивыми и привлекательными. Вместе с тем страх эффективен, но очень короткое время. Запугивание рассказами о последствиях нездорового образа жизни и как следствие болезни неэффективны («замените мне потенцию на рак легких»).

Одной из важных сторон такой работы выступает специально организованная работа по повышению значимости ценности общественного здоровья как национального приоритета. Она включает: использование фактического материала – анализ реальной социальной ситуации с точки зрения здоровья россиян, выявление установок и мотивов трудовой деятельности, системы существующих жизненных ценностей, места ценности здоровья в этой системе и, на основе такого анализа, построение корректировочной работы на групповой или индивидуальной основе. Однако, "сухая" статистика. Она способствует изменению поведения, только если исходит от значимого человека (близких, друзей).

Хотя, например, как следует из доклада профессора Жданова В.Г., после демонстрации на телевидении роликов о последствиях употребления алкоголя по данным Росстата в 2009 году наблюдалось снижение продажи алкогольных напитков (водки на 21%, вина на 18%).

К тому же, наиболее притягательным, особенно для подросткового возраста, является преодоление запретов, что может обратить подобного рода рекламу в пропаганду курения.

Конечно, это не значит, что вы не должны реагировать на негативные явления, с которыми сталкиваетесь, но лучше говорить о них в спокойном тоне, а не пытаться путем запугивания принуждать людей отказаться от вредных привычек.

Осуждение как метод устрашения. При этом:

· Зависимость изображается как частная проблема социально неблагополучных и маргинальных групп;

· Формируется и закрепляется предвзятое отношение к этим лицам и группам;

· Создается ложное представления о неуязвимости всех, кто не относится к этим группам рискованного поведения.

ПОЗИТИВНЫЙ ПОДХОД

На наш взгляд, воспитание интереса к здоровью и ЗОЖ должно быть тесно связано с формированием положительного отношения к сохранению здоровья и здоровому образу жизни, с реализацией оптимистического характера формирования ЗОЖ, которое призвано сформировать у учащегося уверенность в преодолении вредных привычек, факторов риска, возможности предупреждения заболеваний и т.д., с предложением альтернативного поведения в данной общественной и культурной среде.

 

При этом подходе:

· Признается наличие проблемы, которая представляется не как непреодолимое препятствие, а как отправочная точка для начала «новой жизни»;

· Подчеркивается персональная ответственность и свобода выбора;

· Логически обосновывается и эмоционально подчеркивается необходимость продвигаемой нормы поведения;

· Указываются меры, которые можно предпринять;

· Развеиваются мифы и заблуждения.

Данный подход согласуется с методологией позитивной психологии.

Позитивная психологии во главу угла ставит не трагическое и проблемное, а позитивное видение человека.

Селигман, как основатель академического направления позитивной психологии подчеркнул, что в течение предшествующих пятидесяти лет психология занималась исследованием и лечением всевозможных патологий, не обращая внимания на позитивные аспекты жизни человека, такие, как способность к творчеству, надежда или упорство в достижении своих целей. Селигман призвал своих коллег «восстановить равновесие» и предложил три основных направления для будущих исследований:

· положительные эмоции и субъективное ощущение счастья (например, наслаждение, удовлетворение жизнью, чувство близости, конструктивные мысли о себе и своём будущем, оптимизм, уверенность в себе, наполненность энергией, «жизненной силой»);

· позитивные черты характера человека (мудрость, любовь, духовность, честность, смелость, доброта, творчество, чувство реальности, поиски смысла, прощение, юмор, щедрость, альтруизм, эмпатия и т. д.);

· социальные структуры, способствующие счастью и развитию людей (демократия, здоровая семья, свободные средства массовой информации, здоровая среда на рабочем месте, здоровые локальные социальные сообщества).

Один из представителей позитивной и гуманистической психологии, американский психолог А. Маслоу полагает, что здоровый человек – это прежде всего человек счастливый, живущий в гармонии с самим собой, не ощущающий внутреннего разлада, защищающийся, но не нападающий первым ни на кого и пр. Идея похода: психическое здоровье – «все болезни от нервов, кроме инфекционных».

Таким образом, позитивная психология в качестве ведущего своего направления определяет необходимость формирования и культивирования во внутреннем опыте человека уверенности в себе и собственных силах, способности осуществлять собственную жизнь достойным, субъективно удовлетворяющим и социально позитивны образом. Существенно то, что ключевой является идея и переживание внутренней силы.

Т.е., необходима грамотная система информирования людей не только о вреде аддиктивного поведения, связанного с зависимостью от курения, алкоголя, наркотических веществ и еды, но и о пользе здорового образа жизни. Другими словами, важно формировать не только негативный образ нездоровья, но и позитивный образ здоровья.

Опыт многочисленных исследований показал, что воздействие мероприятий, реализованных в рамках позитивного подхода и направленных на пропаганду позитивных действий, способных уменьшить риск употребления ПАВ, проявлялось медленно, но в долгосрочной перспективе вело к стабильному закреплению у целевой группы пропагандируемой нормы поведения. Такой подход наиболее эффективен, так реализуется с помощью мероприятий, которые призваны вызывать положительные эмоции и показывать альтернативу рискованному поведению.

Для достижения целей деятельности в рамках позитивного подхода можно использовать юмор. Благодаря юмору ослабляется психологическая защита, и человек может задуматься о проблеме и изменить отношение к передаваемой информации.

При этом используются образы, сюжеты, слоганы, вызывающие улыбку за счет игры слов, необычных сопоставлений и противопоставлений (например, антиреклама).

Идеи позитивного подхода также согласуются с концепцией ортобиотики (греч., от orthos - правильный, прямой, и bion - жить). Искусство вести правильную жизнь. Ортобиотика – наука о самосбережении здоровья, разумном образе жизни, гармонизации человека и окружающей природы, помогающего на протяжении жизни сохранять физическое и душевное здоровье, активную деятельность и радость мироощущения. Ортобиотика рассматривает вопросы философии оптимизма

Основы ортобиотики, а точнее её теория и методология, изложены русским ученым-биологом Лауреатом Нобелевской премии Ильей Ильичем Мечниковым в книгах «Этюды о природе человека» и «Этюды оптимизма».

Основные постулаты ортобиотики:

Разнообразие впечатлений. Они основа наших эмоций и чувств. Яркие и эстетические впечатления способствуют благотворному протеканию в организме физиологических процессов.

Обращение к музыке. Музыка прекрасно снимает усталость, восстанавливает сон, выравнивает ритм сердца. Она может снизить излишнюю возбудимость, создать хорошее настроение, придать бодрость.

Общение с природой (экопсихология). Важный фактор, который действует эмоционально-очищающе и успокаивающе, целительно воздействует на психику любого человека.

Культура общения – соблюдение правил хорошего тона, доброжелательный настрой к людям, проявление уважения и деликатности. Это умение брать лучшее, что есть в духовности других людей.

Итак, в отличие от медицины, объектом которой является болезнь, объектом ортобиотики является технология самосбережения людьми здоровья и наполнения их жизненным оптимизмом.

При организации работы по формированию ценности здоровья необходимо помнить старую народную мудрость: «Если человека часто подбадривают – он приобретает уверенность в себе; если человек живет с чувством безопасности – он учится верить другим; если человеку удается достигать желаемого – он укрепляется в надежде; если человек живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь».

Для мотивации на здоровьеохранительное поведение необходимо его заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни.

И в заключение, решая проблемы развития личности, формирования здорового образа жизни, мы должны четко ответить на главный вопрос – кого мы стремимся получить, организуя процесс образования? Человека с ограниченным объемом знаний и ограниченными культурными потребностями? Или активную, творческую личность, способную к самоконтролю, самореализации и самосовершенствованию, ответственную, умеющую самостоятельно принимать решения, мотивированную к экологическому поведению, устойчивую к фрустрации, человека культурного – субъекта социума?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: