Перечень примерных контрольных вопросов и заданий




Для самостоятельной работы. Литература к ним

 

Занятие № 1, 2

Системы русского стихосложения (4 ч.)

 

1. Объяснить значение слов «стих» и «проза».

2. Что такое ритм? Каково происхождение ритма в стихе?

3. Что является ритмической единицей стихотворной речи? Что такое константное ударение, анакруза и клаузула?

4. Понятие системы стихосложения.

5. Ритмические особенности русского народного песенного стиха.

6. Русская силлабика. Проблема происхождения и исчезновения в отечественной поэзии.

7. Реформа В. Тредиаковского и М. Ломоносова: содержание и последствия.

8. Ритмические определители силлабо-тоники.

9. Дольники, логаэды, тактовики.

10. Своеобразие тоники. Споры о стихе В. Маяковского.

11. Что такое свободный стих (верлибр)?

Самостоятельная работа:

Стиховедческий анализ предложенного преподавателем отрывка

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Введение в литературоведение / под ред. Г. Н. Поспелова. (Любое издание). Гл. XVIII.

2. Гаспаров, М. Л. Русские стихи 1890-х – 1925-го годов в комментариях / М. Л. Гаспаров. – М., 1993.

3. Гончаров, Б. П. Поэтика Маяковского / Б. П. Гончаров. – Л., 1975.

4. Жирмунский, В. М. Теория стиха / В. М. Жирмунский. – Л., 1975.

5. Илюшин, А. А. Русское стихосложение / А. А. Илюшин. – М., 1988.

6. Калачева, С. В. Эволюция русского стиха / С. В. Калачева. – М., 1986.

7. Квятковский, А. П. Поэтический словарь / А. П. Квятковский. – М., 1966.

8. Литература: справочник школьника. – М., 1996.

9. Литературный энциклопедический словарь / под общей ред. В. М. Кожевникова и А. П. Николаева. – М., 1987.

10. Маяковский, В. В. Как делать стихи / В. В. Маяковский // Введение в литературоведение: хрестоматия. – М., 1979. – С. 215 – 248.

11. Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха. – Л., 1984.

12. Тимофеев, Л. И. Слово в стихе / Л. И. Тимофеев. – М., 1982.

13. Томашевский, Б. В. Стилистика и стихосложение / Б. В. Томашевский. – Л., 1959.

14. Современный словарь-справочник по литературе / сост. и науч. ред. С. И. Кормилов. – М., 1999.

15. Федотов, О. И. Основы русского стихосложения. Метрика и ритмика / О. И. Федотов. – М., 1997.

16. Холшевников, В. Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение / В. Е. Холшевников. – Л., 1972.

Занятие № 3

Мифология Древней Греции. Мифы о богах и героях

 

1. Определение терминов «миф» и «легенда»; отличие мифов и легенд от сказок.

2. Мифы о богах. Боги Олимпа.

3. Мифы о героях.

4. Мифы и различные виды искусств.

5. Мифы и современность.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции / Н. А. Кун. – М.: Просвещение, 1975. – 463 с.

2. Античная литература / под ред. проф. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд. – М., 1973.

3. Лосев, А.Ф. Античная литература / А. Ф. Лосев, Г. А. Сонкина, А. А. Тахо-Годи, Н. А. Тимофеева, Н. М. Черемухина. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1986. – 463 с.

4. Лосев, Ф. Ф. Мифы трагической Эллады / Ф. Ф. Лосев. – Минск, 1992.

5. Радциг, С. И. История древнегреческой литературы / С. И. Радциг. – 5-е изд. – М.: Высш. шк., 1982. – 287 с.

6. Тронский, И. М. История античной литературы / И. М. Тронский. – 5-е изд. – М.: Высш. шк.,1988. – 463 с.

7. Чистякова, Н. А. История античной литературы / Н. А. Чистякова, Н. В. Вулих. – 2-е изд. – М.: Высш. шк., 1972. – 454 с.

 

 

Занятие № 4

Куртуазная и городская литература Зрелого Средневековья

 

1. Общие закономерности литературного процесса Зрелого средневековья. Роль латинского языка и литературы. Поэзия вагантов.

2. Жизнь и творчество провансальских трубадуров и миннезингеров.

3. Определите и прокомментируйте на примерах следующие жанры провансальской лирики: кансону, сирвенту, альбу, тенсону, пастореллу и др.

4. Жанровые признаки рыцарского романа. Основные циклы.

5. История возникновения «Романа о Тристане и Изольде», идейное и художественное своеобразие литературных обработок, психологизм.

6. Образы Тристана, короля Марка, двух Изольд.

7. Фольклорные элементы, фантастические и символические образы в романе и их художественная функция.

8. Городская литература: фаблио, шванки, животный эпос. Клерикальные и светские жанры средневековой драмы.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бедье, Ж. Роман о Тристане и Изольде / Ж. Бедье. – М., 1985. – 142 с.

2. Легенда о Тристане и Изольде. – М.: Наука, 1976. – 735 с.

3. Памятники средневековой латинской литературы. – М.: Наука, 1972. – 559 с.

4. Поэзия вагантов. – М.: Наука, 1975. – 606 с.

5. Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. – М., 1974. – 575 с.

6. Пуришев, Б. И. Зарубежная литература средних веков: в 2 т. / хрестоматия; Б. И. Пуришев. – М., 1974.

7. Роман о Лисе. – М.: Наука, 1987. – 158 с.

8. Средневековые французские фарсы. – М.: Искусство, 1981. – 446 с.

9. Фаблио: Старофранцузские новеллы. – М.: Художественная литература, 1971. – 343 с.

10. Артамонов, С. Д. Литература Средних веков / С. Д. Артамонов. – М.: Просвещение, 1992. – 238 с.

11. Брескина, Ф. М. Зарубежная литература средних веков / Ф. М. Брескина. – М.: Росвузиздат, 1963. – 80 с.

12. Мелетинский, Е. М. Средневековый роман / Е. М. Мелетинский. – М.: Наука, 1983.

13. Михайлов, А. Д. Французский рыцарский роман / А. Д. Михайлов. – М., 1976.

14. Пуришев, Б. И. Зарубежная литература Средних веков / Б. И. Пуришев. – М.: Просвещение, 1975. – 399 с.

 

 

Занятие № 5

«Слово о полку Игореве». Исторический и литературоведческий комментарии.

Задание:

1. Прочитайте «Слово о полку Игореве». Найдите в тексте «темные места», имеющие разное толкование в научной литературе. Подумайте, что меняется в содержании от разного толкования.

2. Составьте письменно композиционный план произведения. Выделите в нем лирические и эпические части. Дайте исторический комментарий к основным лицам и событиям «Слова».

 

Продумайте ответы на вопросы:

1. Какие цели ставил перед собой автор «Слова»? Каким показан князь Игорь, какими причинами объясняется его поражение? Каков идейный смысл и замысел повествования?

2. Выпишите из текста «Слова» слова и словосочетания, имеющие символическое значение. Как соотносится христианская и языческая символика в «Слове»? Какова роль символа в произведении?

3. «Слово о полку Игореве» – идейно-художественное своеобразие:

а) патриотический пафос «Слова» и его образное воплощение;

б) проблема жанра «Слова» в литературоведении;

в) композиция «Слова». Язык и организация речи в «Слове».

К ответам подобрать примеры в тексте.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Слово о полку Игореве: 800 лет. Древнерусский текст. Переводы и переложения. Поэтические варианты / подгот. текста Л. А. Дмитриева. – М., 1986.

2. Рыбаков, Б. А. «Слово о полку Игореве» и его современники / Б. А. Рыбаков. – М.: Наука, 1971. – С. 9 – 23, 170 – 194 (гл. 3).

3. Рыбаков, Б. А. Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве» / Б. А. Рыбаков. – М., 1972 (гл. Автор «Слова о полку Игореве»)

4. Лихачев, Д. С. Слово о полку Игореве. Историко-литературный очерк / Д. С. Лихачев. – М.-Л.: Изд. АН СССР, 1950.

5. Лихачев, Д. С. «Слово о полку Игореве» – героический пролог русской литературы / Д. С. Лихачев. – М.-Л., 1967.

6. Лихачев, Д. С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени / Д. С. Лихачев. – Л., 1985.

7. Исследования «Слова о полку Игореве» // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1987. – Вып. I. – С. 16 – 32.

 

Занятие № 6

Трагедия У. Шекспира «Гамлет»

 

1. Общая характеристика Возрождения в Англии.

2. Жанр трагедии в творчестве Шекспира.

3. Конфликт в «Гамлете», его развитие и разрешение.

4. Особенности композиции трагедии: параллелизм и удвоение.

5. Специфика трагического характера в эпоху Возрождения. Система образов в трагедии.

6. Характер Гамлета, его содержание и способы раскрытия.

7. Проблема воли Гамлета. Сопоставительный анализ монолога «Быть или не быть…» и шекспировского сонета № 66.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Аникст, А. А. Шекспир. Ремесло драматурга / А. А. Аникст. – М., 1974.

2. Аникст, А. А. Трагедия Шекспира «Гамлет» / А. А. Аникст. – М., 1986.

3. Морозов, М. М. Шекспир / М. М. Морозов. – М., 1966.

4. Пинский, Л. Е. Шекспир: Основные начала драматургии / Л. Е. Пинский. – М., 1971.

5. Смирнов, А. А. Шекспир / А. А. Смирнов. – М.-Л., 1963.

6. Шведов, Ю. Ф. Эволюция шекспировской трагедии / Ю. Ф. Шведов. – М., 1975.

7. Шекспир в мировой литературе. – М.-Л., 1964.

8. Шекспир и русская культура. – М.-Л., 1965.

9. Шекспировские чтения. – М., 1977, 1980, 1981, 1986, 1987, 1990, 1993.

 

Занятие № 7

Трагедия эпохи классицизма. Корнель «Сид»

 

1. Требования, которые предъявлялись теоретиками классицизма к жанру трагедии (проблематика, сюжеты, особенности конфликта и т. д.). Трагедия классицизма и античные трагедии Софокла, Еврипида.

2. Трагедия Корнеля «Сид»:

а) творчество Корнеля до «Сида». История создания трагедии, источники сюжета;

б) конфликт и особенности его разрешения;

в) система образов трагедии;

г) споры о жанре «Сида» в современном литературоведении.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Корнель, П. Сид (Любое издание).

2. Каптерева, Т. Н. Искусство Франции XVII в. / Т. Н. Каптерева, В. Е. Быков. – М., 1969.

3. Балашов, Н. И. Пьер Корнель / Н. И. Балашов. – М., 1956.

4. Сигал, Н. А. Пьер Корнель / Н. А. Сигал. – М.-Л., 1957.

5. Обломиевский, Д. Французский классицизм / Д. Обломиевский. – М., 1968.

 

Занятие № 8

Жанр оды в литературе классицизма. Идейно-художественное своеобразие од М. В. Ломоносова

 

Задание:

1. Прочитать о жизни и деятельности М. В. Ломоносова в рекомендованной литературе. Составить биографическую канву. Основные этапы жизни и творчества писателя.

2. Прочитать «Разговор с Анакреоном» Ломоносова и определить его взгляды на роль поэта и назначение поэзии. Какова философия жизни поэта? Его представление о прекрасном. Составить тезисы ответа на вопрос.

3. Прочитать «Оду на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны» (1747). Составить план оды (соотнести пункты плана со строфами оды).

4. Прочитать о жанре оды в словаре литературоведческих терминов и в работе Г. В. Москвичевой.

 

Продумайте ответы на вопросы:

1) Жанр «оды» и его место в системе жанров русского классицизма. Требования к жанру оды у теоретиков классицизма (Буало, А. П. Сумароков)

2) Тематика оды М. В. Ломоносова, с каких позиций освещаются темы в оде, проблема историзма в русской литературе XVIII в. Исторические события, положенные в основу оды и их поэтическое осмысление М. В. Ломоносовым. Эстетический идеал М. В. Ломоносова.

3) Построение оды: сюжет, композиция, система образов оды. Художественное пространство и время в оде, пейзаж и его функции.

4) Какие изобразительно-выразительные средства языка использовал Ломоносов для раскрытия тематики и выражения идейного смысла оды. Особенно поработать над строфами 1, 8, 9. Выписать примеры из текста, отчетливо представлять их значение в контексте произведения и в раскрытии идейного содержания. Обратите внимание на роль символики в оде.

5) Определить по какой системе стихосложения написана ода, каким размером, какие в ней рифмы и способы рифмовки.

6) Выучить наизусть строфы: 1, 22, 2. Уметь выразительно читать строфы, учтите декламационный, ораторский характер хвалебной оды. Читать следует размеренно, выдерживая паузы, с пафосом.

7) Охарактеризовать поэтико-стилистические особенности оды М. В. Ломоносова как высокого жанра литературы классицизма.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ломоносов, М. В. Избранные произведения / подг. текста и примеч. А. А. Морозова. – М.-Л., 1965.

2. Западов, А. В. Отец русской поэзии / А. В. Западов. – Гл. 1-4, 8. – М., 1961.

3. Кузнецов, Б. Г. Творческий путь Ломоносова / Б. Г. Кузнецов. – Гл. 2, 6. – М., 1961.

4. Морозов, Л. М. В. Ломоносов / Л. Морозов. – М., 1965. ЖЗЛ.

5. Морозов, Л. М. В. Ломоносов. Путь к зрелости / Л. Морозов. – М.-Л., 1962.

6. Белинский, В. Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года / В. Г. Белинский // Собрание сочинений: в 3 т. – Т. 3.

7. Белинский, В. Г. Взгляд на русскую литературу 1846 года / В. Г. Белинский // Собрание сочинений: в 3 т. – Т. 3. – С. 642 – 648.

8. Болдырева, А. П. Методические указания к комментированному чтению произведений по курсу «Русская литература XVIII века» / А. П. Болдырева. – М.: Просвещение, 1972.

9. Леонов, С. А. Литература классицизма в школьном изучении / С. А. Леонов. – М., 1997.

10. Словарь литературоведческих терминов.

11. Москвичева, Г. В. Русский классицизм: пособие для учителя / Г. В. Москвичева. – М., 1978. – С. 20 – 48.

12. Серман, И. З. Поэтический стиль Ломоносова / И. З. Серман. – М.-Л., 1961.

13. Белявский, М. Т. Все испытал и все проник / М. Т. Белявский. – М., 1990.

 

Занятие № 9

Традиции и новаторство в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

 

1. Творческая биография Д.И. Фонвизина.

2. Комедия как драматический жанр классицизма. Выпишите из словарей понятия «действие», «явление», «ремарка», «сцена», «интермедия», «фарс».

3. История создания комедии «Недоросль». Анализ списка действующих лиц, характер и функции ремарок.

4. Конфликты (столкновение интересов действующих лиц) в комедии «Недоросль». Особенности развития сюжета в комедии.

5. Система персонажей. Идейно-художественное значение образов. Определите функции имен и говорящих фамилий, художественные приемы автора для характеристики героев.

6. Смысл названия комедии.

7. Новаторство комедии «Недоросль» (внесценические образы, язык героев, расширение рамок трех единств).

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Фонвизин, Д. И. Собрание сочинений. Т. 12 / Д. И. Фонвизин. – М.; Л.: Гослитиздат, 1959.

2. Лебедева, О. Б. История русской литературы XVIII века / О. Б. Лебедева. – М.: Высш. шк., 2003. – 415 с.

3. Федоров, В. И. История русской литературы XVIII века / В. И. Федоров; под ред. Коровина В. И. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 367 с.

4. Макогоненко, Г. П. Д. Фонвизин. Творческий путь / Г. П. Макогоненко. – М.: Л., 1961.

5. Пигарев, К. В. Творчество Фонвизина / К. В. Пигарев. – М., 1954.

6. Акулова, Е. А. Фонвизин в школе / Е. А. Акулова. – М.: Учпедгиз, 1957.

7. Кулакова, Л. И. Проблема характеров в русской комедии XVIII века / Л. И. Кулакова // Проблема жанра в истории русской литературы. – Л., 1969.

8. Кулакова, Л. И. Д. И. Фонвизин / Л. И. Кулакова. – М.; Л., 1966.

9. Пигарев, К. В. Истинно общественная комедия / К. В. Пигарев. – М.: Детская лит., 1954.

10. Берков, Н. П. История русской комедии XVIII века / Н. П. Берков. – Л.: Наука, 1977.

11. Макогоненко, Г. П. От Фонвизина до Пушкина / Г. П. Макогоненко. – М.: Худож. лит., 1969.

12. Рассадин, С. Б. Фонвизин / С. Б. Рассадин. – М.: Искусство, 1980.

13. Москвичева, Г. В. Русский классицизм / Г. В. Москвичева. – М., 1986.

 

Занятие № 10

Творчество Э. Т. А. Гофмана. Анализ сказки

«Крошка Цахес по прозванию Циннобер»

 

1. Место сказки в творчестве Гофмана.

2. Проблематика сказки «Крошка Цахес по прозванию Циннобер»:

а) сущность гофмановского романтического двоемирия:

мир «музыкантов» и его образное воплощение;

мир «немузыкантов» и его образное воплощение.

б) образ Цахеса как иллюстрация романтического гротеска;

в) образ Бальтазара: принципы создания романтического образа и связанная с ним проблематика;

г) роль запаха, звука, цвета в раскрытии сущности каждого мира.

3. Романтическая ирония в сказке и ее философский смысл.

4. Фрагментарность и диссонанс как принципы организации повествования.

5. Жанровое своеобразие сказки-повести.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Гофман, Э. Т. А. Собрание сочинений: в 6 т. – М., 1996. – Т. 3.

2. Белинский, В. Г. Собрание сочинений: в 9 т. – М., 1978. – Т. 3. – С. 66 – 74.

3. Ботникова, А. Б. Гофман и русская литература / А. Б. Ботникова. – Воронеж, 1977.

4. В мире Э. Т. А. Гофмана. Вып. 1. – Калининград, 1994.

5. Вайнштейн, О. Б. Индивидуальный стиль в романтической поэтике / О. Б. Вайнштейн // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. – М., 1994. – С. 392 – 430.

6. Герцен, А. И. Гофман / А. И. Герцен // Собрание сочинений: в 30 т. – М., 1954. – Т. 1.

7. Дубова, Л. В. Гофман / Л. В. Дубова // Зарубежные писатели: библиографический словарь: в 2 ч. – М., 1997. – Ч. 1. – С. 215 – 221.

8. Жирмунский, В. М. Немецкий романтизм и современная мистика / В. М. Жирмунский. – СПб., 1996.

9. Карельский, А. В. От героя к человеку. Два века западноевропейской литературы / А. В. Карельский. – М., 1990. – С. 51 – 60.

10. Лейтес, Н. С. От Фауста до наших дней. – М., 1987 (глава 2).

11. Миримский, И. В. Гофман / И. В. Миримский // История немецкой литературы: в 5 т. – М., 1966. – Т. 3 (глава 15).

12. Федоров, В. П. Эстетические взгляды Гофмана / В. П. Федоров. – Рига, 1970.

13. Фюман, Ф. Э. Т. А. Гофман. «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» / Ф. Фюман // Встреча. Повести и эссе писателей ГДР. – М., 1983. – С. 419 – 453.

14. Цвейг, С. Э. Т. А. Гофман / С. Цвейг // Собрание сочинений: в 4 т. – М., 1983. – Т. 2. – С. 496 – 498.

15. Гофман, Э. Т. А. Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы / Э. Т. А. Гофман. – М., 1987.

 

Занятие № 11

«Демон» М. Ю. Лермонтова как романтическая поэма

 

1. «Демон» как философская и социальная поэма.

2. Восемь редакций поэмы и проблемы канонического текста.

3. Проблематика поэмы.

4. Библейский миф как сюжетная основа «Демона» и своеобразие его трактовки.

5. Конфликт поэмы и его специфика.

6. Образ Демона, его смысл, психологическая сложность и противоречивость.

7. Нравственно-психологическое и социально-философское содержание образа Тамары.

8. Художественное своеобразие поэмы:

а) композиция поэмы;

б) роль монологов и диалогов;

в) особенность языка;

г) своеобразие пейзажных зарисовок;

д) стих поэмы;

е) реалистическое начало.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Архипов, В. А. М. Ю. Лермонтов / В. А. Архипов. – М., 1965.

2. История романтизма в русской литературе. Романтизм в русской литературе 20 – 30-х годов XIX века (1825 – 1840). – М., 1979. – С. 314 – 327.

3. Коровин, В. И. Творческий путь М. Ю. Лермонтова / В. И. Коровин. – М., 1973.

4. Лермонтовская энциклопедия / гл. ред. В. А. Мануйлов. – М., 1981.

5. Маймин, Е. А. О русском романтизме / Е. А. Маймин. – М., 1975.

6. Максимов, Д. Е. Поэзия Лермонтова / Д. Е. Максимов. – М., 1964.

7. Манн, Ю. В. Поэтика русского романтизма / Ю. В. Манн. – М., 1976. – С. 213 – 235.

8. Творчество М. Ю. Лермонтова: сб. ст. – М., 1964.

9. Удодов, Б. Т. М. Ю. Лермонтов: Художественная индивидуальность и творческие процессы / Б. Т. Удодов. – Воронеж, 1973.

 

Занятие № 12

Повесть Оноре де Бальзака «Гобсек»

 

I. Цикл социальных романов «Человеческая комедия» в творчестве О. де Бальзака:

1. Замысел создания цикла.

2. Обоснование философских и художественных принципов писателя в предисловии к «Человеческой комедии» (1842).

3. Структура цикла. Тематические группы произведений.

II. Повесть «Гобсек»:

а) место повести «Гобсек» (1830) в «Человеческой комедии»;

б) тематика, проблематика, композиция, система образов;

в) образ ростовщика Гобсека – скряги и философа;

д) романтическое и реалистическое в повести.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ионикс, Г. Э. Оноре Бальзак. Книга для учащихся / Г. Э. Ионикс. – М.: Просвещение, 1988.

2. Кучборская, Е. П. Творчество Бальзака / Е. П. Кучборская. – М., 1967.

3. Чичерин, А. В. Произведения Бальзака «Гобсек» и «Утраченные иллюзии» / А. В. Чичерин. – М., 1973.

 

Занятие № 13

Своеобразие сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина

(«История одного города»)

 

1. Сатирические тенденции в русской литературе 1860 – 70-х гг.

2. Место «Истории одного города» в творчестве Салтыкова-Щедрина.

3. Значение исторической формы в политической сатире Салтыкова-Щедрина (признаки летописного стиля, образ архивариуса, средства стилизации).

4. Композиция сатирического характера. Гипербола и гротеск как способы сатирического заострения, типы глуповских градоначальников.

5. Народ и власть в «Истории одного города» (трагическое в народных сценах, мастерство собирательной характеристики).

6. Различные истолкования финала.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бушмин, А. С. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина / А. С. Бушмин. – Л., 1984.

2. Николаев, Д. П. Сатира Салтыкова-Щедрина / Д. П. Николаев. – М., 1977.

3. Николаев, Д. П. Смех Щедрина / Д. П. Николаев. – М., 1988.

 

Занятие № 14

Проблема «положительно прекрасного человека»

в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»

 

1. Замысел Достоевского (письмо к С. А. Ивановой от 1 января 1869 г.). Образ «положительно прекрасного» человека. Фольклорные, религиозно-мифологические и литературные проекции образа князя Мышкина. Смысл названия. Детская тема в романе. Автобиографические черты в образе главного героя.

2. Тема власти денег в романе.

3. Образ Настасьи Филипповны как воплощение типа «инфернальной» женщины. Многоликость любви в художественном мире Достоевского (любовь-страдание, любовь-жалость, любовь-ненависть, любовь-тщеславие…)

4. Образы «нигилистов» в романе. «Подпольное» сознание. Место «Исповеди» Ипполита Терентьева в художественной структуре романа.

5. Структура сюжета. Атмосфера скандала и катастрофы. Мотивы Апокалипсиса.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Достоевский, Ф. М. Идиот (Любое издание).

2. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. – М., 1979.

3. Скафтымов, А. П. Тематическая композиция романа «Идиот» / А. П. Скафтымов // Нравственные искания русских писателей. – М., 1972.

 

Практическое занятие № 15

Эстетические принципы в сказках О. Уайльда

 

1. Место творчества О. Уайльда в литературе конца XIX – начала XX вв.

2. Своеобразие творческого метода писателя. О. Уайльд и английский эстетизм:

а) философские и литературные предпосылки эстетизма

б) проблема соотношения искусства и жизни в творчестве эстетистов и О. Уайльда

в) понятие искусства и красоты

г) вопрос о назначении искусства.

3. Идейно-художественный анализ сказок О. Уайльда.

Сказка «Счастливый принц»:

а) тематика, особенности проблематики, основной конфликт;

б) тема красоты и искусства в сказке;

в) образ Счастливого принца;

г) образ Ласточки;

д) авторская позиция в сказке

Роль парадокса в сказках О. Уайльда («Соловей и роза», «Мальчик-звезда», «Великан-эгоист» и др.)

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Уайльд О. Предисловие к роману «Портрет Дориана Грея».

2. Яковлев, Д. Е. Эстетика английского эстетизма конца XIX века (О. Уайльда) / Д. Е. Яковлев // Вестник Московского университета. Филология. Серия 7. – 1980. – № 4. – С. 22 – 29.

3. Урнов, М. В. Ужасные дети // Урнов М. В. На рубеже веков. – М., 1970.

4. Аникст, А. А. О. Уайльд / А. А. Аникст // Уайльд О. Избранные произведения: в 2 т. – М., 1960. – Т. 1.

5. История английской литературы. – Т. 3.

6. Питер Акройд. Завещание Акройда. Роман // Иностранная литература. – 1993. – № 4. – С. 5 – 103.

 

Занятие № 16

Рассказы И. А. Бунина

 

1. Основные проблемно-тематические пласты рассказов писателя.

2. Характер Оли Мещерской в рассказе И. Бунина «Легкое дыхание»:

а) Найдите в тексте детали, характеризующие социально-бытовые обстоятельства жизни главной героини. Определите ведущую особенность ее характера в социальной сущности. В каких эпизодах она проявляется?

б) Какую роль играет природа в формировании характера Оли Мещерской? Приведите соответствующие детали.

в) В каком порядке располагаются изобразительные детали в тексте повествования? Почему автор нарушает естественно-хронологическую последовательность сюжетного действия? Как объясняет этот композиционный прием Л. Выготский? В чем достоинства и спорные моменты его трактовки?

г) попытайтесь обобщить основные способы создания характера Оли Мещерской как эпической героини.

2. Рассказ «Антоновские яблоки» (1900 г.):

а) Как способ повествования, избранный автором, соотносится с идейной направленностью произведения? Каким воспринимается образ повествователя?

б) Какую функцию выполняют образные детали произведения? Как связаны между собой картины быта и природы?

3. Рассказ «Господин из Сан-Франциско» (1915 г).

Чем это произведение отличается от первого:

а) в композиции, включая способ повествования;

б) в проблематике;

в) в идейной направленности.

г) Какими средствами создается образ главного персонажа рассказа?

д) В чем своеобразие авторской позиции: что в ней достойно разделения, а что представляется спорным?

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Русская литература конца XIX – начала XX вв. 1901 – 1907. – М.: Наука, 1971. – С. 113 – 163; Русская литература конца XIX – начала XX вв. 1908 – 1917. – М.: Наука, 1972. – С. 96 – 116, 168 – 169.

2. Келдыш, В. А. Русский реализм нач. XX в. / В. А. Келдыш. – М., 1975. – С. 114 – 138, 206.

3. Бунин, И. А. Собрание сочинений: в 9 т. / И. А. Бунин. – Т. 2. – М.: Художественная литература, 1965. – С. 473 – 484, 504 – 508; Т. 4. – М.: Художественная литература, 1966. – С. 449 – 463, 483 – 488.

4. Михайлов Олег. Страницы русского реализма. – М., 1982. – С. 99 – 112.

5. Смирнова, Л. А. Проблемы реализма в русской прозе начала XX в. / Л. А. Смирнова. – М., 1977. – С. 178 – 186.

6. Афанасьев, В. Н. И. А. Бунин. Очерк творчества / В. Н. Афанасьев. – М., 1966.

7. Волков, А. А. Проза Ивана Бунина / А. А. Волков. – М., 1969.

8. Твардовский, А. О Бунине / А. Твардовский // Бунин И. А. Собр. соч. – Т. 1. – М., 1965. – С. 7 – 49. Или: Твардовский, А. О литературе / А. Твардовский. – М., 1973. – С. 69 – 112.

9. Смирнова, Л. А. Русская литература конца XIX – начала XX века / Л. А. Смирнова. – М., 1993. – С. 129 – 136, 148 – 153.

10. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – М.: Искусство (изд-ия 1965, 1968, 1986 гг.).

11. Максимов, Л. Ю. О методике филологического анализа художественного произведения (На материале рассказа И. А. Бунина «Легкое дыхание» // Русский язык в школе. – 1993. – № 6. – С. 3 – 12.

 

Занятие № 17

Лирика С. Есенина. Основные мотивы.

Художественное своеобразие.

 

1. Тема человека и природы в лирике С. Есенина.

Основные средства поэтики С. Есенина. «Выткался на озере алый цвет зари…», «Черемуха», «Сыплет черемуха снегом…», «О красном вечере задумалась дорога…», «Песнь о собаке», «Клен ты мой опавший», «Отговорила роща золотая…»

2. Эволюция темы родины в лирике С. Есенина.

а) Тема патриархальной крестьянской Руси в раннем творчестве поэта. «Гой ты, Русь моя родная», «Край ты мой заброшенный».

б) Проблема живого и железного в лирике С. Есенина. «Я последний поэт деревни…», «Сорокоуст».

в) Принятие поэтом Руси советской. Новые черты поэтики С. Есенина. «Письмо к женщине», «Русь уходящая», «Русь советская».

г) Осмысление поэтом своего места в Руси советской. Драматизм лирики С. Есенина.

3. Любовная лирика С. Есенина. Циклы «Любовь хулигана», «Персидские мотивы».

4. Философская лирика С. Есенина. «Отговорила роща золотая…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…».

5. Место С. Есенина в русской литературе 20-х годов.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Марченко, А. Поэтический мир Есенина / А. Марченко. – М., 1972.

2. Прокушев, Ю. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха / Ю. Прокушев. – М., 1979.

3. В мире Есенина. – М., 1986.

4. Прокушев, Ю. Сергей Есенин. Поэт. Человек / Ю. Прокушев. – М., 1973.

5. Есенин и современность. – М., 1975.

6. Бельская, Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство С. Есенина. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990.

 

Занятие № 18

Проблема свободы личности

в философском романе А. Мердок «Под сетью»

 

1. Айрис Мердок – мастер философского романа.

2. Литературные традиции романа «Под сетью».

3. Сюжетная основа романа: жанровая разновидность произведения.

4. Образы главных персонажей их идейный смысл.

5. Смысл названия романа.

6. Проблема свободы личности, выбора в освещении А. Мердок.

7. Характеристика стиля, языка, общей манеры повествования.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Мердок, А. Под сетью (Предисловие Скороденко В. «Счастье с печальным лицом») / А. Мердок. – М., 1991.

2. Мердок, А. Литература должна доставлять радость / А. Мердок // Литературная Россия. – 1991. – 28 июля. – С. 17.

3. Мердок, А. «К России я отношусь с религиозным чувством» (Беседа с английской писательницей. Записала Якович Е.) / А. Мердок // Литературная газета. – 1992. – № 49, 2 декабря. – С. 7.

4. Скороденко, В. «Достоинство человека и хаос жизни» (заметки о романах А. Мердок) / В. Скороденко // Мердок, А. Собрание сочинений: в 3 т. – М., 1991. – Т. 1.

5. Английская литература. 1945 – 1980 гг. – М., 1987.

6. Аникин, Г. В. История английской литературы / Г. В. Аникин, Н. П. Михальская. – М., 1985.

7. Вушманова, Н. Когда в душе живет Шекспир / Н. Вушманова // Вопросы литературы. – 1991. – Февраль.

8. Дорошевич, А. Зеленеющее древо жизни / А. Дорошевич // Иностранная литература. – 1966. – № 8. – С. 262 – 264.

9. Ивашева, В. В. Судьбы английских писателей / В. В. Ивашева. – М., 1990. – С. 208 – 256.

10. Ивашева, В. В. Литература Великобритании XX века / В. В. Ивашева. – М., 1984.

11. Урнов, В. А. А. Мердок: литература и мистификация / В. А. Урнов // Вехи традиции английской литературы. – М., 1986.

12. Шестаков, Д. О двух романах А. Мердок / Д. Шестаков // Мердок А. Под сетью. Дикая роза. – М., 1989.

 

 

Занятие № 19

Концепция человека в постмодернистских произведениях В. Пелевина «Жизнь насекомых» и «Generation «П»

 

1. Двуединый образ человека-насекомого в повести «Жизнь насекомых».

2. Многослойность художественного содержания повести. Философские, исторические, семейные аспекты проблематики.

3. Многозначность художественных образов в повести. Образы тьмы и света, человека и мира, зеркала и др.

4. Реклама как способ искажения реальности, подмены подлинной реальности мнимостью в повести «Generation «П».

5. Тема разрушения человеческой личности в повести. Образ Homo Zapiens – человек переключаемый как антитеза Homo Sapiens – человек разумный.

6. Повести В. Пелевина как произведения постмодернизма.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Басинский, П. Синдром Пелевина: «Новый писатель» – старый, как мир / П. Басинский // Литературная газета. – 1999. – № 45, 10 – 16 ноября. – С. 11.

2. Липовецкий, М. Голубое сало поколения или два мира об одном кризисе / М. Липовецкий // Знамя. – 1999. – № 11. – С. 207 – 215.

3. Роднянская, И. Этот мир придуман не нами / И. Роднянская // Новый мир. – 1999. – № 8. – С. 207 – 217.

4. Славникова, О. Партия любителей Пелевина / О. Славникова // Октябрь. – 2000. – № 9. – С. 178 – 184.

5. Шиловский, Е. П.П или Победитель Пелевин / Е. Шиловский // Новое литературное обозрение. – 2000. – № 41 (1). – С. 426 – 430.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: