Казармы Павловского полка




Строительство здания казарм на участке между Марсовым полем, Миллионной улицей и аптекарским переулком началось в 1817 году. С 1819 года Павловский полк уже размещался здесь. Главный фасад здания обращен к Марсово полю. На аттике имелась надпись – «Казармы Лейб-гвардии Павловского полка». Фасад протянулся на более чем сто пятьдесят метров, и акцентирован тремя дорическими портиками. Два боковых шестиколонных портика здания завершены фронтоном, а большой центральный двенадцатиколонный – аттиком. Характерным для Стасова является достаточно скупое оформление здания скульптурными украшениями. Фасад казарм, выходящий на Миллионную улицу, акцентирован десятиколонным дорическим портиком. На рельефах, украшающих фронтоны и аттик здания, преимущественно военные доспехи, знамена, щиты и т.п. Здание казарм Павловского полка завершило архитектурный ансамбль прилегающей площади. Оно является великолепным памятником архитектуры русского классицизма первой половины XIX века.

Внутренние помещения казарм лишены, какого бы то ни было, художественного решения, что естественно объясняется назначением здания. Можно отметить только церковный зал с ионической колоннадой, характерный для парадных залов начала XIX века. В тридцатые годы XX века он был несколько перестроен по проекту архитектора О. Мунца, превратившись в клубное помещение. В настоящее время здесь располагается ДК «Ленэнерго».

После революции Павловский полк был расформирован. Во время Второй Мировой войны в здание попало несколько авиабомб и артиллерийских снарядов. Но уже к 1948 году фасады казарм были восстановлены. Сегодня в бывших казармах Павловского полка размещается управление «Ленэнерго».

 

 

Эклектика в России

 

Экле́ктика (эклектизм, историзм) в архитектуре — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг.

В эпоху Николая Первого в русской архитектуре под влиянием идеологических требований – доктрины Православие, Самодержавие, Народность - начинает господствовать тенденция возврата к прошлому. Первое место в развитии этих тенденций принадлежит главному архитектору николаевской эпохи Константину Тону.
К. А. Тон (1794 – 1881)
В 1830г. Тон выстроил в Петербурге церковь Святой Екатерины в виде пятиглавого храма. Проект был превращен в обязательный образец для строительства храмов по всей России.
Храма Христа Спасителя(1839-1883)
Храм - памятник героической победе русского народа над Наполеоном, спроектированный Александром Витбергом в формах, близких к классицизму, первоначально строился на Воробьевых горах, но строительство было остановлено в силу различных причин. После отстранения Александра Витберга от строительства Храма Христа Спасителя Тон предложил свой проект.
Теперь Храм строился недалеко от Кремля и в формах, совершенно отличных от прежнего проекта. Для выражения общей идеи были выбраны формы, напоминавшие византийскую архитектуру. Храм был посвящен победе в Отечественной войне 1812 г., строился на народные средства и привлек всеобщий интерес.
Тон придал зданию форму равноконечного креста. Она возникла благодаря устройству ризалитов - выступающей вперед центральной части каждого из фасадов. Плану здания в виде равноконечного креста соответствуют одинаковые по композиции и облику фасады (различаются они только тематикой расположенных на их поверхности скульптурных композиций). В 1840-е годы появляется опоясывающий фасады на уровне окон аркатурный пояс, напоминающий соборы Владимира и Успенский собор в Кремле. Но в то же время в композиции храма проступают и характерные признаки классицизма: массивный кубовидный объем, относительная грузность пропорций. Центральный купол имеет шлемовидную форму, что должно напоминать древнерусскую архитектуру. Но в целом здание далеко от образцов допетровского зодчества. Четыре других купола столь невелики по размерам, что пятикуполье почти не прочитывается. Четыре купола только фланкируют центральный. Тон сознательно ориентируется на некоторые особенности Исаакиевского собора. Закомары соединены с кокошниками и при этом имеют неравную величину. Фасад украшен бронзовой скульптурой очень красивого рисунка, но для допетровской Руси такая деталь совершенно нехарактерна.
Интерьеры здания помпезны, чрезмерно украшены невыразительной живописью, академической и холодной.
Храм Христа Спасителя имел трагическую судьбу. Первоначальное здание строилось около 50 лет. Храм простоял еще 50 лет, и был взорван в 1931 г. Нынешний Храм Христа Спасителя восстановлен в 90-ые гг. Современная Москва стала намного выше прежней, и массивное здание уже не смотрится столь огромным, но все равно сохраняет черты чрезмерной помпезности и грандиозности.
Большой Кремлевский дворец.
Последний из дворцов Европы такого рода был построен Тоном в 1838-1849 гг. В архитектурной обработке фасадов совмещены черты классицистические, ренессансные и древнерусские. Своим главным фасадом дворец выходит на Кремлёвскую набережную. В наружной отделке здания использованы мотивы Теремного дворца: так окна выполнены в традиции русского зодчества и украшены резными наличниками с двойными арками и гирькой посередине. Согласно задумке Николая I дворец должен был стать памятником славы русского воинства. Так его пять парадных залов — Георгиевский, Андреевский, Александровский, Владимирский и Екатерининский — названы в честь орденов Российской империи, а их оформление выдержано в соответствующей стилистике. Наиболее значительны Георгиевский и Владимирский залы дворца.
В Москве и Петербурге Тон построил первые вокзальные здания: Николаевский (Ленинградский) в Москве и Московский в Петербурге. В них он удачно соединил классицистические и ренессансные черты. Центральные башни вокзалов, напоминающие ратушные башни средневековых городов Италии, украшены часами. Главная ось фасада подчеркнута часовой башней. Здания вокзалов тоже стали образцовыми.
По проекту Тона построена знаменитая пристань со сфинксами перед зданием Академии Художеств в Петербурге, здание Малого театра в Москве.
Другие сооружения эпохи
В архитектуре Петергофского вокзала в Петербурге (1856-1858 гг.) архитектор Н. Л. Бенуа использовал готические элементы, искусно интерпретируя средневековое зодчество. Вокзал, как и корпуса придворных конюшен, выстроенные им же в Петергофе (Петродворце), представляет собой пример стилизации английской готики.
Брат Карла Брюллова А. П. Брюллов являлся одним из первых зодчих, работавших стиле эклектики. Он выстроил в Петербурге на Невском проспекте лютеранскую церковь св. Петра (1832— 1838 гг.) в псевдороманском стиле.
А. И. Штакеншнейдер был ведущим мастером середины XIX века, продемонстрировавшим в построенных им дворцах владение формами барокко. По его проектам был выстроен ряд крупных дворцов: Мариинский, Николаевский, Белосельских-Белозерских в Петербурге.
Мариинский дворец
Тяжеловесная трехчастная композиция главного фасада Мариинского дворца с полуколонными портиками и пилястрами коринфского большого ордера очень немногим напоминает традиционные фасады классицистических зданий. Дробность "бриллиантовой" рустовки цокольного этажа, измельченность форм оконных наличников и обработки колонн и пилястр, так же как и монохромность здания, коренным образом отличают дворец от зданий предшествующего стилистического периода.
Дворец Белосельских-Белозерских (1846-1848 гг.), расположенный на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки, представляет собой явную стилизацию архитектуры петербургского барокко середины XVIII в., воплощенной в произведениях Ф. Б. Растрелли.
В формах ренессанса прусский архитектор Кленце построил здание Нового Эрмитажа в Петербурге. Завершив строительство целого музейного комплекса. Здание украшено портиком атлантов, созданных скульптором Теребеневым.
В 1880—1890-х гг. наряду с официально-академическим существуют почти сливающиеся с ним научно-археологическое и тяготеющее к «почвенничеству» направления «русского» стиля. В русской архитектуре стремление к воспроизведению национальных форм привело к созданию целого ряда крупных общественных зданий, фасадное решение которых построено на подражании мотивам 17 в.
Таковы здание Московской городской думы, Исторического музея, церковь Воскресения на крови в Петербурге, Политехнический музей, Верхние торговые ряды (ГУМ), на Красной площади, построенные в 1889-1898 гг. А. Померанцевым.
Исторический музей
Московская городская дума в апреле 1874 года выделила для постройки музея землю на Красной площади Москвы. По итогам конкурса на проектирование здания музея предпочтение было отдано проекту архитектора В.О. Шервуда и инженера А.А. Семёнова. Строительство здания продолжалось в течение 1875—1881 годов.
При проектировании музея было принято решение, обязывающее проектировщиков ориентироваться на особенности русского зодчества XVI - XVII в.
Шервуд, используя мотивы древнего зодчества, пытался добиться органического вхождения здания музея с его многочисленными островерхими башнями и высокими фигурными кровлями в ансамбль Красной площади. Обилие башенок, подвесные колонки-гирьки, крылец, их восьмигранные формы и шатры, теремные завершения крыш соотносятся не только с кремлевскими башнями, но и с многоглавием Василия Блаженного. Древнерусские детали располагаются на фасаде в соответствии с общими закономерностями эклектики. Они равномерно покрывают плоскости стен, средством их объединения остается симметрично-осевая композиции, как в классицизме, что вступает в противоречие с попыткой возродить черты Древней Руси. Последовательно проведено расчленение объемов, каждый из них имеет собственное перекрытие, крыт попалатно, совсем как в старину. Как в старину, заботливо выдержана не только конусовидность форм, но и объединяющая линия треугольника, выдвинуты за плоскость фасада крыльца, мелкие элементы выступают вперед, чтобы подчеркнуть размеры здания в целом, формы завершения уменьшаются кверху. Фасады облицованы красным кирпичом, как и стены Кремля, их покрывает роскошный узор из кирпичных же деталей. Он покрывает всю поверхность фасадов, не оставляя гладких поверхностей, подчеркивая дробность композиции, мешая воспринять изначальную прелесть примененных мотивов. Их слишком много, чтобы почувствовать своеобразие каждого из них, они расположены слишком густо, споря и перебивая друг друга, чтобы можно было хоть какой-то воспринять как основной, ведущий.
В оформлении интерьеров принимали участие крупнейшие русские художники. Орнаментальные росписи и исторические монументальные панно написаны В.М. Васнецовым, Г.И. Семирадским, И.К. Айвазовским.
На фасаде Московского Политехнического музея использованы приемы стилизации деревенского декора изб, орнаментов народного прикладного искусства, вышивок.
Храм Спас на Крови архитектора А. Парланда построен по указанию Александра III и решению Синода в 1907 г. на месте трагической гибели императора Александра II.
Музей-памятник "Спас на крови" является образцом позднего этапа эволюции "русского стиля". Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля первой половины XVII вв. В основе композиции храма компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причём место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр – год смерти императора Александра. Всего Спас-на-Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную группу, часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть — эмалевое. В основании восьмигранного шатра на его стене имеются восемь продолговатых окон с наличниками в форме кокошников. Вверху шатёр сужается, в нём прорезаны восемь выступов с окошками. Шатёр завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка покрыта белой, жёлтой и зелёной эмалью в виде обвивающих её цветных полосок. В западной части собора находится колокольня. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного. В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика. Детали храма, как и других построек этого стиля, дробные, чрезмерно измельченные, вместо полихромии чрезмерно пестрый узор.
Интерьер представляет из себя буквально мозаичный ковер икон и орнаментов, покрывающий все внутреннее пространство, от цоколя до главного купола. Это единственный православный собор, мозаичное убранство которого составляет 7 065 квадратных метров, - одна из крупнейших мозаичных коллекций в Европе.
Собор не был приходским; он находился в ведении Министерства внутренних дел и не был рассчитан на массовые посещения; вход осуществлялся по пропускам.
Зрелая эклектика
Для архитектуры зрелой эклектики были свойственны новые качества - богатство и насыщенность декора, подчёркнутая репрезентативность форм, символизирующие благосостояние нового заказчика и потребителя - буржуазии. Теперь нередко соединялись элементы различных исторических стилей в одной композиции, на одном фасаде. Они произвольно воспроизводились в измельчённой и дробной штукатурной отделке, которая не была связана с внутренней структурой сооружения. Широко внедрялись в строительство периода эклектики разнообразные инженерно-технические новшества - прежде всего металлические, а затем и железобетонные конструкции. Так в здании Верхних торговых рядов за псевдоисторическим фасадом скрыт замечательный стеклянный на металлических опорах свод выдающегося инженера Шухова.
Здание Верхних торговых рядов построено в 1890—1893 годах по проекту архитектора А. Н. Померанцева. Являясь неотъемлемой частью ансамбля Красной площади, здание развёрнуто параллельно Кремлёвской стене. На площади проходам соответствуют 3 заглублённых подъезда, составляющие основу композиции главного фасада. Над центральной частью поставлены две башни, повторяющие завершение здания Исторического музея. Декор обильно цитирует древнерусскую архитектуру. В гигантском трёхэтажном сооружении состоящем из трёх продольных пассажей, с глубокими подвалами разместилось более тысячи магазинов. Конструкция перекрытий пассажей — арочные стальные фермы с остеклением шестнадцатиметровых пролётов - создание В. Г. Шухова. Кроме пассажей в здании устроены три больших зала. Во внешней отделке использован финский гранит, тарусский мрамор, песчаник.
Современный облик исторической части Москвы во многом сформирован эклектикой, основные принципы которой соответствовали требованиям укрупнившегося масштаба застройки. «Фасадная» архитектура эклектики, несмотря на некоторую дробность и монотонную повторяемость деталей, придала фронтальной поверхности зданий большую рельефность и живописность.
Характерной особенностью застройки Москвы 1870—90-х гг. стало появление монументальных, представительных, нередко перегруженных декором, иногда причудливых и вычурных по своим формам зданий, тем не менее достаточно органично «вошедших» в структуру города (Государственный банк на Неглинной улице, архитектор К.М. Быковский, 1893—1895гг; Международный торговый банк на Кузнецком мосту, архитектор С.С. Эйбушитц, 1898гг; Сандуновские бани, архитектор Б.В. Фрейденберг, (1894—1895)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: