Билет 20. Вопрос 1. Понятие типа государства. Теоретические основы и значение типологии государства. Формационный и цивилизационный подходы: их достоинства и слабые стороны.
Типология государств - это их специфическая классификация, взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их свойств и сторон. Осуществляется она в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.
Цивилизационный подход считает, что государства развиваются по-разному, а не идут по общему пути развития. Суть цивилизационного подхода (Шпенглер, Тойнби, Вебер) состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. В цивилизационном подходе основным критерием выступает культурный фактор (религия, миропонимание, мировоззрение, историческое развитие, особенности вмещающего ландшафта, своеобразие обычаев, и др.).
Формационный подход к социально-политическому развитию исходит из предпосылки, что все государства, одни быстрее, а другие медленнее, развиваются по определённому сценарию, и все они рано или поздно должны прийти к одной форме общественно-политического устройства. Одной из самых известных универсалистских теорий является формационная теория, предложенная Карлом Марксом, в которой основным критерием классификации являются экономические отношения, а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства.
достоинства и слабые стороны:
Достоинство цивилизационного подхода видится в том, что он ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу. С позиций цивилизационного подхода государство служит одним из важных факторов духовного развития общества, выражения разнообразных интересов людей, источником их единения на основе культурно-нравственных ценностей.
Цивилизационный и формационный подходы к изучению общества нельзя противопоставлять, они взаимно дополняют друг друга и должны применяться в комплексе. Это позволяет наиболее полно характеризовать тип государства с учетом не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов.
Классификация по цивилизационному признаку страдает схематизмом, нечеткостью, серьезной недоработанностью. Очевидно, что типологию государств по цивилизационному критерию еще предстоит науке разработать.
Формационный подход основан на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации. Главным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производительных сил и производственных отношений ) Главные недостатки этого подхода состоят в том, что:
1) теория социально-экономических формаций была разработана главным образом на материале европейских стран. Восточные же государства отличались большим своеобразием развития и спецификой государственной организации, поэтому не укладывались в рамки формационной теории;
2) развитие обществ и государств характеризуется как заранее предопределенное: одна формация закономерно сменяется другой, более прогрессивной. Это движение имеет необратимую силу: все народы должны пройти все формации. Однако данное положение не всегда подтверждается социальной практикой.
Вопрос 2. Законы в Российской Федерации: понятие классификация. Закон как приоритетная форма Российского права. Конституция как основной закон Российского государства.
В зависимости от их значимости в системе действующего законодательства России различают законы конституционные, федеральные, законы субъектов Российской Федерации. Конституционные законы - это законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции. Федеральные законы принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные наиболее важные аспекты общественных отношений (экономические, социальные, политические и др.).
Закон как приоритетная форма. Закон — в политике и юриспруденции набор правил или норм поведения, который определяет, предписывает или разрешает определённые отношения между людьми, организациями и государством, обеспечивает методы непредвзятого обращения с этими людьми, а также наказания для тех, кто не следует установленным правилам поведения. можно обозначить два принципиальных подхода: а) право есть творение государственной власти и правом следует считать все официальные источники норм независимо от их содержания; б) закон, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей процедурной форме, может не иметь правового содержания, быть не правовым законом и выражать политический произвол. Соотношения права и закона: 1. Право и закон следует различать. Закон (официальные источники норм) - это форма выражения, объективирования права вовне, а право – единство этой формы и содержания (правил поведения). 2. Не может быть права до и вне закона (своей формы). Форма - способ жизни права, его существования.
Конституция как основной закон Российского государства. Конституция является основным законом государства. Это основной закон всякого государства. Ее сущность состоит в том, что она отражает расстановку политических сил в обществе, юридически закрепляет баланс их интересов. Различают фактическую и юридическую конституции. Фактическая конституция – это реальные отношения в обществе. Юридическая конституция представляет собой правовое оформление этих отношений. Конституции Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Вопрос 3. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие. Противоречия между правом и моралью пути их преодоления.
Наиболее значимыми регуляторами поведения людей всегда выступали: обычаи; мораль; право.
Обычай сплотил и упорядочил первобытную общность людей, но там, где они не преодолели его господство, развитие общества застыло на мертвой точке, потому что обычаи душили творческую фантазию, стремление к новому, необычному.
Мораль — это прежде всего жизненный ориентир, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Ее основная функция — утверждение человеческого в человеке. Если механическое повторение обычаев еще близко к инстинкту, то совесть, долг, чувство ответственности, присущие морали, чужды миру природы, являются анодами второй природы — человеческой культуры.
Право. Именно по мере культурологического развития общества у людей постепенно начинают формироваться индивидуальные потребности и интересы (экономические, политические, социальные и т. д.). И в связи с защитой отдельного человека и его личных интересов возникла третья система правил поведения - право.
все противоречия между правом и моралью можно разделить на внутренние - диалектические, т.е. те которые вызваны общей диалектичностью мира, и на внешние - социальные противоречия обусловленные объективно сложившимися в обществе проблемами. Можно с уверенностью сказать, что социальные противоречия, являются противоречиями, которые могут и должны быть полностью разрешены, если приложить достаточные усилия, диалектические же противоречия относятся к тому разряду разрешить который до конца ни когда не возможно. Например, пункт 2 статьи 229 ГК РФ гласит, что: «Нашедший вещь в праве потребовать от лица, управомоченного на получение вещи, вознаграждение за находку в размере до двадцати процентов стоимости вещи». Очевидно, что вышеозначенная статья входит в противоречит с существующей в обществе морали, которая порицает стяжательство и корысть. Нужно преодолеть недопонимание, зачастую нормы морали и права воспринимаются грубо. Недопонимание рождает противоречия, которые легко устранимы, достаточно лишь согласовать (изъяснить, истолковать) нормы.