По Двум Горизонтальным Углам
Дано: Ð @ и Ð β и какая-то точка. Решение: 1. Проводим на кальке произвольную центральную линию.
2. От нее вправо и влево откладываем углы @ и β (транспортиром)
Совмещаем полученные лучи с ориентиром на карте (прикладываем кальку на карту).
По Пеленгу и Расстоянию
По компасу берем пеленг и одновременно локатором опр. расстояние до него.
2.Прокладываем исправленный пеленг ОИП и делаем засечку циркулем = измеренному расстоянию.
Пересечение даст место судна.
По Пеленгу и Горизонтальному Углу (один из ориентиров закрыт надстройкой)
Измерить компасом – пеленг 1ого ориентира, Секстаном угол между 2мя ориентирами.
Исправить КП поправкой компаса, горизонтальный угол поправкой секстана
Рассчитать ИП второго ориентира и проложить ИП обоих ориентиров
Изолиния – геометрическое место точек с одинаковыми навигационными параметрами. В общем случае – это кривая, но иногда – окружность, гипербола или прямая.
Линия положения – это касательная к изолинии в данной точке.
Истинный курс – угол в плоскости истинного горизонта, отсчитываемый от нордовой части истинного меридиана по часовой стрелке до носовой части диаметральной плоскости судна;
Истинный пеленг – угол в плоскости истинного горизонта, отсчитываемый от нордовой части истинного меридиана по часовой стрелке до направления на ориентир.
Курсовой угол – угол в плоскости истинного горизонта, заключенный между носовой частью диаметральной плоскости судна и направлением на ориентир.
Магнитный курс – угол в плоскости истинного горизонта, отсчитываемый от нордовой части магнитного меридиана по часовой стрелке до носовой части диаметральной плоскости судна;
Магнитный пеленг – угол в плоскости истинного горизонта, отсчитываемый от нордовой части магнитного меридиана по часовой стрелке до направления на ориентир.
Обратный магнитный пеленг – угол, отличающийся от МП на 180.
девиациея магнитного компаса (δ). δ = МК-d = МК-КК = МП-КП
Компасный курс – угол при центре компаса, отсчитываемый от нордовой части компасного меридиана до направления носовой части диаметральной плоскости судна по часовой стрелке от 0 до 360.
Компасный пеленг – угол при центре компаса, отсчитываемый от нордовой части компасного меридиана до направления на предмет от 0 до 360
Локсодромия – Если судно совершает переход одним и тем же неизменным курсом, то его путь изобразится на поверхности Земли кривой линией, которая называется локсодромией. Л – это принятое в навигации название одной из самых замечательных кривых, известной в математике как логарифмическая спираль. На сфере локсодромия – это кривая, пересекающая все меридианы под постоянным углом, равным курсу судна. Лаксодромия пересекает каждый меридиан много раз, причем широта пересечения локсодромии с данным меридианом последовательно увеличивается, Она спиралеобразно асимтотически стремится к полюсу. Лок. П – прямая линия пеленга на карте. Лок. К – прямая линия курса на карте.
Теория меркаторской проекции.
Меридианы и параллели Земного шара, проецируются на касательный цилиндр. При этом длина меридианов не изменится и они станут параллельными друг другу. Параллели же растянутся и станут равными по длине экватору и параллельными ему. Растяжение больше, чем дальше от экватора. При этом длина окружности параллели будет изменяться пропорционально секансу широты. Но проекция еще не равноугольная, надо и меридианы растянуть пропорционально секансу φ. Такая проекция будет удовлетворять всем требованиям к карте: она равноугольна, локсодромия – прямая линия, масштаб изменяется в малых пределах.
Графическое счисление: при плавании вблизи берегов, когда на относительно небольших расстояниях от курса могут располагаться опасные глубины и другие опасности, когда счисление должно производиться особенно тщательно и непрерывно. Заключается: в систематическом нанесении положения судна на карту по направлению его движения и пройденному расстоянию на основе показаний компаса и лага, а также данных о течении и дрейфа Начальная точка счисления должна быть известна. Место, полученное по счислению, называется счислимым
Циркуляция – криволинейная траектория, описываемая центром масс судна, движущегося при выведенном из прямого положения руле.
Изолиния – геометрическое место точек с одинаковыми навигационными параметрами. В общем случае – это кривая, но иногда – окружность, гипербола или прямая.
Линия положения – это касательная к изолинии в данной точке
Систематические ошибки – ошибки, величина и направление которых постоянны или изменяются по определенному закону.
Случайные ошибки: - ошибки, вызванные различными внешними причинами, существенно не связанными с проведением данных измерений
Среднеквадратическая ошибка: М = +/- 1:sin Q x Δn1 + Δn2 где М – радиус окружности, в площади которой находится вероятное место судна; Q - угол пересечения изолиний (или линий положения)
Δn1 – величина смещения первой линии положения, кб или мили; Δn2 – величина смещения второй линии положения.
Разгонка треугольника погрешностей: изменив поправку компаса на 2 – 4 градуса в ту или другую сторону и проложив на карте исправленные пеленги, можно получить новый треугольник погрешности, подобный первому. Соединив сходные вершины на пересечении получают искомое место судна. К разгонке прибегают, если величина сторон треугольника > 5мм в масштабе карты. Если меньше, то для равностороннего треугольника место – в центре, для вытянутого – ближе к его коротким сторонам.