Я.А. Коменский об особенностях обучения человека на различных этапах возрастного развития.




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Факультет «Социальная педагогика»

 

  Согласовано Председатель ГАК _______________________ А.В. Гагарин (подпись, расшифровка подписи) “____”_____________ 2014 г.  

Специальность: 050711.65 Социальная педагогика

Специализации:

Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательном учреждении.

Социально-педагогическая деятельность в учреждении дополнительного образования.

Психология социально-педагогической деятельности.

Вопросы к Итоговому междисциплинарному экзамену в 2014 г.

Вопросы по дисциплине «Социальная педагогика»

1. Возникновение и становление социальной педагогики как теории и практики. Термин «социальная педагогика» был предложен немецким педагогом Ф. Дистервегом в середине XIX века, но стал активно употребляться лишь в начале ХХ века. Социальная педагогика - отрасль педагогической науки, изучающая закономерности, формирование и развитие человеческих отношений, способностей личности строить свои отношения в социуме (Торохтий). Объект СП – процесс развития человека в социуме на основе всей совокупности его социальных взаимодействий (Филонов Г.Н.). Предмет – педагогические аспекты социализации человека, его адаптации в социуме и интеграции в общество (Загвязинский В.И.).
Рождение социальной педагогики как науки является своеобразным ответом на общественную потребность в теоретических и прикладных исследованиях проблем взаимодействия человека и быстро изменяющейся окружающей его среды. Теоретические истоки социальной педагогики кроются в многовековой массовой практике воспитания детей, подростков, молодежи; в народной педагогике, в этнопедагогике, в трудах выдающихся отечественных философов, педагогов, психологов. В России социальная педагогика, зародившись в конце XIX века, получила определенное развитие в 20-е гг. ХХ века в виде разработки и попытки реализации идеи связи школы с жизнью и социальной средой. Эта идея получила теоретическое обоснование и практическое воплощение у Шацкого, в трудах и опыте ряда педагогов теоретиков и практиков. Интерес к социальной педагогике обострился в 70-е гг. ХХ в., что было связано с очередным кризисом системы воспитания (работа с детьми по месту жительства – В.Г. Бочарова, М.М. Плоткин и др.). 80-е гг. – изыскания в сфере собственно социальной педагогики М.А. Галагузова, В.Д. Семенов.
За рубежом теоретическая разработка проблем социальной педагогики возобновилась лишь в 50-60 гг. в Германии. В XIX веке все более широкое распространение получала практическая деятельность, обозначавшаяся термином социальная работа.
Истоки и предпосылки возникновения СОП в произведениях великих мыслителей, классиков педагогики всех времен и народов.
Древнекитайский философ Конфуций (551 – 479гг. до н.э.) считал, что идеальный человек должен согласовывать свое поведение с требованиями общества. Он разработал концепцию идеального человека и воспитания ребенка в семье: почитай родителей, не бросай их.
Греческий философ Сократ считал, что высшей добродетелью человека являются знания, а его безнравственное поведение – результат незнания. Сократский метод воспитания – метод самопознания, метод обучения путем вопросов и ответов побуждает учеников самим находить ответы.
Идея гармоничного развития личности принадлежит Платону. От него дошла идея воспитания детей в государственных воспитательных домах. От Платона пришла программа обучения в школах – «семь свободных искусств».
От Аристотеля ученые восприняли идею развития способностей человека, заложенных природой в качестве основной цели воспитания. Демокрит выделял как главное в воспитании – знания природы человека, его природосообразное воспитание, в основе которого должен быть труд.
Средневековая педагогика почти 12 веков определялась догмами богословия. Научный подход начинается с Я.А. Коменского, с книги «Великая дидактика», где впервые были сформулированы принципы, методы, формы обучения. Коменский четко сформулировал цели умственного, нравственного и религиозного воспитания.
 Новое время. Французская философия и английская экономическая мысль выдвигают идеал воспитания нового человека.
Дж. Локк (1632 – 1704 гг.) пишет о воспитании джентльмена, человека, умеющего вести дело.
К. Гельвеций (1715 – 1771) представляет идеал воспитания человека как патриота и гражданина, и здравомыслящей личности.
Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778) ставит перед воспитанием цель воспитать не судью, не солдата, не священника, а человека.
 Развитие СОП за рубежом. Начальный период (с древнейших времен до 17в.) связан с осмыслением практики воспитания и формированием педагогической и социально-педагогической мысли. В этот период происходит становление воспитания как социального явления, возникают различные теории воспитания. Еще в античности были высказаны такие основополагающие социально-педагогические идеи, как идея о необходимости воспитания с самого раннего возраста; учитывать при этом природу ребенка и влияние окружающей среды; опираться на авторитет взрослых, прежде всего родителей.
Период возрождения связан с развитием гуманистической идеи в воспитании ребенка. В. Да-Фельтре (1378-1446) создал одну из первых в истории школ интернатного типа «Дом радости».
17-19в характеризуются развитием ведущих идей и научных концепций СОП, становлением ее как науки. Видные ученые в этот период искали решение социально-педагогических проблем на путях сотрудничества с общественностью и государством. В этот период СОП развивается в тесной связи с практической социально-педагогической деятельностью. В конце 19 СОП выделяется в самостоятельную область педагогической науки. Это связано с именами немецких ученых А. Дистерверга и П. Наторпа. Начиная с 20в – период развития СОП как самостоятельной науки.
 Развитие СОП в России. Петр I начал первым педагогическую деятельность. Л.Н. Толстой организовал школу для крестьянских детей в Ясной поляне. В середине 19в в отечественной педагогике после публикации трудов Ушинского и Толстого усилилось внимание к проблемам влияния окружающей среды на развитие и воспитание ребенка.
Ушинский создал теорию истинно христианского народного воспитании.
Лесгафт написал в 80хг работу «Семейное воспитание ребенка и его значение», которое пользуется всемирным признанием до сих пор.
В.П. Вахтерев писал о важности создания социальной среды для воспитания ребенка, утверждая, что в детском коллективе свобода ребенка не нарушается.
П.Ф. Каптерев писал о школе, как о среде детского общения, которая положительно влияет на ребенка.
1911г в С.-Пб. Вышла книга Наторпа «Социальная педагогика».
В.В. Зеньковский: его СОП основывается на том, что человека не понять, если не изучишь его окружающую среду.
С.Т. Шацкий – автор педагогики среды.

2. Т. Мор и Т. Кампанелла о социальном воспитании. Томас Мор (1478-1535). Родоначальник утопического социализма, крупнейший английский гуманист. В 1516 г.издал на латинском языке небольшую книгу, которая прославила его имя и снискала ему много друзей и врагов. Полное ее название «Золотая книжка, столь же полезная, как и забава, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». В этой книге Мор дал критический анализ социально-экономическим отношениям, господствующим в Англии и указал, что без кардинальных реформ в стране не возможно установление справедливости. Фантастический образ общества на несуществующем острове Утопия не знает эксплуатации и частной собственности, все общее, блага распределяются поровну. На острове нет погони за деньгами, фанатизма и религиозной нетерпимости. Все потребности человека обеспечивает государство. Островитяне обучаются как сельскому хозяйству, так и ремеслу. 6 часов – трудовая деятельность, остальное время – умственные науки. Правители избираются из числа ученых людей. Высшее наказание за любое тяжкое преступление – обращение в рабство. Удовольствие, доставляемое разумной жизнью, есть наивысшее благо для человека.
Томазо Кампанелла (1568-1639). Великий итальянский философ. Был монахом. По его мнению, мир – это большая книга, в которую вечный разум вносит свои мысли. Кампанелла написал книгу «Город солнца», в которой он дает описание общественного устройства на принципах социалистического утопизма. Это видение будущего «Золотого века». «Город солнца» - это город крепость. В этом городе-государстве большое значение придается военному делу. Главой государства народ избирает выдающегося по знаниям человека, которому помогают три министерства: могущество, мудрость, любовь. Все граждане участвуют в трудовой жизни общества (минимум 4 часа физического труда в день). Образование для всех обязательное и бесплатное. Общее имущество, нет частной собственности, все люди братья, жены общие, дети не знают своих родителей и воспитываются государством, все живут вместе. Это был один из первых идеалов социально-ориентированного государства.

Я.А. Коменский об особенностях обучения человека на различных этапах возрастного развития.

 

4.1592-1670 воспитание должно быть основано на законной духовности и эти законы он сравнивал в законами самой природы. Он отстаивал идею о просвещении всех людей без исключения. Создал единую систему образования и наметил его стркутуру от дошкольного воспитания до высшего образования. От рождения до 6 лет дети воспитываются в семье (материнские школа),с 6 лет и до 12 обучается в элементарной школе (родной язык, арифметика, элементы геометрии,географии природоведения,священное писание) Каменский считал что к школе родного языка необходимо знакомить детей с ремеслами. В латинской школе или гимназии с 12-18 л каменский вводит наряду с традиционными семью свободными искусствами, естествознание,историю, географию. Высшее образование с 18-24г осущ в академии. Каменским были разработаны понятие целей, содержание и методов воспитания. В начале он отдавал предпочтение предметному принципу и был атвором ряда предметных учебников по физике,геометрии,геодезии и тд Затем н пришел к убеждению что человек должен получить систему знаний о мире,природе,человеке,общества. Духовной областью явл учебник «открытая дверь языков.

4. Социально-гуманистические идеи в педагогических учениях Возрождения. Рале - фельтре



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: