Государственная поддержка инновационной деятельности.




В большинстве промышленно развитых стран государственная долгосрочная концепция инновационного развития слагается из различного рода частных концепций, например поддержки малых и средних предприятий. Хотя частные концепции различных управ­ленческих органов представляют собой компоненты государствен­ной политики, в своей совокупности они, как правило, с трудом со­единяются в единую, приведенную в соответствие с намерениями предприятий концепцию. Признание необходимости государствен­ного регулирования в этой сфере в большинстве развитых стран сталкивается с противоречием, существующим между свободным предпринимательством и государственным вмешательством в экономические процессы.

Государственная инновационная политика это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

В нашей стране все больше уделяется внимания созданию комплексных концепций научно-технического развития:

- ориентирование и поддержка научных исследований;

- регулирование направлений научно-технического развития;

- защита отечественной промышленности, повышение ее конку­рентоспособности;

- совершенствование системы стимулирования научно-технического развития;

- лицензионно-патентное право (патентование, доступность патентной информации);

- поддержка регулирования (правовая, финансовая, техническая и т.п.);

- разработка критериев оценки результатов инновационной деятельности и ее оценка;

- совершенствование методов управления научно-техническим развитием;

- выбор приоритетных направлений развития науки и техники в РФ;

- формирование и реализация федеральных научных и научно-технических программ и проектов, а также определение федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их исполнение;

- финансирование научной и (или) научно-технической деятельности за счет средств федерального бюджета;

- содействие развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности субъектов РФ;

- совершенствование управления государственными научными организациями федерального значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;

- реализация обязательств по научным и научно-техническим программам и проектам, предусмотренным международными договорами РФ;

- охрана прав интеллектуальной собственности;

- формирование единых систем стандартизации, обеспечения единства измерений, сертификации, научно-технической информации, патентно-лицензионного дела и управление ими;

- установление государственной системы аттестации научных и научно-технических работников.

Основными целями государственной инновационной политики Российской Федерации являются:

- создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности;

- повышение эффективности производства и конкурентоспособ­ности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;

- содействие активизации инновационной деятельности, а также развитию рыночных отношений и предпринимательства в иннова­ционной сфере;

- расширение государственной поддержки инновационной деятель­ности, повышение эффективности использования государственных Ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;

- содействие расширению взаимодействия субъектов Российской Федерации при осуществлении инновационной деятельности;

- осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и по развитию экспортного потенциала Российской Федерации.

Государственная инновационная политика Российской Федерации формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:

- признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экологической безопасности;

- обеспечение государственного регулирования инновационной деятельностью в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;

- концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;

- создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;

- создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности;

- государственная охрана прав и интересов субъектов инновационной деятельности и интеллектуальной собственности, созданной в процессе осуществления инновационной деятельности;

- активизация международного сотрудничества Российской Федерации в инновационной сфере;

- укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности.

Основными приоритетными направлениями инновационной политики, осуществляемой государством на современном этапе развития нашей страны, являются:

1) работы по созданию, освоению и распространению техники и технологий, которые ведут к кардинальным изменениям в технологическом базисе страны. Эти работы носят, как правило, межотраслевой характер и не могут быть решены при существующем монопродуктовом (отраслевом) принципе организации и планировании производства;

2) работы по крупным отраслевым научно-техническим проектам, требующие масштабной концентрации ресурсов, которые не под силу отдельным предприятиям;

3) научно-техническое обеспечение мероприятий, направленных на реализацию социальных целей общества (через развитие здравоохранения, образования, культуры, охраны окружающей среды, инфраструктуры);

4) направления НТП, связанные с международным разделением труда и внешнеэкономической деятельностью государства.

Результатами реализации новой инновационной политики должны являться:

- качественно новый уровень ресурсосбережения, рост производительности труда, фондоотдачи, снижение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, достижение ее высокой конкурентоспособности и, как следствие, коренное преобразование структуры народного хозяйства и внешней торговли в сторону разгрузки сырьевого сектора экономики и увеличение вкладаобрабатывающих отраслей;

- качественно новый уровень жизни населения в результате со­вершенствования бытовой предметной среды для городского и сельского населения;

- преодоление технического отставания страны; достижение высокого уровня социальной направленности НТП за счет широкого распространения новых технологических систем, обеспечивающих экологическую чистоту и безопасность промышленного производства.

Необходимо разработать систему социальных нормативов, рег­ламентирующих требования к новым технологиям и технике, проектируемым машинам с точки зрения условий, содержания и творческого характера труда.

Для реализации социальных гарантий необходимо создать механизм переподготовки кадров, высвобождаемых в результате внедрения достижений НТП. Требуется, в частности, создать более универсальную, гибкую и непрерывную систему образования и повышения квалификации работников.

Политика в области инновационной деятельности как элемент системы государственного регулирования должна иметь:

- четко определенные цели;

- органы управления, реализующие функции, которые обеспечивают достижение сформулированных целей;

- информационную систему, формирующую информационный образ объекта регулирования, достаточную для реализации функции управления;

- инструменты регулирования и поддержки, с помощью которых органы государственного управления воздействуют на предприятия и среду в рамках выполнения своих функций.

КОНЦЕПЦИЯ долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р)

1, 12-28, 41-48, 104-113


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: