Преп. Никодим Святогорец, свт. Макарий Коринфский
Редкое Причащение доставляет христианам большой вред, ибо тот, кто откладывает Причащение, тот не делает никакой подготовки ко Святому Причастию, не бывает внимателен к своей жизни во Христе, не имеет тщательного предохранения от злых помыслов. Промедление в Причащении становится причиной того, что он впадает в нерадение, и Божественной любви охлаждается.
Протяженность времени позволяет ему идти по жизни беспечно и небрежно, не иметь страха в своей душе, сдержанности в чувствах и осторожности в своих движениях, а также разрешает ему полную вольность и в еде, и в словах, и в неподобающих зрелищах и слушаниях, так что он делается подобным коню, который, не имея узды, соскальзывает во всякую пропасть греха. И это истина, что всё это случается у откладывающих Причащение, как то в ежедневном опыте и практике мы испытываем сами.
У меня вызывают удивление те христиане, которые бывают, насколько это возможно, достойными, однако причащаться не спешат. Как смогут они получить освящение и радость от Божественных Тайн, как сказал св. Николай Кавасила: "Если души подготовлены и готовы причаститься, а освящающий и всё совершающий Господь всегда желает освящать и любит Себя отдавать каждому, то что может воспрепятствовать Причащению?
Конечно, ничто....Если же кто-нибудь может, но не приступает к Трапезе, чтобы сподобиться освящения от неё, для такого получить освящение совершенно невозможно - не только потому, что он не приступил, но потому, что не приступил, будучи в состоянии это сделать". То есть, будучи в состоянии пойти, пренебрег и вознерадел, и поэтому не пошёл.
Как смогут они угасить огонь страстей, если не причащаются Пречистых Тайн, которые изгоняют всякую немощь, усмиряют дикую войну плоти и умерщвляют страсти, согласно священному Кириллу? К
Как могут они очистить свой ум, просветить свой разум, удобрить все силы души, не причащаясь Тела и Крови нашего Господа, которые есть истинное очищение, истинная красота, истинное просвещение и благородство души, как прежде сказал нам божественный Златоуст: "Как львы, дышащие огнём, так мы отходим от этой Святой Трапезы, став страшными для диавола, имея в себе и нашего Главу Христа, и любовь, которую Он нам оказал.
Эта Кровь делает сияющим царский образ нашей души, рождает невыразимую красоту, не даёт увянуть благородству в душе, орошая её непрестанно и питая. Эта Кровь, достойно принимаемая, прочь гонит от нас бесов, ангелов же привлекает, вместе с Владыкой ангелов. Ибо бесы убегают, когда видят Владычнюю Кровь, а ангелы собираются. Она - спасение наших душ, Ею радуется душа, Ею украшается, Ею согревается. Она делает наш ум светлее огня. Она делает нашу душу чище золота. Причащающиеся этой Крови стоят вместе с ангелами и вышними силами, будучи одеты в ту же, что и у них, царскую одежду, и оружие имея духовное. Но я не сказал ещё о самом великом: причащающиеся одеты в Самого Царя."
Или как возможно убежать им от преследующего их греха, когда они не запечатаны и не знаменованы Честной Кровью Христовой, как говорил Григорий Богослов:
"Священнейшее Тело Христово, когда хорошо приемлется, для воюющих является оружием, для удаляющихся от Бога - возвращением, немощных укрепляет, здоровых веселит, болезни лечит, здоровье сохраняет, благодаря ему мы легче исправляемся, в трудах и скорбях делаемся более терпеливыми, в любви - более горячими, в знании - более утончёнными, в послушании -более готовыми, к действиям благодати - более восприимчивыми.
А для тех, которые причащаются нехорошо, последствия противоположные, потому что они не запечатаны честной Кровью нашего Господа. Или каким образом они зажгут в своём сердце Божественную любовь, духовную радость, Божественный мир и остальные плоды и дарования Святого Духа, не причащаясь Тела и Крови возлюбленного Сына Отчего и единосущного Святому Духу, Который есть наша подлинная радость и мир, согласно Апостолу (См. Еф.2,14), и источник всех благ?
Я недоумеваю и удивляюсь, как христиане нынешних времен могут праздновать или воскресенья, или другие праздники в течение года и духовно радоваться истинной радостью, если не причащаются постоянно Божественного Приобщения, которое есть причина и повод всякого праздника и торжества.
Итак, безусловно, те, кто не причащается постоянно, те лишаются всех этих небесных и Божественных благ, а ко всему этому являются ещё и преступниками заповедей и Владычних повелений Господа, как мы сказали, и Апостольских Правил, и соборных Канонов, и наставлений всех святых. И они подпадают под наказание отлучения, которое налагают божественные апостолы и Антиохийский собор.
Таковые к тому же дают позволение и место диаволу своей задержкой Причащения повергать их в различные грехи и иные многие искушения, как говорит божественный Кирилл Александрийский: "Удаляющие себя от Церкви и Причащения делаются врагами Бога и друзьями бесов."
И божественный Златоуст говорит: "Да не на мнозе удаляяйся общения Твоего, от мысленнаго волка звероуловлен буду".
То есть потому, Господи, я приступаю часто к Таинству и причащаюсь, что боюсь, если буду отдаляться на долгое время от Святого Твоего Приобщения, то, оказавшись непокрытым благодатью, буду уловлен мысленным волком, диаволом, и он меня умертвит.
Подобным образом и божественный Златоуст в тот день, когда был рукоположен, исцелив одного бесноватого, наставлял его часто ходить в церковь и приступать к Божественным Тайнам с постом и молитвами, дабы бес не искушал его впредь.
Так об этом пишет в житии Святого Симеон Метафраст: "Некий безумный муж, будучи одержим нечистым бесом, вбежал внутрь церкви, испуская изо рта пену, с высунутым наружу языком, так что все видели это отвратительное зрелище. И тогда все стали молить святую эту душу - божественного Златоуста, дабы он помолился об исцелении страждущего. Он сказал этому человеку приблизиться, с любовью посмотрел на него и, знаменовав его своей рукой и призвав Имя Святой Троицы, повелел лукавому бесу выйти. И сразу, когда это говорилось, слово стало делом, и человек мгновенно освободился от ужасной бесовской болезни. После этого Святой, подняв его, посоветовал ему быть прилежным в посещении церкви и Приобщении Божественных Святынь, быть внимательным к посту и молитвам. "Ибо, если так ты будешь поступать, - сказал он, - враг никогда тебе больше не досадит, и не будешь ты уловлен в его сети".
Слышите, какие беды претерпевают те, которые не причащаются часто, но удаляют себя от Тайн?