Тематика контрольных работ




Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

«Торгово-экономический институт»

 

Кафедра экономики и планирования

 

 

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

 

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения, в том числе в сокращенные сроки направления подготовки 080100.62.10.09 «Экономика предприятий и организаций (в сфере услуг»

 

Красноярск 2015

 

История экономических учений: методические указания и задания к выполнению контрольной работы / сост. к.пед.н., доцент Е.Н. Байдашева; Торгово-экономический институт СФУ.- Красноярск, 2015.- 14с.

Рецензенты: д.э.н., проф. С.К. Демченко

к.э.н., доц. Т.С. Бартакова

 

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры экономики и планирования 18.09.2015, протокол № 12

 

 

© ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет».

«Торгово-экономический институт», 2015

Оглавление

Введение 4

1 Содержание, порядок работы и оформление контрольной работы 6

2 Тематика контрольных работ 8

Библиографический список …………………………………………….11

Приложение ……………………………………………………………..14

Введение

Учебным планом обучения студентов направления подготовки 080100.62.10.09 «Экономика предприятий и организаций (в сфере услуг)» по заочной форме обучения предусмотрено написание контрольной работы по дисциплине «История экономических учений».

Курс истории экономических учений является неотъемлемой частью современной экономической теории. Его изучение способствует формированию у студентов экономического мышления, свободного от давления политической конъюнктуры, классовых или корпоративных интересов. Как отмечал Д.М. Кейнс, «изучение истории идей с необходимостью предшествует освобождению мысли».

Цель контрольной работы по дисциплине «История экономический учений» – сформировать у обучающихся понимание того, что специалист, знакомый с историей своей науки, будет глубже разбираться в ее современных проблемах, чем тот, кто ознакомился только с позитивным изложением одной из концепций; ознакомить студентов с развитием мировой экономической мысли, в котором участвовали представители разных стран и народов; привить им интерес и умение самостоятельно, непредвзято и объективно оценивать вклад отдельных мыслителей, научных школ и направлений в сокровищницу мировой экономической мысли; осознать значимость и своеобразие российской экономической мысли, адекватно оценить её достижения, сложности и проблемы. Наряду с лекциями и семинарскими занятиями изучение курса «История экономических учений» предполагает большую самостоятельную работу студентов. Организация и контроль самостоятельной работы студентов по освоению программы курса является целью выполнения зачетной работы.

Самостоятельное изучение дисциплины и написание контрольной работы направлены на формирование следующих компетенций:

- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

-осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

- понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознание опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдение основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

- анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);

-используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9).

Задания контрольной работы составлены в соответствии с ФГОС дисциплины и рабочей программой.

 

 

Содержание, порядок работы и оформление контрольной работы

Работа состоит из четырех вопросов. В каждом вопросе излагаются результаты изучения студентами первоисточников, учебных пособий, энциклопедий и учебников, касающихся отдельного мыслителя или направления экономической мысли. Но переписывать учебники недопустимо. Нужно самостоятельно и кратко излагать собственные мысли.

Вопросы выбираются студентом из предлагаемого ниже списка: первый вопрос охватывает период до XIX века; второй вопрос - XIX век; третий вопрос – XX век; четвертый вопрос – Отечественная экономическая мысль.

В результате работа студента организуется таким образом, чтобы получить целостное представление по изучаемой дисциплине.

Изложение должно включать следующие части:

Вначале приводятся сведения биографического характера с акцентом на научную и практическую деятельность автора; основные произведения: название (год написания или издания).

Далее дается краткая характеристика исторического контекста, в котором жил и работал данный автор (или научная школа). Работу ученого следует оценивать с точки зрения экономических условий того времени, когда жил данный автор, задач, которые он ставил перед собой и применяемых методов исследования. Исторический контекст развития экономической мысли имеет несколько аспектов: историко-хозяйственный (нужно дать характеристику особенностей экономики той страны, где и когда жил автор), историко-методологический и культурный (дать общую характеристику культурного фона, характеристику развития науки в исследуемый период; особо отметить, какие методологические принципы характерны для науки того времени в общем, и экономической мысли – в частности), историко-идеологический (нужно указать, с позиции какого класса или социальной группы излагает данный автор своё видение проблемы), внутринаучный (с какими течениями экономической мысли и авторами данный исследователь полемизирует, с какими соглашается, чьи взгляды развивает, конкретизирует; что нового вносит данный автор в экономическую мысль).

В завершении можно дать разбор конкретного произведения или определенной проблемы. Произведение можно выбрать либо самостоятельно, либо из вновь изученных произведений, или из тех, которые были изучены при написании курсовой работы по экономической теории.

Работа должна соответственно оформлена и содержать следующие необходимые элементы:

- титульный лист (его оформление дано в Приложении);

- задание варианта контрольной работы;

-основную часть, где раскрываются вопросы задания;

- библиографический список.

Текст печатается через полтора интервала 14 шрифтом.

Поля слева составляют 3см, справа– 1,0 см. верхнее и нижнее поле по 2,0см.

Нумерация страниц начинается с титульного листа. Номер на титульном листе не проставляется. Нумерация страниц осуществляется арабскими цифрами по центру верхней границы текста рукописи 12 шрифтом.

Библиографический список оформляется в соответствии с современным стандартом.

Контрольная работа должна быть подписана студентом, проставлена дата. После сдачи работы преподавателю она проверяется, рецензируется и возвращается студенту через методиста с оценкой “допущена к зачету” или “не допущена к зачету”. В процессе собеседования преподаватель уточняет самостоятельность выполнения работы, уровень знания студента и оценивает их: “зачтено”, либо “незачтено”. Незачтенная работа дорабатывается студентом с учетом замечаний преподавателя и повторно сдается на проверку.

Студенты заочной и ускоренной форм обучения выбирают вариант контрольной работы по последним цифрам номера зачетной книжки. Не исключается и самостоятельный выбор студентом варианта, но это должно быть согласовано с преподавателем.

 

Тематика контрольных работ

ВОПРОС 1.

1 Предмет и метод истории экономических учений.

2 Экономическая мысль в Древнем Китае.

3 Экономическая мысль Древней Индии.

4 Экономическая мысль в Древней Вавилонии.

5 Экономическая мысль в Древнем Египте.

6 Экономическая мысль в Древней Греции.

7 Экономическая мысль в Древнем Риме.

8 Экономическая мысль феодального общества в Европе.

9 Экономические взгляды Фомы Аквинского.

10 Экономическая мысль феодального общества на Ближнем Востоке.

11 Меркантилизм – учение эпохи первоначального накопления капитала.

12 Отличительные черты раннего меркантилизма-монетаризма (XV – XVI в.в.) и позднего меркантилизма (XVII – XVIII в.в.)

13 Меркантилизм в странах Западной Европы.

14 В. Петти – родоначальник классической политэкономии в Англии и его последователи.

15 П. Буагильбер – родоначальник классической политэкономии во Франции.

16 Лозунг «Laissez faire, laissez passer» д,Аржансона.

17 Физиократы – «настоящие отцы» политэкономии.

18 Ф. Кэнэ и его «Экономическая таблица».

19 Формирование классической политэкономии в теории А. Смита.

20 Предмет и метод исследования в работе Смита «Исследование о природе и причинах богатств народов» (1776) Основные идеи книги.

ВОПРОС 2:

1 Экономическая теория Ж.-Б. Сэя – первого систематика политэкономии.

2 Экономическая теория Т.Р. Мальтуса.

3 Экономическая теория Д. Рикардо.

4 Работа «Начала политической экономии и налогообложения»: предмет, метод исследования, основные идеи.

5 Ж.Симон де Сисмонди и его «Новые начала политической экономии».

6 Экономические теории Р. Оуэна и «социалистов – рикардианцев».

7 Экономическая теория Дж. С. Милля.

8 Работа «Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии» (1848г.)

9 Экономическая теория К. Маркса: становление концепции исторического материализма и развитие экономических идей Маркса.

10 Работа «Капитал» – конечный итог экономических исследований Маркса.

11 Кризис системы свободной конкуренции и восприятие идей маржинальского (предельного) экономического анализа.

12 Предшественники маржинализма: Госсен, Курно, фон Тюнен.

13 К. Менгер и австрийская школа.

14 У.С. Джевонс и Л. Вальрас. 90-е г. XIX в. и второй этап «маржиналистской революции» Неоклассическое направление и его особенности.

15 А. Маршалл и кембриджская школа маржинализма.

16 Разработка аспектов маржиналистской теории на рубеже ХIX-XX веков в работах американца Д.Б. Кларка.

17 Лозаннская школа.

18 Старая немецкая историческая школа (40 – 50-е гг. XIX в.): Ф. Лист, В. Рошер, К Книс. Новая исторической школы в Германии (70-е г.г. XIX в.): Г. Шмоллер.

19 Новейшая историческая школа в Германии (В. Зомбарт, А. Шпитхов, М. Вебер) и социальная школа (Р. Штаммлер, Р. Штольцман, Ф. Оппенгеймер, О. Шпанн). Американский институционализм: условия возникновения в конце XIX века. 1880-е годы – «висконсинская школа».

20 Ранний институционализм: Т. Веблен, Д. Коммонс, У. Митчелл.

ВОПРОС 3:

1 А. Пигу об экономических функциях государства.

2 Й. А. Шумпетер и его теория общественного развития.

3 Неолиберальное направление.

4 Последователи австрийской школы: Л. Мизес и Ф. Хайек о соотношении рынка и плана. Развитие теории стоимости Дж. Хиксом

5 Теория капитала в работах И.Фишера, Ф. Найта, Дж. Хикса.

6 Ревизия неоклассической рыночной концепции в работах Й.Шумпетера, Э. Чемберлина, Дж. Робинсон: теория эффективной конкуренции; теория монополистической конкуренции; теория несовершенной конкуренции.

7 Объективные и субъективные условия появления кейнсианского подхода к анализу экономических процессов.

8 Теоретическая система работы Дж.М.Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег».

9 Экономическая мысль в период господства кейнсианства (1940 – е – 1970 – е г.г.): кейнсианство, неоклассический синтез, возрождение экономического либерализма, германский неолиберализм, послевоенный институционализм: Дж.К.Гелбрейт, Ф. Перру. Синтез институционализма и шведской школы в работах Г. Мюрдаля.

10 Причины наступления консерватизма в конце 1970 – х – начале 1990 – х годов.

11 Основные черты монетаризма. Работы М.Фридмена.

12 Экономическая теория предложения.

13 Новая классическая теория (школа рациональных ожиданий)

14 Различие взглядов и программ неоконсерваторов и представителей экономического либерализма.

15 Оппозиция неоклассике: разработки неоавстрийской школы.

16 Новая институциональная теория. Вклад Р. Коуза и Ф. Найта.

17 Посткейнсиснство: причины появления; два потока – левое кейнсианство в Великобритании (Кембриджский вариант, теория накопления Д. Робинсон) и монетарное кейнсианство в США.

18 Новое кейнсианство конца 1980-х начала 1990-х.

19 Обновление вебленовского институционализма в 1970-1990 - х г.г. Работы Р. Хейлброннера и Дж. К. Г. Гэлбрейта.

20 Современный марксизм.

ВОПРОС 4:

1 Экономическая мысль феодального общества в России.

2 Меркантилизм в России.

3 Вклад А.Л. Ордина-Нащокина, Ю. Крижанича.

4 Меркантилистская направленность реформ Петра I.

5 «Прожектеры» времен Петра I: Ф. Салтыков, А Курбатов, Д. Воронцов, В.Н. Татищев. Возникновение экономической литературы в России.

6 И.Т. Посошков – первый русский экономист.

7 Экономические воззрения М.В. Ломоносова.

8 Физиократия в России.

9 Идеи фритредерства и протекционизма в России XVIII – XIX в. Н.Г.

10 Чернышевский – переводчик и комментатор работы Дж.С.Милля «Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии».

11 Развитие идей маржинализма русскими учеными В. Дмитриевым, Е. Слуцким в начале XX века.

12 Экономическая политика монетаризма и опыт ее осуществления в России.

13. Роль Г.В. Плеханова в пропаганде марксизма.

14 Вклад В.И. Ленина в разработку экономической теории марксизма.

15 М.И. Туган – Барановский: эволюция взглядов, вклад в экономическую науку. Организационно-производственная школа – самобытное теоретическое направление. Исследование аграрного вопроса и кооперации в трудах А.В. Чаянова.

16 Н.Д. Кондратьев – экономист мирового значения.

17 Дискуссии советских ученых 1920-х -1940-х г.г. по предмету политэкономии социализма.

18 Отечественные традиции экономико-математической науки.

19Модели планового ценообразования в работах В.В. Новожилова, Л.В. Канторовича, В.С. Немчинова.

20Уроки российских реформ 1990-х г.г., основанных на применении положений западной экономической мысли. Необходимость разработки российской модели рыночной экономики. Основные её черты (по публикациям отечественных экономистов).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: