ЭКОЛОГИЯ
Примерные темы докладов по разделу 1
1. Объект изучения экологии
2. Окружающая среда и ее компоненты.
3. Экологический фактор
4. Незаменимые фундаментальные экологические факторы
5. Популяция
6. Взаимоотношения внутри популяции
7. Биоценоз и биогеоценоз
8. Продуценты, консументы и редуценты
9. Экологическая система
10. Пищевая цепь
11. Трофический уровень и пищевая пирамида
12. Принцип Линдемана - «правило десяти процентов»
13. Структура экологической системы.
14. Экологическая ниша
15. Конкуренция и взаимопомощь
16. Паразитизм
17. Правило лимитирующих факторов
18. Закон толерантности
19. Устойчивость экосистемы
20. Искусственные экосистемы
21. Биосфера и её границы
22. Теория Геи
23. Биоритмы
24. Живое вещество и его особенности
25. Косное вещество
26. Биокосное вещество
27. Биогенное вещество
28. Большой геологический круговорот веществ в природе
Примерные темы докладов по разделу 2.
29. Среда, окружающая человека
30. Причины возникновения экологических проблем в городе
31. Экологические проблемы в Санкт-Петербурге
32. Экологические проблемы сельского хозяйства
33. Экологические проблемы в Ленинградской области.
34. Твердые бытовые отходы ТБО
35. Способы решения проблемы утилизации ТБО.
36. Влияние шума на здоровье
37. Звукоизоляционные материалы
38. Теплоизоляционные материалы
39. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности.
40. Шум и вибрация в городских условиях.
41. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека.
42. Экологические вопросы строительства в городе.
43. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений, их экологическая безопасность.
44. Контроль за качеством строительства.
Примерные темы докладов по разделам 3 и 4.
45. Глобальные экологические проблемы
46. Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы: способы решения проблемы исчерпаемости.
47. Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: возможные способы решения проблем.
48. Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы.
49. Проблемы водных ресурсов и способы их решения в России.
50. Проблемы почвенной эрозии и способы ее решения в России.
51. Проблемы устойчивости лесных экосистем в России.
52. Система контроля за экологической безопасностью в России.
53. Современные требования к экологической безопасности продуктов питания.
54. Загрязнение окружающей среды
55. Энергетические ресурсы и проблема их исчерпаемости.
56. Основные экологические приоритеты современного мира.
57. Экологический след
58. Индекс человеческого развития
59. История и развитие концепции устойчивого развития.
60. Организации, способствующие охране природы.
61. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус
62. Законы экологии Б.Коммонера
63. Основные экологические приоритеты современного мира
64. Коэволюция человека и природы
65. Ноосфера
66. Римский клуб
Практическая работа №1
«Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося».
Что входит в понятие антропогенных изменений?
- Строительство дома
- Прокладка дороги, коммуникаций
- Разбивка парка
- Посадка огорода, сада
- Др.
План
- Указать место, где происходили антропогенные изменения
- Что было на этом месте до антропогенных изменений
- Какие действия производились в процессе антропогенных изменений
- Что стало на местности в результате антропогенных изменений
- К каким экологическим последствиям привели произведённые антропогенные изменения
Практическая работа №2 «Описание жилища человека как искусственной экосистемы».
- Что такое экосистема
- Что такое искусственная экосистема
- Как проявляются продуценты, консументы и редуценты в жилище
Практическая работа №3 «Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы (на конкретном примере)».
Практическая работа №4 «Как я понимаю фразу «Беречь природу»»
Проблема 1.
Есть разные уровни понимания экологии. Убирать мусор, не сорить, не ломать деревья – это уровень понимания в детском саду.
Проблема 2.
Как можно беречь ребёнка, если ты не знаешь законов его развития.
Проблема 3.
1.Свалки Подмосковья переполнены и их уже закрывают, полигон опасных отходов «Красный Бор» (ЛО) переполнен и грозит экологической катастрофой, деньги, отпускаемые на предотвращение этой катастрофы, расходуются не по назначению.
2.Леса горят в основном не из-за непотушенных костров, а из-за поджогов – цена обгоревшего леса существенно дешевле
Способ решения проблем.
Изучение экологии даёт возможность понять закономерности развития природы, дают возможность осознать, что целесообразно делать, а с чем необходимо бороться.
Перед вами стоит выбор: или знать и уметь, и активно «беречь природу», либо делать вид (я не мусорю), либо ничего не делать, либо (став взрослым) наплевав на законы экологии и на фразы «беречь природу», поставить потребление, приобретение выгоды на первый план
Практическая работа №5 «Переход от биосферы к ноосфере»
План
- Как я понимаю этот переход
- На какой стадии находится человечество
- Когда завершится
Критерии оценки сообщения
№ п/п | Критерии оценки | Метод оценки | Работа выполнена | Работа выполнена не полностью | Работа не выполнена | ||||
Высокий уровень 3 балла | Средний уровень 2 балла | Низкий уровень 1 балл | |||||||
1. | Соответствие представленной информации заданной теме | Наблюдение преподавателя | Содержание сообщения полностью соответствует заданной теме, тема раскрыта полностью | -Содержание сообщения соответствует заданной теме, но в тексте есть отклонения от темы или тема раскрыта не полностью. -Слишком краткий либо слишком пространный текст сообщения. | Содержание сообщения не соответствует заданной теме, тема не раскрыта. | ||||
2. | Характер и стиль изложения материала сообщения | Наблюдение преподавателя | Материал в сообщении излагается логично, по плану; В содержании используются термины по изучаемой теме; Произношение и объяснение терминов сообщения не вызывает у обучающегося затруднений | -Материал в сообщении не имеет четкой логики изложения (не по плану). - В содержании не используются термины по изучаемой теме, либо их недостаточно для раскрытия темы. - Произношение и объяснение терминов вызывает у обучающегося затруднения. | - выступление нелогично - Объем текста сообщения значительно превышает регламент или слишком короток | ||||
3. | Правильность оформления | Проверка работы | -Текст сообщения оформлен аккуратно и точно в соответствии с правилами оформления -Объем текста сообщения соответствует регламенту | - Текст сообщения оформлен недостаточно аккуратно - Присутствуют неточности в оформлении - Объем текста сообщения не соответствует регламенту | Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований. | ||||
4. | Ответ на вопросы по теме | Ответы по теме | Ответы не совсем точные | Ответы не соответствуют теме | |||||
Оценка | 4 балла «неудовлетворительно» | 5-7 баллов «удовлетворительно» | 8-10 баллов «хорошо» | 11-12 баллов «отлично» | |||||
1.Обучающийся работу не выполнил вовсе - 0.
Источники информации
для обучающихся
1.Валова В. Д. Экология. — М., 2012.
2.Константинов В. М., Челидзе Ю. Б. Экологические основы природопользования. — М.,
2014.
3.Марфенин Н. Н. Экология и концепция устойчивого развития. — М., 2013.
4.Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Суматохин С. В. Экология (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.
5.Пивоваров Ю. П., Королик В. В., Подунова Л. Г. Экология и гигиена человека: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
6.Тупикин Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности:
учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
7.Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Экология (базовый уровень). 10—
11 классы. — М., 2014.
Интернет-ресурсы
www. ecologysite. ru (Каталог экологических сайтов).
www. ecoculture. ru (Сайт экологического просвещения).
www. ecocommunity. ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России).